Гипситарии

Гипситарии , т.е. поклонники Гипсиста ( греч . Ὕψιστος , «Всевышний» Бог), и подобные вариации этого термина впервые появляются в сочинениях Григория Назианзина ( Orat . xviii, 5) и Григория Нисского ( Contra Eunom . ii), около 374 г. н.э. Этот термин связан с рядом надписей, датируемых примерно 100–400 гг. н.э., [ 1 ] преимущественно небольшие вотивные приношения, но также включающие алтари и стелы, посвященные Феосу Гипсистосу , или иногда просто Гипсистосу , встречающиеся в основном в Малой Азии ( Кападокия , Вифиния и Понт ) и на черноморском побережье, входящем сегодня в состав России.
Некоторые современные учёные отождествляют группу или группы с богобоязненными , упомянутыми в Деяниях апостолов , нееврейскими ( язычниками ), сочувствующими иудаизму Второго Храма . [ 2 ] [ 3 ]
Доказательство
[ редактировать ]Надписи и археология
[ редактировать ]Конец III века н.э. [ 4 ] святыня в стене древнего города Эноанда представляет собой убедительное археологическое свидетельство существования этого культа. [ 5 ] Он украшен надписью, отражающей заявление аполлонического оракула в Дидиме . [ 6 ] описывая бога как «Саморожденного, необученного, невоспитанного, невозмутимого, не допускающего имени, многоименного, обитающего в огне». Другая надпись под первой посвящает фонарь Всевышнему Богу. Другое доказательство существования гипсистарцев также найдено в городе Эноанде в виде еще одного эпиграфа, близкого к месту расположения святыни: эпиграф, посвященный Хроматисом, включает в себя обет Всевышнему Богу и иллюстрирует практику молитва на рассвете, что соответствует описанию оракула и, возможно, предполагает форму генотеистической практики поклонения. [ 7 ]
Другие археологические находки могут быть связаны с присутствием гипсистарцев. На территории нынешней Северной Македонии свидетельством присутствия гипсистарцев являются три надписи из долины реки Вардар , датированные II веком нашей эры. [ 8 ] Здесь расположены два алтаря с рельефами орлов и статуэткой орла, ранее не связанные с культом, но считающиеся показательными. Из двадцати пяти надписей в регионе девятнадцать посвящены Зевсу Гипсистосу (еще одно имя гипсистского бога) и шесть — Теосу Гипсистосу , что показывает местное значение и развитие культа. Во Фригии многочисленные небольшие сельские алтари, украшенные сельскохозяйственными мотивами, такими как колосья пшеницы и винограда, указывают на местные практики поклонения. В Боспорском царстве несколько надписей и призывных списков из Танаиса и надписи о вольной в Горгиппии и Пантикапее свидетельствуют о существовании еврейских и синкретических языческих культов. В Афинах около 20 вотивных бляшек и алтарей, посвященных Зевсу Гипсистосу, найденные на холме Пникс , подчеркивают культ исцеления, связанный с Гипсистом, причем большинство посвящений совершается женщинами. [ 9 ] По всей Анатолии большое количество вотивных табличек и других надписей свидетельствуют о том, что обращение к одному или нескольким богам как Всевышнему ( Гипсист , часто как Теос Гипсист, «самый высокий бог», или как Зевс или Аттис , но часто безымянный) было широко распространено.
Однако нет уверенности в том, что все эти надписи на самом деле связаны с гипсистами. Действительно, называть божество «высшим» могло быть просто формой подчеркивания уникальности этого божества, не исключая при этом возможности того, что другие божества также уникальны по-своему. [ 10 ]
Древние авторы
[ редактировать ]Имя Гипсистиарий впервые встречается у Григория Назианзина (Орат., XVIII, 5), а имя Гипсистианий — у Григория Нисского (Contra Eunom., II), около 374 г. н.э.
Григорий Назианзин описывает синкретическую еврейско-языческую группу, не поклоняющуюся идолам, почитающую светильники и огонь и поклоняющуюся Всевышнему ( Пантократору ). Они соблюдают субботу и придерживаются диетических ограничений, но не делают обрезания. Описание этого культа Григорием Назианзином встречается в его панегирике своему отцу, который до своего обращения в христианство был гипсистом: [ 11 ]
Ибо для нее, отвергая идолов и жертвы, почитают огонь и светильники, а для нее, поклоняясь в субботу и пустяк о благоуханиях, позорят обрезание. Возвышен смиренным именем, и не один Пантократор им почитаем.
Ибо, с одной стороны, они отвергают идолов и жертвоприношения, но почитают огонь и свет; с другой стороны, они соблюдают субботу и мелкие правила в отношении некоторых видов мяса, но презирают обрезание. Эти скромные люди называют себя гипсистариями, и Всемогущий, по их словам, является единственным объектом их поклонения.
— Gregory of Nazianzus, Orat., xviii, 5
Григорий Нисский приводит следующую информацию: [ 12 ]
А если он выдумывает какого-нибудь другого Бога, кроме Отца, то пусть спорит с иудеями или с так называемыми Гипсистианами, между которыми и христианами есть та разница, что они признают, что есть Бог, Которого они называют Высшим или Всемогущий, но не признавай, что Он Отец[.]
- Григорий Нисский, Contra Eunom., II.
Персий (34–62), возможно, имел в виду гипсистариев. [ нужна ссылка ] когда он высмеивал таких гибридных религиозников в Satire v, 179–84: [ 13 ]
[...] в сперме
Пришел день Ирода, и окно было помазано
устроил так, чтобы из фонарей поднимался густой туман
неся фиолетовые и красные тона, обнимая блюдо
плывет хвост тирна, верный белый набухает вином,
Ты молча шевелишь губами, поворачиваешься назад и бледнеешь.Но когда наступает день рождения Ирода, когда лампы, увенчанные фиалками и расставленные по засаленным подоконникам, испускают густые клубы дыма, когда гибкие хвосты тунцов вьются вокруг тарелок с красной посудой, и белые кувшины опухнув вином, ты молча дергаешь губы, бледнея в субботу обрезанных.
- Персий, Сатира v, 179–84.
Тертуллиан (ок. 160 – ок. 225 г. н.э.), кажется, имеет в виду именно их. [ нужна ссылка ] в Ad nationales , 1, xiii: [ 14 ]
Другие считают христианское солнце более гуманным богом, потому что оно научило нас молиться востоку или обеспечивать счастье в день солнца. Что ты делаешь меньше? Разве большинство из нас не шевелили когда-то с любовью и обожанием даже небесные существа при восходе солнца? Наверняка вы из тех, кто тоже получил солнце семи дней в кирпиче и прочитал по их дням, в какой день вы снимаете стирку, или откладываете ее до вечера, или заботитесь о досуге и обеде. На самом деле вы делаете это тем, что вымогаете себя от своих к чужим религиям: ибо у иудеев есть святая суббота и чистая трапеза, и иудейские обряды светильников и постов с опресноками и литургическими молитвами, которые, конечно, чужды вашим боги. А потому, чтобы отвратились от излишеств, насмехающиеся за нас солнце и день его, признайте близость: мы недалеко от Сатурна и ваших суббот!
Другие, с большим уважением к хорошим манерам, надо признаться, полагают, что солнце является богом христиан, потому что общеизвестно, что мы молимся на восток или потому, что мы делаем воскресенье днем праздника. Что тогда? Вы делаете меньше этого? Разве многие из вас, с притворством иногда поклоняясь также небесным светилам, не двигают губами в сторону восхода солнца? Во всяком случае, это вы даже впустили солнце в календарь недели; и день ее ты избрал, предпочитая предшествующему дню, как наиболее подходящий в неделе либо для полного воздержания от бани, либо для отсрочки ее до вечера, либо для отдыха и пиршества. Прибегая к этим обычаям, вы сознательно отклоняетесь от своих религиозных обрядов к чужим. Ибо иудейские праздники субботы и «Очищения», а также иудейские также — это церемонии светильников, посты опресноков и «прибрежные молитвы» — все эти установления и обычаи, конечно, чужды вашим богам. А потому, чтобы я мог вернуться из этого отступления, вы, упрекающие нас солнцем и воскресеньем, должны подумать о своей близости к нам. Мы недалеко от вашего Сатурна и ваших дней отдыха.
- Тертуллиан, Ad nationales, I, xiii.
Гипситарии, вероятно, упоминаются под именем Целиколоэ в указе императоров Гонория и Феодосия II (408 г. н.э.). [ нужна ссылка ]
Интерпретация доказательств
[ редактировать ]Толкования вне языческого контекста
[ редактировать ]Не все вышеописанные свидетельства могут на самом деле относиться к культу Теоса Гипсиста, практиковавшемуся гипсистами. [ 10 ]
Текст оракула в Эноанде, вероятно, связан с культом Теоса Гипсиста, но понятия в нем также знакомы из орфизма . [ 10 ]
Связи с иудаизмом
[ редактировать ]Некоторые современные учёные отождествляют группу или группы с богобоязненными , упомянутыми в Деяниях апостолов , нееврейскими ( язычниками ), сочувствующими иудаизму Второго Храма . [ 2 ] [ 3 ]
Главный аргумент в пользу этой гипотезы состоит в том, что имеющиеся данные дают очень схожие описания этих двух групп как с точки зрения пространства и времени, так и с точки зрения их верований и практик (поклонение «самому высокому» богу без изображений, ритуалов и практик). с огнем и лампами, соблюдение некоторых еврейских законов, таких как суббота или правила питания). [ 15 ] Критики утверждали, что сходства слишком неспецифичны. [ 15 ] или что либо поклонники Гипсиста [ 15 ] или богобоязненные [ 16 ] не были сплоченной группой.
Современное эллинистическое использование слова «гипсист» как религиозного термина, по-видимому, происходит от этого термина, который появляется в Септуагинте , и совместимо с ним, начиная с гораздо более раннего времени. (Греческий ὕψιστος ( hypsistos ) переводит иврит עליון ( элион ), что означает «высший». Этот термин встречается более пятидесяти раз как замена Тетраграмматона ( имени Бога) или в прямой связи с Богом (чаще всего в Псалмах , Даниила и Сираха ). [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Гипотезы о происхождении
[ редактировать ]Этот культ, возможно, сформировался как местный каппадокийский культ Зевса Сабазиоса, объединенный с культом Яхве Саваофа. [ 17 ] практикуется многочисленными еврейскими колониями.
Более поздняя история
[ редактировать ]Существование гипсистариев, возможно, способствовало поразительной быстроте распространения христианства в Малой Азии; однако не все из них приняли новую веру, и небольшие общины монотеистов, ни христиан, ни иудеев, продолжали существовать, особенно в Каппадокии. [ нужна ссылка ]
Указ императоров Гонория и Феодосия II места поклонения Целиколей , которые могут быть такими же, как и гипсистарии. (408 г. н. э.) передает христианам [ нужна ссылка ]
Утверждение о том, что гипсистарии продолжали существовать до девятого века, основано на ошибочной интерпретации Никифора Конста. , "Антирхет. адв. Конст. Копр.", I, в Минье, PG, полковник. 209. [ нужна ссылка ]
Упоминание Гете
[ редактировать ]Описав свои трудности с господствующей религией, Гете сетует, что
...Я не нашел ни одного исповедания веры, к которому я мог бы присоединиться безоговорочно. Однако теперь, в преклонном возрасте, я узнал о секте гипсистариан, которые, зажатые между язычниками, иудеями и христианами, заявляли, что будут ценить, восхищаться и чтить лучшее, самое совершенное, что могло прийти к ним. знания, и, поскольку оно должно иметь тесную связь с Божеством, оказывайте ему почтение. Таким образом, радостный свет внезапно сиял на меня из темного века, поскольку у меня было чувство, что всю свою жизнь я стремился стать гипсистом. Однако это непростая задача, ибо как человек, в ограниченности своей индивидуальности, может узнать, что является самым превосходным? [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Гипсистары» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Атанассиади, Полимния; Фреде, Майкл (1999), Языческий монотеизм в поздней античности .
- Бернер, Питер, изд. (1981), Иоганн Вольфганг фон Гете 1832/1982: Биографический очерк , Бонн: Inter Nationes .
- Буреш, Кларос (Лейпциг, 1889).
- Кюмон, Гипсист (Брюссель, 1897 г.).
- Дрекслер в «Лексиконе Рошера» (Лейпциг, 1890), св. Гипсистос .
- Леви, Израиль (1 января 1898 г.). «Библиография — Различные примечания и выдержки — Еврейская пропаганда вокруг христианской эпохи и культа верховного Бога» . Revue des Études Juives (на французском языке) (36–71): 115–143.
- Митчелл, Стивен; Ван Нуффелен, Питер (2010), Единый Бог: языческий монотеизм в Римской империи , издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-19416-7 .
- Шюрер « Евреи в Боспоре». Райхе и др. (Берлин, 1897 г.) в сессионной зоне. д. Берлин. акад. , XIII, 200–225.
- Стокса в Dict. Христос. Биог., св. Гипсистарии .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Митчелл, Стивен (1999). «Культ Теоса Гипсиста между евреями-язычниками и христианами». В Атанассиади, Полимния; Фреде, Майкл (ред.). Языческий монотеизм в поздней античности . Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 81–148.
- ^ Jump up to: а б Давила, Джеймс Р., Происхождение псевдоэпиграфов: еврейское, христианское или другое? , с. 29 .
- ^ Jump up to: а б Атанассиади, Полимния; Фреде, Майкл (1999), Языческий монотеизм в поздней античности , с. 19 .
- ^ Холл, AS (1978). «Кларианский оракул в Эноанде». Журнал папирологии и эпиграфики . 32 :263-268.
- ^ Митчелл, Стивен (1999). «Культ Теоса Гипсиста между евреями-язычниками и христианами». В Атанассиади, Полимния; Фреде, Майкл (ред.). Языческий монотеизм в поздней античности . Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 81–148.
- ^ Роберт, Луи (1971). «Оракул, выгравированный в Ойноанде». Отчеты сессий Академии надписей и изящной словесности . 115 (3): 597–619.
- ^ Мога, Джулиан (18 декабря 2023 г.). «Всевышний Бог и Его пророческое откровение» . Древние и археологические исследования дои : 10.47743/saa-2023-29-2-4 .
- ^ Николоска, Александра (2011). «Языческий монотеизм и культ Зевса Гипсиста». Живая античность : 117-127.
- ^ Мюллер, Марк (ноябрь 2014 г.). «Культы Гипсиста в греческом мире во времена Римской империи» . Университет Макмастера : 1–90.
- ^ Jump up to: а б с Ханиотис, Ангелос (2010). «Мегатеизм: поиск всемогущего бога и конкуренция культов». В Стивене Митчелле и Питере Ван Наффелене (ред.). Единый Бог: языческий монотеизм в Римской империи . п. 116.
- ^ Григорий Назианзин, Орат., xviii (Надгробная речь о его отце), 5. Греческий текст , английский перевод .
- ^ Григорий Нисский, Contra Eunom., II. Английский перевод .
- ^ Персий, Сатира v, 179–84. Латинский текст , английский перевод .
- ^ Тертуллиан, Adnationes , Книга I, глава 13. Латинский текст , английский перевод .
- ^ Jump up to: а б с Митчелл, Стивен (2010). «Дальнейшие мысли о культе Теоса Гипсиста». В Стивене Митчелле и Питере Ван Наффелене (ред.). Единый Бог: языческий монотеизм в Римской империи . п. 190.
- ^ Митчелл, Стивен (2010). «Дальнейшие мысли о культе Теоса Гипсиста». В Стивене Митчелле и Питере Ван Наффелене (ред.). Единый Бог: языческий монотеизм в Римской империи . п. 192.
- ^ Лимберис, Василики (2011). Архитекторы благочестия: каппадокийские отцы и культ мучеников . США: Издательство Оксфордского университета. п. 122. ИСБН 978-0199730889 – через Google Книги.
Их представления о Боге произошли от синкретизированного монотеизма, сочетающего элементы каппадокийского культа Зевса Сабазия с еврейским богом Яхве Саваофом. Гипситарии, соответственно, объединили религиозные практики язычества и иудаизма.
- ^ фон Гете, Иоганн Вольфганг (1981) [письмо, 22 марта 1831 г.], «Сульпису Буассере», в Бернере, Петер (ред.), Иоганн Вольфганг фон Гете: 1832/1982: Биографический очерк , Бонн: Inter Nationes, стр. . 82 .