Аполлон Сауроктонос
Аполлон Сауроктонос ( Аполлон -ящер-убийца) — название нескольких римских мраморных копий I–II веков нашей эры с оригинала древнегреческого скульптора Праксителя . Статуи изображают обнаженного Аполлона- подростка , который собирается поймать ящерицу, взбирающуюся на дерево. Копии включены в коллекции Лувра , Музеев Ватикана и Национальных музеев Ливерпуля .
Оригинал
[ редактировать ](XXXIV, 69–70) приписывает Бронзовый оригинал этой скульптуры Плиний афинскому скульптору Праксителю и обычно датирует ок. 350–340 гг. до н.э. О статуе Марциал написал эпиграмму (14, 172): «Пожалей ящерицу, коварный мальчик, подкрадывающуюся к тебе; она желает погибнуть от твоих рук». [1] [2] утверждает Художественный музей Кливленда , что владеет бронзовым оригиналом (или частичной оригиналом) этой работы. В настоящее время работа анализируется, чтобы проверить это утверждение учеными и археологами. Греция подняла вопросы о собственности и титуле. [3] [4]
Копии
[ редактировать ]Известно, что существует около сорока копий Аполлона Савроктона. Он также изображен на римских драгоценных камнях и монетах. [5]
Мраморная копия Аполлона Савроктона находится в коллекции Лувра под каталожным номером MR 78 (n° usuel Ma 441). Его высота 1,67 метра (5,5 футов), а левая рука, правая рука и голова ящерицы представляют собой современные реставрации. Ранее находившаяся в коллекции Боргезе , она была куплена Наполеоном в 1807 году. [6] Другие копии находятся в коллекциях музеев Ватикана , виллы Альбани и национальных музеев Ливерпуля . [7]
Иконография
[ редактировать ]Статуя изображает Аполлона в юном возрасте, что необычно для классических произведений искусства, которые обычно не изображали других богов, кроме Дионисия и Эрота, детьми или подростками. [8] Мартин Робертсон предположил, что статуя отсылает к мифу об Аполлоне, убивающем змея Пифона . Дженнифер Нилс оспаривает это, отмечая, что Питон в других местах греческого искусства изображается в виде гигантской змеи, и нет никаких оснований полагать, что древние зрители могли ассоциировать маленькую ящерицу, изображенную на Аполлоне Савроктоносе, с Пифоном. [9] Альтернативно, статуя может изображать Аполлона, исцеляющего ящерицу, что связано с мифом о том, что ящерица, потерявшая зрение, исцеляется, глядя на солнце. [10]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Валериус Мартиалис. «Боевые, Эпиграммы. Книга 14. В основном из Классической библиотеки Бона (1897)» . Тертуллиан.орг. п. 172 . Проверено 15 июля 2014 г.
- ^ Нилс, Дженнифер (2017). «Пракситель Караваджо: новое определение Аполлона Савроктона» . Художественный вестник . 99 (4): 10–30. дои : 10.1080/00043079.2017.1327771 . S2CID 194838321 .
- ^ Литт, Стивен (20 июня 2010 г.). «Скульптура Аполлона из Кливлендского музея искусств — звезда с интригующим прошлым» . Обычный дилер . Проверено 21 января 2017 г.
- ^ Литт, Стивен (27 сентября 2013 г.). «Художественный музей Кливленда вступает в глобальную полемику по поводу коллекционирования антиквариата, организовав выставку и каталог своего древнего бронзового Аполлона» . Обычный дилер . Проверено 21 января 2017 г.
- ^ Нилс, Дженнифер (2017). «Пракситель Караваджо: новое определение Аполлона Савроктона» . Художественный вестник . 99 (4): 13. дои : 10.1080/00043079.2017.1327771 . S2CID 194838321 .
- ^ «Аполлон Сауроктон» . Лувр . Проверено 19 октября 2023 г.
- ^ «Аполлон Сауроктонос» . Национальные музеи Ливерпуля . Проверено 19 октября 2023 г.
- ^ Нилс, Дженнифер (2017). «Пракситель Караваджо: новое определение Аполлона Савроктона» . Художественный вестник . 99 (4): 15. дои : 10.1080/00043079.2017.1327771 . S2CID 194838321 .
- ^ Нилс, Дженнифер (2017). «Пракситель Караваджо: новое определение Аполлона Савроктона» . Художественный вестник . 99 (4): 16–17. дои : 10.1080/00043079.2017.1327771 . S2CID 194838321 .
- ^ Ольшевский, Эдвард (2012). «Аполлон» Праксителя и «Убийца ящеров» Плиния ». Источник: Записки по истории искусства . 31 (2): 6–7.