Восстановление язычества от Юлиана до Валента.
Восстановление язычества от Юлиана до Валента было коротким периодом, с 361 по 375 год, относительной терпимости к язычникам в Римской империи . В поздней Римской империи этому предшествовал период гонений , а затем при императоре Констанции II последовали гонения императора Грациана . Попытка императора Юлиана Отступника (годы правления в 361—363 гг.) восстановить в империи языческое богослужение, хотя и потерпела в конечном итоге политический провал, восстановила безопасность язычников. Его непосредственные преемники (с 363 по 375 год) во времена правления Иовиана , Валента и Валентиниана I проводили политику относительной религиозной терпимости к язычеству.
Фон
[ редактировать ]
Юлиан был римским соправителем с 355 г. и правил всего 18 месяцев (361–363 гг.). Известный христианам как «Юлиан Отступник», он был племянником Константина Великого и получил христианское образование. После смерти Константина он стал свидетелем убийства его отца, брата и других членов семьи стражей императорского дворца. Справедливо или нет, но он обвинил в этом жестоком поступке императора Констанция I и, соответственно, христиан в целом. Эта антипатия усилилась, когда Констанций казнил единственного оставшегося брата Юлиана в 354 году нашей эры. [1] После детства Юлиан получил образование у эллинистов , его привлекали учения неоплатоников и старые религии. Став императором, Юлиан решил восстановить язычество, древнеримскую религию , одновременно реформируя ее в надежде сделать ее движущей силой империи. [2] Религиозные верования Джулиана были синкретическими , и он был посвященным как минимум в три мистические религии . Но религиозная широта взглядов Юлиана не распространялась на христианство из-за его веры в исключительный взгляд на религиозную истину. Считая себя «единственно истинной религией», христианство было принципиально несовместимо с синкретическим язычеством. [3] [4]
Став императором, Юлиан стремился переломить ситуацию в попытках подавления нехристианских религий. [3] [5] Джулиан допускал религиозную свободу и избегал любых форм фактического принуждения. Христианский Созомен признает, что Юлиан не принуждал христиан приносить жертвы и не позволял людям совершать какие-либо несправедливости по отношению к христианам или оскорблять их. [6] Однако ни одному христианину не разрешалось преподавать или изучать древних классических авторов: «Пусть придерживаются Матфея и Луки», что лишило их всех шансов на профессиональную карьеру. [3] [7] Он не верил, что христиане могут честно преподавать предметы, наполненные намеками на греческих божеств, существование которых они отрицали. [8] Еврейский историк и теолог Якоб Нойснер пишет: «Только после почти катастрофического возвращения Юлиана в язычество христианские императоры систематически издавали законы против язычества, чтобы уничтожить его». [9]
«За восемнадцать коротких месяцев, которые он правил между 361 и 363 годами, Юлиан не преследовал [христиан], как утверждает враждебная традиция. Но он ясно дал понять, что партнерство между Римом и христианскими епископами, созданное Константином и поддерживаемое, несмотря на конфликты по поводу целей, его сыном Констанцием II, теперь подошло к концу, и на смену ему пришло правительство, которое определило свои интересы и интересы христианства как противоположные». [10]
Религиозная терпимость при Иовиане, Валентиниане и Валенте
[ редактировать ]Преемник Юлиана – Юпитер – похоже, ввел политику религиозной терпимости, избегающую крайностей. [ нужна цитата для проверки ] Констанция и Юлиана. [12] При Валентиниане и Валенте этот период религиозной терпимости продолжался. Языческие писатели хвалили обоих императоров за их либеральную религиозную политику. [13] Валентиниан, правивший на Западе, по-видимому, был лишь вялым христианином, поскольку он избегал присутствия на своей инаугурационной церемонии в течение двадцати четырех часов, чтобы избежать неблагоприятного дня (вставочного дня висекстильного года). [14] Валентиниан и Валент предоставили полную терпимость ко всем культам в начале своего правления в 364 году. [15] Валентиниан даже разрешил совершение ночных жертвоприношений, ранее запрещенных из-за попытки некоторых людей заниматься незаконным гаданием под покровом ночи, после того как к нему обратился проконсул Греции. [16] Валентиниан также подтвердил права и привилегии языческих жрецов и подтвердил право язычников быть исключительными смотрителями своих храмов. [17] Валент, правивший на востоке, был арианином и был слишком занят борьбой с православными христианами, чтобы особо беспокоиться о язычниках. И на западе, и на востоке снова были приняты строгие законы, запрещающие частное гадание. [18] Из-за чрезмерного рвения населения прекратить вредные гадания, гаруспики и авгуры стали бояться показываться на публике. Это побудило императоров официально разрешить практику официального и законного гадания законом в 371 году. [15]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ФЛАВИЙ КЛАВДИЙ ЮЛИАН», Карл Хебер, Католическая энциклопедия 1910 г., получено 13 мая 2007 г. [1]
- ^ Папа Бенедикт XVI (2006) Бог есть Каритас (энциклика)
- ^ Jump up to: а б с «История Церкви», Филип Хьюз, Sheed & Ward, издание 1949 г., том I, глава 6. [2]
- ^ «Юлиан Отступник и его план по восстановлению Иерусалимского храма», Джеффри Бродд, Общество библейской археологии, Bible Review, октябрь 1995 г.
- ^ Христианское обучение Юлиана повлияло на его идеи относительно возрождения и организации старой религии, превратив ее в более последовательную совокупность доктрин, ритуалов и литургии. с иерархией под наблюдением императора.: «ФЛАВИЙ КЛАВДИЙ ЮЛИАН», Карл Хёбер, Католическая энциклопедия 1910 г., получено 13 мая 2007 г. [3] Юлиан организовывал сложные ритуалы и пытался изложить разъясненную философию неоплатонизма , которая могла бы объединить всех язычников. (Ammianus Res Gestae 22.12)
- ^ Созоменская церковная история 5.5
- ^ Аммиан Res Gestae 25.4.20
- ^ «Юлиан Отступник и его план восстановления Иерусалимского храма», Джеффри Бродд, Общество библейской археологии, Bible Review, октябрь 1995 г.
- ^ Р. Кирш, «Бог против богов», Viking Compass, 2004.
- ^ HADrake, Из ягнят во львов , стр.33
- ^ Ханс Кунг, «Католическая церковь», глава 3 «Императорская католическая церковь», стр. 45, 2001, Weidenfiled & Nicolson, ISBN 0-297-64638-9
- ^ Речь Фемистиуса 5; Фотий Краткое изложение церковной истории Филосторгия 8.5
- ^ Аммиан Res Gestae 30.9; Речь Фемистия 12
- ^ Гриндл, Гилберт. Уничтожение язычества в Римской империи. (1892): 17–18.
- ^ Jump up to: а б Кодекс Феодосия 9.16.9
- ^ Зосима 4.3
- ^ Кодекс Феодосия 17.1.60, 17.1.75, 16.1.1.
- ^ Кодекс Феодосия 9.16.7, 9.16.8, 9.16.10, 9.38.3, 9.38.4