Мелетий Антиохийский
Святой Мелетий (греч. Μελέτιος, Мелетий ) был христианским епископом Антиохии с 360 года до своей смерти в 381 году. Однако в его епископате царил раскол, обычно называемый Мелетианским расколом .
- Во время правления гомейских (гомейских) императоров Констанция и Валента он был сослан в 361–362, 365–366 и 371–378 годах, что подразумевает его оппозицию гомоианству.
- Мелетию также решительно противостоял конкурирующий проникейский епископ по имени Паулин , который был верен памяти Евстафия Антиохийского . «Сохранившиеся фрагменты Евстафия представляют собой учение, близкое Марцеллу... Евстафий настаивает на том, что существует только одна ипостась». [ 1 ] В то время как Афанасий Александрийский и епископ Римский Дамас выступали против Мелетия и поддерживали Павлина, Василий Кесарийский поддерживал Мелетия. [ 2 ]
Одним из последних действий Мелетия было председательство на Первом Константинопольском соборе в 381 году. Он умер во время этого совета.
Мелетия Аскетизм был замечательным ввиду его огромного личного богатства. Его почитают как святого и исповедника в Римско-католической , Восточно-православной и Восточно-православной церквях. [ 3 ] Его праздник - 12 февраля. [ 4 ]
Епископ Севастийский
[ редактировать ]Мелетий родился в Мелитене в Малой Армении в семье богатых и знатных родителей. Впервые он появляется около 357 года как сторонник Акакия , епископа Кесарийского , лидера той местной фракции, которая поддерживала гомоейскую формулу, гласящую, что Сын подобен Отцу безотносительно к сущности или субстанции . Напротив, гомоусиане считали, что Бог и Иисус Христос имеют одинаковую сущность, а гомоусиане считали, что они, как сказано в Никейском символе веры , имеют одну и ту же сущность. Таким образом, Мелетий впервые появляется как священнослужитель придворной партии и как таковой стал епископом Севастии после Евстафия . Это назначение вызвало возмущение гомоусийского духовенства, и Мелетий отказался от престола. [ 5 ]
Епископ Антиохийский
[ редактировать ]Первый период и ссылка
[ редактировать ]Согласно Сократу Схоластику , Мелетий присутствовал на Синоде Селевкии осенью 359 года, а затем подписался на акацианскую (гомейскую) формулу. В начале 360 г. он стал епископом Антиохии, сменив Евдоксия , переведенного на Константинопольскую кафедру. В начале следующего (361) года он находился в ссылке. По старинному преданию, подкрепленному свидетельствами Епифания Кипрского и Иоанна Златоуста , это произошло благодаря проповеди, произнесенной перед императором Констанцием II , в которой он раскрыл гомоусианские взгляды. Это объяснение, однако, отвергается Г. Ф. Луфсом на том основании, что проповедь не содержит ничего, что противоречило бы позиции Акакиана, которую поддерживает судебная сторона; с другой стороны, есть свидетельства конфликтов с духовенством, помимо каких-либо вопросов православия, которые могли привести к свержению епископа. [ 3 ] Мелетий считал, что истина заключается в тонких различиях, но его формула была настолько неопределенной, что ее трудно уловить точно. Он не был ни глубоким никейцем, ни решительным арианцем. [ 5 ]
Преемником Мелетия стал Евзей , евсевиан. [ 6 ] В самой Антиохии Мелетий продолжал иметь приверженцев, которые проводили отдельные службы в апостольской церкви в старом городе. Мелетианский раскол был спором в Антиохии между двумя проникейскими группами; мелетиане, утверждавшие, что Отец, Сын и Святой Дух суть три ипостаси, и более древняя проникейская группа, евстафийцы, учившие единой ипостаси. Евстафиане описывали Отца, Сына и Святого Духа как три просопы , но Василий Кесарийский возражал, что савеллиане также использовали этот термин и что он не делает достаточного различия между Лицами. Василий написал:
«Недостаточно подсчитать различия в просопе. Необходимо также признать, что каждый просопон существует в истинной ипостаси. Мираж просопы без ипостасей не отрицает даже Савеллий, который говорил, что один и тот же Бог, хотя и является одним субъектом, преображается согласно необходимости каждого случая и поэтому о нем говорится то как Отец, то как Сын, а теперь как Святой Дух». (Послание 210.5.36–41.)
Филип Шафф резюмировал Мелетианский раскол следующим образом:
«Догматическое различие между мелетианами и древними никейцами состояло главным образом в том, что последние признавали три ипостаси в божественной троице, первые — только три просопа; один подчеркивает троичность божественной сущности, другой — ее единство».
Евстафийцы избрали своим соперником епископа пресвитера Павлина . ( Александрийский синод 362 г.) послал депутатов попытаться договориться между двумя антиарианскими церквями; но до их прибытия Паулин был рукоположен в епископы Люцифером из Калариса . Когда из-за презрительной политики императора Юлиана Мелетий вернулся, он оказался одним из трех конкурирующих епископов. [ 3 ]
Второе и третье изгнание
[ редактировать ]Афанасий Александрийский прибыл в Антиохию по повелению императора и выразил Мелетию свое желание вступить с ним в общение. Мелетий, опрометчиво, задержался с ответом, и Афанасий ушел, допустив к своему причастию Павлина, которого он еще не признал епископом. [ 5 ] Православная никейская партия, в частности сам Афанасий, поддерживала общение только с Павлином. Дважды, в 365 и 371 или 372 годах, Мелетий был сослан по указу арианского императора Валента . Еще одно осложнение добавилось, когда в 375 году Виталий , один из пресвитеров Мелетия, был рукоположен в епископы еретическим епископом Аполлинарием Лаодикийским . После смерти Валента в 378 году западный император Грациан удалил Евзоея из Антиохии, передав церкви Мелетию. Феодосий I , новый император на Востоке, также благоволил Мелетию, который всё больше приближался к взглядам Никейского Символа веры . [ 3 ]
Триумф
[ редактировать ]По возвращении в Антиохию Мелетий был провозглашен лидером ортодоксии. Таким образом, в октябре 379 года он председательствовал на великом Антиохийском синоде , на котором было установлено догматическое соглашение Востока и Запада. Он помог Григорию Назианзу занять Константинопольскую кафедру, а также председательствовал на Первом Константинопольском соборе , втором Вселенском соборе, в 381 году. [ 3 ] Однако Паулин пользовался благосклонностью Рима и Александрии. Иероним сопровождал Паулина обратно в Рим, чтобы обеспечить ему дополнительную поддержку. [ нужна ссылка ]
Тем временем Амвросий , епископ Миланский, вел дела с арианами на Западе. Он убедил Грациана созвать церковный синод. ( Аквилейский собор 381 г.) низложил двух епископов восточной провинции Дакии, Палладия Ратиарского и Секундиана Сингидунского , и просил императоров Феодосия и Грациана созвать в Александрии общий совет всех епископов, чтобы положить конец Мелетианский раскол в Антиохии. [ 7 ]
Две оставшиеся фракции, разделившие Антиохийскую церковь, были ортодоксальными: сторонники Мелетия и приверженцы Паулина. Объединение их было трудным шагом. [ 5 ] Последовало временное затишье, когда шесть ведущих пресвитеров поклялись не добиваться епископского посвящения самостоятельно, а принять епископом Антиохии того, кто из двух соперников переживет другого. [ нужна ссылка ]
Раскол после его смерти
[ редактировать ]Мелетий умер вскоре после открытия Первого Константинопольского собора и император Феодосий, принявший его с особым отличием, повелел перевезти его тело в Антиохию и похоронить с почестями святого. Однако Мелетианский раскол не закончился сразу с его смертью. Несмотря на совет Григория Назианза, Паулин не был признан единственным епископом, и Флавиан был рукоположен в преемники Мелетия. [ 8 ] [ 9 ]
С другой стороны, евстафийцы избрали Евагрия епископом после смерти Паулина в 388 году. [ 3 ] В 399 году Иоанн Златоуст, рукоположенный Мелетием в диаконы, но позднее отделившийся от его группы и принявший сан священника из рук Евагрия, [ 10 ] обеспечил примирение между Флавианом и кафедрами Александрии и Рима. Однако евстафийцам в Антиохии потребовалось время до 415 года, чтобы принять Флавиана. [ 11 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Эйрес, Льюис (2004). Никея и ее наследие, подход к тринитарному богословию четвертого века .
- ^ «Паулин был соперником друга и союзника Василия Мелетия». (Хансон, стр. 801) «Василий не покинул Мелетия, а Афанасий не признал его (Мелетия) епископом Антиохии». (Хэнсон, стр. 797)
- ^ Jump up to: а б с д и ж свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Мелетий Антиохийский ». Британская энциклопедия . Том. 18 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 93–94. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Кросс, Флорида ; Ливингстон, Е.А. , ред. (2009) [2005]. «Мелиций, св.» . Оксфордский словарь христианской церкви (3-е изд.). Издательство Оксфордского университета.
- ^ Jump up to: а б с д Леклерк, Генри. «Мелетий Антиохийский». Католическая энциклопедия Том. 10. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1911. 18 февраля 2014 г.
- ↑ Традиционный термин «арианец» теперь признан «серьезным неправильным употреблением». (Хансон, стр. xvii) «Этот спор ошибочно называют арианским». (Эйрес, стр. 14) Арий не оставил после себя школы последователей «Ни одна четкая партия не стремилась сохранить теологию Ария». (Эйрес, стр. 14)
- ^ «Советы Аквилеи». Католическая энциклопедия Том. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1907. 31 января 2019 г.
- ^ Сократ Схоластик, Книга «Церковная история» V.9.
- ^ Словарь христианской биографии и литературы до конца шестого века нашей эры, «Мелетий, епископ Антиохийский»
- ^ Сократ Схоластик, Церковная история , Книга VI.3
- ^ Филип Хьюз, История церкви (Шид и Уорд, 1934), том. Я, стр. 231-232.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кавальера, Ф. Раскол Мелеса . Париж: Пикард, 1906.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 381 смерть
- Рождения в 4 веке
- Армянские святые
- Патриархи Антиохии
- Расколы в христианстве
- Сирийские христианские святые
- Римляне IV века
- Архиепископы 4-го века
- Древние христиане участвовали в спорах
- Христианские святые IV века
- Христианские богословы IV века
- Арианство
- Иоанн Златоуст
- Сирийский народ армянского происхождения
- Участники Первого Константинопольского Собора.