Аспазия
Аспазия ( / æ ˈ s p eɪ ʒ ( i ) ə , - z i ə , - ʃ ə / ; [2] Греческий : Аспасия Греческий: [aspasíaː] ; в. 470 г. - после 428 г. до н.э. [а] ) была метической женщиной в Классических Афинах . Родившись в Милете , она переехала в Афины и завязала отношения с государственным деятелем Периклом , от которого у нее родился сын по имени Перикл Младший . Согласно традиционному историческому повествованию, она работала куртизанкой и была осуждена за асебею (нечестие), хотя современные ученые ставят под сомнение фактическую основу любого из этих утверждений, которые оба происходят из древней комедии. Хотя Аспазия является одной из наиболее известных женщин греко-римского мира и самой важной женщиной в истории Афин пятого века, о ее жизни почти ничего не известно.
Аспазия изображалась в Старой комедии как проститутка и госпожа, а в античной философии - как учительница и ритор. До сих пор она продолжает быть объектом внимания как художников-изобразителей, так и литературных художников. В двадцатом веке ее изображали одновременно как сексуализированную и сексуально раскрепощенную женщину, а также как образец для подражания феминистки, борющейся за права женщин в древних Афинах.
Источники
[ редактировать ]Надо обходиться источниками, в которых она упоминается, даже если они в корне искажают реальность.
— Николь Лоро, «Аспазия, иностранка, интеллектуалка». [5]
Аспасия была важной фигурой – и самой важной женщиной – в истории Афин пятого века . [6] и является одной из женщин греко-римского мира с наиболее значительными биографическими традициями. [7] Самые ранние литературные источники, в которых упоминается Аспасия, написанные при ее жизни, взяты из афинской комедии . [7] а в четвертом веке до нашей эры она появляется в сократических диалогах . [8] После четвертого века она появляется лишь в кратких упоминаниях полных текстов или во фрагментах, полный контекст которых сейчас утерян. [9] до второго века нашей эры, когда Плутарх написал свою «Жизнь Перикла» , самое длинное и полное древнее биографическое описание Аспазии. [10] Современные биографии Аспазии зависят от Плутарха. [11] несмотря на то, что он написал это почти через семь столетий после ее смерти. [10]
Трудно сделать какие-либо твердые выводы о реальной Аспазии из любого из этих источников: как выразился Роберт Уоллес, «для нас сама Аспазия не обладает и не может обладать почти никакой исторической реальностью». [12] Если не считать ее имени, имени отца и места рождения, биография Аспазии почти полностью не поддается проверке, а древние сочинения о ней зачастую являются скорее проекцией их собственных (без исключения мужских) предубеждений, чем историческим фактом. [13] Полная биография Мадлен Генри охватывает все, что известно о жизни Аспазии, всего на девяти страницах. [14]
Жизнь
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Аспасия родилась, вероятно, не ранее 470 г. до н.э., [б] [16] в ионическом греческом городе Милете [с] (в современной провинции Айдын , Турция), дочь человека по имени Аксиох. [18] Схолиаст об ; Элии Аристиде ошибочно утверждает, что Аспасия была карийской военнопленной и рабыней [19] возможно, это связано с путаницей с наложницей Кира Младшего , называемой также Аспазией. [20] Обстоятельства переезда Аспазии в Афины неизвестны. [19] Одна теория, впервые выдвинутая Питером Бикнеллом на основе надгробной надписи четвертого века, предполагает, что Алкивиад из Скамбониды, дед знаменитого Алкивиада , женился на сестре Аспазии, когда он находился в изгнании в Милете после своего остракизма , и Аспасия пошла с ним. когда он вернулся в Афины. [19] Бикнелл предполагает, что это было мотивировано смертью отца Аспазии Аксиоха во время волнений в Милете после его отделения от Делосского союза в 455/4 г. до н.э. [21]
Жизнь в Афинах
[ редактировать ]Согласно общепринятому пониманию жизни Аспазии, она работала куртизанкой, а затем управляла борделем. [17] Некоторые учёные оспорили эту точку зрения. Питер Бикнелл отмечает, что «уничижительные эпитеты, применяемые к ней комическими драматургами», недостоверны. [16] Мадлен Анри утверждает в своей биографии Аспазии, что «мы не обязаны верить, что Аспазия была шлюхой, потому что так утверждает комический поэт», и что изображение Аспазии как вовлеченной в секс-торговлю следует «смотреть с большим подозрением». ". [22] Шерил Гленн утверждает, что Аспасия фактически открыла академию для женщин, которая стала «популярным салоном для самых влиятельных мужчин того времени», включая Сократа , Платона и Перикла. [23] и Ребекка Футо Кеннеди предполагает, что обвинения в комедиях о том, что она была хранительницей публичного дома, произошли из этого. [24] Несмотря на эти вызовы традиционному повествованию, многие ученые продолжают полагать, что Аспазия работала куртизанкой или мадам. [25] Константинос Каппарис утверждает, что подобные комические нападки на Аспасию были неприемлемы в отношении респектабельной женщины, и поэтому вполне вероятно, что Аспазия действительно работала секс-работницей до того, как начала свои отношения с Периклом. [26] Независимо от того, работала ли Аспасия куртизанкой, ее дальнейшая жизнь, в которой она, по-видимому, достигла некоторой степени власти, репутации и независимости, имеет сходство с жизнью других выдающихся гетайр («куртизанок»), таких как Фрина . [27]
В Афинах Аспасия познакомилась и завязала отношения с государственным деятелем Периклом . Неизвестно, как они встретились; [28] если тезис Бикнелла верен, то она, возможно, познакомилась с ним благодаря его связям с домом Алкивиада. [21] Кеннеди предполагает, что, когда Клиниас , сын старшего Алкивиада, погиб в битве при Коронее , Перикл, возможно, стал куриосом (хранителем) Аспазии. [24] Отношения Аспазии с Периклом начались где-то между 452 и 441 годами. [д] [29] Точная природа отношений Перикла и Аспазии оспаривается. Древние авторы по-разному изображали ее то проституткой, то своей наложницей, то женой. [30] Современные ученые также разделились. Ребекка Футо Кеннеди утверждает, что они были женаты; [31] Дебра Нэйлс описывает Аспазию как « фактическую жену Перикла»; [19] Мадлен Генри считает, что закон Перикла о гражданстве 451/0 сделал брак между афинянином и метиком незаконным, и предлагает квазибрачную паллакию («сожительство»), предусмотренную контрактом; [32] а Сью Бланделл описывает Аспазию как гетеру и любовницу Перикла. [33]
У Аспазии и Перикла родился сын Перикл Младший , родившийся не позднее 440/39 г. до н. э. [и] [28] На момент рождения Перикла Младшего у Перикла было два законных сына, Парал и Ксантипп . В 430/29, после смерти двух своих старших сыновей, Перикл предложил поправку к своему закону о гражданстве 451/0, которая дала бы Периклу Младшему возможность стать гражданином и наследовать. Хотя многие ученые полагают, что это было сделано специально для Перикла, некоторые предполагают, что было введено более общее исключение в ответ на влияние Афинской чумы и Пелопоннесской войны на семьи граждан. [35]
По сообщению Плутарха, Аспазия была привлечена к ответственности за асебею (нечестие) комическим поэтом Гермиппом . [36] Ее якобы защищал Перикл и оправдал. [37] Многие ученые задаются вопросом, имел ли место этот суд когда-либо, предполагая, что эта традиция происходит от вымышленного суда над Аспазией в пьесе Гермиппа. [12] Винсент Азуле сравнивает суд над Аспазией с судом над Фидием и Анаксагором , которые также связаны с Периклом, и заключает, что «ни один из процессов за нечестие с участием близких к Периклу не засвидетельствован с уверенностью». [38]
В 429 году до нашей эры Перикл умер. Согласно древним источникам, Аспасия затем вышла замуж за другого политика Лисикла и родила еще одного сына Пористеса. [39] Поскольку «Пористес» иначе не известно как имя – оно означает «поставщик» или «поставщик», [40] и было эвфемизмом слова «вор». [41] - некоторые ученые утверждают, что название произошло от неправильного понимания шутки в комедии. [40] [37] [24] Генрих сомневается, был ли у Аспазии ребенок от Лизикла. [40] и Кеннеди задается вопросом, вышла ли она вообще замуж за Лисикла. [24] Помрой, однако, предполагает, что необычное имя Пористеса могло быть выбрано Лисиклом по политическим причинам, чтобы привлечь внимание к его заботе о народе Афин. [42] Лисикл умер через год после Перикла, в 428 году, и о жизни Аспазии после этого момента ничего не сохранилось. [19] Неизвестно, где и когда она умерла. [1]
Наследие
[ редактировать ]Древний прием
[ редактировать ]Часть серии о |
Риторика |
---|
В классический период вокруг Аспазии развивались две основные школы мысли. Одна традиция, восходящая к Старой комедии, подчеркивает ее влияние на Перикла и ее участие в секс-торговле; другой, который можно проследить до философии четвертого века, концентрируется на ее интеллекте и риторическом мастерстве. [43] Некоторые ученые также предполагают, что изображение нескольких женских персонажей в афинской трагедии прокомментировало Аспазию, в том числе Медею Еврипида. [44] и Федра , [45] и « Иокаста » Софокла . [46]
Комическая традиция
[ редактировать ]Единственные сохранившиеся древние источники, посвященные Аспазии, написанные при ее жизни, относятся к комедиям. Сохранившаяся комическая традиция об Аспазии – в отличие от ее современников-мужчин – фокусируется на ее сексуальности. [47] Аристофан , единственный автор Старой Комедии, у которого сохранилось полное собрание сочинений, упоминает Аспазию только один раз в своем сохранившемся корпусе, в Ахарнийцах . [48] В отрывке, пародирующем начало Геродота » « Истории , [49] Аристофан шутит, что мегарский указ был возмездием за похищение двух порнай («блудниц») из Аспасии. [24] аналогичное обвинение, приписываемое Плутархом Дурису Самосскому , что Аспасия несет ответственность за участие Афин в Самосской войне . Отсюда, возможно, возникло [ф] [12] Упоминание о порне Аспасии у ахарнийцев также является самым ранним известным примером традиции, согласно которой она работала хранительницей публичного дома. [51]
Помимо Аристофана, упоминания об Аспазии известны по сохранившимся фрагментам Кратина и Евполиса . [52] Во фрагменте « Хейронов » Кратина Аспазия описывается как «Гера-Аспазия, наложница с собачьими глазами». [53] Евполис упоминает Аспазию по имени в трех сохранившихся фрагментах. У Прослапатов она сравнивается с Еленой Троянской – как и Аспасией, обвиняемой в развязывании войны, – а в Филоях с Омфалой , которая владела Гераклом в качестве рабыни. [54] Евполис также ссылался на Аспазию в Демесе , где Перикл, воскресший из мертвых, спрашивает о своем сыне; ему сообщают, что он жив, но ему стыдно за то, что он является матерью. [55] Известно также, что Аспасия упоминалась Каллиасом , хотя схолион Платоновского «Менексена» , в котором сообщается об этом, искажен, и неясно, что сказал о ней Каллиас. [56] Возможно, она также появилась в пьесе Гермиппа - возможно, это источник анекдота, рассказанного Плутархом, о том, что Аспасия была привлечена к ответственности за асебею и за предоставление свободнорожденных женщин Периклу для секса. [57] Более поздние авторы последовали комической традиции, сосредоточив внимание на сексуальности Аспазии и неправомерном влиянии на Перикла, например, в « » Клеарха Эротике . [58]
Философская традиция
[ редактировать ]Известно, что в четвертом веке четыре философа написали сократические диалоги, в которых фигурирует Аспазия. Работы Антисфена и Платона изображают ее отрицательно, чем-то напоминая ее образ в комедии; Эсхин и Ксенофонт показывают ее в более позитивном свете. [59] В диалогах Платона, Ксенофонта и Эсхина Аспасия изображается как образованный, опытный оратор и источник советов по семейным проблемам. [60] Арман Д'Ангур утверждал, что Диотима, которой Сократ приписывает свое понимание любви в «Пире» , основана на ней. [61] В эллинистический и римский периоды некоторые авторы следовали более позитивному изображению Аспазии в сократической литературе, дистанцируя ее от проституции и помещая ее в традицию мудрых женщин. Дидим Халцентр писал об исключительных женщинах в истории в своей «Симпозиаке» , преуменьшая ее сексуальность, но отмечая ее влияние на философию Сократа и риторику Перикла. [58] И Афиней, и Максим Тирский сообщают, что Сократ посоветовал Каллию поручить Аспасии учить его сына. [62] В Риме Цицерон и Квинтиллиан использовали разговор Аспазии и Ксенофонта в диалоге Эсхина как хороший пример inductio . [63]
Современный прием
[ редактировать ]Самое раннее постклассическое изображение Аспазии находится в письмах Элоизы к Абеляру . [64] Элоиза цитирует разговор Аспазии с Ксенофонтом и его женой в диалоге Эсхина, который она, вероятно, знала благодаря упоминанию о нем Цицерона, и предлагает Аспазию в качестве примера того, как ей следует прожить свою собственную жизнь. [65]
В период позднего средневековья и раннего Нового времени Аспазия появлялась в нескольких каталогах, что было модным в то время жанром. Она была включена в три «книги-медальоны» с воображаемым портретом и краткой биографией. Первым из них был Гийома Руя » «Промптуарий Иконум , в котором Аспазия заимствована у Плутарха и сосредоточена на ее отношениях с Периклом; [66] в Джованни Анджело Канини » « Иконографии Аспасия изображена в шлеме и щите. [67] Аспазия также фигурирует в двух каталогах женщин этого периода как учительница и философ: в Арканжелы Таработти » « Tirannia Paterna , где она изображена как учительница риторики, и Менажа Жиля в «Historia Mulierum Philosopharum» , в которой Аспасия описывается как учительница. риторика Периклу и Сократу и философия Сократу. [68]
К восемнадцатому веку Аспасия была достаточно широко известна, чтобы быть включенной в словари и энциклопедии, где ее изображения в основном основывались на Плутархе. [67] В 1736 году Жан Леконт де Бьевр опубликовал « Историю двух Аспази» , также основанную на изображении Плутарха, в котором Аспазия изображалась как образованная женщина и учительница Перикла, а также его жена. [69] В восемнадцатом веке также появилось первое известное изображение Аспазии, созданное женщиной, — Мари Бульяр » «Аспазия . [70] На картине изображена Аспазия с обнаженной грудью, смотрящая в портативное зеркало и со свитком в другой руке. Хотя обнаженная грудь отсылает к эротизированным традициям, окружающим Аспазию, Мадлен Анри утверждает, что портрет отличается от более порнографических изображений женщин: Аспазия смотрит в зеркало, а не на зрителя, и держит в руках свиток, а не косметический предмет, такой как гребень. [71]
В девятнадцатом веке повествование Плутарха доминировало в интерпретации Аспазии как в романах, так и в картинах. [72] В изобразительном искусстве сексуализированная сторона Аспазии была представлена Жана-Леона Жерома картиной «Сократ, ищущий Алкивиада в доме Аспазии» , но это порнографическое изображение было относительно необычным. [73] выполненной Оноре Домье На литографии Сократа в доме Аспазии, , Аспазия изображена как « лоретта », неоднозначное социальное положение, которое относится к «распущенным, вульгарным или «освобожденным» женщинам». [74] Другие художники того периода изображали Аспазию, активную в общественной жизни и взаимодействующую с самыми известными людьми того периода. На Генри Холидея картине «Аспазия на Пниксе » она изображена с другой женщиной на месте Афинского собрания , центре мужского общественного пространства в городе. [75] а на двух картинах Николя-Андре Монсио она изображена в центре дискуссий со знаменитыми афинскими интеллектуалами и политиками. [76] В «Сократе и Аспазии» она беседует с Сократом и Периклом; в «Аспазию в беседе с прославленнейшими людьми Афин» в Еврипид , Софокл , Платон и Ксенофонт. число включенных также включены [77] На обеих этих картинах говорит Аспасия и привлекает внимание этих людей. [78] Мелисса Ианетта утверждает, что Жермен де Сталь « роман Коринна» моделирует свою героиню по образцу Аспазии, помещая ее в ту же традицию женского риторического мастерства. [79]
Альтернативное изображение Аспазии в девятнадцатом веке позиционировало ее как респектабельную жену. Авторы Уолтер Сэвидж Лэндор и Элизабет Линн Линтон изобразили Аспазию хорошей викторианской женой Перикла в своих романах «Перикл» и «Аспазия и Амимона: Романс дней Перикла» . [80] Лоуренса Альма-Тадемы Картина «Фидий и фриз Парфенона» также изображает Аспазию как уважаемую спутницу мужчины. [81] Напротив, Роберта Хамерлинга в романе «Аспазия» она показана как протофеминистка с гораздо большей свободой действий, чем в этих романтизированных рассказах. [82]
В двадцатом веке наблюдался, с одной стороны, растущий интерес к Аспазии отдельно от ее отношений с мужчинами, а с другой - более похотливый интерес к ее сексуальности. [83] Первая линия приема Аспазии заключалась в том, что латвийская писательница, феминистка и политик Эльза Розенберга , взявшая псевдоним Аспазия, моделировала свою кампанию за права женщин по примеру Аспазии. [84] также взяла Аспазию в качестве феминистского образца для подражания Джуди Чикаго , которая включила ее в число тридцати девяти женщин, удостоенных места в ее произведении «Званый ужин» . [85] Недавние романы имели тенденцию к более явно сексуализированному изображению Аспазии, в том числе «Ахиллес в его доспехах» классика Питера Грина , [86] » Мадлон Даймон «Дорогой Перикл , [86] и » Тейлора Колдуэлла , «Слава и молния в котором Аспазия воспитывается как куртизанка. [87] Видеоигра Assassin's Creed Odyssey 2018 года , в которой Аспазия играет главную роль, следует древней традиции, изображавшей ее гетерой . Она изображена использующей свою женственность для получения политической власти, манипулируя мужчинами и используя свои связи с другими женщинами по всему греческому миру. [88]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Дата рождения и смерти Аспазии неизвестна. Предполагается, что дата ее рождения ок. 470 г. до н.э., исходя из дат рождения ее детей; [3] ничего не известно о ее жизни после ее предполагаемых отношений с Лисиклом (429–428 до н. э.). [4]
- ^ Эта дата основана на датах рождения двух сыновей Аспазии: Перикла Младшего между 452 и 440 годами и Пориста в 428 году до нашей эры. [15] Однако некоторые ученые сомневаются в существовании второго сына Аспазии; в этом случае Аспасия могла родиться где-то раньше 470 года. [12]
- ^ Афиней цитирует Гераклида Понтийского , который говорил, что Аспасия произошла из Мегары; это происходит из-за неправильного понимания Аристофана ахарнианцев очевидно , . [17]
- ↑ Отношения Перикла и Аспазии начались после первого брака Перикла, который не мог закончиться раньше 452/1, самой ранней возможной даты рождения второго законного сына Перикла, Парала . Должно быть, это началось в 441/0, самой поздней возможной дате зачатия Перикла Младшего, которому в 410/9, когда он был элленотамиасом , было по меньшей мере 30 лет . [29]
- ↑ Периклу Младшему было не менее 30 лет в 410/9, когда он был гелленотамиасом , и, следовательно, родился не позднее 440/39. [34]
- ↑ В качестве альтернативы Лоро предполагает, что Аристофан основал свою шутку на неизвестном более раннем авторе комиксов, который уже вовлек Аспазию в начало Самосской войны. [50]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Генри 1995 , с. 17.
- ^ Словарь английского языка Коллинза , « Аспазия »
- ^ Бикнелл 1982 .
- ^ Генри 1995 .
- ^ Лоро 2021 , с. 14.
- ^ Генри 1995 , с. 3.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Генри 1995 , с. 6.
- ^ Генри 1995 , с. 29.
- ^ Генри 1995 , с. 57.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Генри 1995 , с. 9.
- ^ Генри 1995 , с. 68.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Уоллес 1996 .
- ^ Азулай 2014 , стр. 104–105.
- ^ Помрой 1996 , с. 648.
- ^ Бикнелл 1982 , стр. 244–245.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бикнелл 1982 , с. 245.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кеннеди 2014 , с. 75.
- ^ Азулай 2014 , с. 104.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Гвозди 2000 , с. 59.
- ^ Генри 1995 , с. 132, н. 1.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бикнелл 1982 , с. 247.
- ^ Генри 1995 , стр. 138–139, н. 9.
- ^ Гленн 1994 , с. 184.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Кеннеди 2014 , с. 77.
- ^ Кеннеди 2014 , стр. 75, 87, н. 1.
- ^ Каппарис 2018 , с. 104.
- ^ Каппарис 2018 , с. 393.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Генри 1995 , с. 13.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бикнелл 1982 , стр. 243–244.
- ^ Азулай 2014 , с. 105.
- ^ Кеннеди 2014 , стр. 17, 77.
- ^ Генри 1995 , стр. 13–14.
- ^ Бланделл 1995 , с. 148.
- ^ Бикнелл 1982 , с. 243.
- ^ Кеннеди 2014 , с. 17.
- ^ Генри 1995 , с. 15.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гвозди 2000 , с. 61.
- ^ Азулай 2014 , стр. 124–126.
- ^ Генри 1995 , стр. 9–10, 43.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Генри 1995 , с. 43.
- ^ Кеннеди 2014 , с. 92, н.52.
- ^ Помрой 1996 , с. 649.
- ^ Форнара и Самонс 1991 , стр. 163–164.
- ^ Диамантаку-Агату 2020 , с. 241.
- ^ Викерс 2000 , с. 15.
- ^ Викерс 2014 , с. 45.
- ^ Генри 1995 , с. 19.
- ^ Генри 1995 , с. 25.
- ^ Генри 1995 , стр. 25–26.
- ^ Лоро 2021 , с. 26.
- ^ Подлецкий 1998 , с. 116.
- ^ Генри 1995 , стр. 20–24.
- ^ Кратин, фр. 259 КА
- ^ Генри 1995 , стр. 22–23.
- ^ Генри 1995 , с. 24.
- ^ Подлецкий 1998 , с. 112.
- ^ Азулай 2014 , с. 102.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Генри 1995 , с. 66.
- ^ Генри 1995 , с. 30.
- ^ Кеннеди 2014 , с. 151.
- ^ Д'Ангур 2019 .
- ^ Пентассульо 2020 , с. 5.
- ^ Генри 1995 , с. 67.
- ^ Генри 1995 , с. 83.
- ^ Генри 1995 , стр. 83–84.
- ^ Генри 1995 , стр. 87–88.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Генри 1995 , с. 89.
- ^ Генри 1995 , с. 88–89.
- ^ Генри 1995 , стр. 89–90.
- ^ Генри 1995 , стр. 91–92.
- ^ Генри 1995 , с. 93.
- ^ Генри 1995 , с. 96.
- ^ Гератс и Кеннерли 2016 , с. 198.
- ^ Иордания 2012 , с. 72, цитируется по Geraths & Kennerly 2016 , с. 205
- ^ Гератс и Кеннерли 2016 , с. 206.
- ^ Гератс и Кеннерли, 2016 , стр. 200–202.
- ^ Гератс и Кеннерли 2016 , с. 202.
- ^ Гератс и Кеннерли, 2016 , стр. 201–202.
- ^ Янетта 2008 .
- ^ Генри 1995 , стр. 99–102.
- ^ Генри 1995 , с. 103.
- ^ Генри 1995 , с. 106.
- ^ Генри 1995 , стр. 113–114.
- ^ Генри 1995 , с. 114.
- ^ Генри 1995 , с. 121.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Генри 1995 , с. 117.
- ^ Генри 1995 , с. 119.
- ^ Туплин 2022 , стр. 217–218.
Библиография
[ редактировать ]- Азуле, Винсент (2014) [Опубликовано на французском языке, 2010 г.]. Перикл Афинский . Перевод Ллойда, Джанет. Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-15459-6 .
- Бикнелл, Питер Дж. (1982). «Аксиох Алкивиаду, Аспасия и Аспасий» (PDF) . Классическая античность . 51 (3): 240–250. дои : 10.3406/antiq.1982.2070 .
- Бланделл, Сью (1995). Женщины в Древней Греции . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-95473-1 .
- Д'Ангур, Арман (2019). Влюбленный Сократ . Блумсбери. ISBN 978-14-08-88391-4 .
- Диамантаку-Агату, Каити (2020). «От Аспазии до Лисистраты: литературные версии и интертекстуальные диффузии женского Другого в классических Афинах» (PDF) . Логейон . 10 : 238–260.
- Форнара, Чарльз В.; Самонс, Лорен Дж. (1991). Афины от Клисфена до Перикла . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета.
- Гератс, Кори; Кеннерли, Мишель (2016). «Нарисованная дама: Аспазия в европейском искусстве девятнадцатого века». Риторический обзор . 35 (3): 197–211. дои : 10.1080/07350198.2016.1178688 . S2CID 148042837 .
- Гленн, Шерил (1994). «Секс, ложь и рукопись: переосмысление Аспазии в истории риторики». Состав колледжа и коммуникации . 45 (2): 180–199. дои : 10.2307/359005 . JSTOR 359005 .
- Генри, Мадлен М. (1995). Узник истории. Аспасия Милетская и ее биографическая традиция . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-508712-3 .
- Янетта, Мелисса (2008). « Она, должно быть, редкая»: Аспазия, «Коринна» и традиция импровизации». ПМЛА . 123 (1): 92–108. JSTOR 25501829 .
- Джордан, Николь (2012). «Очень забавное богохульство»: «История старины» Оноре Домье (диссертация). Университет Алабамы.
- Каппарис, Константинос (2018). Проституция в древнегреческом мире . Берлин: Де Грюйтер. ISBN 978-3-11-055795-4 .
- Кассель, Рудольф; Остин, Колин, ред. (1983). поэты-комики Греческие Том. IV Аристофонт - Кробил. Берлин: Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-002405-0 .
- Кеннеди, Ребекка Футо (2014). Женщины-иммигранты в Афинах: пол, этническая принадлежность и гражданство в классическом городе . Рутледж. ISBN 978-0-415-73786-9 .
- Лоро, Николь (2021) [Опубликовано на французском языке в 2003 г.]. «Аспазия, Иностранка, Интеллектуалка». Журнал континентальной философии . 2 (1). Перевод Линга, Алекса: 9–32. дои : 10.5840/jcp2021102823 . S2CID 240237486 .
- Гвозди, Дебра (2000). Люди Платона: Просопография Платона и других сократиков . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-87220-564-2 .
- Пентасуглио, Франческа (2020). « Paideutikos eros : Аспасия как « альтернативный Сократ» » . Арчай . 30 : 1–22. дои : 10.14195/1984-249X_30_15 .
- Подлецкий, Энтони Дж. (1998). Перикл и его круг . Рутледж. ISBN 978-0-415-06794-2 .
- Помрой, Сара Б. (1996). «Обзор: Мадлен М. Генри, узник истории ». Американский журнал филологии . 117 (4): 648–651. дои : 10.1353/ajp.1996.0054 . JSTOR 1561953 . S2CID 161551430 .
- Туплин, Роз (2022). « Мы делаем то, что должны, чтобы выжить»: женщины-секс-работницы в Assassin's Creed ». В Дрейкотте, Джейн; Кук, Кейт (ред.). Женщины в классических видеоиграх . Лондон: Bloomsbury Academic. ISBN 978-1-350-24193-0 .
- Викерс, Майкл (2000). «Алкивиад и Аспасия: Заметки об Ипполите» (PDF) . Диалоги древней истории . 26 (2): 7–17. дои : 10.3406/dha.2000.2423 .
- Викерс, Майкл (2014). Софокл и Алкивиад: афинская политика в древнегреческой литературе . Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-84465-123-8 .
- Уоллес, Роберт (1996). «Обзор: Мадлен М. Генри, узник истории » . Классический обзор Брин Мора .
- 470-е гг. до н.э., рождение
- Смерти 400-х годов до нашей эры
- Афиняне V века до н.э.
- Греческие женщины V века до н.э.
- Греческие философы V века до н.э.
- Древние афинские женщины
- Древнегреческие риторы
- Древнегреческие женщины-философы
- Древние милетцы
- Собеседники
- Греческие проститутки
- Гетайрай
- Философы-метики в классических Афинах
- Философы древней Ионии
- Риторика