Трофоний
Греческие божества ряд |
---|
Хтонические божества |
Трофоний ( / t r ə ˈ f i oʊ n ə s / ; древнегреческий : Τροφώνιος Trophonios ) был греческим героем , или даймоном , или богом — никогда не было известно, какой из них — с богатой мифологической традицией и культом оракула в Лебадее (Λιβαδειά Левадия Греция или Ливадия ) в Беотии, .
Этимология и параллельные культы
[ редактировать ]Название происходит от слова τρέφω trepho , «питать». Страбон и несколько надписей называют его Зевсом Трефониосом. несколько других хтонических Зевсов В греческом мире известны , в том числе Зевс Μειλίχιος Meilikhios («медовый» или «добрый» Зевс) и Зевс Χθόνιος Chthonios («Зевс под землей»), которые были другими именами Аида.
Подобные конструкции встречаются и в римском мире. Например, святилище в Лавиниуме в Лацио было посвящено Энею под названием Iuppiter Indiges ( «Юпитер на земле»).
Семья
[ редактировать ]Трофоний был сыном Эргина , царя Миньяна Орхомена и братом Агамеда . Но Аполлон считается его настоящим божественным отцом. [1]
Мифология
[ редактировать ]
Храм Аполлона
[ редактировать ]Согласно гомеровскому «Гимну Аполлону» построил храм Аполлона у оракула в Дельфах , он вместе с Агамедом . Пиндар рассказывает, как после завершения оракул сказал братьям делать все, что они пожелают, в течение шести дней, а на седьмой они получат свою награду. Они так и сделали и на седьмой день были найдены мертвыми. [2] Цицерон упоминает ту же историю, только сокращая количество дней до трех. [3] Из этой истории, возможно, возникла пословица Менандра: «Те, кого любят боги, умирают молодыми». [4]
Сокровищница царя Гирея
[ редактировать ]В качестве альтернативы, согласно Павсанию, построили сокровищницу (с секретным входом, о котором знали только они) для царя Гирия Беотии они . Воспользовавшись секретным входом, они украли состояние Гириеуса. Король знал, но не знал, кто был вором; он поставил ловушку. В нем оказался Агамед; Трофоний отрубил ему голову, чтобы Гирией не знал, чье это тело. Затем он был немедленно поглощен землей и превратился в бессмертного подземного бога. [5]
Пещера Трофония не была обнаружена снова до тех пор, пока лебадейцы не пострадали от чумы и не обратились за помощью к Дельфийскому оракулу . Пифия посоветовала им , что безымянный герой разгневан тем, что им пренебрегают, и что они должны найти его могилу и немедленно поклониться ему. Последовало несколько безуспешных поисков, и чума не ослабевала, пока мальчик-пастушок не пошел по следу пчел в яму в земле. Вместо меда он нашел даймона , и Лебадея избавилась от чумы, обретя при этом популярного оракула.
Другие мифы
[ редактировать ]Бездетный Ксуф в советуется » Еврипида « Ионе с Трофонием по пути в Дельфы .
Аполлоний Тианский , легендарный мудрец и провидец поздней античности , однажды посетил святыню и обнаружил, что, когда дело касалось философии, Трофоний был сторонником здравых пифагорейских доктрин.
» Плутарха В «De Genio Socratis рассказывается о тщательно продуманном видении во сне, касающемся космоса и загробной жизни, которое предположительно было получено у оракула Трофония.
Культ
[ редактировать ]Павсаний в своем отчете о Беотии ( 9.39 ) сообщает много подробностей о культе Трофония. Тот, кто хотел посоветоваться с оракулом, должен был жить в специально отведенном доме в течение нескольких дней, купаясь в реке Геркрина (также Эркина ), названной в честь его дочери, которая была подругой детства Персефоны , и питаясь жертвенным мясом. Затем он днем приносил жертвы ряду богов, включая Кроноса , Аполлона , Зевса царя , Геру -возничую и Деметру - Европу . Ночью он бросал барана в яму, посвященную Агамеду , пил из двух рек, Леты и Мнемозины , а затем спускался в пещеру. В данном случае большинство консультируемых были до смерти напуганы и совершенно забыли о случившемся, когда подошли к нему.
После этого консультируемый усаживался на стул Мнемозины, где жрецы святилища записывали его бред и составляли из них оракул.
В классической традиции
[ редактировать ]«Спуститься в пещеру Трофония» стало пословицей, говоря «испытать сильный страх». Это высказывание упоминается в « Аристофана » Облаках .
Несколько древних философов, в том числе Гераклид Понтийский , написали комментарии к культу Трофония, которые ныне утеряны. Трофоний представлял интерес для ученых-классиков, потому что реки Лета и Мнемозина имеют тесные параллели с мифом об Эре в конце , Платона «Государства» с серией орфических погребальных надписей на золотых листах , а также с несколькими отрывками о памяти и забывчивость в Гесиода » «Теогонии . Клуб Адского Пламени однажды построил «Пещеру Трофония» с непристойными настенными росписями, в которой они устраивали свои пиршества. Философ Сёрен Кьеркегор ссылается на «пещеру Трофония», обсуждая свое детство и более поздние философские открытия в своей работе «Или/или » . Философ Фридрих Ницше ссылается на «Трофония» в предисловии к своему «Рассвету» , намекая на его труд в «подполье» моральных предрассудков.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Павсаний , 9.37.5 .
- ^ Пиндар согласно Утешению Плутарха Аполлонию 14.
- ^ Цицерон , Tusculanae Quaestiones 1.47.
- ^ Роберт Грейвс (1 декабря 1990 г.). «Клеобаса и британец» . Греческие мифы . Том. 1. Группа Пингвин США. п. 450. ИСБН 978-1-101-55498-2 .
- ^ Павсаний, Описание Греции 9.39.4 .
Ссылки
[ редактировать ]- Павсаний , Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918 г. ISBN 0-674-99328-4 . Онлайн-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Павсаний, «Описание Греции». 3 тома . Лейпциг, Тойбнер. 1903. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
Внешние ссылки
[ редактировать ]