Jump to content

Жанровая критика

Жанровая критика — это метод риторической критики , который анализирует тексты с точки зрения их жанра : набора общих ожиданий, условностей и ограничений, которые определяют их создание и интерпретацию. В риторике теория жанра предоставляет средства для классификации и сравнения артефактов с точки зрения их формальных, содержательных и контекстуальных особенностей. Группируя артефакты с другими, имеющими сходные формальные особенности или риторические требования, риторические критики могут пролить свет на то, как авторы используют условности или пренебрегают ими в своих целях. Таким образом, жанровая критика стала одной из основных методологий риторической критики.

Литературные критики использовали понятия жанров для классификации речей и литературных произведений со времен Аристотеля , который различал три риторических жанра: юридический или судебный , совещательный или политический и церемониальный или эпидейктический . С тех пор риторические подходы к жанру и понимание термина «жанр» изменились по-разному. Новые жанры изучались на предмет их риторической эффективности - например, проповеди, письма и (в последнее время) невербальные жанры, такие как политические карикатуры, фильмы и общественные памятники. Дальнейшая современная жанровая критика пересмотрела понимание жанра несколькими способами. Первая очередь , представленная Михаилом Михайловичем Бахтиным (1895-1975), среди прочих, ориентировалась на формальные особенности общения. Вторая очередь, представленная, среди прочего, Кэролайн Миллер, сосредоточилась на повторяющихся социокультурных обстоятельствах. В последнее время критики начали применять формалистические и социокультурные концепции к артефактам новых медиа , которые, как правило, не поддаются классификации по традиционным жанровым категориям.

Акцентирование формальных признаков в речевых жанрах

[ редактировать ]

Первая группа риторических критиков, по примеру таких теоретиков, как М. М. Бахтин , использовала для анализа текстов формальные признаки. Для этих критиков язык формируется посредством серии высказываний, отражающих конкретные условия и цели определенных языковых аспектов. К этим аспектам относятся тематическое содержание, стиль и композиционный строй, образующие речевые жанры. Речевые жанры разнообразны в силу различных возможностей человеческой деятельности. В «Проблеме речевых жанров» (1986) Михаил Бахтин обращает внимание на весьма существенное различие между первичными (простыми) и вторичными (сложными) речевыми жанрами. [1] По мнению Бахтина, первичные речевые жанры образуют вторичные речевые жанры, а к примерам вторичных речевых жанров относятся романы, драмы, всевозможные научные исследования, а также основные жанры комментариев. Поскольку эти вторичные жанры предполагают сложное и сравнительно высокоразвитое и организованное культурное общение художественного и научного характера, они поглощают и переваривают различные первичные жанры, сложившиеся в опосредованном речевом общении. Бахтин продолжает объяснять, что существуют три фактора всего высказывания, к которым относятся смысловая исчерпываемость темы, замысел или речевая воля говорящего и типичные композиционно-родовые формы завершения. [2] Первый фактор относится к тому, как высказывания используются в речи, а второй фактор связан с тем, как говорящий решает использовать высказывание. Третий фактор объясняет, что все наши высказывания имеют определенные и устойчивые типические формы построения, но эти формы может меняться при необходимости. Как пишет Бахтин, «эти жанры столь разнообразны, потому что они различаются в зависимости от ситуации, социального положения и личных взаимоотношений участников общения». [3]

Риторические подходы к жанру

[ редактировать ]

Слово «жанр» происходит от латинского термина «род », что означает «вид», «класс» или «сорт».

Аристотель был одним из первых ученых, разработавших риторический подход к жанру. Он разделил искусство риторики на три жанра: совещательный , судебный и эпидейктический . [4] Совещательный жанр риторики включает в себя речи или письма, призванные убедить аудиторию принять меры. Таким образом, совещательная риторика включает в себя риторику, которая используется для политического убеждения, обсуждает вопросы государственной политики, чтобы определить, что выгодно, а что невыгодно, и обычно касается будущего. Риторика криминалистического жанра ставит под сомнение виновность или невиновность, занимается вопросами законности и концентрируется на событиях, произошедших в прошлом. Эпидейктический жанр риторики охватывает всю риторику, используемую в церемониальных и памятных целях. Эпидейктическая риторика восхваляет и порицает, признавая то, что благородно или постыдно, почетно или бесчестно.

Риторическая ситуация — понятие, важное для понимания риторических подходов к жанру и создания новых жанров. [5] Предвыборные речи являются примером того, как риторические ситуации повторяются, порождая устоявшиеся жанры. Благодаря институтам, исполняющим Конституцию США , каждые четыре года во время президентских выборов кандидаты произносят предвыборные речи. Предвыборные речи стали отдельным жанром, поскольку они реагируют на очень похожие ситуации, которые повторяются в силу структурной или институциональной основы.

Американские риторы Карлин Корс Кэмпбелл и Кэтлин Холл Джеймисон называют жанр «созвездием элементов». [6] Они говорят: «Жанр — это группа действий, объединенная созвездием форм, повторяющимся в каждом из его членов». Жанры формируются при сходстве исследуемых составляющих. Метафора жанров как «созвездий» служит объяснением того, как жанры, подобно созвездиям звезд, состоят из отдельных членов, но находятся под влиянием друг друга и внешних элементов. В результате они движутся вместе и остаются в одинаковых отношениях друг с другом, несмотря на постоянно меняющиеся позиции. [6] По мнению Кэмпбелла и Джеймисона, «когда делается общее утверждение, критическая ситуация существенно меняется, потому что критик теперь утверждает, что группа дискурсов имеет синтетическое ядро, в котором есть определенные важные риторические элементы, например, система убеждений, линии мышления». аргументация, стилистический выбор и восприятие ситуации сливаются в неделимое целое». [6]

Многие современные ученые называют слияние черт разных жанров в речах и текстах «родовым гибридом ». [7] Эти общие гибриды могут быть сформированы из смеси трех риторических жанров. [8] Эту концепцию можно объяснить на примере общего гибрида совещательных и эпидейктических элементов, в котором новоизбранный президент выступает с инаугурационной речью. Президент выступает на официальной церемонии, признавая нынешнее состояние нации (характерно для эпидейктического жанра), одновременно объявляя о своих политических планах на ближайшие четыре года.

Американский ритор Кэролин Р. Миллер — автор статьи «Жанр как социальное действие» (1984). Она утверждает: «Риторическая критика не дала твердого руководства относительно того, что представляет собой жанр», и «риторически обоснованное определение жанра должно быть сосредоточено не на сути или форме дискурса, а на действии, для достижения которого он используется». [9] Миллер также утверждает, что новые медиа-жанры могут развиваться и формализоваться быстрее, чем традиционные письменные жанры. Она входит в число других риторов, которые выразили обеспокоенность по поводу пригодности традиционной теории жанров для новых медиакоммуникаций. Они утверждают, что, поскольку теория жанров изначально была разработана для описания письменных текстов, ее следует модифицировать, чтобы учесть неязыковую коммуникацию. Миллер и его коллега Дон Шеперд иллюстрируют пример применения социокультурных теорий к жанровым исследованиям в книге «Блоги как социальное действие: жанровый анализ блога». Они объясняют, как блог может создать новый жанр благодаря интеграции современных социальных и культурных тенденций. [10]

Социокультурный подход к жанроведению

[ редактировать ]

В 1980-х годах исследования в области теории и критики жанров обратились к социокультурному подходу к изучению жанра путем активного исследования риторической ситуации данного коммуникативного артефакта в свете его особой родовой формы. В этом способе исследования риторический артефакт рассматривается как социальный ответ на ряд повторяющихся риторических потребностей, а не как совокупность формальных, общих элементов. В риторической традиции жанровой критики оказала влияние работа Кэролин Р. Миллер над социокультурным подходом к теории жанров. И снова в своей журнальной статье 1984 года Миллер утверждает, что «риторическая критика не дала твердого руководства относительно того, что представляет собой жанр» и что «риторически обоснованное определение жанра должно быть сосредоточено не на сущности или форме дискурса, а на действии, которое оно представляет собой». используется для достижения целей». [9] Позже, когда Миллер и Шепард рассмотрели социокультурный подход к жанровой критике в книге «Блоги как социальное действие: жанровый анализ блога» (2004), они выявили некоторые трудности применения теории жанров к новым медиа. В своем анализе Миллер и Шепард исследуют, в какой степени блог может представлять собой жанр в свете его взаимодействия с современными социальными и культурными тенденциями.

Жанровые исследования в новых медиа

[ редактировать ]

Недавно учёные и исследователи в области риторики , лингвистики и информатики начали изучать взаимосвязь между новыми медиа и теориями социально-контекстуальных жанров (например, теории Кэролин Миллер, Михаила Бахтина и Чарльза Базермана). Эти исследователи выразили обеспокоенность по поводу пригодности традиционной теории жанров для новых медиакоммуникаций. Некоторые ученые утверждают, что, поскольку теория жанров изначально была разработана для описания письменных текстов, ее необходимо модифицировать, чтобы учесть неязыковое общение. Лингвист и семиотик Гюнтер Кресс предположил, что большая часть словарного запаса общего анализа плохо приспособлена для неписьменной коммуникации, утверждая, что «не существует жанровых терминов для описания того, что [] рисунок представляет собой или что он делает…» [11] Точно так же риторы Миллер и Шеперд утверждали, что традиционная теория письменных жанров не учитывает должным образом визуальные особенности формата жанра. [10]

Риторы и ученые-информатики также отмечают, что новые медиа-жанры могут развиваться и формализоваться быстрее, чем традиционные письменные жанры. Авторы статьи «Жанры и Интернет» утверждают, что персональная домашняя страница функционирует как новый и отдельный жанр, и исследуют полностью цифровую природу домашних страниц, предполагая, что домашние страницы «не имеют очевидного бумажного эквивалента». [12] Кроме того, недавняя работа по теории жанров новых медиа исследовала, как новые коммуникационные технологии допускают формы « гибридности жанров ». Спинуцци, например, исследует, что может произойти, если несколько родственных жанров объединить в один новый медиа-артефакт. [13]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бахтин, ММ (1986). «Проблема речевых жанров» . Речевые жанры и другие поздние очерки . Пер. Фольксваген МакГи. Издательство Техасского университета. п. 62.
  2. ^ Бахтин, Жанры речи и другие поздние очерки , с.77.
  3. ^ Бахтин, Речевые жанры и другие поздние очерки , с. 79.
  4. ^ Хилл, Финляндия (1995). «Риторика Аристотеля». Синоптическая история классической риторики (2-е изд.), Дэвис, Калифорния. Гермагорас Пресс.
  5. ^ Битцер, LF (1968). «Риторическая ситуация». Философия и риторика , вып. 1, стр. 1-14.
  6. ^ Jump up to: а б с Карлин Корс Кэмпбелл и Кэтлин Холл Джеймисон (1978), Форма и жанр: формирование риторического действия . Ассоциация речевой коммуникации. Фолс-Черч, Вирджиния. п. 21.
  7. ^ Джеймисон, КМ; Кэмпбелл, К.К. (1982). «Риторические гибриды: «Слияние родовых элементов». Ежеквартальный журнал речи (68), стр. 146–157.
  8. ^ Аристотель, Риторика , (Пер. WR Робертс, 1954), Нью-Йорк: Современная библиотека.
  9. ^ Jump up to: а б Миллер, ЧР (1984). «Жанр как социальное действие». Ежеквартальный журнал выступлений (70), стр. 151–67.
  10. ^ Jump up to: а б Миллер, ЧР; Шеперд, Д. (2004). «Блог как социальное действие: жанровый анализ блога» , «В блогосферу». Проверено 10 апреля 2005 г.
  11. ^ Кресс, Г. и Ван Леувен, Т. (1996). Мультимодальный дискурс . Лондон: Рутледж. стр.110.
  12. ^ Диллон, Эндрю; Гушровски, Барбара А. (2000). «Жанры и Интернет: является ли персональная домашняя страница первым уникальным цифровым жанром?» Журнал Американского общества информатики , 51 (2), стр. 202–205.
  13. ^ Спинуцци, К. (2003). Отслеживание жанров через организации: социокультурный подход к информационному дизайну . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

Источники

[ редактировать ]
  • Кроустон, К. и Уильямс, М. (2000). Воспроизводимые и возникающие жанры коммуникации во Всемирной паутине . Информационное общество 16, стр. 201–215.
  • Ясински, Дж. (2001). Жанр: Справочник по риторике. Таузенд-Оукс, Калифорния: Публикации Sage.
  • Кресс, Г. (2003). Грамотность в эпоху новых медиа . Лондон: Рутледж.
  • Принц, МБ (2003). «Жанры мове». Новая литературная история . 34(3), с. 452.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6082b9d4e2bd4ab8d940f6e16e7d6cd9__1707155040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/60/d9/6082b9d4e2bd4ab8d940f6e16e7d6cd9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Genre criticism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)