Jump to content

Отдыхающий Сатир

Капитолийский фавн , экземпляр из Капитолийских музеев , ок. 130 г. н.э. (инв. 739)
Фавн Русполи, Мюнхенская глиптотека (инв. 228)

Отдыхающий сатир или наклоняющийся сатир , также известный как сатир анапауоменос (на древнегреческом ἀναπαυόμενος , от ἀναπαύω / anapaúô , отдыхать) — это тип статуи, обычно приписываемый древнегреческому скульптору Праксителю . Известно около 115 экземпляров этого типа, самый известный из которых находится в Капитолийских музеях .

Описание

[ редактировать ]

Статуя «Отдыхающего сатира» изображает молодого сатира , иногда называемого фавном , которого можно узнать по четко заостренным ушам и пардалиду (шкуре пантеры), который носится на его туловище или помещается на столб рядом с сатиром. Сатир опирается правым локтем на ствол дерева в расслабленной позе, опираясь только на левую ногу. Его правая нога согнута, правая ступня едва касается левой пятки. В ряде примеров реставратор добавлял атрибут, который держит в правой руке, часто флейту или флейту Пана , в то время как левая рука находится на левом бедре, удерживая шкуру. Черты лица хорошо очерчены, нос слегка вздернут. Волосы часто тяжелые, вьющиеся и удерживаются шнуром или короной. По словам Э.М.Хёрла, « Отдыхающий сатир» изначально выставлялся на улицах Треноги в Афинах. [ 1 ] Поскольку это считается одним из многих типов сатиров, созданных Праксителем , определяющими чертами этой скульптуры являются расслабленный S-образный наклон тела, а также расслабленная поза рук, характерная для работ художника.

Происхождение и иконография сатиров

[ редактировать ]
Фарнезский фавн, Лувр (664 г.)

В древнегреческой мифологии сатиры — мужчины-спутники Диониса , бога сбора винограда, ритуального безумия, театра и плодородия. Сатиры, последователи Диониса, известны своей любовью к вину, женщинам и игре на дудках или флейтах. Известные сатиры в мифологии включают Силена , сатира, кормилицу Диониса и полубога чрезмерного пьянства, и Титири, играющего на флейте сатира в свите Диониса. Сатиры упоминаются в «Гимнах Гомера» Эзопа» , «Баснях , «Орфических гимнах» Овидия , «Метаморфозах и Фастах» и «Георгиках» Вергилия .

В раннем греческом искусстве сатиры часто изображались суровыми, старыми и уродливыми. Художнику Праксителю приписывают создание в своих скульптурах более мягкого и юношеского типа сатира. [ нужна ссылка ] Наличие шкуры пантеры у сатиров означает их связь со своей звериной животной природой. Сатиры также часто изображались на керамике обнаженными с эрегированным фаллосом, что указывает на их дикую и жестокую сексуальную природу. Иконография, связанная с их сексуальной природой, не перешла в скульптуру. Сатиры часто изображаются с музыкальными инструментами, обычно с флейтой или дудкой. Включение музыкальных инструментов укрепляет связь сатира с Дионисом и его праздниками.

Атрибуция

[ редактировать ]

Отдыхающего сатира традиционно называют «сатиром перибоэтосом », упомянутым Плинием Старшим в его «Естественной истории» XXXIV, 69:

[Пракситель изготовил в бронзе] Liber Pater , и знаменитого пьяницу , и сатира, которого греки называют перибоэтос.
( и отец Либерума, пьяный дворянин, вместе с сатиром, которого греки называют Перибоетоном )

Со времен Винкельмана это слово традиционно переводят как «знаменитый». [ 2 ] Эта знаменитость объясняет большое количество экземпляров этого типа, одного из самых популярных в Средиземноморье: их было найдено чуть менее 115, в том числе 15 из Рима, четыре из Северной Африки, восемь из Греции, два из Испании и один из Галлии. . [ 3 ] По словам Х.С. Джонса, документально подтвержденных мотивов создания статуй этого типа нет, но можно сделать вывод, что мотив, скорее всего, был чисто художественным. [ 4 ]

Тип отдыхающего сатира — лишь один из типов сатиров, приписываемых Праксителю. Тип льющегося сатира - еще один наиболее распространенный тип сатира, приписываемый ему. Тип отдыхающего сатира и тип льющегося сатира имеют большую часть одной и той же иконографии сатиров, включая ссылки на их отношения с Дионисом. Тип льющегося сатира изображает сатира с поднятой над головой одной рукой с льющимся сосудом. Разница в позе — наиболее заметное различие между этими двумя типами.

Другие известные копии

[ редактировать ]

По словам К.Дж. Хартсвик, две копии « Отдыхающего сатира Праксителя» были найдены в садах Саллюстия , где находилось несколько других дионисийских скульптур. Другая копия статуи была найдена на вилле Боргезе , и ее первоначально приняли за скульптуру Диониса. [ 5 ] Одна пятая из примерно 115 сохранившихся экземпляров — миниатюры. [ 6 ] По сравнению с крупномасштабными копиями этой скульптуры миниатюрам не хватает единообразия пропорций. [ 7 ]

  • Отдыхающий сатир . Римские произведения искусства, вылепленные из мрамора между 150 и 175 годами нашей эры, в музее Прадо, Испания.
  • Отдыхающий сатир . Римская копия середины IV века до нашей эры, мрамор, высота 168 см, в Эрмитаже, Россия.
  • Отдыхающий сатир (Satyrus anapauomenos). Римская копия II века н.э., в Эрмитаже, Россия. Инв. Нет. Гр. 3058/А.154.
  • Отдыхающий сатир , II век нашей эры, Королевский замок, Варшава, Польша.
  • Отдыхающий сатир , римская копия II века, мрамор, высота 180 см, в глиптотеке Ny Carlsberg, Копенгаген, Дания. Инв. № 474.
  • Отдыхающий сатир , римская копия, первая половина II в. Каррарский мрамор, высота (без постамента) 1,78 м, ширина статуи 0,76 м, высота постамента 0,08 м., Санта-Мария-Капуа-Ветере, Археологический музей древней Капуи, Италия.
  • Капитолийский фавн, итальянская бронзовая статуя XIX века, Бенедетто Боскетти, высота 28-1/2 дюйма (72,4 см) на мраморном основании высотой 7 дюймов (17,7 см).

Упоминания в литературе

[ редактировать ]

Готический роман американского писателя Натаниэля Хоторна 1860 года «Мраморный фавн » сосредоточен на Донателло, человеке, который считается потомком Мраморного фавна Праксителя из-за его сверхъестественного сходства со скульптурой. [ 8 ] Роман был вдохновлен посещением Хоторном Нового Палаццо Капитолийского музея в Риме после переезда его семьи в Италию в 1858 году. Этот роман позже был адаптирован в оперу 1996 года с музыкой Эллен Бендер и либретто Джессики Тредуэй. [ 9 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Херлл, Э.М. (1901). Греческая скульптура: коллекция из шестнадцати изображений греческого мрамора с введением и интерпретацией . Хоутон, Миффлин. п. 48 .
  2. ^ «Весь мир говорит о его Сатире , объекте бесчисленных восхвалений ( περιϐόητος )». - История искусства античности
  3. ^ Бартман, с. 54.
  4. ^ Джонс, HS (1912). Каталог древних скульптур, хранящихся в муниципальных коллекциях Рима . Кларендон Пресс. п. 350.
  5. ^ Хартсвик, К.Дж. (2004). Сады Саллюстия. Меняющийся пейзаж . Издательство Техасского университета. п. 112.
  6. ^ Бартман, Элизабет (1992). Древние скульптурные накидки в миниатюре . БРИЛЛ. п. 51.
  7. ^ Бартман, Элизабет (1992). Древние скульптурные накидки в миниатюре . БРИЛЛ. п. 55.
  8. ^ Хоторн, Натаниэль (1902). Мраморный фавн, или Романс Монте-Бени . Ф. ДеФау и Ко.
  9. ^ Росс Гриффель, Маргарет (1999). Оперы на английском языке: Словарь . Гринвуд Пресс. ISBN  9780313253102 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Элизабет Бартман, «Древние скульптурные копии в миниатюре», Колумбийские исследования классической традиции , том. 19, Брилл, Лейд, Нью-Йорк и Кёльн, 1992 год. ISBN   978-90-04-09532-8 .
  • Фрэнсис Хаскелл и Николас Пенни, Вкус и антиквариат , издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон, 1981, стр. 36.
  • (на французском языке) Жан-Люк Мартинес, «Les satyres de Praxitèle», в Praxitèle , каталог выставки Лувра, издания Louvre & Somogy, 2007, ISBN   978-2-35031-111-1 , с. 236-291.
  • Брунильда Сисмондо Риджуэй, Стили четвертого века в греческой скульптуре , University of Wisconsin Press, Мэдисон, 1997 ( ISBN   0-299-15470-X ), с. 265-267.
  • (на немецком языке) Барбара Фирнайзель-Шлёрб, Глиптотека Мюнхена. Каталог скульптур , стр32, стр. 353-369.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c5160b499e31313306b5cc6eae23057e__1716130020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c5/7e/c5160b499e31313306b5cc6eae23057e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Resting Satyr - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)