Надгробная речь (Древняя Греция)
Часть серии о |
Риторика |
---|
Надгробная речь или epitaphios logos ( греч . ἐπιτάφιος λόγος ) — официальная речь, произносимая по торжественному случаю похорон . Погребальные обычаи включают в себя обычаи, используемые в культуре для поминовения умерших, от самих похорон до различных памятников, молитв и ритуалов, проводимых в их честь. В Древней Греции и, в частности, в древних Афинах надгробная речь считалась обязательной составляющей похоронного ритуала.
Эпитафиос логос считается почти исключительным афинским творением, хотя некоторые ранние элементы таких речей существуют в и в Гомера лирических поэмах Пиндара эпосе . « Надгробная речь Перикла », произнесенная в память о погибших во время Пелопоннесской войны 431–401 гг. до н. э., является наиболее ранним из дошедших до нас образцом этого жанра. [1]
История
[ редактировать ]Оратор Анаксимен из Лампсака утверждал, что надгробная речь была впервые установлена в VI веке до нашей эры в Афинах Солоном , [2] но историки в этом широко сомневаются. [3] [4] Более правдоподобно, но не бесспорно, [4] Речь идет о заявлении Дионисия Галикарнасского о том, что афиняне установили надгробную речь «в честь тех, кто сражался при Артемисии , Саламине и Платеях и погиб за свою страну, или во славу своих подвигов при Марафоне ». [5]
Фукидид подробно описывает погребальные обряды и указывает, что «мертвых кладут в общественную гробницу в самом красивом предместье города, в котором всегда хоронят павших на войне». [6] Этим предместьем был Керамейкос , где стоял памятник всем афинянам, павшим в боях, за исключением тех, кто сражался при Марафоне. [7]
Историки теперь полагают, что демосион сема (коллективное захоронение погибших на войне) и логотипы эпитафии были впервые установлены около 470 г. до н.э., и эти обычаи сохранялись и в период Перикла. [8] Самый ранний сохранившийся список потерь, в котором указаны имена тех, кто погиб, сражаясь за свой город в данном году, датируется 490–480 гг. до н.э. и связан с Марафонской битвой . [9] на белом фоне и лекиты , изображающие погребальные сцены, появились около 470 г. до н.э. [10] « Надгробная речь Перикла », как сообщает Фукидид , является самой ранней эпитафией, представленной полностью. [11] Захоронение погибших на войне в первый год Пелопоннесской войны считается отражением доминирования общественного мемориала в пятом веке. [12]
Схема и структура
[ редактировать ]Хотя Платон постоянно с подозрением относится к способности ораторского искусства обучать, в « Менексене» он демонстрирует теоретический интерес к проекту похоронного ораторского искусства. [13] Фактически он описывает схему традиционной афинской надгробной речи следующей краткой фразой:
И необходимая речь должна быть такой, которая будет адекватно восхвалять мертвых и давать добрые увещевания живым, призывая их детей и их братьев копировать добродетели этих героев, а также своих отцов, матерей и всех еще живых предков, предлагающих утешение. [14]
Таким образом, традиционные эпитафии должны содержать: хвалебную речь погибшим на войне и городу, призыв к родственникам копировать добродетели погибших на войне и утешение для живых членов их семей. [15]
Таким образом, эпитафия состоит из следующих частей:
- Преамбула , в которой говорится об ожиданиях аудитории. [16] Оратор обычно утверждает, что ему почти невозможно найти слова, достойные славных подвигов павших на войне. [15] Такая преамбула раскрывает положение эпитафии как устного жанра в ритуально и социально ограниченном обществе. [16]
- Происхождение и предки .
- Павшие на войне, их самопожертвование и их преданность афинскому государству .
- Эпилог , являющийся утешением и ободрением для семей погибших на войне. [15] В эпилоге используется традиционное увольнение скорбящих для дальнейшего частного причитания, после чего обещание города дать образование выжившим сиротам сигнализирует о возобновлении жизни в полисе . [16]
Функция и критика
[ редактировать ]Основная функция надгробной речи заключалась в публичном выражении концепции потенциального совершенства полиса . Это был случай, когда Афины «изобретали» и «заново изобретали» себя в повествовательной форме. [17] Город продемонстрировал свои достижения, а также гражданские и личные добродетели, к которым могли стремиться граждане. [13] Светская проза надгробной речи посвящена прославлению идеала демократического афинского города. [18] Через эпитафии , гражданский дискурс, город осознает себя таким, каким он хочет быть. [17]
Именно по этой причине Платон избрал своей главной целью надгробную речь. В «Менексене» он затрагивает вопросы похоронного ораторского искусства и присваивает философии часть интеллектуальной миссии, которую афиняне связывали с самой знаменитой и демократической формой эпидейктики — похоронным ораторским искусством. [19]
Сохранившиеся речи
[ редактировать ]В древних источниках сохранились следующие речи:
- Перикла 439 г. до н.э., утеряна; Надгробная речь [20]
- Перикла Надгробная речь 431 г. до н.э., представленная Фукидидом в его «Истории Пелопоннесской войны» ;
- Надгробная речь Горгия , возможно, конец пятого века до н.э., утеряна;
- , Лисия Надгробная речь ок. 391 г. до н.э.; [20]
- Платона » « Менексен , пародия, написанная в середине четвертого века, в которой Сократ произносит надгробную речь, которую, как он утверждает, Аспазия написала для Перикла;
- Демосфена Надгробная речь 338 г. до н.э.;
- Гиперида Надгробная речь 322 г. до н.э. [20]
Некоторые образцы этого жанра были написаны не для публичного захоронения, а для чтения небольшой аудитории на интеллектуальных собраниях. Надгробная речь Горгия и пародийная речь Платона в «Менексене» определенно были созданы для этого контекста, а не для выступления перед афинским народом. [8] Спорный вопрос, имело ли место то же самое и с речью Лисия. [20] Связь между представлением Фукидидом речи Перикла в 431 г. до н.э. и тем, что было сказано на самом деле, весьма спорна; это «обычно понимается как работа скорее Фукидида, чем Перикла». [20]
См. также
[ редактировать ]- Древнегреческие похороны и погребальные практики
- Панегирик - современное обсуждение похоронных речей.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дж. А. Колаяко, Сократ против Афин , 75.
- ^ Анаксимен, Фраг. 44
- ^ Джеймс П. Сикингер, 1999, Публичные записи и архивы в классических Афинах , стр. 30. УНК Пресс
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стивен Ашер, 1999, Греческое ораторское искусство: традиции и оригинальность , с. 349. Издательство Оксфордского университета.
- ^ Дионисий Галикарнасский, Ant. ПЗУ. т. 17. 2–4
- ^ Фукидид, Пелопоннесская война , 2. 34.
- ^ Павсаний, Описание Греции , 29. 4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б А. В. Найтингейл, Жанры в диалогах , 95–96.
- ^ Кислинг, К., Список жертв марафона из Эуа-Луку и стиль Плинтедона в аттических надписях, Журнал папирологии и эпиграфики, том. 180 (2012), стр. 139–148.
- ^ Дж. Х. Окли, Бэйл Ойночоай , 13 лет.
- ^ Фукидид, II, 35–46.
- ↑ К. Дердериан, Оставляя слова на память , 161.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б С. Моносон, Демократические затруднения Платона , 202.
- ^ Платон, Менексен , 236 e.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Траурная речь». Энциклопедия Гелиос . 1952.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с К. Дердериан, Оставляя слова на память , 181.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Н. Лоро, «Изобретение Афин» , 312 г.
- ^ Н. Лоро, Дети Афины , 45.
- ^ С. Моносон, Демократические затруднения Платона , 205
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Шир 2013 , с. 511.
Библиография
[ редактировать ]Первоисточники
- Демосфен против лептинов . Посмотреть исходный текст в программе Персей
- Гомер, «Илиада» , книги 22–23. Посмотреть исходный текст в программе Персей
- Павсаний, «Описание Греции» . Посмотреть исходный текст в программе Персей
- Платон, Менексен . Исходный текст см. в программе «Персей».
- Фукидид, История Пелопоннесской войны , II. См. исходный текст в программе Персей .
Вторичные источники
- Колаяко, Джеймс А. (2001). Сократ против Афин: философия на суде . Рутледж (Великобритания). ISBN 0-415-92654-8 .
- «Траурная речь». Энциклопедия Гелиос . 1952.
- Фоли, Хелен П. (2002). Женские поступки в греческой трагедии . Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-09492-6 .
- Дердериан, Кэтрин (2000). «Логос Эпитафия и траур в афинском полисе». Оставляя слова на память . Академическое издательство «Брилл». ISBN 90-04-11750-4 .
- Лоро, Николь (1994). Дети Афины . Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-03762-0 .
- Лоро, Николь (1986). Изобретение Афин: надгробная речь в классическом городе . Издательство Гарвардского университета.
- Моносон, Сара (2000). Демократические затруднения Платона . Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-04366-3 .
- Самонс, Лорен Дж. (2005). «Баил Ойночоай» . Периклеанские Афины и их наследие Джудит М. Бэрринджер и Джеффри М. Хервит . Издательство Техасского университета. ISBN 0-292-70622-7 .
- Шир, Джулия Л. (декабрь 2013 г.). « Их воспоминания никогда не состарятся»: политика памяти в афинских надгробных речах» . Классический ежеквартальный журнал . 63 (2): 511–536. дои : 10.1017/S0009838813000062 . ISSN 0009-8388 . S2CID 154783833 .