Jump to content

Смерть богов

Смерть Богов. Юлиан Отступник
Фрагмент обложки английского перевода 1901 года.
Автор Дмитрий Мережковский
Оригинальное название Смерть богов. Юлиан Отступник
Переводчик Герберт Тренч
Язык Русский
Дата публикации
1895
Место публикации Россия
Тип носителя Печать (в мягкой и твердой обложке)

Смерть Богов. Юлиан Отступник ( русский : Смерть богов. Юлиан Отступник , латинизированный : Смерть богов. Юлиан-Отступник ) — роман Дмитрия Мережковского , впервые опубликованный (под названием Изгой , русский : Отверженный , латинизированный : Отверженный ) в 1895 году Северным Вестником. . Исследуя тему «двух истин» христианства и язычества и развивая собственную религиозную теорию Третьего Завета Мережковского, она стала первой в трилогии «Христос и Антихрист». Роман сделал Мережковского известным писателем как в России, так и в Западной Европе, хотя первоначальная реакция на него дома была вялой. [ 1 ] [ 2 ]

Мережковский приступил к работе над романом летом 1890 года. Процессу способствовала поездка Мережковских за границу в 1892 году, во время которой пара посетила Грецию и Турцию . Первые впечатления Мережковского о Греции не были благоприятными, но все изменилось, когда он оказался перед священным холмом Акрополя .

Мне хватило одного взгляда, чтобы увидеть все – Акрополь, Парфенон , Пропилеи и ощутить чувство, которое останется со мной до самой смерти. В мою душу влилась радость этого мгновенного бегства от жизни, которое дарит нам Красота. Жалкие заботы о деньгах, невыносимая жара, усталость от дороги, груз современного мелкого скептицизма – все это испарилось. Растерянный, почти обезумевший, я стоял и повторял снова и снова: Боже мой, что это? [...] И, как всегда бывало в самые значительные, особенные минуты моей жизни, у меня сложилось такое впечатление, что все это я видел и пережил не по книгам. Я смотрел и вспоминал все то, что было знакомо и близко моему сердцу. [...] Впервые в жизни я понял, что такое Красота. Без какой-либо преобладающей идеи или желания, ни плача, ни радуясь, я просто стоял и чувствовал себя очень спокойно. [ 3 ]

По возвращении пара оказалась в серьёзных финансовых трудностях. «Нам буквально нечего есть, и мы заложили обручальные кольца», — жаловалась Зинаида Гиппиус в одном из своих писем 1894 года. Преследуемый бедностью, Мережковский все же сумел закончить роман. [ 2 ]

Обложка книги (перевод Чарльза Джонсона) [ 4 ]

«Смерть богов» (по словам критика Дины Магомедовой) была «первой в длинной череде книг Мережковского, отвергнутых, нарушенных цензурой или конфискованных полицией». По словам Гиппиус, когда роман был закончен, ни один из российских журналов не захотел иметь с ним ничего общего. В 1895 году «Северный вестник» опубликовал его, но не в первоначальном виде и под другим названием, редактор Аким Волынский подверг текст серьезной редакции. [ 5 ]

Единственным человеком, который серьезно отнесся к роману Мережковского, был председатель Русского литературного фонда Петр Вейнберг . Он начал приглашать молодого автора (теперь которого пресса называет «декадентом») на свои престижные литературные вечеринки, и дело пошло. «Надо понять атмосферу того времени, чтобы понять, насколько это была дерзкая затея. Соединяя молодых писателей со старыми, Вейнберг делал публику все более терпимой к радикальным новичкам», — вспоминала позже Зинаида Гиппиус. Вейнберг был первым из русских литераторов старой школы, полностью поддержавшим роман. Он организовал публичное чтение книги у себя дома и тем самым помог ей получить больше поддержки. [ 3 ]

Роман пользовался массовой популярностью и вызвал горячие споры. Даже самым ярым хулителям (обличавшим молодого автора « ницшеанцем ») пришлось признать достоинства первого романа-символиста в России: глубокое знание истории и тонкий, тонкий язык. Это, по мнению биографа Юрия Зобнина, отличало его от других русских исторических романов, поставленных в традиции, начатой ​​Николаем Данилевским . [ 5 ]

Концепция

[ редактировать ]

В романе рассказывается история римского императора Юлиана , который во время своего правления (361–363) пытался восстановить в Риме культ олимпийских богов, сопротивляясь грядущему христианству. Христианство "в своих высших проявлениях представлено в романе как культ недостижимой на Земле абсолютной добродетели, заключающейся в отрицании всего земного", по мнению ученого З.Г.Минца. Аскетические до бесчеловечности, ранние христиане отвергают реальность как таковую. Когда мать юноши-христианина Ювентина проклинает «тех рабов Распятого», которые «отрывают детей от матерей», ненавидят саму жизнь и разрушают «вещи великие и святые», старец Дидим отвечает: достойный последователь Христа – это научиться «ненавидеть своих мать и отца, жену, детей, братьев и сестер, а также свою собственную жизнь». [ 3 ]

Автор (который видит во Христе «заклятого врага жизни») сочувствует своему обреченному герою. Пришествие христианства в романе представлено как «победа зла и слепой черни», которая, по мнению современного критика и биографа Олега Михайлова, относится к «Юлиану не просто отступнику, а антихристу». Биографы видели в духовных поисках Юлиана нечто параллельное идеям, которые Мережковский начал развивать в 1880–1890-х годах. Император в романе, признавая «прекрасную высоту христианской проповеди», отказывается принять ее, видя в ней отрицание человеческой чувственности и человечности как таковой. [ 2 ]

Одна из главных идей романа заключается в том, что страдания человека проистекают из конфликта духа и плоти. Позже автор признал, что его первоначальный философский подход был слишком прямолинейным, и объяснил, как он изменился:

Когда я приступал к трилогии «Христос и Антихрист», мне казалось, что существуют две истины: христианство, истина о Небе, и язычество, истина о Земле. Я рассматривал слияние того и другого как способ достижения высшей религиозной истины. Когда я заканчивал ее, я уже знал, что союз Христа и Антихриста был кощунственной ложью. Я понял, что обе истины, небесная и земная, уже соединились в Иисусе Христе. Но теперь я также уверен, что мне пришлось пройти этот ошибочный путь до самого конца, чтобы наконец увидеть истину. [ 3 ]

Тем не менее, как отмечали позднее критики, каждый из героев Мережковского, начиная с Леонардо да Винчи , Петра Великого , Александра I , был «духовными близнецами» Юлиана, искавшими гармонического единства духа и плоти здесь, на Земле. [ 2 ]

О ницшеанских тенденциях романов философ Иван Ильин позже писал:

Ложные вещи объявляются истинными. Истинные вещи выставляются ложными. Может ли это быть диалектика? Норма извращена, извращение нормально. Есть девушка-христианка, которая из чистой доброты отдается на распутство конюху. Есть христианский дьякон, алтарный священник, который красит тушь, чтобы выглядеть шлюхой, и наслаждается грязными эротическими приключениями в цирке. Там распятие, тело Христово, голова осла. Есть святой мученик, который плюет в глаза своим душеприказчикам, произнося нечестивые клятвы. Христиане, которые думают только о том, как уничтожить нехристиан. Христос приходит равным языческому богу Дионису [...] Колдовство здесь напоминает христианскую молитву, а молитва больше похожа на произнесение магического заклинания. Это Искусство? Если это так, то это противоречит всем законам искусства. Это религия? Больше похоже на безбожие. [ 3 ]

  1. ^ Полонский, Вадим. «Мережковский Дмитрий Сергеевич» . www.krugosvet.ru. Архивировано из оригинала 9 августа 2011 г. Проверено 2 февраля 2010 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Михайлов, Олег. Сочинения Д.С. Мережковского в четырех томах. Узник культуры (Предисловие). — Издательство «Правда», 1990.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Зобнин Юрий. Жизнь и деятельность Дмитрия Мережковского. Москва. — Молодая Гвардия. 2008. Серия «Жизни выдающихся людей», выпуск 1091. ISBN   978-5-235-03072-5 стр. 15–16.
  4. Из книги, изданной в 1899 году.
  5. ^ Перейти обратно: а б Магомедова, Д.М. (1993). «Предисловие к изданию романа 1993 года» . Москва. Художественная литература. Архивировано из оригинала 6 августа 2011 г. Проверено 22 февраля 2010 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dea66eafd336a35bf914937b6744731e__1717829400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/de/1e/dea66eafd336a35bf914937b6744731e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Death of the Gods - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)