Ананке
Ананке | |
---|---|
Олицетворение необходимости и неизбежности | |
Член греческих первобытных божеств | |
![]() Ананке, представленный современной иллюстрацией « Платона » Государства . | |
Другие имена | Адрастеа |
Обитель | Космос |
Символ | горелка, шпиндель |
Генеалогия | |
Родители | самоформирующийся |
Братья и сестры | |
Супруга | Хронос |
Потомство |
Часть серии о |
Древнегреческая религия |
---|
![]() |
Греческие божества ряд |
---|
Первобытные божества |
В древнегреческой религии Ананке ( / ə ˈ n æ ŋ k iː / ; древнегреческий : Ἀνάγκη ) , от нарицательного существительного ἀνάγκη («сила, принуждение, необходимость»), является орфическим олицетворением неизбежности, принуждения и необходимости . Ее принято изображать держащей веретено . Считалось , что одно из первобытных греческих божеств , рождение Ананке и ее брата и супруга, Хроноса ( олицетворение времени , не путать с Титаном Кроносом ), ознаменовало разделение между эоном Хаоса и началом космос . Ананке считается самым могущественным диктатором судьбы и обстоятельств. И смертные, и боги уважали ее силу и воздавали ей должное. Ее также считают матерью Судьбы , поэтому она считается единственным существом, которое может отменять их решения. [1] (по некоторым источникам, кроме Зевса ). По словам Дэниела Шовальтера и Стивена Фризена, она и Судьбы «в достаточной степени связаны с ранней греческой мифологией, чтобы сделать вероятным их греческое происхождение». [2]
Греческие божества ряд |
---|
Персонификации |
Список |
Древнегреческий путешественник Павсаний писал о храме в древнем Коринфе, где богиням Ананке и Биа (что означает силу, насилие или неистовую поспешность) поклонялись вместе в одном святилище. Ананке также часто отождествляют или связывают с Афродитой , особенно с Афродитой Уранией , олицетворением абстрактной небесной любви; эти двое считались родственными, как относительно неантропоморфизированные силы , диктовавшие ход жизни. [3] [4] [5] [6] Ее римский аналог — Necessitas («необходимость»). [7]
Этимология
[ редактировать ]«Ананке» происходит от распространенного древнегреческого существительного ἀνάγκη ( ионический : ἀναγκαίη anankaiē ), что означает «сила, ограничение или необходимость». Само нарицательное существительное имеет неопределенную этимологию . [8] Гомер называет ее существование необходимостью, часто абстрактной в современном переводе ( ἀναγκαίη πολεμίζειν , «необходимо бороться») или силой ( ἐξ ἀνάγκης , «силой»). [9] В древнегреческой литературе это слово также используется в значении «судьба» или « судьба » ( ἀνάγκη δαιμόνων , «судьба от демонов или богов») и, как следствие, «принуждение или пытки со стороны начальника». [10] Она часто появляется в поэзии, как и Симонид : «Даже боги не сражаются против ананке ». [11]
Домодерн переносится и переводится (путем редукции) в более современный философский смысл как «необходимость», «логическая необходимость», «необходимость», «логическая необходимость». [12] или «законы природы». [13]
Мифология
[ редактировать ]В орфической мифологии Ананке — самосформировавшееся существо, появившееся на заре творения в бестелесной змеиной форме, ее вытянутые руки охватывают космос. Ананке и Хронос — партнеры, слившиеся вместе в форме змеи, связывающие вселенную. Вместе они разбили первичное яйцо творения, составными частями которого стали земля, небо и море, чтобы сформировать упорядоченную вселенную. [14] Ананке — мать (или другая личность) Адрастеи , распределительницы наград и наказаний. [15]
В орфических гимнах Афродита Урания описывается как мать Ананке и правительница трёх Мойр:
Урания, прославленная, любящая смех царица, рожденная в море, любящая ночь, с ужасным нравом;
Лукавая, от которой впервые произошла Ананке, производящая еженощно всесвязывающую даму:
«Это твой мир, в котором соединилась гармония, ибо все сущее исходит из тебя, о божественная сила.
Трое Мойр управляются твоим указом, и все произведения одинаково подчиняются тебе.— Орфический гимн ЛИВ. [16]
Мать Мойр
[ редактировать ]Греческий философ Платон в своей «Государстве» обсуждал происхождение Мойр или Судьб в следующих строках: [17]
И еще трое сидели кругом через равные промежутки, каждая на своем троне, Мойры (Мойры, Судьбы), дочери Ананке, одетые в белые одежды с отделанными головами, Лахесис ( Лахесис ) и Клото ( Клото ), и Атропос (Атропус), который пел в унисон с музыкой сирен , Лахесис, поющий о том, что было, Клото о том, что есть, и Атропос о том, что должно быть. . . Лахесис, девичья дочь Ананке (Необходимость).
Эсхил рассказал , знаменитый трагик, в своем произведении «Прикованный Прометей» , что Мойры назывались кормчими богини Ананке вместе с тремя Эриниями : [18]
Прометей: Не таким образом Мойре (Судьбе), которая все приводит к осуществлению, суждено завершить этот путь. Только когда я согнусь от бесконечных мук и пыток, я смогу вырваться из своего рабства. Навык намного слабее, чем Ананке (Необходимость).
Припев: Кто же тогда кормчий Ананке (Необходимости)?
Прометей: трехобразные (триморфы) Мойры (Мойры, Судьбы) и внимательные (мнемоны) Эринии (Фурии).
Припев: Неужели у Зевса меньше силы, чем у них?
Прометей: Да, в том смысле, что даже он не может избежать предсказанного.
Припев: Почему, что суждено Зевсу, кроме вечной власти?
Прометей: Этому ты еще не должен учиться; не будьте слишком нетерпеливы.
Припев: Это, конечно, какая-то торжественная тайна, которую вы окутаете тайной.
Здесь Прометей говорит о тайном пророчестве, которое Ананке сделал неизбежным, о том, что любой сын, рожденный от Зевса и Фетиды, свергнет бога. (На самом деле любому сыну Фетиды суждено было стать более великим, чем его отец.)
В философской мысли
[ редактировать ]В «Тимее» Платона персонаж Тимей (а не Сократ) утверждает, что при сотворении вселенной происходит объединение противоположных элементов, интеллекта («нус») и необходимости («ананке»). В другом месте Платон смешивает абстракцию со своим собственным мифотворчеством : «Ибо этот упорядоченный мир ( космос ) имеет смешанное происхождение: он является порождением союза Необходимости и Разума . Разум преобладает над Необходимостью посредством убеждения (от Пейто, богини убеждения) ) оно направлено на то, чтобы направить большинство возникающих вещей к лучшему, и результатом этого подчинения Необходимости мудрому убеждению является первоначальное формирование вселенной». [19] В Виктора Гюго романе «Собор Парижской Богоматери » слово «Ананке» написано на стене Собора Парижской Богоматери рукой Дона Клода Фролло . В своей «Туте ла Лира» Гюго также упоминает Ананке как символ любви. В 1866 году он писал:
Религия, общество, природа; это три борьбы человека. Эти три конфликта являются одновременно тремя его потребностями: ему необходимо верить, отсюда и храм; ему необходимо творить, отсюда и город; ему необходимо жить, отсюда и плуг и корабль. Но эти три решения содержат три конфликта. Таинственная трудность жизни проистекает из всех трех. Человеку приходится иметь дело с препятствиями в форме суеверий, в форме предрассудков и в форме стихий. На нас тяготеет тройная «ананке» (необходимость): «ананке» догм, «ананке» законов и «ананке» вещей. В «Нотр-Дам де Пари» автор осудил первое; в «Отверженных» он указал на второе; в этой книге ( «Труженики моря ») он указывает третье. К этим трем фатальностям, окутывающим человека, примешана внутренняя фатальность, высшая ананке , человеческое сердце.Дом Отвиля, март 1866 года. Виктор Гюго, Морские труженики , 1866, с. 5 [20]
—Виктор Гюго
Зигмунд Фрейд в книге «Цивилизация и ее недовольство» (стр. 140) говорил: «Поэтому мы можем быть удовлетворены только в том случае, если утверждаем, что процесс цивилизации представляет собой модификацию, которую жизненный процесс испытывает под влиянием задачи, поставленной перед ним Эрос и спровоцированный Ананке — потребностями реальности и что эта задача состоит в объединении отдельных индивидуумов в сообщество, связанное либидозными узами».
Уоллес Стивенс в стихотворении 1930-х годов пишет: «Чувство змеи в тебе, Ананке, / И твой отведенный шаг / Ничего не прибавит к ужасу мороза / Который блестит на твоем лице и волосах». [21] Это связано с чувством необходимости или судьбы Стивенса в его более поздних работах, особенно в сборнике «Осенние сияния» .
Эссе Роберта Берда «Древний террор». [22] Вдохновленный Леона Бакста картиной «Античный террор» , он размышляет об эволюции греческой религии, прослеживая ее до первоначальной веры в единую верховную богиню. Вячеслав Иванов предполагает, что все человеческое и все почитаемое божественным древние рассматривали как относительное и преходящее: «Только Судьба (Эймармене), или всеобщая необходимость (Ананке), неизбежная « Адрастея », безликий лик и пустой звук неизвестная Судьба была абсолютной». Перед богиней, которая одновременно является нерушимой Силой Любви и абсолютной Судьбой-Разрушителем, Жизнедательницей и Судьбой-Смертью, а также вобравшей в себя Мнемозину (Память) и Гею (Мать-Землю), мужская смелость и воинственность бессильны и преходящи, и мужской порядок, установленный Зевсом и другими олимпийскими богами, является искусственным. [23]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Абриль Культурный, изд. (1973). Словарь греко-римской мифологии (на португальском языке). Издательство Виктора Чивита. п. 134. ОСЛК 45781956 .
- ^ Шоуолтер, Дэниел Н.; Фризен, Стивен Дж. (2005). Городская религия в римском Коринфе: междисциплинарные подходы. Выпуск 53 Гарвардских богословских исследований . Гарвардские богословские исследования, Гарвардская школа богословия. п. 147. ИСБН 9780674016606 .
- ^ Папайоанну, София; Серафим, Андрей; Деметриу, Кириакос (25 октября 2021 г.). Риторика и религия в Древней Греции и Риме . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN 978-3-11-069970-8 . Проверено 10 апреля 2024 г.
- ^ Иванов Вичеслав Иванович; Берд, Роберт; Вахтель, Майкл (2001). Избранные эссе . Издательство Северо-Западного университета. п. 154. ИСБН 9780810115224 .
- ^ Портманн, Адольф; Рицема, Рудольф (1 января 1977 г.). Avenir et Devenir Des Normes . Архивы Брилла. п. 100. ИСБН 9789004048805 .
- ^ Страуд, Рональд (30 сентября 2013 г.). Святилище Деметры и Коры: Надписи XVIII.6 . Американская школа классических исследований в Афинах. п. 84. ИСБН 9781621390138 .
- ^ Дрегер, Пол (2006). «Ананке». Новый Поли Брилла . дои : 10.1163/1574-9347_bnp_e119980 .
- ^ Бикс, RSP (2009). Этимологический словарь греческого языка , с. 97. Брилл.
- ^ Илиада 4.300, Одиссея 4.557: Лиделл, Скотт: Греко-английский лексикон : ἀνάγκη
- ^ E.Ph.1000, Ксенофонт , Гиерон 9.4
- ^ Симонид о. 4.20 Диль: CM Bowra (1958), Греческий опыт . Издательская компания WP, Кливленд и Нью-Йорк, с. 61
- ^ Аристотель , Метафия. 1026.b28, 1064.b33: Лиделл, Скотт: греко-английский лексикон : ἀνάγκη
- ^ Ксенофонт , Памятные вещи 1.11.1: Лиделл, Скотт: Греко-английский лексикон : ἀνάγκη
- ^ Уроборический змей: вода и бытие и немыслимые мифы в метафизике . 2008. ISBN 9780549685210 .
- ^ Джонте-Пейс, Дайан; Парсонс-младший, Уильям Б.; Гомес, Луис О. (2002). Религия и психология: картографирование местности . Рутледж. п. 220. ИСБН 9781134625352 .
- ^ Межвицки, Тони (2018). Hellenismos: Практика греческого политеизма сегодня . Ллевеллин по всему миру. п. 93. ИСБН 9780738743752 .
- ^ Платон, Республика 617c (пер. Шори) (греческий философ C4-го до н.э.):
- ^ Эсхил, Прометей, связанный 510 и далее
- ^ 48а, пер. Джон М. Купер
- ^ Виктор Гюго, Труженики моря , 1866, с. 5
- ^ Стивенс, Уоллес (1990). Сборник стихов . Альфред А. Кнопф. п. 152. ИСБН 9780679726692 .
- ^ Берд, Роберт (2007). Русский Просперо: Творческая вселенная Вячеслава Иванова . Университет Висконсин Пресс. п. 154. ИСБН 9780299218331 .
- ^ Иванов Вичеслав Иванович; Берд, Роберт; Вахтель, Майкл (2001). Избранные эссе . Издательство Северо-Западного университета. стр. 153–159. ISBN 9780810115224 .