Отдыхающий Сатир


Отдыхающий сатир или наклоняющийся сатир , также известный как сатир анапауоменос (на древнегреческом ἀναπαυόμενος , от ἀναπαύω / anapaúô , отдыхать) — это тип статуи, обычно приписываемый древнегреческому скульптору Праксителю . Известно около 115 экземпляров этого типа, самый известный из которых находится в Капитолийских музеях .
Описание
[ редактировать ]Статуя «Отдыхающего сатира» изображает молодого сатира , иногда называемого фавном , которого можно узнать по четко заостренным ушам и пардалиду (шкуре пантеры), который носится на его туловище или помещается на столб рядом с сатиром. Сатир опирается правым локтем на ствол дерева в расслабленной позе, опираясь только на левую ногу. Его правая нога согнута, правая ступня едва касается левой пятки. В ряде примеров реставратор добавлял атрибут, который держит в правой руке, часто флейту или флейту Пана , в то время как левая рука находится на левом бедре, удерживая шкуру. Черты лица хорошо очерчены, нос слегка вздернут. Волосы часто тяжелые, вьющиеся и удерживаются шнуром или короной. По словам Э.М.Хёрла, « Отдыхающий сатир» изначально выставлялся на улицах Треноги в Афинах. [ 1 ] Поскольку это считается одним из многих типов сатиров, созданных Праксителем , определяющими чертами этой скульптуры являются расслабленный S-образный наклон тела, а также расслабленная поза рук, характерная для работ художника.
Происхождение и иконография сатиров
[ редактировать ]
В древнегреческой мифологии сатиры — мужчины-спутники Диониса , бога сбора винограда, ритуального безумия, театра и плодородия. Сатиры, последователи Диониса, известны своей любовью к вину, женщинам и игре на дудках или флейтах. Известные сатиры в мифологии включают Силена , сатира, кормилицу Диониса и полубога чрезмерного пьянства, и Титири, играющего на флейте сатира в свите Диониса. Сатиры упоминаются в «Гимнах Гомера» Эзопа» , «Баснях , «Орфических гимнах» Овидия , «Метаморфозах и Фастах» и «Георгиках» Вергилия .
В раннем греческом искусстве сатиры часто изображались суровыми, старыми и уродливыми. Художнику Праксителю приписывают создание в своих скульптурах более мягкого и юношеского типа сатира. [ нужна ссылка ] Наличие шкуры пантеры у сатиров означает их связь со своей звериной животной природой. Сатиры также часто изображались на керамике обнаженными с эрегированным фаллосом, что указывает на их дикую и жестокую сексуальную природу. Иконография, связанная с их сексуальной природой, не перешла в скульптуру. Сатиры часто изображаются с музыкальными инструментами, обычно с флейтой или дудкой. Включение музыкальных инструментов укрепляет связь сатира с Дионисом и его праздниками.
Атрибуция
[ редактировать ]Отдыхающего сатира традиционно называют «сатиром перибоэтосом », упомянутым Плинием Старшим в его «Естественной истории» XXXIV, 69:
- [Пракситель изготовил в бронзе] Liber Pater , и знаменитого пьяницу , и сатира, которого греки называют перибоэтос.
- ( и отец Либерума, пьяный дворянин, вместе с сатиром, которого греки называют Перибоетоном )
Со времен Винкельмана это слово традиционно переводят как «знаменитый». [ 2 ] Эта знаменитость объясняет большое количество экземпляров этого типа, одного из самых популярных в Средиземноморье: их было найдено чуть менее 115, в том числе 15 из Рима, четыре из Северной Африки, восемь из Греции, два из Испании и один из Галлии. . [ 3 ] По словам Х.С. Джонса, документально подтвержденных мотивов создания статуй этого типа нет, но можно сделать вывод, что мотив, скорее всего, был чисто художественным. [ 4 ]
Тип отдыхающего сатира — лишь один из типов сатиров, приписываемых Праксителю. Тип льющегося сатира - еще один наиболее распространенный тип сатира, приписываемый ему. Тип отдыхающего сатира и тип льющегося сатира имеют большую часть одной и той же иконографии сатиров, включая ссылки на их отношения с Дионисом. Тип льющегося сатира изображает сатира с поднятой над головой одной рукой с льющимся сосудом. Разница в позе — наиболее заметное различие между этими двумя типами.
Другие известные копии
[ редактировать ]По словам К.Дж. Хартсвик, две копии « Отдыхающего сатира Праксителя» были найдены в садах Саллюстия , где находилось несколько других дионисийских скульптур. Другая копия статуи была найдена на вилле Боргезе , и ее первоначально приняли за скульптуру Диониса. [ 5 ] Одна пятая из примерно 115 сохранившихся экземпляров — миниатюры. [ 6 ] По сравнению с крупномасштабными копиями этой скульптуры миниатюрам не хватает единообразия пропорций. [ 7 ]
- Отдыхающий сатир . Римские произведения искусства, вылепленные из мрамора между 150 и 175 годами нашей эры, в музее Прадо, Испания.
- Отдыхающий сатир . Римская копия середины IV века до нашей эры, мрамор, высота 168 см, в Эрмитаже, Россия.
- Отдыхающий сатир (Satyrus anapauomenos). Римская копия II века н.э., в Эрмитаже, Россия. Инв. Нет. Гр. 3058/А.154.
- Отдыхающий сатир , II век нашей эры, Королевский замок, Варшава, Польша.
- Отдыхающий сатир , римская копия II века, мрамор, высота 180 см, в глиптотеке Ny Carlsberg, Копенгаген, Дания. Инв. № 474.
- Отдыхающий сатир , римская копия, первая половина II в. Каррарский мрамор, высота (без постамента) 1,78 м, ширина статуи 0,76 м, высота постамента 0,08 м., Санта-Мария-Капуа-Ветере, Археологический музей древней Капуи, Италия.
- Капитолийский фавн, итальянская бронзовая статуя XIX века, Бенедетто Боскетти, высота 28-1/2 дюйма (72,4 см) на мраморном основании высотой 7 дюймов (17,7 см).
Упоминания в литературе
[ редактировать ]Готический роман американского писателя Натаниэля Хоторна 1860 года «Мраморный фавн » сосредоточен на Донателло, человеке, который считается потомком Мраморного фавна Праксителя из-за его сверхъестественного сходства со скульптурой. [ 8 ] Роман был вдохновлен посещением Хоторном Нового Палаццо Капитолийского музея в Риме после переезда его семьи в Италию в 1858 году. Этот роман позже был адаптирован в оперу 1996 года с музыкой Эллен Бендер и либретто Джессики Тредуэй. [ 9 ]
Примеры
[ редактировать ]-
Фавн Русполи, Мюнхенская глиптотека (инв. 229)
-
Отдыхающий сатир , Музей Прадо
-
Отдыхающий сатир , Эрмитаж.
-
Отдыхающий сатир , II век нашей эры, Королевский замок, Варшава , Польша
-
Сатир Анапауоменос, Центральный Монтемартини , Капитолийские музеи , Италия
-
Фрагментарная римская мраморная копия Отдыхающего сатира в Художественном музее Эскенази.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Херлл, Э.М. (1901). Греческая скульптура: коллекция из шестнадцати изображений греческого мрамора с введением и интерпретацией . Хоутон, Миффлин. п. 48 .
- ^ «Весь мир говорит о его Сатире , объекте бесчисленных восхвалений ( περιϐόητος )». - История искусства античности
- ^ Бартман, с. 54.
- ^ Джонс, HS (1912). Каталог древних скульптур, хранящихся в муниципальных коллекциях Рима . Кларендон Пресс. п. 350.
- ^ Хартсвик, К.Дж. (2004). Сады Саллюстия. Меняющийся пейзаж . Издательство Техасского университета. п. 112.
- ^ Бартман, Элизабет (1992). Древние скульптурные накидки в миниатюре . БРИЛЛ. п. 51.
- ^ Бартман, Элизабет (1992). Древние скульптурные накидки в миниатюре . БРИЛЛ. п. 55.
- ^ Хоторн, Натаниэль (1902). Мраморный фавн, или Романс Монте-Бени . Ф. ДеФау и Ко.
- ^ Росс Гриффель, Маргарет (1999). Оперы на английском языке: Словарь . Гринвуд Пресс. ISBN 9780313253102 .
Библиография
[ редактировать ]
- Элизабет Бартман, «Древние скульптурные копии в миниатюре», Колумбийские исследования классической традиции , том. 19, Брилл, Лейд, Нью-Йорк и Кёльн, 1992 год. ISBN 978-90-04-09532-8 .
- Фрэнсис Хаскелл и Николас Пенни, Вкус и антиквариат , издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон, 1981, стр. 36.
- (на французском языке) Жан-Люк Мартинес, «Les satyres de Praxitèle», в Praxitèle , каталог выставки Лувра, издания Louvre & Somogy, 2007, ISBN 978-2-35031-111-1 , с. 236-291.
- Брунильда Сисмондо Риджуэй, Стили четвертого века в греческой скульптуре , University of Wisconsin Press, Мэдисон, 1997 ( ISBN 0-299-15470-X ), с. 265-267.
- (на немецком языке) Барбара Фирнайзель-Шлёрб, Глиптотека Мюнхена. Каталог скульптур , стр32, стр. 353-369.