Крадущаяся Венера

« Крадущаяся Венера» — эллинистическая модель Венеры, удивленной купанием. Венера приседает, прижимая правое колено к земле, поворачивает голову вправо и, в большинстве версий, протягивает правую руку к левому плечу, чтобы прикрыть грудь. [1] Судя по количеству копий, раскопанных на римских стоянках в Италии и Франции , этот вариант на Венере, похоже, был популярен.
Ряд примеров « Крадущейся Венеры» в известных коллекциях оказали влияние на современных скульпторов со времен Джамболоньи и были нарисованы художниками со времен Мартина Хемскерка , который сделал рисунок « Крадущейся Венеры» Фарнезе , который сейчас находится в Неаполе .
Атрибуция
[ редактировать ]Модель часто связана с искаженным отрывком из « Старшего Плиния Естественной истории» (xxxvi.4), перечисляющим скульптуры в храме Юпитера Статора в портике Октавии , недалеко от Римского форума ; текст был исправлен за счет упоминания Venerem lavantem sese Daedalsas, stantem Polycharmus («Венера омывается, Дедалсаса [и еще одного], стоящего, Полихарма»), записывая скульптуру Венеры, которая не стояла, у иначе неизвестные Doidalses или Daedalsas. [2]
Древние примеры
[ редактировать ]Такие краткие архивные ссылки и такое большое количество существующих древних версий делают архивную идентификацию римских копий ненадежной, хотя некоторые из них включают кувшин с водой и/или дополнительную фигуру Эроса , которые облегчают идентификацию (например, пример Эрмитажа и здесь ). Крадущуюся Венеру часто сочетали с другой знаменитой античной скульптурой «Крадущаяся», Арротино .
- «Крадущаяся Венера» из коллекции Медичи , выставленная на вилле Медичи в Риме, сейчас находится в Уффици во Флоренции . Он был выгравирован (с отреставрированной морской раковиной – см. здесь ) Паоло Алессандро Маффеи, Raccolta di static antiche e Moderni… , 1704 г. (табл. XXVIII).
- «Крадущаяся Венера» из коллекции мрамора Фарнезе , отреставрированная с помощью маленького Эроса , привлекающего внимание богини, сейчас находится в Национальном археологическом музее Неаполя. Его нарисовал Мартин Химскерк . [1] [3]
- « Крадущаяся Венера» из коллекции Боргезе , купленной в 1807 году у Камилло Боргезе , сейчас находится в Лувре. В коллекции Боргезе она была свободно отреставрирована в виде Дианы, держащей в правой руке охотничий лук. [4]


- Lely Venus ( основное изображение выше ) — мрамор Антонина , находившийся в коллекции Гонзаги в Мантуе, где он был зарегистрирован в коллекции Гонзаги в 1627 году. [5] и была отмечена в Англии в 1631 году как «лучшая статуя из всех» и оценена в 6000 экю . [6] Он был куплен в 1627–1628 годах у Гонзага для английского короля Карла I. [7] чьи коллекции произведений искусства были рассеяны во время Содружества , когда они были куплены художником и знатоком сэром Питером Лели . [8] В 1682 году он снова попал в Королевскую коллекцию и передан в аренду Британскому музею [2] .
- «Крадущаяся Венера», раскопанная в Салоне (современный Солин недалеко от Сплита, Хорватия ) во второй половине XVIII века, была приобретена для музеев Ватикана , где ее выгравировал Франческо, сын Джованни Баттисты Пиранези , а затем конфисковал французы при Наполеоне. но вернулся в Ватикан в 1816 году, где и остается.
- Венера Акрупи — это наклонившаяся Венера II века из коллекции Людовика XIV , которая сейчас находится в Лувре . В другом варианте ее правая рука поднята за голову. [3]
- Крадущаяся Венера Вьенская , I или II век нашей эры, считается одним из лучших римских мраморов этого типа. [9] был раскопан в 1828 году в Сент-Коломбе, на правом берегу Роны, в части древнего города Вьенны , лежащего за рекой; он был куплен из коллекции Геранте в 1878 году для Лувра. [10] где Сезанн нарисовал его и адаптировал для одной из фигур в своих «Больших Бенье» (Филадельфия). Остатки маленькой руки на ее спине показывают, что это была одна из версий, включавшая маленького Эроса.
- «Крадущаяся Венера», раскопанная в каменоломне древностей, на вилле Адриана в Тиволи , в 1920-х годах, считается одной из лучших римских версий (Haskell and Penny 1981:323). Он хранится в практически нереставрированном состоянии в Национальном музее Терме в Риме.
- Небольшая мраморная «Крадущаяся Афродита» I века до нашей эры, обнаруженная на Родосе и хранящаяся в Археологическом музее Родоса, представляет собой вариант позы, в которой – вместо того, чтобы пытаться скромно прикрыться – Венера поднимает волосы пальцами, чтобы высушить их. смотрит на зрителя и открыто демонстрирует грудь. [11] Этот тип иногда называют « Крадущейся Афродитой Родосской» .
небольшие древние бронзовые изделия Крадущейся Венеры Сохранились . Одна из них, найденная в Сирии и ранее находившаяся в коллекции Жозефа Дуригелло , была продана галереей Жоржа Пети в Париже. [12]
Признание в эпоху Возрождения
[ редактировать ]
Ранняя интерпретация фигуры Венеры при ее рождении, которую собирались вынести на берег - тип Венеры Анадиомены - способствовала восстановлению раковины, на которой она приседает, в такой форме скульптура Медичи была выгравирована Паоло Алессандро Маффеи, Раккольта. античная и современная статуя... , 1704 г. (табл. XXVIII)
Версии времен Возрождения
[ редактировать ]Несколько версий «Крадущейся Венеры» были выпущены мастерской Джамболоньи и его наследника Антонио Сузини ; Среди примеров бронзовой редукции Сузини один из коллекции Людовика XIV хранится в Художественном музее Холберна в Бате. [13] а другой, находившийся в коллекции принца Карла Евсевия фон Лихтенштейна к 1658 году, остается в коллекции Лихтенштейна в Вене . [14]
- Знаменитый вариант из мрамора был поставлен Антуаном Койсевоксом в 1686 году для замка Марли ; Койсевокс, поместивший свою Венеру на черепаху, а не на панцирь, [15] был настолько ликовал своим успехом, что написал имя Фидия не только на на греческом своем собственном языке, но и . Скульптура понравилась королю настолько, что была отлита бронзовая версия. Сегодня мрамор Марли находится в Лувре , а бронза Марли — в Версальском замке .
- Мраморная копия (1762 г.) работы Томмазо Солари была частью садовых скульптур, окружающих дворец Казерта недалеко от Неаполя (Haskell and Penny 1981:323).
- Картина Жана-Батиста Карпо » « Крадущаяся Флора (ок. 1873 г.) в Музее Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне дает новую интерпретацию знакомой позы.

Примечания
[ редактировать ]- ↑ Некоторые из многих копий имеют существенные различия в верхней части тела и положении рук.
- ^ Этот отрывок интерпретируется в Monumenta Rariora . Помимо упоминания Плинием об этой скульптуре в храме Юпитера Статора, только Зевс Стратиос в Никомидии о «Доидальсе» известен , который, из-за местоположения Никомидии, мог быть вифинским скульптором III века до нашей эры (Haskell and Penny 1981: 323, с учетом Lullies 1954). Мраморная статуэтка Зевса Стратиоса, найденная в Камирусе, дает представление об утраченной скульптуре. Называя эту модель «Венерой Дойдалсеса», мы создаем проблемы, которых можно избежать.
- ^ Опись 6293.
- ↑ Сейчас отделено от скульптуры: Официальный сайт Лувра: Афродита Аккрупи.
- ^ Опубликовано Карло д'Арко, Delle Arti e degli artefici di Mantova , II (1857), стр. 168–71, отмечено А. Х. Скоттом-Эллиотом, «Статуи из Мантуи в коллекции короля Карла I», The Burlington Magazine 101 № 675 (июнь 1959 г., стр. 214, 218–227), стр. 219f, примечание 18.
- ^ " мраморная фигура согнувшейся женщины, одни говорят, что это Венера делли Эли, другие - Элен де Труа, это самая красивая статуя из всех, оцененная в 6 тысяч эску ": (мраморная фигура согнувшейся женщины, называемая некоторыми Венерой Элиды , это лучшая статуя из , другими — Елены Троянской всех, ее стоимость оценивается в 6000 экю) в письме французского агента Даниэля Ниса лорду Дорчестеру от 13 июня 1631 года; Скотт-Эллиот 1959: 220; Хаскелл и Пенни 1981:321
- ^ Алессандро Луцио, Галерея Гонзага продана Англии в 1627–28 (1913), отмечено Скоттом-Эллиотом 1959: 220, примечание 19.
- ^ В инвентаре распродажи Содружества это лот 10, 600 фунтов стерлингов, с аннотацией, купленной Лилли-художницей вместе с несколькими другими его ковриками. редкости . (А. Х. Скотт-Эллиот, «Статуи из Мантуи в коллекции короля Карла I», The Burlington Magazine 101, № 675 (июнь 1959 г., стр. 214, 218–227), стр. 220).
- ^ Хаскелл и Пенни 1981:323
- ^ Официальный сайт: Крадущаяся Афродита.
- ^ Иллюстрация с сайта Theoi.com .
- ^ Описано Этьеном Мишоном в Сирии № 6 (1925), стр. 303-13.
- ↑ Сусини Купающаяся на коленях женщина
- ^ «Музей Лихтенштейна» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года . Проверено 3 декабря 2006 г.
- ^ Прецедент этой связи Венеры с черепахой можно увидеть в Альсиато Emblematum liber , 1531 год, и во многих последующих изданиях.
Ссылки
[ редактировать ]- Хаскелл, Фрэнсис и Николас Пенни, 1981. Вкус и антиквариат: соблазн классической скульптуры 1500–1900. (Издательство Йельского университета).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Берд, Мэри и Джон Хендерсон, 2001. Классическое искусство: от Греции до Рима (Oxford University Press)
- Люллис, Рейнхард, 1954. Крадущаяся Афродита (Мюнхен: Фильзер)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кауэрнде Афродита. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine. Документальные фотографии.