Фрина

Фрина ( / ˈ f r aɪ n i / ; древнегреческий : Φρύνη , латинизированный : Phrū́nē , ок. 371 г. до н. э. — после 316 г. до н. э.) была древнегреческой гетерой (куртизанкой). Родившаяся Мнесарете, она была родом из Феспий в Беотии , но, похоже, большую часть своей жизни прожила в Афинах, где стала одной из самых богатых женщин Греции.
Фрина наиболее известна своим судом за нечестие , на котором ее защищал оратор Гиперид . По легенде, она была оправдана после того, как обнажила грудь перед присяжными, хотя историческая достоверность этого эпизода сомнительна. Она также моделировала художников Апеллеса и Праксителя , по ее мотивам была создана Афродита Книдская . Художественный интерес к Фрине, который в значительной степени игнорировался в эпоху Возрождения , начал расти с конца восемнадцатого века; Суд над ней был классно изображен Жаном-Леоном Жеромом в картине 1861 года «Фрина перед ареопагом» .
Жизнь
[ редактировать ]Фрина была родом из Феспий в Беотии . [ 1 ] Вероятно, она родилась около 371 г. до н. э. [ а ] и была дочерью Эпикла. [ 2 ] И Плутарх , и Афиней говорят, что ее настоящее имя было Мнесарете. [ 5 ] [ 6 ] По словам Плутарха, ее звали Фриной, потому что у нее был бледный цвет лица, как у жабы ( фрина по-гречески); [ 5 ] она также использовала имя Сапердион. [ 2 ]
Фрина, похоже, провела большую часть своей жизни в Афинах. [ 3 ] Она могла приехать туда со своей семьей после завоевания Феспии Фивами в 373 г. до н.э., родиться в Афинах в семье феспийских беженцев после фиванского завоевания или быть привезенной туда еще девочкой для участия в сексуальной торговле, как Неайра . четвертого века еще одна гетера . [ 7 ] [ 3 ] Судя по всему, она выросла в бедности (комические драматурги изображают ее собирающей каперсы) и стала одной из самых богатых женщин в греческом мире. [ 2 ] По словам Каллистрата , после того, как Александр разрушил Фивы в 335 году, Фрина предложила заплатить за восстановление стен. [ 8 ] Говорят также, что она посвятила себе статую в Дельфах и статую Эроса Феспиям. [ 9 ] Фрина, вероятно, жила после 316 г. до н. э., когда Фивы были перестроены; [ 2 ] по словам Плутарха, ее известность означала, что она могла продолжать взимать со своих клиентов высокие гонорары в старости. [ 10 ]
О жизни Фрины достоверно известно очень мало, и большая часть ее биографии, переданная в древних источниках, может быть вымышленной: Хелен Моралес пишет, что отделить факты от вымысла в описаниях жизни Фрины «невозможно». [ 11 ]
Пробный
[ редактировать ]
Самым известным событием в жизни Фрины стало обвинение, возбужденное Евфиасом, где ее защищал Гиперид . [ 2 ] По легенде, Гиперид выставила свою грудь на суд присяжных, которые были настолько поражены ее красотой, что ее оправдали. [ 12 ]
Согласно древним источникам, Фрину обвиняли в асебее , своего рода богохульстве. [ б ] Анонимный риторический трактат, в котором резюмируется дело против Фрины, перечисляет три конкретных обвинения против нее: в том, что она провела «бесстыдный комос » или ритуальное шествие, что она представила нового бога и что она организовала незаконные тиасои или развратные собрания. [ 16 ] Обвинение во введении нового бога ранее использовалось в суде над Сократом ; об организации тиасов известно также из процесса над Ниносом . [ 17 ] Новый бог, которого Фрина должна была представить Афинам, был назван Гарпократионом Исодаитом; хотя Гарпократион описывает его как «иностранца» и «нового», имя греческое. [ 18 ] и другие источники считают его эпитетом Диониса , Гелиоса или Плутона . [ 19 ]
Дело против Фрины возбудил Евфиас, один из ее бывших любовников; Гиперид, выступавший в ее защиту, также был одним из любовников Фрины. [ 20 ] [ с ] Согласно древней традиции, дело Евфиаса против Фрины было мотивировано личной ссорой, а не предполагаемым нечестием Фрины. [ 22 ] Крейг Купер предполагает, что суд над Фриной был политически мотивирован. Он отмечает, что Аристогитон , выступивший с речью в пользу обвинения, был политическим врагом Гиперида и преследовал его за незаконное введение указа после битвы при Херонее в 338 году. [ 23 ] Защитная речь Гиперида сохранилась лишь фрагментами, хотя в древности ею очень восхищались. [ 24 ] Две речи обвинения упоминаются Афинеем, но ни одна из них не сохранилась: одна написана Анаксименом Лампсакским и произнесена Евфием, другая - Аристогитоном. [ 25 ] Дата суда неизвестна: [ 26 ] это должно было быть до того, как Анаксимен переселился в Македонию, и, следовательно, возможно, между 350 и 340 годами до нашей эры. [ 27 ]

Известно, что Фрина была оправдана после того, как присяжные увидели ее обнаженную грудь - Квинтилиан говорит, что она была спасена « non Hyperidis actione... sed conspectu corporis » («не мольбой Гиперида, а видом ее тела»). ). [ 28 ] Сохранились три разные версии этой истории. В рассказах Квинтилиана, наряду со рассказами Секста Эмпирика и Филодема , Фрина принимает решение обнажить собственную грудь; в то время как в версии Афинея Гиперид разоблачил Фрину как кульминацию своей речи, а в версии Плутарха Гиперид разоблачил ее, потому что он увидел, что его речь не смогла убедить присяжных. [ 29 ] Кристина Митчелл Хэвлок отмечает, что есть отдельные свидетельства того, что женщин приводили в зал суда, чтобы вызвать симпатию присяжных, и что в Древней Греции обнажение груди было жестом, призванным вызвать такую сострадательную реакцию, поэтому предполагаемое поведение Фрины в суде не лишен параллелей в греческой практике. [ 30 ] Однако этого эпизода, вероятно, никогда не было. Об этом не упоминается в « версии суда Посидиппа в его комедии Эфесская женщина» , цитируемой Афинеем. Эфесская женщина была произведена ок. 290 г. до н.э., и поэтому история о Фрине, носящей грудь, вероятно, датируется более поздним периодом. [ 12 ] По версии Посидиппа, Фрина лично умоляла каждого из присяжных на суде спасти ей жизнь, и именно это обеспечило ее оправдание. [ 31 ] История о Фрине, обнажающей грудь, возможно, была придумана Идоменеем Лампсакским . [ 32 ] Хотя все древние источники предполагают, что Фрину судили за ее жизнь, асебия не обязательно была наказана смертью; это был agon timētos , во время которого присяжные принимали решение о наказании, если обвиняемый был признан виновным. [ 15 ]
Гермипп сообщает, что после оправдания Фрины Евфиас пришел в такую ярость, что больше никогда не выступал публично. [ 33 ] Каппарис предполагает, что на самом деле он был лишен избирательных прав , возможно, потому, что ему не удалось набрать пятую часть голосов присяжных заседателей и он не смог оплатить последующий штраф. [ 34 ] Суд над Фриной также предположительно привел к принятию двух новых законов, регулирующих поведение в зале суда: один запрещал обвиняемым присутствовать, пока присяжные рассматривают свое решение; другой запретил причитать в зале суда. [ 35 ]
Модель
[ редактировать ]
Фрина была моделью для двух великих художников классической Греции, Праксителя и Апеллеса . Наиболее известна ее связь с Афродитой Книдской Праксителя . [ 36 ] первая трехмерная обнаженная женщина монументальных размеров в древнегреческом искусстве. [ 37 ] Однако эта ассоциация появляется только у Афинея и ритора шестого века Хориция из Газы ; он не упоминается другими древними авторами, обсуждающими Книдию, такими как Плиний Старший , а Климент Александрийский называет модель Книдии не Фриной, а Кратиной. [ 38 ]
Пракситель также изготовил золотую или позолоченную статую Фрины, которая, по словам Павсания, посвященная самой Фрине, была выставлена в святилище Аполлона в Дельфах. [ 39 ] Возможно, это был первый женский портрет, когда-либо посвященный в Дельфах; это, безусловно, была единственная статуя одной женщины, посвященная до римского периода. [ 40 ] По словам Плиния, Фрина была также моделью для скульптуры Праксителя, изображающей улыбающуюся куртизанку. [ 41 ] Говорят, что одна из скульптур Эроса Праксителя была вдохновлена его желанием Фрины. [ 42 ]
Как и Пракситель, Апеллес использовал Фрину как модель Афродиты. По словам Афинея, вид Фрины, идущей обнаженной в море в Элевсине, вдохновил его использовать ее в качестве модели для своей картины «Афродита Анадиомена» ( «Афродита, восстающая из моря »). Эта работа выставлялась в святилище Асклепия на греческом острове Кос, и к первому веку нашей эры она, по-видимому, была одной из самых известных работ Апеллеса. [ 43 ]
Прием
[ редактировать ]В эпоху Возрождения Фрину в значительной степени игнорировали в пользу более героических женских фигур, таких как Лукреция . [ 44 ] но интерес к ее изображению возрос в восемнадцатом веке с приходом неоклассицизма . [ 45 ] Ранние изображения ее Анжеликой Кауфманн и Дж. М. У. Тернером избегают ее эротизации, но во второй половине девятнадцатого века французские академические художники больше сосредоточились на эротизме жизни Фрины. [ 44 ] Самым известным изображением Фрины девятнадцатого века была картина Жана-Леона Жерома « Фрина перед ареопагом» , которая вызвала споры из-за того, что она изображала ее, закрывающую лицо от стыда, в той же позе, которую Жером использовал на нескольких картинах рабов на восточных невольничьих рынках. [ 46 ] Под влиянием этого противоречия картина Жерома была широко воспроизведена и карикатурно изображена с гравюрами Леопольда Фламенга , бронзой Александра Фальгьера и картиной Поля Сезанна , созданной по образцу «Фрины» Жерома. [ 47 ] В литературе девятнадцатого века Фрина появляется в поэзии Шарля Бодлера и Райнера Марии Рильке . В «Лесбосе» Бодлера из «Цвета зла » она метонимически используется для обозначения куртизанок в целом. » Рильке В «Фламинго фламинго сравнивают с Фриной, поскольку они соблазняют самих себя – складывая крылья над головой – более эффективно, чем могла бы даже она («они, кажется, считают себя соблазнительными; что их обаяние превосходит очарование Фрины» ). [ 48 ] [ 49 ] Изображения Фрины в конце девятнадцатого века в других средствах массовой информации включали вальс Антонена д'Аржантона , постановку театра теней Мориса Донне , где сцена суда над Фриной была смоделирована по картине Жерома, и комическую оперу Камиля Сен-Санса. . [ 50 ]
В двадцатом веке Фрина перешла в кино. » Алессандро Блазетти « Il Processo di Frine адаптировал историю суда над Фриной к современной обстановке, основанной на рассказе Эдоардо Скарфольо . В следующем году фильм с баской Frine, cortigiana d'Oriente вышел («Фрина, восточная куртизанка»). В обоих фильмах изображено раздевание Фрины на суде, а иконография вдохновлена картиной Жерома. [ 44 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Лаура МакКлюр говорит о 371 г. до н. э.; [ 2 ] Константинос Каппарис говорит о 370; [ 3 ] Уве Вальтер говорит до 371. [ 4 ]
- ↑ Хотя древние источники единодушны в том, что обвинение против Фрины было асебея , такие ученые, как Дэвид Филлипс, предположили, что на самом деле она подвергалась судебному преследованию посредством эйсангелии (обычно переводимой как «импичмент», процедура, предназначенная для серьезных преступлений против государства). ; [ 13 ] дела о нечестии чаще рассматривались через графе асебеиас [ 14 ] ) на основании того факта, что многие древние источники о суде над Фриной считают смертную казнь само собой разумеющейся. Константинос Каппарис утверждает, что предположение о смертной казни вместо этого можно объяснить как «изобретение и дикий рассказ». [ 15 ]
- ^ По крайней мере, так утверждала древняя биографическая традиция; Крейг Купер утверждал, что отчет о суде, сохранившийся в древних источниках, имеет «все признаки биографического вымысла». [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эйдинов 2016 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б с д и ж МакКлюр 2014 , с. 127.
- ^ Jump up to: а б с Каппарис 2018 , с. 440.
- ^ Уолтер 2006 .
- ^ Jump up to: а б Плутарх, Моралия «О пифийских оракулах» 14
- ^ Афиней, Deipnosophistae 13.60
- ^ Funke 2024 , стр. 29–30.
- ^ Дэвидсон 1997 , с. 106.
- ^ Каппарис 2018 , стр. 321–323.
- ^ Функе 2022 .
- ^ Моралес 2011 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б Эйдинов, 2016 , стр. 24–5.
- ^ Филлипс 2013 , с. 464.
- ^ Филлипс 2013 , с. 408.
- ^ Jump up to: а б Каппарис 2018 , с. 261.
- ^ Эйдинов 2016 , стр. 26–7.
- ^ Funke 2024 , стр. 87–90.
- ^ Эйдинов 2016 , с. 29.
- ^ Accelerate 1990 , с. 119.
- ^ Моралес 2011 , с. 73.
- ^ Купер 1995 , с. 305.
- ^ О'Коннелл 2013 , с. 113.
- ^ Купер 1995 , с. 306, н. 10.
- ^ Эйдинов 2016 , с. 24.
- ^ МакКлюр 2014 , с. 41.
- ^ Купер 2001 , с. 147.
- ^ Эйдинов 2016 , с. 23.
- ^ Моралес 2011 , с. 78.
- ^ Моралес 2011 , стр. 76–7.
- ^ Хэвлок 1995 , с. 45.
- ^ Каппарис 2018 , с. 259.
- ^ Купер 1995 , с. 315.
- ^ Гермипп fr.50 Мюллер = Афиней, Deipnosophistae 13.60
- ^ Каппарис 2018 , с. 261, н. 332.
- ^ Функе 2024 , с. 80.
- ^ Функе 2024 , с. 51.
- ^ Хэвлок 1995 , с. 9.
- ^ Funke 2024 , стр. 67, 158, №53.
- ^ Кислинг 2006 , стр. 66–7.
- ^ Кислинг 2006 , с. 67.
- ^ Функе 2024 , с. 70.
- ^ Функе 2024 , с. 56.
- ^ Хэвлок 1995 , с. 86.
- ^ Jump up to: а б с д Лошади .
- ^ Функе 2024 , с. 106.
- ^ Райан 1993 , стр. 1134–1135.
- ^ Райан 1993 , стр. 1135–1136.
- ^ Райан 1993 , стр. 1130–1131.
- ^ Рильке 2015 , с. 345.
- ^ Funke 2024 , стр. 120–124.
Цитируемые работы
[ редактировать ]
- Каваллини, Элеонора, «Фрина в современном искусстве, кино и мультфильмах» , MythiMedia , заархивировано из оригинала 3 марта 2016 г. , получено 3 марта 2016 г.
- Купер, Крейг (1995), «Гипереид и испытание Фрины», Phoenix , 49 (4): 303–318, doi : 10.2307/1088883 , JSTOR 1088883
- Купер, Крейг (2001), «Гипериды», Динарх, Гиперид и Ликург , перевод Уортингтона, Яна; Купер, Крейг; Харрис, Эдвард М., Остин: Издательство Техасского университета
- Дэвидсон, Джеймс (1997), Куртизанки и рыбные котлеты: всепоглощающие страсти классических Афин , Лондон: Харпер Коллинз, ISBN 9780002555913
- Эйдинов, Эстер (2016), Зависть, яд и смерть: женщины под судом в классических Афинах , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN 9780199562602
- Функе, Мелисса (2022), «Фрина», Оксфордская классическая энциклопедия , номер документа : 10.1093/acrefore/9780199381135.013.8899
- Функе, Мелисса (2024), Фрина: Жизнь во фрагментах , Лондон: Bloomsbury Academic, ISBN 9781350371873
- Хэвлок, Кристин Митчелл (1995), Афродита Книдская и ее преемники: исторический обзор обнаженной женщины в греческом искусстве , Анн-Арбор: University of Michigan Press, ISBN 047210585X
- Каппарис, Константинос (2018), Проституция в древнегреческом мире , Берлин: Де Грюйтер, ISBN 9783110557954
- Кислинг, Кэтрин (2006), «Небесные тела: памятники проституткам в греческих святилищах», Фараоне, Кристофер; МакКлюр, Лаура (ред.), Проститутки и куртизанки в древнем мире , Мэдисон: University of Wisconsin Press.
- МакКлюр, Лаура (2014), Куртизанки за столом: гендер и греческая литературная культура в Атенее , Нью-Йорк: Routledge
- Моралес, Хелен (2011), «Фантазии Фрины: Психология и этика Экфрасиса», The Cambridge Classical Journal , 57 (1): 71–104, doi : 10.1017/S1750270500001287 , S2CID 145580288
- О'Коннелл, Питер (2013), «Гиперид и Эпоптея : новый фрагмент защиты Фрины », греческие, римские и византийские исследования , 53
- Филлипс, Дэвид (2013), Закон древних Афин , Анн-Арбор: University of Michigan Press
- Рильке, Райнер Мария (2015) [1906], Новые стихи , перевод Крисака, Лена, Рочестера, Нью-Йорк: Boydell & Brewer
- Райан, Джудит (1993), «Соблазнительнее Фрины: Бодлер, Жером, Рильке и проблема автономного искусства», PMLA , 108 (5)
- Верснель, HS (1990), Ter Unus: Исида, Дионис, Гермес. Три исследования генотеизма , Лейден: Брилл, ISBN 9004092684
- Уолтер, Уве (2006), «Фрина», New Pauly Брилла , doi : 10.1163/1574-9347_bnp_e924270