Jump to content

Фрина

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Каменная резьба головы женщины
Голова Кауфмана в Лувре, римская копия Афродиты Книдской , для которой, как говорят, смоделировала Фрина.

Фрина ( / ˈ f r n i / ; древнегреческий : Φρύνη , латинизированный : Phrū́nē , ок. 371 г. до н. э. — после 316 г. до н. э.) была древнегреческой гетерой (куртизанкой). Родившаяся Мнесарете, она была родом из Феспий в Беотии , но, похоже, большую часть своей жизни прожила в Афинах, где стала одной из самых богатых женщин Греции.

Фрина наиболее известна своим судом за нечестие , на котором ее защищал оратор Гиперид . По легенде, она была оправдана после того, как обнажила грудь перед присяжными, хотя историческая достоверность этого эпизода сомнительна. Она также моделировала художников Апеллеса и Праксителя , по ее мотивам была создана Афродита Книдская . Художественный интерес к Фрине, который в значительной степени игнорировался в эпоху Возрождения , начал расти с конца восемнадцатого века; Суд над ней был классно изображен Жаном-Леоном Жеромом в картине 1861 года «Фрина перед ареопагом» .

Фрина была родом из Феспий в Беотии . [ 1 ] Вероятно, она родилась около 371 г. до н. э. [ а ] и была дочерью Эпикла. [ 2 ] И Плутарх , и Афиней говорят, что ее настоящее имя было Мнесарете. [ 5 ] [ 6 ] По словам Плутарха, ее звали Фриной, потому что у нее был бледный цвет лица, как у жабы ( фрина по-гречески); [ 5 ] она также использовала имя Сапердион. [ 2 ]

Фрина, похоже, провела большую часть своей жизни в Афинах. [ 3 ] Она могла приехать туда со своей семьей после завоевания Феспии Фивами в 373 г. до н.э., родиться в Афинах в семье феспийских беженцев после фиванского завоевания или быть привезенной туда еще девочкой для участия в сексуальной торговле, как Неайра . четвертого века еще одна гетера . [ 7 ] [ 3 ] Судя по всему, она выросла в бедности (комические драматурги изображают ее собирающей каперсы) и стала одной из самых богатых женщин в греческом мире. [ 2 ] По словам Каллистрата , после того, как Александр разрушил Фивы в 335 году, Фрина предложила заплатить за восстановление стен. [ 8 ] Говорят также, что она посвятила себе статую в Дельфах и статую Эроса Феспиям. [ 9 ] Фрина, вероятно, жила после 316 г. до н. э., когда Фивы были перестроены; [ 2 ] по словам Плутарха, ее известность означала, что она могла продолжать взимать со своих клиентов высокие гонорары в старости. [ 10 ]

О жизни Фрины достоверно известно очень мало, и большая часть ее биографии, переданная в древних источниках, может быть вымышленной: Хелен Моралес пишет, что отделить факты от вымысла в описаниях жизни Фрины «невозможно». [ 11 ]

Картина, на которой мужчина, одетый в синее одеяние, снимает платье с женщины, оставляя ее стоять обнаженной. Мужское жюри наблюдает.
Фрина перед ареопагом , Жан-Леон Жером , ок. 1861 г.

Самым известным событием в жизни Фрины стало обвинение, возбужденное Евфиасом, где ее защищал Гиперид . [ 2 ] По легенде, Гиперид выставила свою грудь на суд присяжных, которые были настолько поражены ее красотой, что ее оправдали. [ 12 ]

Согласно древним источникам, Фрину обвиняли в асебее , своего рода богохульстве. [ б ] Анонимный риторический трактат, в котором резюмируется дело против Фрины, перечисляет три конкретных обвинения против нее: в том, что она провела «бесстыдный комос » или ритуальное шествие, что она представила нового бога и что она организовала незаконные тиасои или развратные собрания. [ 16 ] Обвинение во введении нового бога ранее использовалось в суде над Сократом ; об организации тиасов известно также из процесса над Ниносом . [ 17 ] Новый бог, которого Фрина должна была представить Афинам, был назван Гарпократионом Исодаитом; хотя Гарпократион описывает его как «иностранца» и «нового», имя греческое. [ 18 ] и другие источники считают его эпитетом Диониса , Гелиоса или Плутона . [ 19 ]

Дело против Фрины возбудил Евфиас, один из ее бывших любовников; Гиперид, выступавший в ее защиту, также был одним из любовников Фрины. [ 20 ] [ с ] Согласно древней традиции, дело Евфиаса против Фрины было мотивировано личной ссорой, а не предполагаемым нечестием Фрины. [ 22 ] Крейг Купер предполагает, что суд над Фриной был политически мотивирован. Он отмечает, что Аристогитон , выступивший с речью в пользу обвинения, был политическим врагом Гиперида и преследовал его за незаконное введение указа после битвы при Херонее в 338 году. [ 23 ] Защитная речь Гиперида сохранилась лишь фрагментами, хотя в древности ею очень восхищались. [ 24 ] Две речи обвинения упоминаются Афинеем, но ни одна из них не сохранилась: одна написана Анаксименом Лампсакским и произнесена Евфием, другая - Аристогитоном. [ 25 ] Дата суда неизвестна: [ 26 ] это должно было быть до того, как Анаксимен переселился в Македонию, и, следовательно, возможно, между 350 и 340 годами до нашей эры. [ 27 ]

Картина женщины сзади, расстегивающей халат, обнажающей грудь нескольким мужчинам.
Фрина , Хосе Фраппа

Известно, что Фрина была оправдана после того, как присяжные увидели ее обнаженную грудь - Квинтилиан говорит, что она была спасена « non Hyperidis actione... sed conspectu corporis » («не мольбой Гиперида, а видом ее тела»). ). [ 28 ] Сохранились три разные версии этой истории. В рассказах Квинтилиана, наряду со рассказами Секста Эмпирика и Филодема , Фрина принимает решение обнажить собственную грудь; в то время как в версии Афинея Гиперид разоблачил Фрину как кульминацию своей речи, а в версии Плутарха Гиперид разоблачил ее, потому что он увидел, что его речь не смогла убедить присяжных. [ 29 ] Кристина Митчелл Хэвлок отмечает, что есть отдельные свидетельства того, что женщин приводили в зал суда, чтобы вызвать симпатию присяжных, и что в Древней Греции обнажение груди было жестом, призванным вызвать такую ​​сострадательную реакцию, поэтому предполагаемое поведение Фрины в суде не лишен параллелей в греческой практике. [ 30 ] Однако этого эпизода, вероятно, никогда не было. Об этом не упоминается в « версии суда Посидиппа в его комедии Эфесская женщина» , цитируемой Афинеем. Эфесская женщина была произведена ок. 290 г. до н.э., и поэтому история о Фрине, носящей грудь, вероятно, датируется более поздним периодом. [ 12 ] По версии Посидиппа, Фрина лично умоляла каждого из присяжных на суде спасти ей жизнь, и именно это обеспечило ее оправдание. [ 31 ] История о Фрине, обнажающей грудь, возможно, была придумана Идоменеем Лампсакским . [ 32 ] Хотя все древние источники предполагают, что Фрину судили за ее жизнь, асебия не обязательно была наказана смертью; это был agon timētos , во время которого присяжные принимали решение о наказании, если обвиняемый был признан виновным. [ 15 ]

Гермипп сообщает, что после оправдания Фрины Евфиас пришел в такую ​​ярость, что больше никогда не выступал публично. [ 33 ] Каппарис предполагает, что на самом деле он был лишен избирательных прав , возможно, потому, что ему не удалось набрать пятую часть голосов присяжных заседателей и он не смог оплатить последующий штраф. [ 34 ] Суд над Фриной также предположительно привел к принятию двух новых законов, регулирующих поведение в зале суда: один запрещал обвиняемым присутствовать, пока присяжные рассматривают свое решение; другой запретил причитать в зале суда. [ 35 ]

Скульптура стоящей обнаженной женщины, прикрывающей вульву одной рукой.
Праксителя Римская мраморная копия Афродиты Книдской , возможной моделью которой названа Фрина.

Фрина была моделью для двух великих художников классической Греции, Праксителя и Апеллеса . Наиболее известна ее связь с Афродитой Книдской Праксителя . [ 36 ] первая трехмерная обнаженная женщина монументальных размеров в древнегреческом искусстве. [ 37 ] Однако эта ассоциация появляется только у Афинея и ритора шестого века Хориция из Газы ; он не упоминается другими древними авторами, обсуждающими Книдию, такими как Плиний Старший , а Климент Александрийский называет модель Книдии не Фриной, а Кратиной. [ 38 ]

Пракситель также изготовил золотую или позолоченную статую Фрины, которая, по словам Павсания, посвященная самой Фрине, была выставлена ​​​​в святилище Аполлона в Дельфах. [ 39 ] Возможно, это был первый женский портрет, когда-либо посвященный в Дельфах; это, безусловно, была единственная статуя одной женщины, посвященная до римского периода. [ 40 ] По словам Плиния, Фрина была также моделью для скульптуры Праксителя, изображающей улыбающуюся куртизанку. [ 41 ] Говорят, что одна из скульптур Эроса Праксителя была вдохновлена ​​его желанием Фрины. [ 42 ]

Как и Пракситель, Апеллес использовал Фрину как модель Афродиты. По словам Афинея, вид Фрины, идущей обнаженной в море в Элевсине, вдохновил его использовать ее в качестве модели для своей картины «Афродита Анадиомена» ( «Афродита, восстающая из моря »). Эта работа выставлялась в святилище Асклепия на греческом острове Кос, и к первому веку нашей эры она, по-видимому, была одной из самых известных работ Апеллеса. [ 43 ]

Изображения Фрины в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого века, например, в произведении Анжелики Кауфман « Пракситель, дающий Фрине статую Купидона», избегают эротизации Фрины; картины второй половины девятнадцатого века, такие как Гюстава Буланже, » «Фрина эротизируют и экзотизируют ее. [ 44 ]

В эпоху Возрождения Фрину в значительной степени игнорировали в пользу более героических женских фигур, таких как Лукреция . [ 44 ] но интерес к ее изображению возрос в восемнадцатом веке с приходом неоклассицизма . [ 45 ] Ранние изображения ее Анжеликой Кауфманн и Дж. М. У. Тернером избегают ее эротизации, но во второй половине девятнадцатого века французские академические художники больше сосредоточились на эротизме жизни Фрины. [ 44 ] Самым известным изображением Фрины девятнадцатого века была картина Жана-Леона Жерома « Фрина перед ареопагом» , которая вызвала споры из-за того, что она изображала ее, закрывающую лицо от стыда, в той же позе, которую Жером использовал на нескольких картинах рабов на восточных невольничьих рынках. [ 46 ] Под влиянием этого противоречия картина Жерома была широко воспроизведена и карикатурно изображена с гравюрами Леопольда Фламенга , бронзой Александра Фальгьера и картиной Поля Сезанна , созданной по образцу «Фрины» Жерома. [ 47 ] В литературе девятнадцатого века Фрина появляется в поэзии Шарля Бодлера и Райнера Марии Рильке . В «Лесбосе» Бодлера из «Цвета зла » она метонимически используется для обозначения куртизанок в целом. » Рильке В «Фламинго фламинго сравнивают с Фриной, поскольку они соблазняют самих себя – складывая крылья над головой – более эффективно, чем могла бы даже она («они, кажется, считают себя соблазнительными; что их обаяние превосходит очарование Фрины» ). [ 48 ] [ 49 ] Изображения Фрины в конце девятнадцатого века в других средствах массовой информации включали вальс Антонена д'Аржантона , постановку театра теней Мориса Донне , где сцена суда над Фриной была смоделирована по картине Жерома, и комическую оперу Камиля Сен-Санса. . [ 50 ]

В двадцатом веке Фрина перешла в кино. » Алессандро Блазетти « Il Processo di Frine адаптировал историю суда над Фриной к современной обстановке, основанной на рассказе Эдоардо Скарфольо . В следующем году фильм с баской Frine, cortigiana d'Oriente вышел («Фрина, восточная куртизанка»). В обоих фильмах изображено раздевание Фрины на суде, а иконография вдохновлена ​​картиной Жерома. [ 44 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Лаура МакКлюр говорит о 371 г. до н. э.; [ 2 ] Константинос Каппарис говорит о 370; [ 3 ] Уве Вальтер говорит до 371. [ 4 ]
  2. Хотя древние источники единодушны в том, что обвинение против Фрины было асебея , такие ученые, как Дэвид Филлипс, предположили, что на самом деле она подвергалась судебному преследованию посредством эйсангелии (обычно переводимой как «импичмент», процедура, предназначенная для серьезных преступлений против государства). ; [ 13 ] дела о нечестии чаще рассматривались через графе асебеиас [ 14 ] ) на основании того факта, что многие древние источники о суде над Фриной считают смертную казнь само собой разумеющейся. Константинос Каппарис утверждает, что предположение о смертной казни вместо этого можно объяснить как «изобретение и дикий рассказ». [ 15 ]
  3. ^ По крайней мере, так утверждала древняя биографическая традиция; Крейг Купер утверждал, что отчет о суде, сохранившийся в древних источниках, имеет «все признаки биографического вымысла». [ 21 ]
  1. ^ Эйдинов 2016 , с. 64.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж МакКлюр 2014 , с. 127.
  3. ^ Jump up to: а б с Каппарис 2018 , с. 440.
  4. ^ Уолтер 2006 .
  5. ^ Jump up to: а б Плутарх, Моралия «О пифийских оракулах» 14
  6. ^ Афиней, Deipnosophistae 13.60
  7. ^ Funke 2024 , стр. 29–30.
  8. ^ Дэвидсон 1997 , с. 106.
  9. ^ Каппарис 2018 , стр. 321–323.
  10. ^ Функе 2022 .
  11. ^ Моралес 2011 , с. 72.
  12. ^ Jump up to: а б Эйдинов, 2016 , стр. 24–5.
  13. ^ Филлипс 2013 , с. 464.
  14. ^ Филлипс 2013 , с. 408.
  15. ^ Jump up to: а б Каппарис 2018 , с. 261.
  16. ^ Эйдинов 2016 , стр. 26–7.
  17. ^ Funke 2024 , стр. 87–90.
  18. ^ Эйдинов 2016 , с. 29.
  19. ^ Accelerate 1990 , с. 119.
  20. ^ Моралес 2011 , с. 73.
  21. ^ Купер 1995 , с. 305.
  22. ^ О'Коннелл 2013 , с. 113.
  23. ^ Купер 1995 , с. 306, н. 10.
  24. ^ Эйдинов 2016 , с. 24.
  25. ^ МакКлюр 2014 , с. 41.
  26. ^ Купер 2001 , с. 147.
  27. ^ Эйдинов 2016 , с. 23.
  28. ^ Моралес 2011 , с. 78.
  29. ^ Моралес 2011 , стр. 76–7.
  30. ^ Хэвлок 1995 , с. 45.
  31. ^ Каппарис 2018 , с. 259.
  32. ^ Купер 1995 , с. 315.
  33. ^ Гермипп fr.50 Мюллер = Афиней, Deipnosophistae 13.60
  34. ^ Каппарис 2018 , с. 261, н. 332.
  35. ^ Функе 2024 , с. 80.
  36. ^ Функе 2024 , с. 51.
  37. ^ Хэвлок 1995 , с. 9.
  38. ^ Funke 2024 , стр. 67, 158, №53.
  39. ^ Кислинг 2006 , стр. 66–7.
  40. ^ Кислинг 2006 , с. 67.
  41. ^ Функе 2024 , с. 70.
  42. ^ Функе 2024 , с. 56.
  43. ^ Хэвлок 1995 , с. 86.
  44. ^ Jump up to: а б с д Лошади .
  45. ^ Функе 2024 , с. 106.
  46. ^ Райан 1993 , стр. 1134–1135.
  47. ^ Райан 1993 , стр. 1135–1136.
  48. ^ Райан 1993 , стр. 1130–1131.
  49. ^ Рильке 2015 , с. 345.
  50. ^ Funke 2024 , стр. 120–124.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Каваллини, Элеонора, «Фрина в современном искусстве, кино и мультфильмах» , MythiMedia , заархивировано из оригинала 3 марта 2016 г. , получено 3 марта 2016 г.
  • Купер, Крейг (1995), «Гипереид и испытание Фрины», Phoenix , 49 (4): 303–318, doi : 10.2307/1088883 , JSTOR   1088883
  • Купер, Крейг (2001), «Гипериды», Динарх, Гиперид и Ликург , перевод Уортингтона, Яна; Купер, Крейг; Харрис, Эдвард М., Остин: Издательство Техасского университета
  • Дэвидсон, Джеймс (1997), Куртизанки и рыбные котлеты: всепоглощающие страсти классических Афин , Лондон: Харпер Коллинз, ISBN  9780002555913
  • Эйдинов, Эстер (2016), Зависть, яд и смерть: женщины под судом в классических Афинах , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN  9780199562602
  • Функе, Мелисса (2022), «Фрина», Оксфордская классическая энциклопедия , номер документа : 10.1093/acrefore/9780199381135.013.8899
  • Функе, Мелисса (2024), Фрина: Жизнь во фрагментах , Лондон: Bloomsbury Academic, ISBN  9781350371873
  • Хэвлок, Кристин Митчелл (1995), Афродита Книдская и ее преемники: исторический обзор обнаженной женщины в греческом искусстве , Анн-Арбор: University of Michigan Press, ISBN  047210585X
  • Каппарис, Константинос (2018), Проституция в древнегреческом мире , Берлин: Де Грюйтер, ISBN  9783110557954
  • Кислинг, Кэтрин (2006), «Небесные тела: памятники проституткам в греческих святилищах», Фараоне, Кристофер; МакКлюр, Лаура (ред.), Проститутки и куртизанки в древнем мире , Мэдисон: University of Wisconsin Press.
  • МакКлюр, Лаура (2014), Куртизанки за столом: гендер и греческая литературная культура в Атенее , Нью-Йорк: Routledge
  • Моралес, Хелен (2011), «Фантазии Фрины: Психология и этика Экфрасиса», The Cambridge Classical Journal , 57 (1): 71–104, doi : 10.1017/S1750270500001287 , S2CID   145580288
  • О'Коннелл, Питер (2013), «Гиперид и Эпоптея : новый фрагмент защиты Фрины », греческие, римские и византийские исследования , 53
  • Филлипс, Дэвид (2013), Закон древних Афин , Анн-Арбор: University of Michigan Press
  • Рильке, Райнер Мария (2015) [1906], Новые стихи , перевод Крисака, Лена, Рочестера, Нью-Йорк: Boydell & Brewer
  • Райан, Джудит (1993), «Соблазнительнее Фрины: Бодлер, Жером, Рильке и проблема автономного искусства», PMLA , 108 (5)
  • Верснель, HS (1990), Ter Unus: Исида, Дионис, Гермес. Три исследования генотеизма , Лейден: Брилл, ISBN  9004092684
  • Уолтер, Уве (2006), «Фрина», New Pauly Брилла , doi : 10.1163/1574-9347_bnp_e924270
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: be655c919a49a45b1c241f64658eae9a__1721289720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/9a/be655c919a49a45b1c241f64658eae9a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Phryne - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)