Юпитер (император)
Юпитер | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() Солидус с изображением Юпитера | |||||
римский император | |||||
Царствование | 27 июня 363 г. - 17 февраля 364 г. | ||||
Предшественник | Джулиан | ||||
Преемник | Валентиниан I ( Запад ) Валент ( Восток ) | ||||
Рожденный | 331 Сингидунум , Верхняя Мезия , Римская империя | ||||
Умер | 17 февраля 364 г. (33 года) Дадастана , Анатолия , Римская империя. | ||||
Похороны | |||||
Супруг | Благотворительность | ||||
Проблема | Варрониан еще один сын | ||||
| |||||
Отец | Варрониан | ||||
Религия | Никейское христианство |
Иовиан ( лат . Jovianus ; греч . Ιοβιανός , транслит. Iobianos ; 331 — 17 февраля 364) — римский император с июня 363 по февраль 364. В составе императорской гвардии он сопровождал Юлиана в его походе против Сасанидской империи . Юлиан был убит в бою, а измученная и плохо снабженная армия объявила Иовиана своим преемником. Не имея возможности переправиться через Тигр , Иовиан заключил мир с Сасанидами на унизительных условиях. Остаток своего семимесячного правления он провел, возвращаясь в Константинополь . После прибытия в Эдессу епископы обращались к Иовиану с петициями по доктринальным вопросам, касающимся христианства. Хотя он и был последним императором, правившим всей Империей за все время своего правления, он умер в Дадастане , так и не добравшись до столицы. [б]
Ранняя жизнь и присоединение
[ редактировать ]Иовиан родился в Сингидунуме , Верхней Мезии (сегодня Белград в Сербии ), в 331 году, в семье Варрониана, [3] командир Констанция II императорской гвардии ( приходит отечественный ). [4] Он также присоединился к гвардии и в этом качестве в 361 году сопроводил останки Констанция в церковь Святых Апостолов . [4] Иовиан был женат на Харито , и у них было двое сыновей, Варрониан, и еще один, имя которого неизвестно. [5]
Иовиан сопровождал императора Юлиана в месопотамском походе того же года против Шапура II , царя Сасанидов. В битве при Самарре , небольшом, но решающем сражении, Юлиан был смертельно ранен. [6] и умер 26 июня 363 г. [7] Римский солдат и историк Аммиан сообщает, что, будучи смертельно ранен в своей палатке, Юлиан отказался назвать имя предпочтительного преемника, опасаясь, что он либо упустит из виду достойного кандидата, либо подвергнет желаемого кандидата опасности со стороны жаждущей власти знати. [8] На следующий день, после того как престарелый Сатурниний Секунд Салуций , префект восточной претории, отклонил их предложение стать императором, [9] армия избрала, несмотря на восстановление язычества Юлианом, христианина Иовиана, старшего офицера Схолы . императором [9] [10]
Царствование
[ редактировать ]В самое утро своего восшествия на престол Юпитер возобновил отступление, начатое Юлианом. [9] Несмотря на преследования Сасанидов, армии удалось достичь города Дура на берегу Тигра. [11] Там армия остановилась, надеясь переправиться через Тигр и достичь Империи на западном берегу. Когда попытка переправить реку провалилась, он был вынужден потребовать мирного договора на унизительных условиях. [11] В обмен на беспрепятственное отступление на свою территорию он согласился на тридцатилетнее перемирие. [12] вывод войск из пяти римских провинций — Арзамены, Моксеоны, Азбдичены, Рехимены и Кордуэны — и позволить Сасанидам занять крепости Нисибис , Кастра-Маврорум и Сингару . [11] Римляне также уступили свои интересы в Армянском царстве Сасанидам. [13] Царь Армении Арсак II (Аршак II) не получил никакой помощи от Рима. [11] Этот договор многие воспринимали как позор. [14]
посольство, Переправившись через Тигр, Иовиан отправил на Запад чтобы объявить о своем возвышении. [15] После подписания договора Иовиан и его армия двинулись на Нисибис. [11] Населению Нисибиса, опустошенному известием о том, что их город будет передан Сасанидам, было дано три дня на то, чтобы уйти. [11]
В сентябре 363 г. Иовиан прибыл в Эдессу , где издал два указа. [12] Первое, ограничение на расстояние, на которое можно было отправить солдата за соломой, должно было указать на окончание войны с Сасанидской Персией . [12] Вторым было возвращение поместий res privata в ведение имперских финансов после того, как Юлиан включил их в состав языческих храмов. [12]
Прибытие Иовиана в Антиохию в октябре 363 года было встречено разъяренным населением. [16] Столкнувшись с оскорбительными граффити и оскорбительными безавторскими законопроектами ( famosi ) по всему городу, [17] он приказал Антиохийскую библиотеку . сжечь [с] [17] [18] Иовиан покинул Антиохию в ноябре 363 г. [д] возвращался в Константинополь . [17]
К декабрю 363 года Иовиан был в Анкире, провозгласив своего маленького сына Варрониана консулом. [20] По пути оттуда в Константинополь Иовиан был найден мертвым в своем шатре в Дадастане, на полпути между Анкирой и Никеей . [21] 17 февраля 364 г. [и] Его смерть, оставшаяся нерасследованной, [19] Возможно, это произошло в результате удушья ядовитыми испарениями, просачивающимися из недавно покрашенных стен спальни возле жаровни . [10] [19] [20] [24] [ф] Иовиан умер в возрасте 33 лет и был похоронен в церкви Святых Апостолов в Константинополе. [25] [26] в порфировом саркофаге . [г] Ему наследовали два брата, Валентиниан I и Валент , которые впоследствии разделили между собой империю. [28]
После смерти Юпитера Валентиниан и Валент устранили все угрозы своему положению. [29] Сын Иовиана Варрониан был ослеплен, чтобы гарантировать, что он никогда не унаследует трон. [29] По словам Иоанна Златоуста , жена Иовиана Харито оставшиеся дни своей жизни прожила в страхе. [29]
Восстановление христианства
[ редактировать ]Иовиан был встречен в Эдессе группой епископов , в том числе Афанасием , [час] [31] недавно вернувшийся из ссылки. [32] Епископы -полуариане встретили плохой прием, а Афанасий доставил Иовиану письмо, в котором настаивал на Никейском символе веры и отказе от арианства . [32] Афанасий был восстановлен в епископских обязанностях. [33] и разрешили сопровождать Иовиана в Антиохию . [31]
По прибытии в город Иовиан получил письмо от Антиохийского Синода с просьбой восстановить Мелетия на посту епископа. [34] К сентябрю 363 года Юпитер восстановил лабарум («Чи-Ро») в качестве армейского штандарта. [28] и отменил эдикты Юлиана против христиан, но не закрыл ни одного языческого храма. [35] [я] Он издал указ о терпимости, согласно которому его подданные могли пользоваться полной свободой совести. [35] но он запретил магию и гадание. [37] Несмотря на поддержку никейских доктрин, он не издавал указов против ариан. [28] Филосторгий , историк арианской церкви, заявил: «Император Иовиан восстановил церкви в их первоначальном использовании и освободил их от всех досадных преследований, причиненных им отступником Юлианом». [28]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Иовиан, возможно, принял имя «Флавий», пытаясь заявить о своем происхождении от династии Константинов . Имя засвидетельствовано лишь в нескольких надписях. [1] Один, в частности, называет его «Флавий Клавдий Иовиан». [1] хотя это могло быть путаницей с его предшественником Флавием Клавдием Юлианом . С этого момента имя «Флавий» стало использоваться как показатель статуса, а не как личное имя. [2]
- ^ Юлиан (361–363) правил 1,5 года, а Констанций II (353–361) правил единолично 8 лет. Константин I (324–337) правил единолично в течение 13 лет, что стало самым продолжительным единоличным правлением со времен Северуса Александра (222–235). После Иовиана Валентиниан I правил единолично 1 месяц, а Феодосий 4 месяца, после чего Империя окончательно разделилась на Восток и Запад.
- ↑ Евнапий утверждает, что Иовиан был подстрекаем своей женой сжечь Антиохийскую библиотеку. [18] Аммиан Марцеллин , Зонара и Филосторгий не упоминают о сожжении библиотеки во время пребывания Иовиана. [18]
- ↑ Карран утверждает, что Юпитер покинул Антиохию в конце октября 363 года. [19]
- ^ Сократ дает 17 февраля, [22] в то время как Consularia Const. дает 19 февраля. [23] Большинство ученых используют дату Сократа. [3]
- ↑ Аммиан Марцеллин предполагает, что его смерть наступила в результате удушения. [19]
- ^ Этот саркофаг был описан в X веке Константином VII Багрянородным в De Ceremoniis . [27]
- ↑ Евсевий утверждает, что Афанасий был вызван Иовианом. [30]
- ↑ Карран цитирует Historia Acephala , утверждающую, что Юпитер сделал христианство официальной религией империи. [19] но Зальцман указывает, что уведомление ошибочно. [36]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Дрейверс 2022 , с. 28.
- ^ Кэмерон 1988 .
- ^ Перейти обратно: а б Джонс, Мартиндейл и Моррис 2001 , с. 461.
- ^ Перейти обратно: а б Хизер 1999 , с. 94.
- ^ Дрейверс 2018 , с. 234.
- ^ Карран 1998 , с. 76.
- ^ Браунинг 1976 , с. 243.
- ^ Аммиан Марцеллин, Rerum gestarum libri XXXI , изд. и трс. Дж. К. Рофф, 3 тома, Классическая библиотека Леба 300, 315 и 331 (Кембридж, Массачусетс, 1939–50). Книга XXV, глава 3, раздел 20.
- ^ Перейти обратно: а б с Карран 1998 , с. 78.
- ^ Перейти обратно: а б Тредголд 1997 , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Карран 1998 , с. 79.
- ^ Перейти обратно: а б с д Элтон 2018 , с. 120.
- ^ Острогорский 1995 , с. 51.
- ^ Баркер 1966 , с. 114.
- ^ Ленски 2002 , с. 17.
- ^ Ленски 2002 , с. 17–18.
- ^ Перейти обратно: а б с Ленский 2002 , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б с Романн 2016 , с. 240.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Карран 1998 , с. 80.
- ^ Перейти обратно: а б Ленский 2002 , с. 19.
- ^ Ленски 2002 , с. 19–20.
- ^ Сократ Ученый , III.
- ^ Consularia Constantinopolitana sa 363.
- ^ Бэйнс 1967 , с. 86.
- ^ Моффатт и Талл 2012 , с. 811.
- ^ Жестче 2018 , с. 887.
- ^ Васильев 1948 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б с д Васильев 1980 , с. 78.
- ^ Перейти обратно: а б с Ленский 2002 , с. 20.
- ^ Евсевий 2016 , с. 434.
- ^ Перейти обратно: а б Френд 2003 , с. 169.
- ^ Перейти обратно: а б Гвинн 2012 , с. 51.
- ^ Анатолий 2004 , с. 32.
- ^ Вяз 2012 , с. 424.
- ^ Перейти обратно: а б Уоттс 2015 , с. 116.
- ^ Зальцман 2002 , с. 328, н. 32.
- ^ Джонс 1986 , с. 150.
Источники
[ редактировать ]- Анатолий, Халед (2004). Афанасий . Рутледж. ISBN 978-0415202039 .
- Баркер, Джон В. (1966). Юстиниан и Поздняя Римская империя . Университет Висконсина Пресс. ISBN 978-0299039448 .
- Бэйнс, Норман Х. (1967). «Преемники Константина Иовиана: и борьба с Персией». В Гваткине, HM; Уитни, JP (ред.). Кембриджская средневековая история . Том. Я. Кембридж в University Press. стр. 55–86. ISBN 9781463690311 .
- Браунинг, Роберт (1976). Император Юлиан . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-03731-6 .
- Карран, Джон (1998). «От Иовиана до Феодосия». В Кэмероне, Аверил; Гарнси, Питер (ред.). Кембриджская древняя история: Поздняя империя, 337-425 гг. н.э. Том. XIII (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 78–110. ISBN 978-0521302005 .
- Кэмерон, Алан (1988). «Флавий: тонкости протокола» . Латомус . 47 (1): 26–33. JSTOR 41540754 .
- Дрейверс, Ян Виллем (2018). «Юпитер между историей и мифом». В Бургерсдейке Дидерик В.П.; Росс, Алан Дж. (ред.). Представление императоров в Поздней Римской империи . Брилл. стр. 234–256. ISBN 9789004370890 .
- Дрейверс, Ян Виллем (2022). Забытое правление императора Юпитера . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780197600702 .
- Вяз, Сюзанна (2012). Сыны эллинизма, отцы церкви: император Юлиан, Григорий Назианзин и Видение Рима . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0520269309 .
- Элтон, Хью (2018). Римская империя в поздней античности: политическая и военная история . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521899314 .
- Евсевий (2016). История Церкви . Перевод Амидона, Филипа Р. Издательство Католического университета Америки. ISBN 9780813229027 .
- Френд, WHC (2003). Ранняя церковь: от истоков до 461 года . СКМ Пресс. ISBN 978-0334029090 .
- Гвинн, Дэвид М. (2012). Афанасий Александрийский: епископ, богослов, подвижник, отец . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199210954 .
- Хизер, Питер (1999). «Аммиан на Юпитере: история и литература». В Дрейверсе, Ян Виллем; Хант, Дэвид (ред.). Позднеримский мир и его историк: интерпретация Аммиана Марцеллина . Рутледж. п. 93 -103. ISBN 0-415-20271-Х .
- Джонс, Арнольд Хью Мартин (1986). Поздняя Римская империя, 284–602: Социально-экономический и административный обзор . Том. 1 (2-е изд.). Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-0801833533 .
- Джонс, AHM; Мартиндейл-младший; Моррис, Джон (2001). Просопография Поздней Римской империи: 260-395 гг . н.э. Том. 1 (5-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-07233-6 .
- Ленски, Ноэль (2002). Крах империи: Валент и Римское государство в четвертом веке нашей эры . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0520-23332-4 .
- Моффатт, Энн; Высокий, Максеме (2012). Константин Багрянородный - Книга церемоний . Брилл. ISBN 978-18-76-50342-0 .
- Острогорский, Георгий (1995). История Византийского государства (4-е изд.). Издательство Университета Рутгерса. ISBN 978-0813505992 .
- Романн, Дирк (2016). Христианство, сжигание книг и цензура в поздней античности . Вальтер де Грюйтер ГмбХ. ISBN 978-3-11-048445-8 .
- Зальцман, Мишель Рене (2002). Создание христианской аристократии: социальные и религиозные изменения в Западной Римской империи . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-00641-0 .
- Жестче, Шон (2018). «Юпитер» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .
- Тредголд, Уоррен (1997). История византийского государства и общества . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804726306 .
- Васильев, А.А. (1948). «Императорские порфировые саркофаги в Константинополе» (PDF) . Документы Думбартон-Окса . 4 :3–26. дои : 10.2307/1291047 . JSTOR 1291047 .
- Васильев, Александр (1980). История Византийской империи . Том. Я (2-е изд.). Издательство Университета Висконсина. ISBN 0-299-80925-0 .
- Уоттс, Эдвард Дж. (2015). Последнее языческое поколение . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-28370-1 .
- Вуд, Филип (2010). «У нас нет царя, кроме Христа»: христианская политическая мысль в Великой Сирии накануне арабского завоевания (около 400–585 гг.) . Издательство Оксфордского университета.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кеттенхофен, Эрих (2009). "ЮВИАН " В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том XV/1: Джучи-иудео-персидские общины Ирана Период В. Каджара (1786-1925) . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 74–77. ISBN 978-1-934283-14-1 .
- Банчич, Томас, «Иовиан» , О римских императорах .
- Аммиан Марцеллин , XXV. 5–10
- Ж. П. де ла Блетери, История Жовьена (1740 г.)
- Гиббон, «Упадок и падение» , главы XXIV, XXV.
- Гиббон, Эдвард (1737–1794). История упадка и падения Римской империи . (Нью-Йорк: Кнопф, 1993), т. 2, стр. 517–529.
- Г. Гофман, Юлиан Отступник , 1880 г.
- Дж. Вордсворт в Христианском биографическом словаре Смита и Уэйса
- Х. Шиллер, История Римской империи , том II. (1887)
- А. де Бройль, Церковь и Римская империя в IV в. и век (4-е изд. 1882 г.).
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Юпитером, на Викискладе?