Григорий Назианзин
Григорий Назианзин | |
---|---|
Рожденный | в. 329 Арианз , Каппадокия , Римская империя. |
Умер | 25 января 390 г. (ок. 60–61 лет) Арианз, Каппадокия, Римская империя. |
Почитается в | |
канонизирован | Предварительная Конгрегация |
Главный храм | Патриарший собор Иоанна Предтечи Георгий на Фанаре |
Праздник |
|
Атрибуты | Облачен епископом, в омофоре ; держа в руках Евангелие или свиток . Иконографически он изображен лысеющим, с густой белой бородой. |
Богословская работа | |
Эра | Святоотеческий возраст |
Язык | греческий язык |
Традиция или движение | |
Известные идеи |
Часть серии о |
Католическая философия |
---|
Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
Обзор |
Григорий Назианзин ( греческий : Grigorios ὁ Nazianzinos , латинизированный : GRēgorios ho Nazianzēnos ; ок. 329). [4] – 25 января 390), [4] [5] также известный как Григорий Богослов или Григорий Назианзен IV века , был архиепископом Константинополя и богословом. Его широко считают самым опытным риторическим стилистом святоотеческой эпохи . [6] Как оратор и философ с классическим образованием, он привнес эллинизм в раннюю церковь , установив парадигму византийских богословов и церковных чиновников. [6]
Григорий оказал значительное влияние на форму тринитарного богословия как среди греческих, так и среди латыноязычных богословов, и его помнят как «Тринитарного богослова». Большая часть его богословских работ продолжает оказывать влияние на современных богословов, особенно в отношении отношений между тремя Лицами Троицы. Наряду с братьями Василием Великим и Григорием Нисским он известен как один из каппадокийских отцов .
Григорий Назианзин — святой как в восточном , так и в западном христианстве . В Католической Церкви он причислен к Докторам Церкви ; в Восточной Православной Церкви и Восточно-Католических Церквях он почитается как один из Трех Святителей , наряду с Василием Великим и Иоанном Златоустом . Его считают одним из Великих отцов как восточного, так и западного христианства. Он считался покровителем династии Котроманичей и средневековой Боснии в первой половине 15 века, а святой Георгий , чудотворец, был покровителем, по крайней мере, с середины 13 века, хотя это было подтверждено папством намного позже. в 1461 году. Святой Григорий Великий также считался покровителем государства и династии в конце 15 века. [7] [8]
Он также является одним из трех человек в жизни Православной Церкви, официально получивших эпитет «Богослов». [9] двое других — Иоанн Богослов (Евангелист) и Симеон Новый Богослов .
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Григорий родился в греков. семье [10] в родовом поместье Кербела за пределами селения Арианза , близ Назианза , на юго-западе Каппадокии . [11] : 18 Его родители, Григорий и Нонна , были богатыми землевладельцами. В 325 году нашей эры Нонна обратила в христианство своего мужа, гипсистарианца ; Впоследствии он был рукоположен в епископа Назианзина в 328 или 329 году. [6] : vii Юный Григорий и его брат Цезарий сначала учились дома у своего дяди Амфилохия. Григорий продолжал изучать передовую риторику и философию в Назианзе, Кесарии , Александрии и Афинах . По пути в Афины его корабль попал в сильный шторм, и перепуганный Григорий молился Христу, чтобы, если Он избавит его, он посвятил свою жизнь служению Ему. [6] : 28 Находясь в Афинах, он подружился со своим однокурсником Василием Кесарийским , а также познакомился с Флавием Клавдием Юлианом, который позже стал императором, известным как Юлиан Отступник . [11] : 19, 25 В Афинах Григорий учился у знаменитых риторов Гимерия и Проаресия . [12] Возможно, он был крещен там или вскоре после своего возвращения в Каппадокию. [13]
Священство
[ редактировать ]В 361 году Григорий вернулся в Назианзин и был рукоположен в пресвитера по желанию отца, который хотел, чтобы он помогал в заботе о местных христианах. [6] : 99–102 Младший Григорий, который подумывал о монашеском существовании, возмутился решением отца заставить его выбирать между священническим служением и уединенным существованием, назвав это «актом тирании». [11] : 32 [14] Уйдя из дома через несколько дней, он встретил своего друга Василия в Аннесуа, где они оба жили аскетами. [6] : 102 Однако Бэзил убедил его вернуться домой, чтобы помочь отцу, что он и сделал в следующем году. Прибыв в Назианзин , Григорий обнаружил, что местная христианская община расколота из-за богословских разногласий, а его отец обвинен в ереси местными монахами. [6] : 107 Грегори помог преодолеть раскол, сочетая личную дипломатию и ораторское искусство. [ нужна ссылка ]
К этому времени император Юлиан публично заявил о своей оппозиции христианству. [6] : 115 В ответ на отказ императора от христианской веры Григорий написал свои «Инвективы против Юлиана» между 362 и 363 годами. В «Инвективах» утверждается, что христианство победит несовершенных правителей, таких как Юлиан, посредством любви и терпения. Этот процесс, по описанию Григория, является публичным проявлением процесса обожения ( обожения ), ведущего к духовному возвышению и мистическому соединению с Богом. [6] : 121 В конце 362 г. Юлиан решил энергично преследовать Григория и других его христианских критиков; однако император погиб в следующем году во время кампании против персов. [6] : 125–6 Со смертью императора Григорию и Восточным церквям больше не угрожали преследования, поскольку новый император Иовиан был признанным христианином и сторонником церкви. [6] : 130
Григорий провел следующие несколько лет в борьбе с арианством , которое угрожало разделить регион Каппадокии . В этой напряженной обстановке Григорий ходатайствовал за своего друга Василия перед епископом Кесарийским ( Мазакским ) Евсевием. [6] : 138–42 Затем два друга вступили в период тесного братского сотрудничества, участвуя в великом риторическом соревновании Кесаревой церкви, вызванном прибытием опытных арианских богословов и риторов. [6] : 143 В последующих публичных дебатах под председательством агентов императора Валента Григорий и Василий вышли победителями. Этот успех подтвердил и Григорию, и Василию, что их будущее связано с управлением Церковью. [6] : 143 Василий, издавна проявлявший склонность к епископству, в 370 году был избран епископом кафедры Кесарии Каппадокийской . [ нужна ссылка ]
Епископство в Сасиме и Назианзе
[ редактировать ]Григорий был рукоположен во епископа Сасимского в 372 году Василием. [6] : 190–5 Василий создал Эту кафедру для того, чтобы укрепить свои позиции в споре с Анфимом , епископом Тианским . [12] Амбиции отца Григория добиться повышения своего сына в церковной иерархии и настойчивость его друга Василия убедили Григория принять эту должность, несмотря на его сомнения. Позже Григорий будет называть свое епископское рукоположение навязанным ему волевым отцом и Василием. [6] : 187–92 Описывая свое новое епископство, Григорий сетовал на то, что это было не что иное, как «совершенно ужасная, убогая маленькая дыра; жалкая стоянка для лошадей на главной дороге… лишенная воды, растительности или компании джентльменов… это было моя церковь Сасима!" [15] Он не приложил особых усилий для управления своей новой епархией, жалуясь Василию, что вместо этого предпочитает вести созерцательную жизнь. [11] : 38–9
К концу 372 года Григорий вернулся в Назианзин, чтобы помочь своему умирающему отцу управлять епархией. [6] : 199 Это обострило его отношения с Василием, который настоял на том, чтобы Григорий возобновил свой пост в Сасиме. Грегори ответил, что у него нет намерения продолжать играть роль пешки в продвижении интересов Бэзила. [16] Вместо этого он сосредоточил свое внимание на своих новых обязанностях помощника Назианза. я
После смерти его матери и отца в 374 году Григорий продолжал управлять Назианзинской епархией, но отказался называться епископом. Пожертвовав большую часть своего наследства нуждающимся, он вел аскетическую жизнь. [12] В конце 375 года он удалился в монастырь в Селевкии , прожив там три года. Ближе к концу этого периода умер его друг Василий. Хотя здоровье Григория не позволило ему присутствовать на похоронах, он написал сердечное соболезнование брату Василия Григорию Нисскому и сочинил двенадцать памятных стихотворений, посвященных памяти ушедшего друга. (Греческая антология, эпиграмма I книги 86 и эпиграммы книги VIII 2–11).
Григорий в Константинополе
[ редактировать ]После смерти императора Валента в 378 году воцарение Феодосия I , стойкого сторонника никейской ортодоксии, стало хорошей новостью для тех, кто хотел очистить Константинополь от арианского и аполлинарианского господства. [6] : 235 Сосланная никейская партия постепенно вернулась в город. На смертном одре Василий напомнил им о способностях Григория и, вероятно, порекомендовал своему другу отстаивать дело Троицы в Константинополе. [6] : 235–6 [17]
В 379 году Антиохийский синод и его архиепископ Мелетий попросили Григория отправиться в Константинополь, чтобы возглавить богословскую кампанию по привлечению этого города к никейскому православию. [11] : 42 После долгих колебаний Григорий согласился. Его двоюродная сестра Феодосия предложила ему для проживания виллу; Григорий немедленно преобразовал большую часть ее в церковь, назвав ее Анастасией, «сценой воскресения веры». [6] : 241 [18] В этой маленькой часовне он произнес пять ярких бесед о никейском учении, объясняя природу Троицы и единство Божества. [12] Опровергая отрицание Евномионом божественности Святого Духа, Григорий предложил следующий аргумент:
Посмотрите на эти факты: Христос рождается, Святой Дух — Его Предтеча. Христос крестится, Дух свидетельствует об этом... Христос творит чудеса, Дух сопровождает их. Христос возносится, Дух занимает Его место. Какие великие вещи есть в идее Бога, но не в Его власти? Какие титулы, принадлежащие Богу, не применимы и к Нему, кроме Нерожденного и Рожденного? Я трепещу, когда думаю о таком обилии титулов и о том, сколько Имен они хулят, восстающие против Духа! [19]
Проповеди Григория были хорошо приняты и привлекали к Анастасии все большее число людей. Опасаясь его популярности, его оппоненты решили нанести удар. Во время пасхального бдения 379 года толпа ариан ворвалась в его церковь во время богослужения, ранив Григория и убив другого епископа. Спасаясь от толпы, Григорий затем оказался преданным своим бывшим другом, философом Максимом Циником . Максим, находившийся в тайном союзе с Петром, епископом Александрийским, попытался захватить положение Григория и рукоположить себя во епископа Константинополя. [11] : 43 Потрясенный, Грегори решил уйти со своего поста, но верная ему фракция убедила его остаться и изгнала Максимуса. Этот эпизод поставил Григория в замешательство и подверг его критике как провинциального простака, неспособного справиться с интригами имперского города. [11] : 43
Дела в Константинополе оставались запутанными, поскольку положение Григория все еще было неофициальным, а арианские священники все же занимали многие важные церкви. Приезд императора Феодосия в 380 г. решил дело в пользу Григория. Император, решив искоренить арианство, изгнал епископа Демофила . Впоследствии Григорий был возведен на престол епископа Константинополя в Базилике Апостолов, заменив Демофила. [11] : 45
Второй Вселенский Собор и отступление к Назианзу
[ редактировать ]Феодосий хотел еще больше объединить всю империю на православной позиции и решил созвать церковный собор для решения вопросов веры и дисциплины. [11] : 45 Григорий придерживался того же мнения, желая объединить христианство. Весной 381 г. они созвали Второй Вселенский Собор в Константинополе, на котором присутствовало 150 восточных архиереев. После смерти председательствующего епископа Мелетия Антиохийского Григорий был избран руководителем собора. Надеясь примирить Запад с Востоком, он предложил признать Паулина Антиохийским Патриархом. Египетские и македонские епископы, поддержавшие рукоположение Максима, опоздали на собор. Оказавшись там, они отказались признать положение Григория как главы Константинопольской церкви, утверждая, что его перевод с Сасимской кафедры был канонически нелегитимным. [6] : 358–9
Григорий был физически истощен и беспокоился, что теряет доверие епископов и императора. [6] : 359 Вместо того, чтобы настаивать на своем и рисковать дальнейшим разделением, он решил уйти со своего поста: «Позволь мне быть пророком Ионой! Я был ответственен за шторм, но я пожертвовал бы собой ради спасения корабля. Схвати меня и брось меня». ... Я не был счастлив, когда взошел на трон, и с радостью сошел бы с него». [20] Он шокировал совет своей неожиданной отставкой, а затем произнес драматическую речь перед Феодосием с просьбой освободить его от должности. Император, тронутый его словами, аплодировал, похвалил его труд и подал в отставку. Совет попросил его явиться еще раз для прощального ритуала и праздничных речей. Григорий воспользовался этим случаем, чтобы произнести заключительную речь ( Ор. 42), а затем удалился. [6] : 361
Вернувшись на родину в Каппадокию, Григорий вновь возобновил свою должность епископа Назианзина. Следующий год он провел в борьбе с местными еретиками-аполлинариями и борясь с периодическими болезнями. Он также начал сочинять De Vita Sua . свое автобиографическое стихотворение [11] : 50 К концу 383 г. он обнаружил, что его здоровье слишком слабое, чтобы справляться с епископскими обязанностями. Григорий назначил Евлалия епископом Назианзина, а затем удалился в уединение Арианцума. Проведя шесть мирных лет на пенсии в своем родовом поместье, он умер 25 января в 390 году. [ нужна ссылка ]
На протяжении всей своей жизни Грегори стоял перед серьезным выбором: следует ли ему продолжать учиться на ритора или философа? Будет ли монашеская жизнь более подходящей, чем общественное служение? Что лучше: проложить свой собственный путь или следовать по пути, указанному ему отцом и Бэзилом? Сочинения Грегори освещают конфликты, которые его мучили и мотивировали. Биографы предполагают, что именно эта диалектика определила его, сформировала его характер и вдохновила его на поиск смысла и истины. [11] : 54
Наследие
[ редактировать ]Богословские и другие труды
[ редактировать ]Самый значительный богословский вклад Григория стал результатом его защиты учения о Троице . Он особенно известен своим вкладом в область пневматологии , то есть теологии, касающейся природы Святого Духа . [21] В этом отношении Григорий первый использует идею исхождения для описания отношений между Духом и Божеством: «Дух Святой есть истинно Дух, исходящий от Отца, но не по образу Сына, ибо Он не по поколению, а по преемственности , поскольку мне нужно придумать слово для ясности». [22] Хотя Григорий не полностью развивает эту концепцию, идея процессии сформировала большинство более поздних мыслей о Святом Духе. [23]
Он подчеркивал, что Иисус не перестал быть Богом, когда стал человеком, и не утратил ни одного из своих божественных качеств, когда принял человеческую природу. Более того, Григорий утверждал, что Христос был полностью человеком, включая полную человеческую душу. Он также провозгласил вечность Святого Духа, заявив, что действия Святого Духа были несколько скрыты в Ветхом Завете , но стали намного яснее после вознесения Иисуса на Небеса и сошествия Святого Духа в праздник Пятидесятницы. [24]
В отличие от неоарианского верования в то, что Сын аномиос , или «непохожий» на Отца, и с полуарианским утверждением, что Сын гомоусиос , или «подобный» Отцу, Григорий и его собратья-кападокийцы придерживались никейского учения. гомоусия единосущность или , Сына Отцу. [25] : 9, 10 Каппадокийские отцы утверждали, что природа Бога непознаваема для человека; помог разработать структуру ипостасей , или трех лиц, объединенных в единое Божество; проиллюстрировал, что Иисус является эйконом Отца; и объяснил концепцию обожения , веры в то, что все христиане могут быть ассимилированы с Богом в «подражании воплотившемуся Сыну как божественному образцу». [25] : 10
Некоторые богословские сочинения Григория предполагают, что, как и его друг Григорий Нисский , он, возможно, поддерживал некоторую форму доктрины апокатастасиса , веры в то, что Бог приведет все творение в гармонию с Царством Небесным. [26] Это побудило Филипа Шаффа конца девятнадцатого века, и христианских универсалистов таких как Дж. У. Хэнсон, назвать теологию Григория универсалистской. [27] Этого взгляда на Григория также придерживаются некоторые современные богословы, такие как Джон Сакс , который сказал, что Григорий имел «склонность» к апокатастазису, но «осторожно, недогматично». [28] Однако не ясно и не общепринято, придерживался ли Григорий доктрины апокатастасиса. [29]
Помимо нескольких богословских бесед, Григорий был также одним из самых выдающихся ранних христианских литераторов, очень опытным оратором, возможно, даже одним из величайших ораторов своего времени. [25] : 21 Григорий также был очень плодовитым поэтом, писавшим богословские, моральные и биографические стихи. [ нужна ссылка ] Книга VIII Греческой антологии содержит исключительно 254 его эпиграммы. [ нужна ссылка ]
Влияние
[ редактировать ]Внучатый племянник Григория Никобул служил его литературным душеприказчиком, сохраняя и редактируя многие из его сочинений. Двоюродный брат Евлалий опубликовал в 391 году несколько наиболее примечательных работ Григория. [6] : xi К 400 году Руфиний начал переводить свои речи на латынь. Распространяясь по всей империи, труды Григория оказывали влияние на богословскую мысль. Его речи были признаны авторитетными на Первом Эфесском соборе его богословом , или богословом. назначил в 431 году. К 451 году Халкидонский собор [6] : xi - титул, которым не обладает никто, кроме апостола Иоанна [12] и Симеон Новый Богослов (949–1022 гг. н.э.). Его широко цитируют восточно-православные богословы, и он высоко ценится как защитник христианской веры. Его вклад в тринитарное богословие также имеет влияние и часто цитируется в западных церквях. [30] Пауль Тиллих благодарит Григория Назианзина за «создание окончательных формул учения о Троице». [31] Кроме того, Литургия святого Григория Богослова , используемая Коптской церковью . в его честь названа [32]
Реликвии
[ редактировать ]После смерти Григорий был похоронен в Назианзе. Его мощи, состоящие из частей тела и одежды, были перенесены в Константинополь в 950 году, в храм Святых Апостолов. Часть мощей была вывезена из Константинополя крестоносцами во время Четвертого крестового похода , в 1204 году, и оказалась в Риме . 27 ноября 2004 года эти мощи вместе с мощами Иоанна Златоуста были возвращены в Константинополь (ныне Стамбул ) Папой Иоанном Павлом II , при этом Ватикан сохранил небольшую часть обеих. Сейчас мощи хранятся в Патриаршем соборе Святого Георгия на Фанаре . [33]
Смерть
[ редактировать ]За шесть лет жизни, оставшихся ему после окончательного ухода на родину, Григорий сочинил большую часть своих обширных поэтических произведений. К ним относятся ценное автобиографическое стихотворение объемом почти 2000 строк; около ста других более коротких стихотворений, касающихся его прошлой карьеры; и большое количество эпитафий, эпиграмм и посланий известным людям той эпохи. В написанных им стихах, посвященных его личным делам, говорится о непрерывной болезни и тяжелых страданиях (физических и духовных), которые преследовали его в последние годы жизни. На крошечном участке земли в Арианзе все, что осталось ему от его богатого наследства, было возле фонтана, возле которого была тенистая прогулка. Григорий удалился сюда, чтобы провести дни отшельником. Именно в это время он решил писать богословские беседы и стихи как религиозного, так и автобиографического характера. [34] Время от времени его посещали близкие друзья, а также незнакомцы, которых привлекала в его убежище его большая репутация святого и образованного человека. Он умер около 25 января 390 г., хотя точная дата его смерти неизвестна. [35]
Праздничные дни
[ редактировать ]Григория Назианзина празднуют в разные дни христианства.
- 2 января: Католическая церковь и Англиканская церковь отмечают праздник Григория 2 января. [1] [36]
- 10 января: Синод Лютеранской церкви и Миссури поминает Григория вместе с Василием Великим и Григорием Нисским ( отцами Каппадокийскими ) 10 января. [37]
- 25 и 30 января: Восточная Православная Церковь и Восточно-Католические Церкви отмечают два праздника в честь Григория. 25 января — его главный праздник; 30 января, известный как праздник Трех Великих Святителей , вспоминает его вместе с Иоанном Златоустом и Василием Кесарийским. [38] [39]
- 9 мая: Епископальная церковь празднует праздник Григория 9 мая. [40]
- 14 июня: Евангелическо-лютеранская церковь в Америке чтит память Григория Назианзина вместе с его друзьями Василием Великим и Григорием Нисским 14 июня. [ нужна ссылка ]
- Армянские даты: Армянская Апостольская церковь каждый год посвящает Григорию два дня. Его память вместе с одиннадцатью другими учителями Церкви отмечается в субботу перед праздником Обретения Креста Господня (который отмечается в ближайшее к 26 октября воскресенье). [41] В календаре Армянской церкви также есть праздник, посвященный исключительно Григорию. Это приходится либо на субботу перед четвертым воскресеньем Преображения , либо, если этот день приходится на праздник Успения , в субботу перед третьим воскресеньем после Рождества Христова . [42]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Святой Григорий Назианзин в Британской энциклопедии
- ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 2 января 2020 г.
- ^ «Память святителя Григория Богослова» . Архивировано из оригинала 26 сентября 2021 года . Проверено 31 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Литургия Часов I, Собственно святых, 2 января.
- ^ «Православный синаксарий :: Святитель Григорий Богослов» . Св.гр. 25 января 2016 года . Проверено 1 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и МакГакин, Джон (2001) Святой Григорий Назианзин: интеллектуальная биография , Крествуд, Нью-Йорк.
- ^ Ловренович, Дубравко (2008). «Святой Григорий Чудотворец – покровитель Котроманича и средневековой Боснии». В Караматиче, Фра Марко (ред.). Коллекция Марко Добретича (pdf) (на сербско-хорватском языке). Сараево: францисканское богословие. стр. 9–32. ISBN 978-9958-9026-0-4 . Проверено 17 мая 2021 г.
- ^ Хаусли, Норман (17 июня 2016 г.). Крестовый поход в пятнадцатом веке: конвергенция и конкуренция культур . Рутледж. ISBN 978-1-317-03688-3 . Проверено 3 марта 2019 г. - через Google Книги.
- ^ Великий синаксарист: (на греческом языке) святой Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский . 25 января. ОГРОМНЫЙ ЭКСАЙТЕР.
- ^ Биографический словарь Риверсайда . Хоутон Миффлин Харкорт. 2005. с. 336 . ISBN 9780618493371 .
Григорий Назианзин или Назианзин, св. ок. 330-в. 389 г. н. э. • Греческий прелат и богослов. Родился в семье греков в Каппадокии, получил образование в Кесарии, Александрии и Афинах.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Рютер, Розмари Рэдфорд (1969), Григорий Назианзин: ритор и философ , Oxford University Press
- ^ Jump up to: а б с д и Хантер-Блэр, DO (1910), «Григорий Назианзин», Католическая энциклопедия , Роберт Эпплтон
- ^ Дейли, Брайан (2012). Григорий Назианзин . Отцы ранней церкви. Рутледж. стр. 7–9. ISBN 9781134807277 .
- ^ Минь, JP (редактор), Греческие патрули (PG) , (1857–66), 37.1053, Carm. о своей жизни , л.345
- ^ Грегори, цитата из PG 37.1059–60, De Vita Sua , vv. 439–46.
- ^ Галлай, П. (1964), Грегуар де Назианце (на французском языке), Париж, с. 61
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) ; цитата из Еп. 48, ПГ 37.97. - ^ Orat. 43.2, PG 36.497.
- ^ 2 Царств 4:8 и Орат. 26.17, ПГ 35.1249.
- ^ Назианзин, Григорий Ор , Православная церковь Америки, с. 31:29 , получено 2 мая 2007 г.
- ^ PG , 37.1157–9, Carm. de vita sua , ll 1828–55.
- ^ Майкл О'Кэрролл, «Григорий Назианзин» в Тринитасе (Уилмингтон, Делавэр: Майкл Глейзер, 1987).
- ^ Григорий Назианзин, Пять богословских речей , пятая речь. Эта пятая речь полностью посвящена Святому Духу.
- ^ ХЬЮ Тернер и Фрэнсис Янг, «Шествие (и)» в Вестминстерском словаре христианского богословия , изд. А. Ричардсон и Дж. Боуден (Филадельфия: Westminster Press, 1983). Благодаря Августину эта идея разовьется на Западе в «двойное шествие», что приведет к пункту о Филиокве и расколу между восточным и западным христианством.
- ^ Мейнель, Фабиан (2009). Григория Назианзина « Поэма Аркана : ἄρρητα и христианское убеждение». Кембриджский классический журнал . 55 : 71–96. дои : 10.1017/S1750270500000208 . ISSN 1750-2705 . JSTOR 44688044 . S2CID 170730880 .
- ^ Jump up to: а б с Бёртнес (2006), Григорий Назианзин: образы и размышления
- ^ " Апокатастасис ". Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога, Vol. Я.
- ^ Хэнсон, Дж. В. Универсализм: преобладающая доктрина христианской церкви в течение ее первых пятисот лет. Глава XV: Григорий Назианзин . Бостонское и Чикагское универсалистское издательство, 1899 г.
- ^ Сакс, Джон Р. «Апокатастасис в святоотеческом богословии». Богословские исследования. 54 (декабрь 1993 г.), с. 632.
- ^ Дэвид Л. Балас, «Апокатастасис» в Энциклопедии раннего христианства , второе издание, изд. Эверетт Фергюсон (Нью-Йорк: Garland Publishing, 1997) подробно описывает приверженность этой доктрины Григорием Нисским , но не упоминает Назианзан.
- ↑ Посмотрите, как в Катехизисе Католической церкви 1992 года цитируются различные речи Григория.
- ^ Тиллих, Пол. История христианской мысли (Саймон и Шустер, 1968), с. 76.
- ^ Шайо, Кристина (2006), «Древние восточные церкви», Уэйнрайт , Джеффри ; Вестерфилд Такер, Карен Б. (ред.), Оксфордская история христианского богослужения , Нью-Йорк: Oxford University Press , стр. 139, ISBN 978-0-19-513886-3
- ^ Фишер, Ян (28 ноября 2004 г.), «Папа возвращает останки двух православных патриархов», San Diego Union-Tribune , заархивировано из оригинала 29 августа 2007 г. , получено 24 октября 2012 г.
- ^ «Святой Григорий Назианзин» . 3 января 2009 г.
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Св. Григорий Назианзин» . Newadvent.org . Проверено 1 ноября 2016 г.
- ^ «Присоединяйтесь к нам в ежедневной молитве – Англиканская церковь» . www.churchofengland.org .
- ^ Лютеранство 101, CPH, Сент-Луис, 2010, с. 277
- ^ «Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский» . Онлайн-праздники OCA . Православная Церковь в Америке . Проверено 26 сентября 2009 г.
- ^ «Собор вселенских учителей и иерархов: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста» . Онлайн-праздники OCA . Православная Церковь в Америке . Проверено 26 сентября 2009 г.
- ^ Малые праздники и посты 2018 . Church Publishing, Inc., 1 декабря 2019 г. ISBN. 978-1-64065-234-7 .
- ^ «Память Двенадцати архимандритов – Св. Рефея, Дионисия, Селбестроса, Афанаса, Кирилла Иерусалимского, Ефрема Хурия Ассирийского, Васила (Варсега) Кесарийского, Григория Нисского, Григория Богослова, Епифана Кипрского, Иоанна Златоуста и Кирилла» .
- ^ «Св. Григорий Богослов и обширный интеллектуальный мир армянских комментариев – ВЕМКАР» .
Источники
[ редактировать ]- Бортнес, Йостейн; Хэгг, Томас (2006), Григорий Назианзин: образы и размышления , Копенгаген: Museum Tusculanum Press, ISBN 978-87-635-0386-0
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- МакГакин, Джон А. Святой Григорий Назианзин: интеллектуальная биография . Крествуд, Нью-Йорк: 2001, Издательство семинара Святого Владимира. ISBN 0-88141-222-8
- Минь, JP (главный редактор). Полный курс греческого патрулирования . Тома 35–38. Париж: 1857–1866 гг.
- Статья на сайте Православной Церкви Америки о святителе Григории Богослове. Проверено 2 мая 2007 г.
- Рютер, Розмари Рэдфорд . Григорий Назианзин . Оксфорд: 1969, Издательство Оксфордского университета.
- Тернер, HEW и Фрэнсис Янг, «Процессия (и)» в Вестминстерском словаре христианского богословия , изд. А. Ричардсон и Дж. Боуден. Филадельфия: 1983, Вестминстер Пресс, 1983.
- Григорий Назианзин, перевод Марты Винсон, Избранные речи , Издательство Католического университета Америки, 2003. Ссылка.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Майкл Азкул, «Св. Григорий Богослов: Поэзия и вера», Патристическое и византийское обозрение 14.1–3 (1995): 59–68.
- Били, Кристофер А. (2007). «Божественная причинность и монархия Бога-Отца у Григория Назианзина» . Гарвардское теологическое обозрение . 100 (2): 199–214. дои : 10.1017/S001781600700154X . JSTOR 4495113 . S2CID 170113325 .
- Брайан Дейли, редактор, Грегори Назианзен. Отцы ранней церкви . Лондон: Routledge, издательство Taylor & Francisco Books, 2005. ISBN 0-415-12181-7 , стр. 192.
- К. Демоэн, «Библейский и небиблейский словарь у Григория Назианзена; количественный подход», Informatique 2 (1988–89): 243–53.
- Елена Эне Д-Василеску, «Поколение (γενεά) в поэме Григория Назианзина о Сыне», Акрополь, том. 1 (2017), с. 169–184.
- Дж. Иган, «Григорий Назианзин и доктрина Логоса», Дж. Плевник, изд., « Слово и дух: Очерки в честь Дэвида Майкла Стэнли» . Уиллоудейл, Онтарио: 1975. стр. 281–322.
- Анна-Стина Элверсон, Двойная природа человека: исследование богословской антропологии Григория Назианзина. Acta Universitatis Upsaliensis , 1981. ISBN 91-554-1206-8 . {Амазонка.com}
- Джеральд Фицпатрик, «Святой Григорий Назианзен: Образование для спасения», Patristine and Byzantine Review 10.1–2 (1991): 47–55.
- Р. К. Грегг, Философия утешения: греческая и христианская Пайдея в «Василии и двух Григориях» . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки, 1975. ISBN 0-8132-1000-3 . {Амазонка.com}
- Эдвард Р. Харди, изд. Христоология более поздних отцов , Дж. Бэйли и др., ред. Библиотека христианской классики , Том. 3. Филадельфия: Вестминстер, 1995. Пбк. ISBN 0-664-24152-2
- Кэрол Харрисон и Брайан Дейли (редактор). Григорий Назианзин . Рутледж, 1999. ISBN 0-415-12181-7
- В. Харрисон, «Некоторые аспекты сотериологии святого Григория (Назианзена) Богослова», « Греческое православное богословское обозрение » 34 (1989): 19–43/11–8.
- Сьюзан Р. Холман, «Исцеление социального прокаженного в перифилоптохиях Григория Нисского и Григория Назианзина», Harvard Theological Review 92.3 (1999): 283–309.
- М. Эдмунд Хасси, «Богословие Святого Духа в трудах св. Григория Назианзина», Diakonia 14.3 (1979): 224–233.
- Энн Карахан, «Влияние каппадокийского богословия на византийскую эстетику: Григорий Назианзин о единстве и единственности Христа». В: Экуменическое наследие каппадокийцев, стр. 159–184. Эд. Н. Думитрашку. Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2015. ISBN 978-1-137-51394-6 .
- Джордж А. Кеннеди, Греческая риторика при христианских императорах . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1983. ISBN 0-691-03565-2 . стр. 215–239. {Амазонка.com}
- Василики Лимберис, «Религия как шифр идентичности: случаи императора Юлиана, Либания и Григория Назианза», Harvard Theological Review 93.4 (2000): 373–400.
- Н. Б. Маклинн, «Другие Олимпиады: Григорий Назианзин и семья Виталиана», ZAC 2 (1998): 227–46.
- Рут Майерчик, «Воспоминания о халдейских оракулах Григория Назианзина, Ор. 29,2», Vigiliae Christianae 52.3 (1998): 286–292.
- П. Дж. Мариц, «Артикуляция логоса у Григория Назианзина», Acta Patristica et Byzantina 6 (1995): 99–108.
- Э. П. Мейджуринг, «Доктрина воли и Троицы в речах Григория Назианзина», Nederlands Theologisch Tijdschrift 27.3 (1973): 224–34.
- Селика Милованович-Бархам, «Григорий Назианзин: Ars Poetica (In suos vs: Carmen 2.1.39),» Journal of Early Christian Studies 5.4 (1997): 497–510.
- Х. Мусурильо, «Поэзия Григория Назианзина», Мысль 45 (1970): 45–55.
- Т. А. Ноубл, «Использование Священного Писания Грегори Назианзеном в защиту божественности духа», Tyndale Bulletin 39 (1988): 101–23.
- Ф. В. Норрис, «О шипах и розах: логика веры в Григория Назианзина», История Церкви , Том. 53 (1984): 455–64.
- Ф. В. Норрис, «Тетраграмматон у Грегори Назианзена (Ор. 30.17),» Christian Watch 43 (1989): 339–44.
- Ф. В. Норрис, Вера придает полноту рассуждениям: Пять богословских речей Грегори Назианзена. Дополнения к Vigiliae Christianae , Том 13. Лейден: Brill, 1990. ISBN 90-04-09253-6 . п. 314. {Амазонка.com}
- Джей Уэсли Ричардс, «Может ли мужчина-спаситель спасти женщин?: Григорий Назианзин о принятии Логосом человеческой природы», Обзор христианских ученых 28.1 (1998): 42–57.
- К. Скурат, «Св. Григорий Назианзин о философии и богопознании», Журнал Московского Патриархата 10 (октябрь 1989 г.): 57–62.
- Б. К. Сторин, Автопортрет в трех цветах: эпистолярная автобиография Григория Назианзина , Христианство в поздней античности 6 (Окленд: University of California Press, 2019).
- Б.К. Сторин, пер. Сборник писем Григория Назианзина: Полный перевод , Христианство в поздней античности 7 (Окленд: University of California Press, 2019).
- Фрэнк Тильман, « Место Апокалипсиса в каноне святого Григория Назианзина », Tyndale Bulletin 49.1 (1998): 155–7.
- Стивен Питер Цихлис, «Природа богословия в богословских речах св. Григория Назианза», Diakonia 16.3 (1981): 238–46.
- Раймонд Ван Дам, «Самопредставление в завещании Григория Назианзина», Журнал теологических исследований 46.1 (1995): 118–48.
- Кеннет Пол Веше, «Союз Бога и человека в Иисусе Христе в мыслях Григория Назианзина», St. Владимира Theological Quarterly 28.2 (1984): 83–98.
- Дональд Ф. Уинслоу, «Григорий Назианзин и любовь к бедным», Anglican Theological Review 47 (1965): 348–59.
- Дональд Ф. Уинслоу, Динамика спасения: исследование Григория Назианзина . Кембридж, Массачусетс: Североамериканское святоотеческое общество, 1979. ISBN 0-915646-06-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Британская энциклопедия . Том. 12 (11-е изд.). 1911. с. 563. .
- Произведения Григория Назианза переведены на английский язык.
- НАЦИАНЗОС : Центр изучения Григория Назианзина при Католическом университете Лувена.
- Статуя колоннады на площади Святого Петра
- Работы Григория Назианзина или о нем в Интернет-архиве
- Работы Григория Назианзина в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- 329 рождений
- 390 смертей
- Константинопольские архиепископы IV века
- Христианские мистики IV века
- Христианские святые IV века
- Христианские богословы IV века
- Греческие философы IV века
- Поэты IV века
- Римляне IV века
- Каппадокийские греки
- Христианство и эллинистическая философия
- Отцы Церкви
- Доктора Церкви
- Эпиграмматики Греческой антологии
- Греческие христианские мистики
- Противники арианства
- Святоотеческие мистики
- Католические философы
- Студенты римской эпохи в Афинах
- Святые из Константинополя
- Святые из Римской Анатолии
- Жители Аксарайской области
- Англиканские святые
- Участники Первого Константинопольского Собора.