Jump to content

Афродита Книдская

Афродита Книдская
Целомудренная Венера
Людовизи Книдийская Афродита, римская мраморная копия (торс и бедра) с отреставрированной головой, руками, ногами и опорой для драпировки.
Художник Пракситель  Edit this on Wikidata
Год 4 век до н.э.
Движение Греческий поздний классический период Edit this on Wikidata
Размеры 205 см (81 дюйм)

Афродита Книдская (или Книдская) — древнегреческая скульптура богини Афродиты, созданная Праксителем из Афин примерно в IV веке до нашей эры. Это было одно из первых изображений обнаженной женской фигуры в натуральную величину в греческой истории, демонстрирующее идею, альтернативную героической мужской наготе . Афродита Праксителя была показана обнаженной, она тянется за банным полотенцем и прикрывает лобок , что, в свою очередь, оставляет обнаженной ее грудь. До этого момента в греческой скульптуре преобладали обнаженные мужские фигуры. Оригинальной греческой скульптуры больше не существует; однако сохранилось множество римских копий этого влиятельного произведения искусства. Вариантами Венеры Пудики (предполагающей действие по прикрытию груди) являются Венера Медичи и Капитолийская Венера .

Оригинал

[ редактировать ]
Голова Кауфмана в Лувре

Афродита Книдская — мраморная скульптура богини Афродиты работы скульптора Праксителя , купленная жителями Книдоса в середине IV века до нашей эры. [1] Самый ранний текст, в котором упоминается Афродита, — это « Плиния Старшего » Естественная история . [2] в котором сообщается, что Пракситель вырезал две скульптуры Афродиты, одну одетую, а другую обнаженную; одетого купили жители Коса , а книдийцы купили обнаженного. [3] Статуя была установлена ​​как культовая статуя для храма Афродиты в Книдосе . На нем была изображена богиня Афродита, готовящаяся к ритуальному омовению , восстанавливающему ее чистоту, одной рукой сбрасывая драпировку, а другой скромно прикрываясь. Расположение ее рук скрывает ее лобковую область, одновременно привлекая внимание к обнаженной верхней части тела. Статуя славится своей красотой и предназначена для того, чтобы ее можно было оценить со всех сторон.

Поскольку на разных копиях изображены разные формы тела, позы и аксессуары, оригинал можно описать только в общих чертах. На нем была изображена обнаженная женщина, тело которой свернулось в положение контрапоста , перенеся вес тела на правую ногу. На большинстве копий Афродита правой рукой прикрывает лобок, а левая держит драпировку, которая вместе с вазой помогает поддерживать фигуру. [4] Почти на всех копиях голова скульптуры повернута влево. [5]

Обнаженная женщина появилась почти через три столетия после первых обнаженных мужских аналогов в греческой скульптуре, куроса ; женские фигуры коры были одеты. Раньше нагота была героической униформой, свойственной только мужчинам. Создавая Афродиту Книдскую, Спиви утверждает, что ее иконография может быть приписана Праксителю, создавшему статую для зрителей-мужчин. [6] Неопровержимые данные из совокупности свидетельствуют о том, что книдианская скульптура была призвана вызвать у мужчин сексуальную реакцию при просмотре статуи. [6] Афродита Книдская установила канон пропорций обнаженной женщины. [7] [ нужен лучший источник ] и вдохновил на создание множества копий, лучшей из которых считается Колонна Книдия в Ватиканском музее Пио-Климента . Считается, что это римская копия, которая не может сравниться с отполированной красотой оригинала, который был уничтожен во время разрушительного пожара в Константинополе в 475 году. [ нужна ссылка ]

Гравюра монеты . из Книда с изображением Афродиты Книдской работы Праксителя

Утверждалось, что Пракситель использовал куртизанку Фрину в качестве модели для статуи, что усилило слухи о ее происхождении. Статуя стала настолько широко известна и скопирована, что по юмористическому анекдоту сама богиня Афродита пришла в Книд, чтобы посмотреть на нее. Лирическая эпиграмма Антипатра Сидонского. [8] ставит в уста самой богини гипотетический вопрос:

Парис , Адонис и Анхис видели меня обнаженным, Те
все, что я знаю, но как это придумал Пракситель?

Подобная эпиграмма приписывается Платону:

Когда Киприд увидел Киприда в Книде, «Увы!» сказала она; «Где Пракситель видел меня обнаженным?»

- Платон , Эпиграмма XVII [9]

Согласно эпиграмме римского поэта Авзония , Пракситель никогда не видел того, чего ему не суждено было увидеть, а вместо этого изваял Афродиту, как Арес . того хотел [10]

Храм в Книдосе

[ редактировать ]
Афродита Книдская, Глиптотека Мюнхена

Храм Афродиты в Книде, где была выставлена ​​статуя, описан в двух древних источниках: Плинии Старшем в его «Естественной истории» и Псевдо-Лукиане в его «Аморах» . [11] По словам Плиния, скульптура располагалась в небольшом здании, открытом со всех сторон – под этим он, вероятно, имел в виду моноптерос , колоннаду с крышей, но без стен. [12] С другой стороны, в описании Псевдо-Лукиана здание, в котором находилась статуя, описывается как имеющее две двери, что предполагает более ограниченное пространство, чем описание Плиния. [13] Во время раскопок в Книдосе между 1969 и 1972 годами Ирис Лав обнаружила остатки круглого здания, которое она идентифицировала как храм Афродиты. Среди них был камень с надписью «ПРАКС», который, как предположил Лав, был основанием статуи Книдийской Афродиты. [14]

Статуя стала туристической достопримечательностью, несмотря на то, что была культовым изображением и покровителем книдианцев. Никомед I из Вифинии предложил погасить огромные долги города Книдос в обмен на статую, но книдийцы отклонили его предложение. Статуя была бы полихромной , [15] и был настолько правдоподобен, что даже сексуально возбуждал мужчин, о чем свидетельствует традиция, согласно которой молодой человек ворвался ночью в храм и попытался совокупиться со статуей, оставив на ней пятно. Сопровождающая жрица рассказала посетителям, что, когда его обнаружили, ему было так стыдно, что он бросился со скалы недалеко от края храма. [16] Эта история записана в диалоге «Эрот» (раздел 15), традиционно приписываемом Лукиану Самосатскому . [17]

Книдийская Афродита не сохранилась. Возможно, статую перевезли в Константинополь (современный Стамбул ), где она разместилась во дворце Лаусуса ; в 475 году дворец сгорел, а статуя пропала. Это была одна из наиболее широко копируемых статуй в древнем мире, поэтому общее представление о внешнем виде статуи можно почерпнуть из описаний и реплик, дошедших до наших дней. Какое-то время в 1969 году археолог Айрис Лав думала, что нашла единственные сохранившиеся фрагменты оригинальной статуи, которые сейчас хранятся в Британском музее . Преобладающее мнение археологов состоит в том, что рассматриваемый фрагмент принадлежит не Книдии , а другой статуе.

  • Вероятно, самой точной копией статуи является Колонна Венеры, хранящаяся в Музее Пио-Клементино , входящем в коллекцию Музеев Ватикана .
  • Голова Кауфмана, найденная в Тралле , приобретенная из коллекции К. М. Кауфмана в Берлине и хранящаяся в Музее Лувра , считается очень точной римской репродукцией головы Книдианской Афродиты. [18]
  • На вилле Адриана недалеко от Тиволи в Италии находится воссозданный во втором веке храм в Книдосе с фрагментарной копией Афродиты, стоящей в центре, что в целом соответствует описаниям в древних рассказах о том, как был представлен оригинал.
  • В музее Прадо .

Помимо более или менее точных копий, Афродита Книдская также повлияла на различные вариации, к которым относятся:

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Хэвлок, Кристин Митчелл (1995). Афродита Книдская и ее преемники: исторический обзор обнаженной женщины в греческом искусстве . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. стр. 1, 9. ISBN  0-472-10585-Х .
  2. ^ Хэвлок, Кристин Митчелл (1995). Афродита Книдская и ее преемники: исторический обзор обнаженной женщины в греческом искусстве . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. п. 10. ISBN  0-472-10585-Х .
  3. ^ Плиний, Естественная история 36.20.
  4. ^ Моряк 2004 , с. 538.
  5. ^ Моряк 2004 , с. 542.
  6. ^ Jump up to: а б Спайви, Найджел (2013). «8. Раскрытие Афродиты» . Греческая скульптура . Издательство Кембриджского университета. п. 181. дои : 10.1017/9780521760317.010 . ISBN  9781316179628 . S2CID   239158305 .
  7. ^ Бахрани, Зайнаб (1996). «Эллинизация Иштар: нагота, фетишизм и культурная дифференциация в древнем искусстве» . Оксфордский художественный журнал . 19 (2): 4. doi : 10.1093/oxartj/19.2.3 . JSTOR   1360725 . Проверено 4 апреля 2021 г.
  8. ^ Антипатр, Греческая антология XVI.168 [Автор этого стихотворения указан как анонимный в издании Леба (Греческая антология, том V, стр. 257).]
  9. ^ Купер, Джон М.; Хатчинсон, Д.С., ред. (1997). «Эпиграммы». Платон: Полное собрание сочинений . Перевод Эдмондса, Дж. М. Индианаполис: Хакетт. п. 1744. ISBN  9780872203495 .
  10. ^ Авзоний (2 марта 2015 г.). Эпиграммы . Перевод Н. М. Кея. Великобритания: Издательство Bloomsbury . п. 122 . ISBN  9780715631058 .
  11. ^ Монтель 2010 , стр. 254–258.
  12. ^ Монтель 2010 , стр. 254–255.
  13. ^ Монтель 2010 , стр. 259–260.
  14. ^ Монтель 2010 , стр. 261–262.
  15. ^ Хэвелок, с. 13. Плиний рассказывает, что Праксилит больше всего ценил свои скульптуры, написанные рукой афинянина Никия, хотя он не связывает Никия конкретно с книдийской Афродитой.
  16. ^ Спайви, Найджел. «Раскрытие Афродиты» из «Понимания греческой культуры» . стр. 173–186.
  17. См. также эллинистическую историю Пигмалиона .
  18. ^ "Голова Мартреса Толосанеса и особенно так называемого Кауфмана кажется мне лучшими дошедшими до нас копиями". (Чарльз Вальдштейн, «Голова Афродиты, вероятно, с восточного фронтона Парфенона в Холкхэм-холле», The Journal of Hellenic Studies 33 (1913:276–295 [283]); «общее согласие относительно подлинности произведений Кауфмана Коллекция «Афродита как копия Книдийской Афродиты» (Роберт И. Эденбаум, «Пантея: Лукиан и идеальная красота», Журнал эстетики и художественной критики» 25,1 (осень 1966: 65–700 [69])
  19. ^ Хачатрян, Жорес (1985). «Культ и иконография богини Анаит в Армении и ее связи с эллинистическим миром» . Патма-Банасиракан Хандес (на армянском языке) (1). 128.
  20. ^ «Сайт коллекций Лувра» . Collections.louvre.fr .
  21. ^ «Афродита и Пан – древнегреческая статуя» . www.theoi.com .
  22. ^ «Венера Феликс – Древнегреко-римская статуя» . www.theoi.com .
  • Теодор Краус. Афродита фон Книдос . Вальтер Дорн Верлаг, Бремен/Ганновер, 1957 год.
  • Леонард Клосьют. Афродита Книдская: Типологическое исследование основных древних копий Афродиты Книдской Праксителя . Éditions Pillet – Мартиньи, 1978 г.
  • Фрэнсис Хаскелл и Николас Пенни. Вкус и антиквариат: соблазн классической скульптуры, 1500–1900 гг . Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен/Лондон, 1981.
  • Кристин Митчелл Хэвелок. Афродита Книдская и ее преемники: исторический обзор обнаженной женщины в издательстве Мичиганского университета греческого искусства, 1995.
  • Сирил Манго, «Античная скульптура и византийский наблюдатель», Dumbarton Oaks Papers 17 (1963), стр. 53–75.
  • Монтель, Софи (2010). «Архитектурная обстановка Книдийской Афродиты». В Смите, Эми К.; Пикап, Сэди (ред.). Спутница Брилла Афродиты .
  • Моряк, Кристен (2004). «Возвращение первоначальной Афродиты Книдской» . Труды Национальной академии Линчеи. Доклады Класс нравственных, исторических и филологических наук . 9. 15 (3).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c08810717b26f7d057a77f64f262dfd8__1720218960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c0/d8/c08810717b26f7d057a77f64f262dfd8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aphrodite of Knidos - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)