Кайрос
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2024 г. ) |
Кайрос ( древнегреческий : καιρός ) — древнегреческое слово, означающее «правильный или критический момент». [1] В современном греческом языке кайрос также означает «погода» или «время».
Это одно из двух слов, которыми древние греки обозначали время ; другой — Хронос ( χρόνος ). В то время как последнее относится к хронологическому или последовательному времени , [2] Кайрос означает хорошее или подходящее время для действий. В этом смысле, хотя хронос имеет количественный характер, кайрос имеет качественную, постоянную природу. [3]
во множественном числе Кайрои ( καιροί ) означает «времена». Кайрос — это термин, идея и практика, которые применяются в нескольких областях, включая классическую риторику , современную риторику , цифровые медиа , христианскую теологию и науку.
Происхождение
[ редактировать ]В своих этимологических исследованиях этого слова в 1951 году Онианс проследил, что основной корень восходит к древнегреческим ассоциациям как со стрельбой из лука, так и с ткачеством . [4] В стрельбе из лука кайрос обозначает момент, когда стрела может быть выпущена с достаточной силой, чтобы пробить цель. В ткачестве кайрос обозначает момент, когда челнок можно пропустить сквозь нити ткацкого станка . [5] Точно так же в своей «Кайрономии » (1983) Э. К. Уайт определяет кайрос как «длинное, похожее на туннель отверстие, через которое должна пройти стрела лучника», и как момент, «когда ткач должен протянуть нить через щель, которая на мгновение открывается». в основе ткущей ткани». [6] Оба являются примерами точного выбора времени принятия решения/действия для достижения наилучшего результата.
В литературе классического древнего мира писатели и ораторы использовали кайрос , чтобы указать моменты подходящего действия, часто с помощью метафор, связанных со стрельбой из лука и способностью прицеливаться и стрелять в цель в нужный момент. Древние греки в целом сформулировали кайрос как инструмент для объяснения и понимания вмешательства людей в их действия и соответствующих последствий. [7]
Кайрос также является альтернативным написанием имени второстепенного греческого божества Кера , бога удачи и возможностей. [8]
В классической риторике
[ редактировать ]Часть серии о |
Риторика |
---|
В риторике . кайрос — это «минутное мгновение, когда появляется лазейка, которую нужно пробить силой, если мы хотим добиться успеха» [9] Кайрос , таким образом, означает, что нужно найти лучшую ситуацию, принимая во внимание время, чтобы действовать.
Кайрос занимал центральное место среди софистов , которые подчеркивали способность ритора адаптироваться к меняющимся и непредвиденным обстоятельствам и использовать их в своих интересах. В «Панатинаике » Исократ пишет, что образованные люди — это те, «которые хорошо справляются с обстоятельствами, с которыми они сталкиваются изо дня в день, и которые обладают суждением, которое точно реагирует на возникающие ситуации и редко упускает целесообразный образ действий».
Кайрос также очень важен в . риторической схеме Аристотеля Кайрос Для Аристотеля доказательство — это временной и пространственный контекст, в котором будет представлено . Кайрос стоит рядом с другими контекстуальными элементами риторики: Аудитория , которая представляет собой психологический и эмоциональный состав тех, кто получит доказательство; и «Препон» — стиль, которым оратор облекает доказательство.
В Древней Греции кайрос использовался обеими двумя основными школами в области риторики, уделяя особое внимание тому, как кайрос применяется к речам. Конкурирующими школами были школы софистов и их оппозиции, возглавляемые такими философами, как Аристотель и Платон . Софизм рассматривал риторику как форму искусства. Члены школы будут путешествовать по Греции, обучая граждан искусству риторики и успешной речи. В своей статье «К софистическому определению риторики» Джон Пулакос определяет риторику с софистической точки зрения следующим образом: «Риторика - это искусство, которое стремится уловить в подходящие моменты то, что уместно, и пытается предложить то, что возможно». [10] Аристотель и Платон, с другой стороны, рассматривали софистическую риторику как инструмент, используемый для манипулирования другими, и критиковали тех, кто ее преподавал.
Кайрос вписывается в софистическую схему риторики в сочетании с идеями препона и динатона. Эти два термина в сочетании с кайросом являются ключом к успешной риторике. Как заявил Пулакос, Препон имеет дело с идеей, что «то, что говорится, должно соответствовать как аудитории, так и случаю». [10] Dynaton имеет отношение к идее возможного или к тому, в чем оратор пытается убедить аудиторию. Кайрос в софистическом контексте основан на идее, что речь должна произойти в определенное время, чтобы она была наиболее эффективной. Чтобы риторика была значимой и успешной, она должна быть представлена в нужный момент, иначе она не окажет такого же воздействия на аудиторию.
Аристотель и его последователи также обсуждают важность кайроса в своих учениях. В своей «Риторике» Аристотель одним из способов использования идеи кайроса является обращение к специфике каждой риторической ситуации. Аристотель считал, что каждая риторическая ситуация индивидуальна, и поэтому в данный момент времени необходимо применять разные риторические приемы. Одна из наиболее известных частей « Риторики» Аристотеля — это обсуждение ролей пафоса, этоса и логоса. Аристотель связывает кайрос с этими концепциями, утверждая, что в каждой риторической ситуации бывают моменты, когда одну из них необходимо использовать поверх других. [11]
Кайрос классически определялся как концепция, фокусирующаяся на «уникально своевременном, спонтанном, радикально особенном». [12] Древние пифагорейцы считали кайрос одним из самых фундаментальных законов Вселенной. Говорят, что Кайрос соединил воедино дуалистические пути всей вселенной. Эмпедокл был философом, который связал кайрос с принципом противоположностей и гармонии. Затем он стал принципом конфликта и разрешения и, таким образом, был включен в качестве концепции риторики. [13]
Современное риторическое определение
[ редактировать ]Аарон Хесс (2011) [14] предлагает определение кайроса на сегодняшний день, которое объединяет два классических применения: Гесс обращается к мнению Пулакоса о том, что «Короче говоря, кайрос диктует, что сказанное должно быть сказано в нужное время». [10] Он также предполагает, что помимо своевременности кайрос учитывает целесообразность. По мнению Гесса, кайрос можно понимать либо как «приличие или уместность любого данного момента и речевого акта, подразумевающее опору на данное или известное», либо как «уместное, спонтанное или своевременное». [14] Хотя эти две идеи кайроса могут показаться противоречивыми, Гесс говорит, что они предлагают более широкое понимание этого термина. Более того, они поощряют творчество, необходимое для адаптации к непредвиденным препятствиям и мнениям, которые могут изменить подходящий или подходящий момент, то есть кайрос . Способность распознавать уместность ситуации и способность адаптировать свою риторику позволяет использовать кайрос для достижения успеха. В обновленном определении кайроса, предложенном Хессом , делается вывод, что наряду с использованием преимущества своевременности и уместности ситуации этот термин также подразумевает знание и участие в среде, в которой происходит ситуация, чтобы получить полную выгоду от использования подходящего момента.
Гесс' [14] Противоречивый взгляд на кайрос иллюстрируется разногласиями между Ллойдом Битцером (1968). [15] и Ричард Ватц (1983) [16] о « риторической ситуации ». Битцер утверждает, что «риторические ситуации» существуют независимо от человеческой точки зрения; ситуация требует разговора. Он обсуждает чувство упущенной возможности ( кайрос ) высказаться и тенденцию создать более позднюю речь в ответ на этот неиспользованный момент. [15] Однако Вац опровергает точку зрения Битцера, утверждая, что ситуация становится риторической благодаря восприятию ее интерпретатора и тому, как они решают на нее реагировать, будь то дискурс или нет. Ответственность ритора – придать событию смысл посредством лингвистического изображения. [16] Точки зрения Битцера и Ватца добавляют глубины взглядам Гесса. [14] идеи о том, что Кайрос озабочен как своевременностью, так и уместностью. С одной стороны, аргумент Битцера [15] поддерживает утверждение Гесса о том, что кайрос является спонтанным, и нужно уметь признать ситуацию подходящей, чтобы воспользоваться ею. [14] С другой стороны, идея Ватца о том, что ответственность несет ритор [16] подтверждает предположение Гесса о необходимости быть хорошо осведомленным и вовлеченным в окружающую среду, чтобы в полной мере извлечь выгоду из ситуации. [14]
По мнению Битцера, кайрос состоит из требований , аудитории и ограничений. [15] Потребность — это внутреннее давление, требующее немедленно что-то предпринять в отношении ситуации, при этом действия, требуемые в зависимости от ситуации. Аудитория – это слушатели, которых оратор пытается убедить. Ограничения - это внешние факторы, которые ставят под сомнение способность риторов влиять, например, личные убеждения и мотивации аудитории. [15] [17]
Кроме того, такие факторы, как культурное происхождение, предыдущий социальный опыт и текущее настроение, могут влиять на способность видеть и понимать правильный и подходящий момент действия. [17] Таким образом, сложность использования кайроса в современной риторической обстановке заключается в понимании и работе в рамках его ограничений, а также в тщательном рассмотрении возникающих неожиданных ситуаций и встреч, чтобы представить свой риторический аргумент как можно более естественно. [17]
Определения кайроса в современном английском языке по своей сути расплывчаты: в современном английском языке нет ни одного слова, которое бы кратко отражало значение кайроса (аналогично этосу , логосу и пафосу ). Майкл Харкер (2007) говорит: «Как и «точки» риторического треугольника, значение кайроса не является окончательным, а скорее является отправной точкой для понимания всей аргументации». [18] : 80 Включение кайроса в современную композицию не было неявным, но имело подтекст. Различные компоненты кайроса включены в современную композицию и оказали глубокое влияние на современную теорию композиции. [18] : 85
Цель кайроса в современной риторике в основном сосредоточена на размещении логотипов, пафоса и этоса. Он используется как «отправная точка» в современной риторике. Келли Пендер (2003) утверждает, что включение кайроса в дискурс «попытается сместить фокус личного письма с переживаний и эмоций писателя на более широкую перспективу, которая явно концентрируется на риторической ситуации…». [19] Кайрос — это выразительное включение в общий предмет дискурса, оказывающее влияние на всю риторику. [19]
Кристиан Лундберг и Уильям Кейт (2008) описывают кайрос в своем руководстве по риторике как концепцию, согласно которой «есть точное подходящее время для передачи сообщения, если нужно убедить аудиторию». [20] Такие понятия, как актуальность, недавние события и аудитория, играют роль в определении подходящего момента для выступления. Это связано с последствиями первоначального определения кайроса . Это означает, что если «цель двигалась, а у солдата был лишь узкий промежуток, время выстрела имело решающее значение». [20]
Дуглас Даунс (2016) определяет кайрос как принцип, согласно которому риторы имеют мало влияния на свой дискурс, что заставляет их передавать то, что имеет смысл в данный момент. Кайрос служит напоминанием о том, что многие темы, на которые будут реагировать риторы, находятся вне их сферы контроля. [21]
В христианском богословии
[ редактировать ]В Новом Завете Марка кайрос означает «назначенное время по замыслу Божьему», время, когда Бог действует (например, 1:15 : кайрос исполнился и Царство Божие приблизилось). Кайрос (употребляется в Новом Завете 86 раз) [22] относится к подходящему времени, «моменту» или «сезону», например « время сбора урожая », [23] тогда как хронос (используется 54 раза) [24] относится к определенному количеству времени, например дню или часу (например, Деяния 13:18 и 27:9 ). Иисус проводит различие В Евангелии от Иоанна 7:6 между «Его» временем и временем « Его братьев »: как ни парадоксально , это «всегда» ( греч . πάντοτε ) время его братьев. В этом контексте они могут поехать в Иерусалим в любое время, когда пожелают.
В Православных и Восточно-Католических церквях перед Божественной литургии началом диакон восклицает священнику : Kairos tou poiēsai tō Kyriō ( Καιρὸς τοῦ ποιῆσαι τῷ Κυρίῳ ), т. е. «Время [ kairos ] Господу действовать», указывая на то, что время Литургии есть пересечение с Вечностью.
В «Интерпретации истории » неоортодоксальный лютеранский богослов Пауль Тиллих широко использовал этот термин. Для него кайрои - это те кризисы в истории (см. Христианский экзистенциализм ), которые создают возможность и даже требуют экзистенциального решения человеческого субъекта - пришествие Христа является ярким примером (сравните Карлом Бартом использование Geschichte в отличие от Истории ). В « Документе Кайрос» , образце теологии освобождения в Южной Африке при апартеиде , термин «кайрос» используется для обозначения «назначенного времени», «решающего времени», в которое проговаривается документ или текст.
В науке
[ редактировать ]В основных теоретических трактатах Гиппократа (460–357 до н.э.) о природе медицинской науки и методологии термин кайрос используется в первой строке. Гиппократа принято считать отцом медицины, но его вклад в научный оборот обсуждается меньше. Хотя кайрос чаще всего означает «нужное время», Гиппократ также использовал этот термин, говоря об экспериментах. Использование этого термина позволило ему «более точно выразить переменные компоненты медицинской практики». Здесь это слово больше относится к пропорции, среднему значению и неявному смыслу правильной меры.
Самая известная цитата Гиппократа о кайросе : «Каждый кайрос — это хронос, но не каждый хронос — кайрос». [25]
В книге «Риторика действия: очерки письменного дискурса в честь Джеймса Л. Кинниви» Стивена Пола Витте, Нила Накадате и Роджера Денниса Черри (1992) также обсуждается искусство кайроса в области науки. Цитируя Джона Свейлса , в эссе отмечается, что вводные разделы научно-исследовательских статей представляют собой не что иное, как построение вступлений. Эта идея вытекает из пространственного аспекта кайроса , или создания «отверстия», которое могут создать писатели и обнаружить читатели. Это открытие — подходящее время, или кайрос . Свейлс создал то, что он назвал моделью «создания исследовательского пространства», в которой был построен кайрос , или отверстие. Он состоял из четырех риторических ходов: [26]
(1) создание поля;
(2) подведение итогов предыдущих исследований;
(3) подготовка к настоящему исследованию; и
(4) представление настоящего исследования.
На этапе (3) указывается пробел в предыдущих исследованиях, что создает потребность в дополнительной информации. Писатель конструирует потребность и возможность. Поскольку кайрос подчеркивает изменение, это важный аспект науки. Не все научные исследования могут быть представлены одновременно и одинаковым образом, но создание дебюта позволяет сконструировать правильное время. [26]
Это легко соотносится с утверждением Гиппократа о том, что не каждое открытие — это возможность. Однако в науке послание можно адаптировать таким образом, что хронос становится кайросом .
Идею также можно выразить, как писала Кэролин Глассхофф (2011), что конкретно в области научной литературы: [27]
любой текст должен находиться под влиянием кайроса, существующего как до создания текста, так и во время его изложения. Кроме того, каждый текст помогает создать новый кайрос для последующих текстов. [27]
В цифровых медиа
[ редактировать ]Некоторые ученые, изучающие кайрос в современной цифровой сфере, утверждают, что аспекты тела/идентичности, распределения/циркуляции, доступа/доступности, взаимодействия и экономики обрабатываются по-разному в онлайн-среде, и поэтому сообщения, отправляемые в цифровом виде, необходимо изменить, чтобы они соответствовали новые обстоятельства. Ученые предполагают, что для эффективного охвата онлайн-аудитории контекст использования информации, который включает в себя рассмотрение юридических, медицинских, дисциплинарных и политических факторов в сочетании с умным риторическим мышлением, может решить проблему неправильной передачи сообщений, распространяемых на онлайн-форумах. [28]
См. также
[ редактировать ]- Способы убеждения
- Лови момент
- деньги (время)
- Кайрос (Мадлен Л'Энгл)
- Кайросис
- Риторическая скорость
- Рту
- Ичи-го ичи-э
Примечания
[ редактировать ]- ^ Лидделл и Скотт, Греко-английский лексикон.
- ^ Лиддел, Джордж; Скотт, Роберт. «Греко-английский лексикон» . www.perseus.tufts.edu . Архивировано из оригинала 30 октября 2022 года . Проверено 30 октября 2022 г. Определение 2, в частности, относится к хронологическому времени – датам и годам. Например, ссылка на Фукидида переводится как «но он несколько краток и не точен в своих датах». Где «в его датах» стоит «τοῖς χρόνοις».
- ^ «(Словарная статья)» . Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон . Проверено 13 июля 2015 г.
- ^ Онианс, Ричард Брокстон (2011) [1951]. Истоки европейской мысли: о теле, разуме, душе, мире, времени и судьбе . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 343–348. ISBN 9781107648005 . Проверено 2 апреля 2023 г.
- ^ Стивенсон, Хантер В. (2005) «Возможности прогнозирования: Кайрос, производство и написание, стр. 4. Университетское издательство Америки: Оксфорд
- ^ Уайт, Эрик Чарльз. (1983). Кайрономия: о желании изобретать . OCLC 21688820 .
- ^ Драбински, Эмили (сентябрь 2014 г.). «На пути к Кайросу библиотечного обучения» . Журнал академического библиотечного дела . 40 (5): 480–485. дои : 10.1016/j.acalib.2014.06.002 . ISSN 0099-1333 .
Для древних греков кайрос предлагал способ понять, когда и как вмешательство человека в мир, а также какие изменения могло произвести такое вмешательство.
- ^ Томпсон, Гэри (2012). «Электронный Кайрос». Киберкультуры . На стыке / Исследование границ. Том. 83. стр. 1–13. дои : 10.1163/9789401208536_002 . ISBN 9789401208536 .
- ^ EC White, Кайрономия, с. 13
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Пулакос, Джон (1983). «К софистическому определению риторики». Философия и риторика . 16 (1): 35–48.
- ^ Кинниви, Джеймс; Кэтрин Эскин (2000). «Кайрос в риторике Аристотеля». Письменное общение . 17 (3): 432–444. дои : 10.1177/0741088300017003005 . S2CID 170185891 .
- ^ Пол, Джоан (весна 2014 г.). «Использование Кайроса в политической философии эпохи Возрождения» (PDF) . Ежеквартальный журнал «Ренессанс» . 67 (1): 43–78. дои : 10.1086/676152 . JSTOR 10.1086/676152 . S2CID 152769631 .
- ^ Картер, Майкл (осень 1988 г.). «Стасис и Кайрос: принципы социального строительства в классической риторике». Риторический обзор . 7 (1): 101, 102. doi : 10.1080/07350198809388842 . JSTOR 465537 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Хесс, Аарон (2011). «Критико-риторическая этнография: переосмысление места и процесса риторики». Коммуникационные исследования . 62 (2): 138. дои : 10.1080/10510974.2011.529750 . S2CID 145728505 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Битцер, Ллойд Ф. (январь 1968 г.). «Риторическая ситуация». Философия и риторика . 1 :1–16.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ватц, Ричард Э. (1983). «Миф о риторической ситуации». Философия и риторика . 6 (3): 155–60.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Геланг, Мари (2012). «Кайрос, ритм времени». Фамирис / Пересечение: место, пол и раса . 26 : 89–101.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Харкер, Майкл (сентябрь 2007 г.). «Этика спора: перечитывание кайроса и своевременное осмысление». Состав колледжа и коммуникации . 59 (1): 80–85. JSTOR 20456982 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пендер, Келли (осень 2003 г.). « Кайрос и предмет экспрессивного дискурса». Исследования композиции . 31 (2): 96. JSTOR 43501556 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лундберг., Кристиан О.; Кейт, Уильям М. (2008). Основное руководство по риторике (2-е изд.). Обучение Макмиллана. п. 15. ISBN 978-1-319-09419-5 . OCLC 1016051800 .
- ^ Даунс, Дуглас (2016). Риторика: осмысление человеческого взаимодействия и создание смысла (PDF) . Макмиллан Высшее образование. стр. 458–481.
- ^ Греческое согласие Стронга
- ^ Мэтью 21:34
- ^ Греческое согласие Стронга
- ^ Сипиора, Филипп; Баумлин, Джеймс С. (2002). Риторика и Кайрос: очерки истории, теории и практики . Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 97–99. ISBN 9780791452332 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Витте, Стивен; Накадате, Нил; Черри, Роджер (1992). Риторика действия: очерки письменной беседы в честь Джеймса Л. Кинниви . СИУ Пресс. стр. 312–313. ISBN 9780809315321 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Глассхофф, Кэролайн М. (лето 2011 г.). Наука Гора: Кайрос неудобной истины и последствия для научной литературы . Кафедра английского языка Колледжа искусств и гуманитарных наук (магистерская диссертация). Орландо, Флорида: Университет Центральной Флориды – через UC Florida STARS.
- ^ Портер, Джеймс (2009). «Восстановление доставки цифровой риторики» (PDF) . Компьютеры и композиция . 26 (4): 207–224. дои : 10.1016/j.compcom.2009.09.004 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мик Доэрти, « Кайрос: слои значения » (факультет английского языка, Техасский технологический университет)
- Джек Лондон . « Чтобы развести огонь ». Потерянное лицо. Нью-Йорк: Компания Macmillan, 1910.
- Паоло Морено, Общество мертвых поэтов в журнале Archeo (XXII, 10, 260), октябрь 2006 г., стр. 114–117.
- Р.Б. Онианс, Истоки европейской мысли (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1951), стр. 343–49.
- Леонард Свит, Пропущенные моменты (Rev. Magazine, январь/февраль 2005 г.), стр. 36
- ЕС Уайт, Кайрономия: о желании изобретать (Итака и Лондон: издательство Корнельского университета, 1987).
- Марк Р. Фрайер, «Кайрос: Кайрос случается посреди обычного времени!»
- Фрэнк Кермод, «Вымыслы», в книге «Чувство конца: исследования теории художественной литературы» (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1967), стр. 46–52.
- Барбара Баерт, Кайрос, или Случай как парадигма в визуальной среде. Нахлебен, Иконография, Герменевтика (Лёвен: Петерс, 2016)