Афродита Книдская
Афродита Книдская | |
---|---|
Целомудренная Венера | |
Художник | Пракситель |
Год | 4 век до н.э. |
Движение | Греческий поздний классический период |
Размеры | 205 см (81 дюйм) |
Афродита Книдская (или Книдская) — древнегреческая скульптура богини Афродиты, созданная Праксителем из Афин примерно в IV веке до нашей эры. Это было одно из первых изображений обнаженной женской фигуры в натуральную величину в греческой истории, демонстрирующее идею, альтернативную героической мужской наготе . Афродита Праксителя была показана обнаженной, она тянется за банным полотенцем и прикрывает лобок , что, в свою очередь, оставляет обнаженной ее грудь. До этого момента в греческой скульптуре преобладали обнаженные мужские фигуры. Оригинальной греческой скульптуры больше не существует; однако сохранилось множество римских копий этого влиятельного произведения искусства. Вариантами Венеры Пудики (предполагающей действие по прикрытию груди) являются Венера Медичи и Капитолийская Венера .
Оригинал
[ редактировать ]Афродита Книдская — мраморная скульптура богини Афродиты работы скульптора Праксителя , купленная жителями Книдоса в середине IV века до нашей эры. [1] Самый ранний текст, в котором упоминается Афродита, — это « Плиния Старшего » Естественная история . [2] в котором сообщается, что Пракситель вырезал две скульптуры Афродиты, одну одетую, а другую обнаженную; одетого купили жители Коса , а книдийцы купили обнаженного. [3] Статуя была установлена как культовая статуя для храма Афродиты в Книдосе . На нем была изображена богиня Афродита, готовящаяся к ритуальному омовению , восстанавливающему ее чистоту, одной рукой сбрасывая драпировку, а другой скромно прикрываясь. Расположение ее рук скрывает ее лобковую область, одновременно привлекая внимание к обнаженной верхней части тела. Статуя славится своей красотой и предназначена для того, чтобы ее можно было оценить со всех сторон.
Поскольку на разных копиях изображены разные формы тела, позы и аксессуары, оригинал можно описать только в общих чертах. На нем была изображена обнаженная женщина, тело которой свернулось в положение контрапоста , перенеся вес тела на правую ногу. На большинстве копий Афродита правой рукой прикрывает лобок, а левая держит драпировку, которая вместе с вазой помогает поддерживать фигуру. [4] Почти на всех копиях голова скульптуры повернута влево. [5]
Обнаженная женщина появилась почти через три столетия после первых обнаженных мужских аналогов в греческой скульптуре, куроса ; женские фигуры коры были одеты. Раньше нагота была героической униформой, свойственной только мужчинам. Создавая Афродиту Книдскую, Спиви утверждает, что ее иконография может быть приписана Праксителю, создавшему статую для зрителей-мужчин. [6] Неопровержимые данные из совокупности свидетельствуют о том, что книдианская скульптура была призвана вызвать у мужчин сексуальную реакцию при просмотре статуи. [6] Афродита Книдская установила канон пропорций обнаженной женщины. [7] [ нужен лучший источник ] и вдохновил на создание множества копий, лучшей из которых считается Колонна Книдия в Ватиканском музее Пио-Климента . Считается, что это римская копия, которая не может сравниться с отполированной красотой оригинала, который был уничтожен во время разрушительного пожара в Константинополе в 475 году. [ нужна ссылка ]
Утверждалось, что Пракситель использовал куртизанку Фрину в качестве модели для статуи, что усилило слухи о ее происхождении. Статуя стала настолько широко известна и скопирована, что по юмористическому анекдоту сама богиня Афродита пришла в Книд, чтобы посмотреть на нее. Лирическая эпиграмма Антипатра Сидонского. [8] ставит в уста самой богини гипотетический вопрос:
Подобная эпиграмма приписывается Платону:
Когда Киприд увидел Киприда в Книде, «Увы!» сказала она; «Где Пракситель видел меня обнаженным?»
Согласно эпиграмме римского поэта Авзония , Пракситель никогда не видел того, чего ему не суждено было увидеть, а вместо этого изваял Афродиту, как Арес . того хотел [10]
Храм в Книдосе
[ редактировать ]Храм Афродиты в Книде, где была выставлена статуя, описан в двух древних источниках: Плинии Старшем в его «Естественной истории» и Псевдо-Лукиане в его «Аморах» . [11] По словам Плиния, скульптура располагалась в небольшом здании, открытом со всех сторон – под этим он, вероятно, имел в виду моноптерос , колоннаду с крышей, но без стен. [12] С другой стороны, в описании Псевдо-Лукиана здание, в котором находилась статуя, описывается как имеющее две двери, что предполагает более ограниченное пространство, чем описание Плиния. [13] Во время раскопок в Книдосе между 1969 и 1972 годами Ирис Лав обнаружила остатки круглого здания, которое она идентифицировала как храм Афродиты. Среди них был камень с надписью «ПРАКС», который, как предположил Лав, был основанием статуи Книдийской Афродиты. [14]
Статуя стала туристической достопримечательностью, несмотря на то, что была культовым изображением и покровителем книдианцев. Никомед I из Вифинии предложил погасить огромные долги города Книдос в обмен на статую, но книдийцы отклонили его предложение. Статуя была бы полихромной , [15] и был настолько правдоподобен, что даже сексуально возбуждал мужчин, о чем свидетельствует традиция, согласно которой молодой человек ворвался ночью в храм и попытался совокупиться со статуей, оставив на ней пятно. Сопровождающая жрица рассказала посетителям, что, когда его обнаружили, ему было так стыдно, что он бросился со скалы недалеко от края храма. [16] Эта история записана в диалоге «Эрот» (раздел 15), традиционно приписываемом Лукиану Самосатскому . [17]
Влияние
[ редактировать ]Книдийская Афродита не сохранилась. Возможно, статую перевезли в Константинополь (современный Стамбул ), где она разместилась во дворце Лаусуса ; в 475 году дворец сгорел, а статуя пропала. Это была одна из наиболее широко копируемых статуй в древнем мире, поэтому общее представление о внешнем виде статуи можно почерпнуть из описаний и реплик, дошедших до наших дней. Какое-то время в 1969 году археолог Айрис Лав думала, что нашла единственные сохранившиеся фрагменты оригинальной статуи, которые сейчас хранятся в Британском музее . Преобладающее мнение археологов состоит в том, что рассматриваемый фрагмент принадлежит не Книдии , а другой статуе.
- Вероятно, самой точной копией статуи является Колонна Венеры, хранящаяся в Музее Пио-Клементино , входящем в коллекцию Музеев Ватикана .
- Голова Кауфмана, найденная в Тралле , приобретенная из коллекции К. М. Кауфмана в Берлине и хранящаяся в Музее Лувра , считается очень точной римской репродукцией головы Книдианской Афродиты. [18]
- На вилле Адриана недалеко от Тиволи в Италии находится воссозданный во втором веке храм в Книдосе с фрагментарной копией Афродиты, стоящей в центре, что в целом соответствует описаниям в древних рассказах о том, как был представлен оригинал.
- В музее Прадо .
Помимо более или менее точных копий, Афродита Книдская также повлияла на различные вариации, к которым относятся:
- Капитолийская Венера ( Капитолийские музеи , Рим )
- Венера Барберини
- Боргезе Венера
- Сатала Афродита (Британский музей), считающаяся точной копией Жореса Хачатряна. [19]
- Афродита Мелосская ( Венера Милосская , Лувр, Париж)
- Венера Медичи ( Уффици Галерея , Флоренция )
- Эсквилинская Венера (Капитолийский музей, Рим)
- Венера Эсквилинского типа (Лувр, Париж) [20]
- Крадущаяся Венера (Лувр, Париж и Британский музей, Лондон)
- Афродита Каллипигос (она же Венера Каллипигос, Национальный археологический музей Неаполя , Неаполь )
- Венера-победительница (Галерея Уффици)
- Венера Урания (Галерея Уффици)
- Мазаринская Венера , названная в честь кардинала Мазарини (сейчас находится в музее Дж. Пола Гетти )
- Пример с добавленными фигурами Пана и Купидона в Афинском национальном археологическом музее . [21]
- Венера Феликс в музеях Ватикана , возможный вариант этого типа. [22]
-
Венеры Колонна
-
Венера Медичи , вариант типа Венеры Пудики , где обе руки покрывают тело.
-
Вид сзади на Афродиту Книдскую, римская копия, IV век нашей эры.
-
Афродита Книдская, римская копия, IV век нашей эры.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хэвлок, Кристин Митчелл (1995). Афродита Книдская и ее преемники: исторический обзор обнаженной женщины в греческом искусстве . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. стр. 1, 9. ISBN 0-472-10585-Х .
- ^ Хэвлок, Кристин Митчелл (1995). Афродита Книдская и ее преемники: исторический обзор обнаженной женщины в греческом искусстве . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. п. 10. ISBN 0-472-10585-Х .
- ^ Плиний, Естественная история 36.20.
- ^ Моряк 2004 , с. 538.
- ^ Моряк 2004 , с. 542.
- ^ Jump up to: а б Спайви, Найджел (2013). «8. Раскрытие Афродиты» . Греческая скульптура . Издательство Кембриджского университета. п. 181. дои : 10.1017/9780521760317.010 . ISBN 9781316179628 . S2CID 239158305 .
- ^ Бахрани, Зайнаб (1996). «Эллинизация Иштар: нагота, фетишизм и культурная дифференциация в древнем искусстве» . Оксфордский художественный журнал . 19 (2): 4. doi : 10.1093/oxartj/19.2.3 . JSTOR 1360725 . Проверено 4 апреля 2021 г.
- ^ Антипатр, Греческая антология XVI.168 [Автор этого стихотворения указан как анонимный в издании Леба (Греческая антология, том V, стр. 257).]
- ^ Купер, Джон М.; Хатчинсон, Д.С., ред. (1997). «Эпиграммы». Платон: Полное собрание сочинений . Перевод Эдмондса, Дж. М. Индианаполис: Хакетт. п. 1744. ISBN 9780872203495 .
- ^ Авзоний (2 марта 2015 г.). Эпиграммы . Перевод Н. М. Кея. Великобритания: Издательство Bloomsbury . п. 122 . ISBN 9780715631058 .
- ^ Монтель 2010 , стр. 254–258.
- ^ Монтель 2010 , стр. 254–255.
- ^ Монтель 2010 , стр. 259–260.
- ^ Монтель 2010 , стр. 261–262.
- ^ Хэвелок, с. 13. Плиний рассказывает, что Праксилит больше всего ценил свои скульптуры, написанные рукой афинянина Никия, хотя он не связывает Никия конкретно с книдийской Афродитой.
- ^ Спайви, Найджел. «Раскрытие Афродиты» из «Понимания греческой культуры» . стр. 173–186.
- ↑ См. также эллинистическую историю Пигмалиона .
- ^ "Голова Мартреса Толосанеса и особенно так называемого Кауфмана кажется мне лучшими дошедшими до нас копиями". (Чарльз Вальдштейн, «Голова Афродиты, вероятно, с восточного фронтона Парфенона в Холкхэм-холле», The Journal of Hellenic Studies 33 (1913:276–295 [283]); «общее согласие относительно подлинности произведений Кауфмана Коллекция «Афродита как копия Книдийской Афродиты» (Роберт И. Эденбаум, «Пантея: Лукиан и идеальная красота», Журнал эстетики и художественной критики» 25,1 (осень 1966: 65–700 [69])
- ^ Хачатрян, Жорес (1985). «Культ и иконография богини Анаит в Армении и ее связи с эллинистическим миром» . Патма-Банасиракан Хандес (на армянском языке) (1). 128.
- ^ «Сайт коллекций Лувра» . Collections.louvre.fr .
- ^ «Афродита и Пан – древнегреческая статуя» . www.theoi.com .
- ^ «Венера Феликс – Древнегреко-римская статуя» . www.theoi.com .
Ссылки
[ редактировать ]- Теодор Краус. Афродита фон Книдос . Вальтер Дорн Верлаг, Бремен/Ганновер, 1957 год.
- Леонард Клосьют. Афродита Книдская: Типологическое исследование основных древних копий Афродиты Книдской Праксителя . Éditions Pillet – Мартиньи, 1978 г.
- Фрэнсис Хаскелл и Николас Пенни. Вкус и антиквариат: соблазн классической скульптуры, 1500–1900 гг . Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен/Лондон, 1981.
- Кристин Митчелл Хэвелок. Афродита Книдская и ее преемники: исторический обзор обнаженной женщины в издательстве Мичиганского университета греческого искусства, 1995.
- Сирил Манго, «Античная скульптура и византийский наблюдатель», Dumbarton Oaks Papers 17 (1963), стр. 53–75.
- Монтель, Софи (2010). «Архитектурная обстановка Книдийской Афродиты». В Смите, Эми К.; Пикап, Сэди (ред.). Спутница Брилла Афродиты .
- Моряк, Кристен (2004). «Возвращение первоначальной Афродиты Книдской» . Труды Национальной академии Линчеи. Доклады Класс нравственных, исторических и филологических наук . 9. 15 (3).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Афродитой Книдской, на Викискладе?
- Входная страница в музеи Ватикана.
- Джеймс Граут: Афродита Книдская , часть Римской энциклопедии