Jump to content

Нарунди

Нарунди
Статуя из Суз времен правления Пузур-Иншушинака предположительно является изображением Нарунди. [1] Лувр .
Главный культовый центр Сузы
Генеалогия
Братья и сестры «Божественная семерка или Элам» или Себитти (в Месопотамии)

Нарунди ( 𒀭𒈾𒊒𒋾 д вот-увидимся) или Мы слышим [2] была эламской богиней, которой поклонялись в Сузах . Она засвидетельствована там примерно между 2250 и 1800 годами до нашей эры. О ней упоминается во многих надписях, и предполагается, что в то время она была популярным божеством. В более поздние периоды она встречается исключительно в Месопотамии , где играла роль в апотропных ритуалах совместно с себитти . Многие свидетельства доступны из позднеассирийских источников , но неясно, следует ли их рассматривать как указание на постоянное поклонение.

Архаичная вотивная статуя с надписью Эшпума на спине.

Нарунди — старейшее засвидетельствованное эламское божество. [3] Впервые она появляется в источниках, относящихся к периоду правления Аккадской империи , и, по словам Хавьера Альвареса-Мона, пользовалась определенной популярностью в ранние периоды. [4] Хайдемари Кох предположила, что она выступала в роли богини победы. [5] Ей поклонялись в Сузах , по крайней мере, примерно с 2260 г. до н. э., о чем свидетельствует посвященная ей статуя, найденная в так называемом « святилище Маништушу ». [6] Ее стиль характерен для месопотамского искусства периода ранней династии IIIa (примерно 2500 г. до н. э.), хотя надпись датируется примерно 250 годами позже и утверждает, что Эшпум , местный чиновник, посвятил ее Нарунди от имени Маништушу, царя Аккадская империя: [7]

𒈠𒀭𒅖𒌅𒋢 / 𒈗 / 𒆧 / 𒀹𒅗 / 𒀵𒋢 / 𒀀𒈾 / 𒀭𒈾𒊒𒋾 / 𒀀𒈬𒈾𒊒
" ма-ан-иш-ту-су /лугал/киш/эш 18 -пум/ АРАД 2 -су /а-на/ {д} и увидеть / увидеть и увидеть
Маништушу, царь Киша, его слуга Эшпум посвятил эту статую Нарунди». [8]

По словам Нэнси Хайкок, Эшпум, скорее всего, перепрофилировал статую анонимного более раннего верующего после того, как нашел ее во время ремонта храма, возможно, выбрав ее для этой цели из-за ее древности. [9] В настоящее время находится в коллекции Лувра (подпись S82). [7]

договоре В тот же период Нарунди появляется и в Нарам-Синском . [3] [4]

Во времена правления Пузур-Иншушинака

[ редактировать ]

В источниках времен правления Пузур-Иншушинака Нарунди — второе по употреблению божество после Иншушинака. [10] Статуя, предположительно изображающая ее, известная с этого периода. [4] Это самая ранняя известная статуя в натуральную величину, изображающая божество. [11] Голова была обнаружена в районе акрополя Суз в 1904 году, тело — в том же месте в 1907 году, а в 1967 году они были объединены в Лувре. [12] На нем написан текст как аккадской клинописью , так и линейно-эламской . [13] Обычная идентификация статуи как изображения Нарунди основывается исключительно на предположении, что ее имя встречается в последней, что остается неопределенным. [14] Она изображена в каунаке, закрывающем большую часть ее тела, но не на руках и ногах, а также в головном уборе с четырьмя парами рогов. [11] Она держит пальмовый лист и кубок, [15] и восседает на троне, украшенном тремя парами рыкающих львов. [11] сходство иконографии этого предполагаемого изображения Нарунди с месопотамскими изображениями Инанны . Было указано на [16] Иногда предполагается, что это могло быть изображение последнего, доставленного в Сузы в качестве военной добычи и впоследствии вписанного в надпись. [17]

Пузур-Иншушинак также упоминает Нарунди в формулах проклятий. [4] Надпись на вотивном столе призывает ее вместе с Иншушинаком, Инанной и Нергалом , чтобы предотвратить его разрушение. [18] Другой, обозначенный на небольшой статуэтке, умоляет ее, Иншушинака, Шамаша , Нергала и божество, имена которого не сохранились, лишить потомков того, кто его удалит. [19] На памятной стеле, описывающей строительство храма канала, она указана после Иншушинака, Шамаша, Энлиля , Энки , Иштар, Сина и Нинхурсаг и перед «совокупностью богов». [10] Возможно, выбор божеств был призван имитировать надписи Нарам-Сина, при этом ведущие божества местного эламского пантеона были добавлены к обычному списку основных членов месопотамского пантеона . [20]

Поздние эламские свидетельства

[ редактировать ]

Около 1800 года до н.э. [3] Аттахушу, суккалма Элама, построил храм, посвященный Нарунди. [4] Хотя она также засвидетельствована одновременно как в мужских, так и в женских теофорных именах из Сузы, таких как эламское Ку-ук-На-ру-де и аккадское. д На-ру-де-ум-ми , в последующие периоды она уже не фигурирует ни в каких эламских источниках. [3]

В Месопотамии

[ редактировать ]
Фигура времен правления Ашур-бель-кала, идентифицированная как Франс Виггерманн, как возможное изображение Нарунди.

Ссылки на Нарунди после последних свидетельств о ней в эламских источниках происходят из Месопотамии . [3] Она присутствует в списке древневавилонских богов из Ниппура . [21] Она также появляется в единственном женском теофорном имени, Наруди-гамилат, указанном в документе из этого города, посвященном рабским ткачам, и датированном правлением Рим-Сина I из Ларсы . [21] Франс Виггерманн утверждает, что ее можно приравнять к Иштар или Наная в их соответствующих ролях, связанных с войной. [2] Ее обычно считали сестрой Себитти . [22] В качестве альтернативы ее можно было бы назвать сестрой группы, приравненной к ним, в списке богов Ан = Анум, называемая «Божественной семеркой Элама», возможно, «спекулятивное и вторичное» изобретение, призванное примирить культурные различия между Нарунди. и Себитти. [2] По словам Хавьера Альвареса-Мона, из семи членов последней группы, Шипали[x], Ибнахаша[x], Ибнасаса, Дахшишриша, Рушпанашпиша, Нахунди и Игишту, только двое последних фигурируют в каких-либо других источниках. [4] Связь Нарунди с самими себитти впервые засвидетельствована в среднеассирийских источниках. [22] Вместе с ними ей поклонялись в Ассуре . [23] Вигерманн предполагает, что статуя обнаженной женщины времен правления Ашур-бель-кала, согласно сопроводительной надписи, сделанная «для возбуждения» и помещенная под защиту Себитти, могла быть изображением Нарунди или аналогичного божества. [2] Джина В. Константопулос считает это неправдоподобным, поскольку, хотя она была единственным женским божеством, связанным с этой группой, надписи связывают их с западом, а не с Эламом. [24] В ритуале такульту времен правления Сеннахирима ее вызывают в ритуале очищения. [25] По мнению Беате Понгратц-Лейстен, невозможно оценить, являются ли ассирийские свидетельства о Нарунди показателем сохранившегося непрерывного культа или они просто представляют собой литературные ссылки на более старые ритуалы. [26]

Согласно месопотамским источникам, атрибутом Нарунди был тимбуту , неопознанный музыкальный инструмент, предположительно идентифицированный как арфа . [27] В так называемом «Тексте птичьего призыва » она связана с двумя неопознанными птицами: катимату , чей крик интерпретируется как «брат, брат», [28] и сих -КУР, чей крик «Увы, увы!» ( ты 8 -уа ты 8 -уа ). [29] Катимату катаму в других случаях встречается редко, хотя известно, что его название происходит от аккадского глагола , «покрывать» или «покрывать вуалью». [30] Сих - КУР в настоящее время невозможно идентифицировать. [31] Уилфред Г. Ламберт отметил, что текст, по-видимому, отражает только богословские взгляды, типичные для первого тысячелетия до нашей эры, и счел невозможным оценить, касается ли он ранее существовавших связей между божествами и птицами или же он изобрел их на основе богословской интерпретации крики животных. [32]

Текстовые источники

[ редактировать ]

Нарунди упоминается в апотропном ритуале, призванном гарантировать защиту дома. [2] Он предписывает изготовление фигур, изображающих ее, Себитти (обозначенных как сыновья Энмешарры). [2] ), боги-близнецы Лугалирра и Месламтеа , а также львиноподобное существо Угаллу . [23] Ее статуэтка должна была быть изготовлена ​​из тамариска и украшена красным и желтым пигментом, чтобы изображать халат с поясом и головной убор. [33] Поскольку ей не отведена никакая индивидуальная роль, возможно, ее присутствие зависит от ее связи с Себитти. [34] Хотя из раскопок известны примеры статуй, предположительно созданных в ходе подобных ритуалов, их нельзя с уверенностью идентифицировать как изображения конкретных божеств. [23]

В ритуале Бит-месери встречается упоминание о «семи королях [Себитти] и восьмой сестре Нарунде». [35] В Шурпу она появляется как рядом с Себитти, так и с другими астральными божествами. [26] Ее имя переводится как д На-ру-да в этом источнике. [3]

Нарунди также появляется в ряде заклинаний рождения вместе с Наххунте . [36] Одним из примеров является «Корова греха» , текст, в котором они оба помогают одноименному богу. [37] Древний комментарий к этому тексту называет Нарунди и Наххунте соответственно солнечными и лунными божествами. [38] но, по мнению Мэтью В. Столпера, это, скорее всего, ошибка, поскольку Наххунте был солнечным богом. [39]

  1. ^ Альварес-Пон 2018 , с. 211.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Виггерманн 2011 , с. 462.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кох 1998 , с. 180.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Альварес-Пон 2015 , с. 40.
  5. ^ Кох 1995 , с. 1960.
  6. ^ Альварес-Пон 2018 , с. 182.
  7. ^ Перейти обратно: а б Хайкок, 2021 г. , стр. 41–42.
  8. ^ «CDLI-Архивный просмотр» . cdli.ucla.edu .
  9. ^ Хайкок 2021 , с. 42.
  10. ^ Перейти обратно: а б Альварес-Пон 2018 , с. 193.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Альварес-Пон 2018 , с. 181.
  12. ^ Альварес-Пон 2018 , с. 180.
  13. ^ Альварес-Пон 2018 , с. 172.
  14. ^ Тен и др. 2016 , стр. 80–82.
  15. ^ Тен и др. 2016 , с. 80
  16. ^ Альварес-Пон 2018 , стр. 181–182.
  17. ^ Тен и др. 2016 , с. 82.
  18. ^ Альварес-Пон 2018 , с. 183.
  19. ^ Альварес-Пон 2018 , стр. 185–186.
  20. ^ Альварес-Пон 2018 , с. 195.
  21. ^ Перейти обратно: а б Петерсон 2009 , с. 103.
  22. ^ Перейти обратно: а б Константинопулос 2015 , с. 133.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Виггерманн 2011 , с. 464.
  24. ^ Константинопулос 2015 , с. 148.
  25. ^ Понгратц-Лейстен 2015 , стр. 399–400.
  26. ^ Перейти обратно: а б Понгратц-Лейстен 2015 , с. 400.
  27. ^ Виггерманн 1992 , с. 47.
  28. ^ Ламберт 1970 , с. 115.
  29. ^ Константинопулос 2015 , с. 160.
  30. ^ Константинопулос 2015 , стр. 160–161.
  31. ^ Константинопулос 2015 , с. 161.
  32. ^ Ламберт 1970 , с. 111.
  33. ^ Виггерманн 1992 , с. 13.
  34. ^ Виггерманн 1992 , с. 62.
  35. ^ Константинопулос 2015 , с. 372.
  36. ^ Stol 2000 , p. 67.
  37. ^ Stol 2000 , p. 68.
  38. ^ Stol 2000 , p. 69.
  39. ^ Столпер 1998 , стр. 84.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b1b41e6f5708a80e1e84440706ea7159__1717829340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b1/59/b1b41e6f5708a80e1e84440706ea7159.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Narundi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)