Jump to content

Питер Рамус

Питер Рамус
Рожденный
Пьер де ла Раме

1515
Умер 26 августа 1572 г. (56–57 лет) ( 1572-08-26 )
Париж [1]
Национальность Французский
Образование Наваррский колледж
Заметная работа Аристотелевские наблюдения
Эра Философия Возрождения
Область Западная философия
Школа Гуманизм эпохи Возрождения
Рамизм
Учреждения Колледж Франции
Диссертация Все, что сказал Аристотель, ложно (1536 г.)
Научные консультанты Йоханнес Штурм
Известные студенты Теодор Цвингер
Основные интересы
Логика , реформа образования
Известные идеи
Рамизм

Петрус Рамус ( французский : Пьер де ла Раме ; англизированный как Питер Рамус / ˈ r m ə s / ; 1515 — 26 августа 1572) — французский гуманист , логик и реформатор образования . Протестантский новообращенный, он стал жертвой резни в день Святого Варфоломея .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Он родился в деревне Катс , Пикардия ; его отец был фермером. В двенадцать лет (то есть около 1527 года) он поступил в Коллеж Наварры , работая слугой. Реакция против схоластики была в самом разгаре в переходное для аристотелизма время . По случаю получения степени магистра в 1536 году Рамус якобы взял в качестве своей диссертации Quaecumque ab Aristotele dicta essent, commentitia esse ( «Все, что сказал Аристотель — ложь »), которую Уолтер Дж. Онг перефразирует следующим образом:

Все сказанное Аристотелем непоследовательно, потому что плохо систематизировано и может быть вызвано в память только с помощью произвольных мнемонических приемов. [2]

По словам Онга [3] такого рода впечатляющие диссертации в то время были обычным явлением. Несмотря на это, Онг поднимает вопросы относительно того, действительно ли Рамус когда-либо выступал с этим тезисом. [4]

Ранняя академическая карьера

[ редактировать ]

Рамус, будучи выпускником университета, начал читать лекции. В этот период он участвовал в многочисленных отдельных спорах. Одним из противников в 1543 году был бенедиктинец Иоахим Перион [ фр ] . [5] , профессор медицины, обвинил его Жак Шарпантье в подрыве основ философии и религии. Арно д'Осса , ученик и друг Рамюса, защищал его от Шарпантье. [6] Рамуса заставили обсуждать Говеануса (Антонио де Гувейя) в течение двух дней. [7] Дело было передано в парламент Парижа перед и, наконец, Франциском I. Он передал дело комиссии из пяти человек, которая признала Рамуса виновным в «опрометчивых, высокомерных и дерзких действиях» и запретила его лекции (1544 г.).

Королевская поддержка

[ редактировать ]

Он удалился из Парижа, но вскоре после этого вернулся, указ против него был отменен Генрихом II , вступившим на престол в 1547 году под влиянием Карла, кардинала Лотарингского . Он получил должность в Коллеже Наварры. [8] [9]

В 1551 году Генрих II назначил его королевским профессором Коллеж де Франс , но по его просьбе ему было присвоено уникальное и в то время спорное звание профессора философии и красноречия . [10] В течение значительного времени он читал лекции перед аудиторией, насчитывающей до 2000 человек. Пьер Галланд [ фр ] , другой профессор, опубликовал Contra novam academiam Petri Rami oratio (1551) и назвал его «отцеубийцей» за его отношение к Аристотелю. Более серьезное обвинение заключалось в том, что он был новым академиком , другими словами, скептиком . Аудомар Талей (Омер Коготь около 1510–1581), близкий союзник Рамуса, действительно опубликовал в 1548 году работу, основанную на академического описании Цицероном скептицизма , школы Аркесилая и Карнеада . [11] [12]

После преобразования

[ редактировать ]
Рамус в ожидании своих убийц: гравюра на дереве Жозефа-Николя Робера-Флери , 1840 г.

В 1561 году он столкнулся со значительной враждебностью после принятия протестантизма . Ему пришлось бежать из Парижа; и хотя он нашел убежище во дворце Фонтенбло , его дом был разграблен, а библиотека сожжена в его отсутствие. После этого он на какое-то время возобновил свое кресло, но 30 июня 1568 года его вызвали к королевскому генеральному прокурору, чтобы он был заслушан вместе с Симоном Бодишоном и другими профессорами: [13] положение дел снова стало настолько угрожающим, что он счел целесообразным испросить разрешения на поездку.

Он провел около двух лет в Германии и Швейцарии. [14] Ла -Рошельское исповедание веры заслужило его неодобрение в 1571 году, разорвав его отношения с Теодором Беза и побудив Рамуса гневно написать Генриху Буллингеру . [15]

Вернувшись во Францию, он стал жертвой Варфоломеевской резни (1572 г.). Спрятавшись на некоторое время в книжном магазине на улице Сен-Жак , он вернулся в свою квартиру 26 августа, на третий день насилия. Там его ударили ножом во время молитвы. [16] С тех пор подозрения в отношении Шарпантье высказывались. [17] Его смерть сравнил один из его первых биографов, его друг и коллега Николя де Нансель [ фр ] , с убийством Цицерона. [18]

Центральный вопрос заключается в том, что антиаристотелизм Рамуса возник из заботы о педагогике . Аристотелевская философия в своей форме раннего Нового времени как схоластика, свидетельствующая о ее возрасте, находилась в запутанном и беспорядочном состоянии. Рамус стремился привнести порядок и простоту в философское и схоластическое образование, укрепляя чувство диалектики как важнейшей логической и методологической основы для различных дисциплин.

В 1543 году он опубликовал « Aristotelicae Animadversiones и Dialecticae Partitiones» , первый — критику старой логики , а второй — новый учебник науки. По существу свежие издания Partitiones появились в 1547 году как Institutiones Dialecticae , а в 1548 году как Scholae Dialecticae ; его «Диалектика» (1555 г.), французская версия его системы, является самой ранней работой по этой теме на французском языке .

В разделах «Диалектики» Рамус рекомендует использовать резюме, заголовки, цитаты и примеры. Онг называет использование Рамусом контуров «реорганизацией всего знания и, по сути, всего жизненного мира человека». [19]

Изучив работы Рамуса, Онг пришел к выводу, что результаты его «методизации» искусства «представляют собой дилетантские работы отчаявшегося человека, который является не мыслителем, а всего лишь эрудированным педагогом». [20] С другой стороны, его работа оказала непосредственное влияние на проблему дисциплинарных границ: к концу 17 века преподаватели в основном приняли его аргументы. [21]

Логика Рамуса какое-то время пользовалась большой известностью, и существовала школа рамистов, имевшая многочисленных приверженцев во Франции , Германии , Швейцарии и Нидерландах . Однако нельзя сказать, что нововведения Рамуса знаменуют собой какую-либо эпоху в истории логики, и мало оснований для его притязаний на замену Аристотеля независимой системой логики. Различие между естественной и искусственной логикой, т. е. между имплицитной логикой повседневной речи и той же логикой, эксплицитной в системе, перешло в учебники по логике.

Он исправляет силлогизм . Он допускает только первые три фигуры, как в исходной аристотелевской схеме, а в своих более поздних работах он также подвергает критике обоснованность третьей фигуры, следуя в этом прецеденту Лаврентия Валлы . Рамус также установил современную моду выводить фигуры из положения среднего термина в посылках вместо того, чтобы основывать их, как это делает Аристотель, на различном отношении среднего термина к большому термину и малому термину .

Как объясняет Джеймс Ясински, «диапазон риторики начал сужаться в XVI веке, отчасти благодаря работам Питера Рамуса». [22] Используя слово «суженный», Ясинский имеет в виду аргумент Рамуса в пользу отделения риторики от диалектики (логики), шаг, который имел далеко идущие последствия для риторических исследований и популярных концепций общественного убеждения. Современные риторы склонны отвергать точку зрения Рамуса в пользу более широкого (и во многих отношениях аристотелевского) понимания риторического искусства как охватывающего «[широкий] диапазон обычных языковых практик». [23] Риторика традиционно состояла из пяти частей, inventio первой из которых было (изобретение). Рамус настаивал на том, чтобы риторика изучалась наряду с диалектикой с помощью двух основных руководств: изобретения и суждения в соответствии с руководством по диалектике, а также стиля и подачи в руководстве по риторике. Память, один из пяти навыков традиционной риторики, рассматривалась Рамусом как часть психологии, а не как часть риторики, и, таким образом, исключалась из его идеи риторики и диалектики. [24] Брайан Викерс сказал, что влияние рамистов здесь действительно усилило риторику: оно больше концентрировалось на оставшемся аспекте красноречия или эффективного использования языка и подчеркивало роль местных европейских языков (а не латыни). Рамистские реформы усилили тенденцию риторов сосредотачиваться на стиле. [25] В результате риторика стала применяться в литературе. [26]

Изобретение включает четырнадцать тем, включая определение, причину, следствие, предмет, дополнение, различие, противоположность, сравнение, сходство и свидетельство. Стиль включает в себя четыре тропа: метафору, синекдоху, метонимию и иронию. Он также включает правила поэтического размера и ритмической прозы, фигуры, соответствующие позициям говорящего, и повторения. Доставка включает в себя использование голоса и жестов. [27]

Его риторический уклон проявляется в определении логики как ars disserendi ; он утверждает, что правила логики лучше познать, наблюдая за тем, как Цицерон убеждал своих слушателей, чем из изучения работ Аристотеля по логике (« Органон »).

По мнению Рамуса, логика распадается на две части: изобретение (трактовка понятия и определения) и суждение (включающее собственно суждение, силлогизм и метод). Здесь он находился под влиянием Родольфа Агриколы . [28] Это разделение породило шутливое обозначение суждения или остроумия как «секунда Петри». Но то, что делает здесь Рамус, фактически дает новое определение риторике. Существует новая конфигурация, в которой логика и риторика состоят из двух частей: риторика должна была охватывать красноречие и произношение . В целом Рамизму нравилось иметь дело с двоичными деревьями как с методом организации знаний. [29]

Математик

[ редактировать ]

Он был также известен как математик, ученик Иоганна Штурма . Было высказано предположение, что Штурм оказал влияние и в другом смысле, своими лекциями, прочитанными в 1529 году о Гермогене Тарсийском : рамистский метод дихотомии можно найти у Гермогена. [30]

У него были свои ученики. [31] Он переписывался с Джоном Ди по вопросам математики и однажды рекомендовал Елизавете I назначить его на кафедру университета. [32]

Взгляды Рамуса на математику предполагали ограничение практики: он считал Евклида теорию об иррациональных числах бесполезной. [33] Акцент на технологических приложениях и инженерной математике сочетался с призывом к национализму (Франция сильно отставала от Италии и должна была догонять Германию). [34]

Учение Рамуса пользовалось широким признанием вплоть до семнадцатого века. Более поздние движения, такие как бэконизм , пансофизм и картезианство , по-разному основывались на рамизме и воспользовались пространством, освобожденным некоторыми упрощениями (и сверхупрощениями), которые он произвел. Самая продолжительная ветвь рамизма была в систематическом кальвинистском богословии, где учебники с рамистской структурой все еще использовались в восемнадцатом веке, особенно в Новой Англии .

Первые сочинения о Рамизме после смерти Рамуса включали биографии и были написаны своего рода учениками: Фрейгиусом (1574 или 1575 г.), [35] Банозиус (1576 г.), [36] Нанселиус [ фр ] (1599 г.), из которых только Нанселиус был близко знаком с этим человеком. [37] Среди последователей Рамуса в различных областях были Иоганнес Альтузиус , Каспар Олевиан , Джон Мильтон , Иоганнес Пискатор , Рудольф Снеллиус и Иероним Трейтлер. [38]

Работает

[ редактировать ]
Третья книга по арифметике , 1557 г.

При жизни он опубликовал пятьдесят работ, а девять появилось после его смерти. Онг взял на себя сложную библиографическую задачу по отслеживанию его книг по их изданиям.

  • Аристотелевские наблюдения (1543 г.)
  • Вопросы Брутина (1547)
  • Риторические различия в Квинтилиане (1549 г.)
  • Диалектика (1555)
  • Арифметика (1555 г.)
  • De moribus veterum Gaulorum (Париж, 1559 г.; второе издание, Базель, 1572 г.)
  • Книга ополчения Цезаря , Париж, 1584 г.
  • Уведомление о реформировании Парижского университета в Ле Руа, Париж (1562 г.)
  • Три грамматики: Grammatica Latina (1548 г.), Grammatica Graeca (1560 г.), Grammaire Française (1562 г.)
  • Школы физики, метафизики, математики (1565, 1566, 1578 гг.)
  • Математическое введение (Париж, 1567 г.)
  • Одна тридцать книг математических школ (Базель, 1569 г.) (самая известная его работа)
  • Комментарии к христианской религии (Франкфурт, 1576 г.)

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ "Петрус Рамус" - Britannica Academic
  2. ^ Онга См. «Рамус, метод и упадок диалога: от искусства дискурса к искусству разума» , 1958: 46-47.
  3. ^ Онг, Рамус , стр. 36-37.
  4. ^ Онг, Рамус , стр. 36-41.
  5. ^ Кис Меерхофф, Варфоломей Кекерман и антирамистская традиция , в Кристофе Строме, Джозефе С. Фридмане, Х. Дж. Сельдерхейсе (редакторы), Поздний гуманизм и реформатское исповедание: теология, юриспруденция и философия в Гейдельберге на рубеже 17-го века ( 2006), с. 188.
  6. ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Арно д'Осса» . www.newadvent.org .
  7. ^ Джеймс Дж. Мерфи, Нападение Питера Рамуса на Цицерона: текст и перевод Brutinae Quaestiones Рамуса (1992), px
  8. ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Питер Рамус» . www.newadvent.org .
  9. ^ Роберт Мандроу, От гуманизма к науке 1480-1700 (1978), стр. 122.
  10. ^ Питер, Шарратт (1 января 1976 г.). Французские исследования эпохи Возрождения: 1540-70: гуманизм и энциклопедия . Издательство Эдинбургского университета. стр. 10, 15. ISBN  085224276X . OCLC   892245076 .
  11. ^ Компайре, Габриэль. «Рамус» . www.inrp.fr/edition-electronique/lodel/dictionnaire-ferdinand-buisson .
  12. ^ Ричард Х. Попкин , История скептицизма от Эразма до Спинозы (1979), стр. 28-30.
  13. ^ Мишель Фелибьен (1725 г.). История города Парижа (на французском языке). Париж: Гийом Депре и Жан Десессарц. п. 824 . Проверено 16 января 2021 г.
  14. ^ Эдвард Крейг, Философская энциклопедия Рутледжа (1998), стр. 52.
  15. ^ Джон Д. Вудбридж, Кеннет С. Канцер, Библейский авторитет: критика предложения Роджерса/Маккима (1982), стр. 185, с оговорками.
  16. ^ Кэтрин Дункан-Джонс, сэр Филип Сидни: поэт-придворный (1991), стр. 60.
  17. Книга мучеников Джона Фокса. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine под управлением Пьера де ла Раме.
  18. ^ Стивен Дж. Рид; Эмма Аннетт Уилсон (2011). Рамус, Педагогика и гуманитарные науки: рамизм в Британии и мире в целом . Ашгейт Паблишинг, ООО с. 1. ISBN  978-0-7546-9408-3 .
  19. ^ «Рамус, метод и распад диалога: от искусства дискурса к искусству разума», 1958. Кембридж, Массачусетс: Гарвард.
  20. ^ Внутренний варвар , 1962: 79-80.
  21. ^ Мишель Баллиф, Майкл Г. Моран, Классическая риторика и риторы: критические исследования и источники (2005), стр. 92.
  22. ^ Справочник по риторике, 2001, стр. xvii-iii.
  23. ^ Ясински, Джеймс. Справочник по риторике, 2001, стр. xviii.
  24. ^ Стивен Рид, Рамус, Педагогика и гуманитарные науки: рамизм в Британии и мире (2013), стр. 13.
  25. ^ Питер Диксон, Риторика (1971), с. 65.
  26. ^ Брайан Викерс, В защиту риторики (1988), стр. 206.
  27. ^ Стивен Рид, Рамус, Педагогика и гуманитарные науки: рамизм в Британии и мире (2013), стр. 8.
  28. ^ Эрланд, Селлберг (9 мая 2006 г.). «Петрус Рамус» . Стэнфордская энциклопедия философии .
  29. ^ Майкл Лосонски, Язык и логика , в Дональде Резерфорде (редактор), Кембриджский спутник ранней современной философии (2006), стр. 176.
  30. ^ Томас М. Конли, Риторика в европейской традиции (1994), стр. 131.
  31. ^ Петрус Рамус в проекте «Математическая генеалогия»
  32. ^ Питер Френч, Джон Ди (1972), с. 143.
  33. ^ Питер Френч, Джон Ди (1972), с. 169.
  34. ^ А. Г. Келлер, Математики, механика и экспериментальные машины в Северной Италии в шестнадцатом веке , с. 16, Морис Кросланд (редактор), «Появление технологий в Западной Европе» (1975).
  35. ^ Томас Йоханнес Фрейгиус (1543–1583) был швейцарским ученым; «Исторические таблицы - Фрейгиус» (на немецком языке). Архивировано из оригинала 5 мая 2011 г. Проверено 27 марта 2011 г. .
  36. ^ Теофиль де Банос (умер около 1595 г.) был гугенотским пастором и писателем, родом из Бордо . Четыре книги комментариев к христианской религии, никогда ранее не публиковавшиеся (Франкфурт, 1576 г.), включали биографию Рамуса; Банозиус был проповедником во Франкфурте с 1572 по 1578 год. Примечание в [1] .
  37. ^ Эрланд, Селлберг (9 мая 2006 г.). «Петрус Рамус» . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  38. ^ «Рамус, Петрус» . www.ccel.org .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Нелли Брюйер, Метод и диалектика в творчестве Ла Раме: Возрождение и классическая эпоха , Париж, Врин, 1984 г.
  • Десмейз, Чарльз . Петрюс Рамюс, профессор Коллеж де Франс, его жизнь, его сочинения, его смерть (Париж, 1864 г.).
  • Фейнгольд, Мордехай; Фридман, Джозеф С.; Ротер, Вольфганг (ред.). Влияние Петруса Рамуса. Исследования по философии и наукам шестнадцатого и семнадцатого веков . Швабе, Базель 2001, ISBN   978-3-7965-1560-6 .
  • Фридман, Джозеф С. Философия и искусство в Центральной Европе, 1500–1700: преподавание и тексты в школах и университетах (Ashgate, 1999).
  • Грейвс, Фрэнк Пьерпон. Питер Рамус и реформация образования шестнадцатого века (Макмиллан, 1912).
  • Хёффдинг, Харальд . История современной философии (английский перевод, 1900 г.), том i.185.
  • Говард Хотсон , Обычное обучение: рамизм и его немецкие разветвления, 1543–1630 (Оксфорд: Oxford University Press, 2007).
  • Лобштейн, Пол . Петрус Рамус как теолог (Страсбург, 1878 г.).
  • Миллер, Перри . Разум Новой Англии ( издательство Гарвардского университета , 1939).
  • Милтон, Джон . Более полный курс искусства логики, соответствующий методу Питера Рамуса (Лондон, 1672 г.). Эд. и транс. Уолтер Дж. Онг и Чарльз Дж. Эрматингер. Полное собрание сочинений Джона Мильтона: Том 8. Изд. Морис Келли. Нью-Хейвен: Йельский университет, 1982. с. 206-407.
  • Онг, Уолтер Дж. (1982). Устность и грамотность: Технологизация слова. Нью-Йорк: Метуэн (стр. viii).
  • Оуэн, Джон . Скептики французского Возрождения (Лондон, 1893 г.).
  • Пранти, К. «Убер П. Рамус» в отчетах о встрече в Мюнхене (1878 г.).
  • Сэссе, Эмиль . Предшественники Декарта (Париж, 1862 г.).
  • Шарратт, Питер . «Современное состояние исследований Рамуса», Studi francesi 47–48 (1972) 201–13.
    • —. «Недавние работы о Питере Рамусе (1970–1986),» Риторика: журнал истории риторики 5 (1987): 7–58.
    • —. «Рамус 2000», Риторика: Журнал истории риторики 18 (2000): 399–455.
  • Фойгт. О рамизме Лейпцигского университета (Лейпциг, 1888 г.).
  • Уоддингтон, жизнь, сочинения, философия Шарля Де Петри Рами (Париж, 1848 г.).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: afacea9a24cbfe66f88736b5b495b036__1719118200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/af/36/afacea9a24cbfe66f88736b5b495b036.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Petrus Ramus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)