Стела Победы Нарам-Сина
Стела Победы Нарам-Сина | |
---|---|
![]() | |
Материал | Известняк |
Высота | 200 сантиметров (79 дюймов) |
Ширина | 150 сантиметров (59 дюймов) |
Созданный | в. 2250 г. до н.э. |
Период/культура | Аккадская империя |
Обнаруженный | Жак де Морган , 1898 г. |
Место | Сиппар , позже переехавший в Сузы |
Текущее местоположение | Лувр , Париж |
Идентификация | Сб 4 |
Первоначальное местоположение стелы - в Сиппаре , Месопотамия , современный Ирак перенес ее в Сузы , Иран , , до того, как Шутрук-Нахунте в 12 веке до нашей эры. |
Стела Победы Нарам-Сина — это стела , датируемая примерно 2254–2218 годами до нашей эры, во времена Аккадской империи , и сейчас находится в Лувре в Париже. Рельеф составляет 200 см. в высоту (6 футов 7 дюймов) [1] и был высечен в розоватом песчанике, [2] с клинописью на аккадском и эламском языках . На нем изображен царь Аккада Нарам-Син, ведущий аккадскую армию к победе над лулуби , горным народом из гор Загрос .
На стеле изображена повествовательная сцена, в которой король пересекает крутые склоны и попадает на территорию врага; слева — упорядоченные имперские силы, сохраняющие строй, марширующие по беспорядочным защитникам, которые лежат сломленными и побежденными. Нарам-Син показан как самая важная фигура, возвышающаяся над своим врагом и войсками, и все взгляды обращены на него. Слабые и хаотичные силы противника показаны сброшенными с вершины горы, пронзенными копьями, бегущими и молящими Нарам-Сина о пощаде , а также растоптанными ногами самим Нарам-Сином. Предполагается, что это должно передать их нецивилизованный и варварский характер, что делает завоевание оправданным. [1] Хотя в настоящее время его высота составляет около двух метров, его первоначальная высота варьируется до трех метров. [2]
Стиль
[ редактировать ]Стела уникальна в двух отношениях. Большинство изображений завоеваний показаны горизонтально, причем король находится вверху в центре. На этой стеле победа изображена по диагонали, при этом король по-прежнему находится вверху в центре, но все остальные могут смотреть на него снизу вверх. Второй уникальный аспект произведения заключается в том, что Нарам-Син изображен в шлеме с бычьим рогом или в морде льва. Шлемы такого типа на момент заказа этой стелы носили только Боги. По сути, эта стела говорит зрителю, что Нарам-Син является победоносным завоевателем благодаря своему божественному статусу. Но на нем также изображен Нарам-Син, смотрящий на две звезды. Показывая, что, хотя Нарам-Син является богом (подвиг, который до этого момента совершался только умершими королями), он все же не самый могущественный из богов .
повторное открытие
[ редактировать ]Считается, что стела родом из Сиппара , но была найдена в иранском городище Сузы . Его вывез из Месопотамии эламский Шутрук царь -Нахунте в XII веке до нашей эры. Шутрук-Нахунте был потомком народа Луллуби, поражение которого увековечено на стеле. Он также утверждал, что сам отнес туда стелу. Сохранилась уже древняя надпись, свидетельствующая об уважении к победе Нарам-Сина. Однако он добавил эламскую клинописную надпись, провозглашающую его славу и рассказывающую, как стела была вынесена из города после разграбления города Сиппар. [3] [4] В 1898 году французский археолог Жак де Морган раскопал стелу, и она была перенесена в Лувр в Париже, где и находится по сей день. [5]
Надписи
[ редактировать ]
Надпись над головой царя Нарам-Сина выполнена на аккадском языке и фрагментарно, но гласит:
«Нарам-Син могущественный... Сидур и Сутуни , князья Луллуби , собрались вместе и объявили войну против меня».
Вторая надпись справа над горным конусом выполнена на эламском языке и была написана примерно 1000 лет спустя Шутруком-Наххунте , который взял стелу и привез ее с собой в Элам : [8]
«Я Шутрук-Наххунте, сын Халлутуш-Иншушинака, любимый слуга бога Иншушинака , царь Аншана и Суз, расширивший царство, заботящийся о землях Элама, владыка земли Элама. Когда бог Иншушинак дал мне приказ, я победил Сиппара . Я взял стелу Нарам-Сина и унес ее, принеся в землю Элама, я положил ее в дар Иншушинаку, моему богу». [8]
Повествование
[ редактировать ]Нарам-Син изображен на стеле в виде богоподобной фигуры. Нарам-Син носит рогатый шлем, демонстрирующий его богоподобный статус и власть. Его поддерживают упорядоченные войска, и его боятся побежденные враги. Его лицо — лицо льва или быка, что означает его силу. Он также изображен не проявляющим милосердия к своему врагу. Один из побежденных людей в правом верхнем углу умоляет сохранить им жизнь, когда они бегут из Нарам-Сина. На это есть веская причина, потому что показано, как он наступает на труп одного из людей Луллуби после того, как сбил другого со склона горы. Он ударил копьем в шею другого и держит стрелу, чтобы, возможно, пронзить следующего. Народ луллуби резко контрастирует с аккадскими солдатами, представляя собой неорганизованную хаотичную массу людей, которых топчут ногами очень организованные аккадцы. [9]

Между двумя группами солдат изображено дерево, произрастающее в этом районе, во-первых, чтобы определить место битвы в определенном месте и помочь обрамить стелу. [10]
Луллуби пресмыкаются перед победителем, который их уничтожил, и не проявят милосердия. Они изображены как раздробленная группа, лишенная дисциплины, что отражает их нецивилизованный и варварский характер, что, в свою очередь, оправдывало завоевание. [1] Их считали нецивилизованными и варварами , и гораздо более сильные аккадцы заслуживали власти над ними. Он также призван вселить страх в сердца любых повстанцев, желающих бросить вызов правлению Короля. Это показывает отсутствие у него милосердия и бесполезность любого сопротивления.

Когда в аккадском искусстве того времени фигура изображалась в рогатом шлеме, ее обычно считали богом. Здесь Нарам-Син носит именно такой шлем, чтобы показать зрителю, что он царь-бог. [14] [15] Божественность далее представлена в трех солнечных звездах, изображенных над вершиной горы. Хотя звезд действительно три, можно увидеть только две из-за того, что в какой-то момент своего существования стела была повреждена, что фактически удалило третью звезду. Солнечные звезды состоят из восьмиконечных звезд, между вершинами которых расходится пламя. Они предназначены для изображения аккадского бога Шамаша , наблюдающего за битвой между аккадцами и народом луллуби. [16]
Небольшая глубина, характерная для подобных рельефов, необычна в диагональной композиции (ср. сцены на штандарте Ура ). Возможно, это было сделано для того, чтобы создать более интересную композицию или, возможно, позволить всем, изображенным в сцене, смотреть на Нарам-Сина снизу вверх. Рогатый шлем Нарама и его гораздо больший размер показывают, что он могущественный и благочестивый. Возможно, учитывая его божественную и божественную силу, солнце могло бы быть богом, который дал бы ему свою силу.
Текст под солнцем был написан аккадской клинописью и изображает возвышение аккадцев над лулубийцами. Нарам-Син, возглавляющий свою армию для уничтожения последнего из луллубийцев, показывает, насколько сильны на самом деле аккадцы и Нарам-Син, и с ними нельзя считаться. Нарам-Син считал себя благочестивым, что объясняет его изображение как очень богоподобное. [17]
Альтернативно, на стеле может быть изображен поход на Киликию ; Самым убедительным свидетельством этого является форма добычи — металлического сосуда, который нес один из солдат Нарам-Сина. Совершенно чужеродное для Месопотамии судно очень напоминает анатолийские поделки из Трои и Киликии. Эти сосуды — керамические или металлические — были изготовлены в период ранней бронзы III, то есть примерно во времена правления Нарам-Сина. [18]
Подробности
[ редактировать ]- Нижняя часть.
- Звезды.
- Звезда.
- Надпись Шутрука-Нахунте , 12 век до н.э.
Примечания
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б с «Стела Победы Нарам-Сина» . Американская историческая ассоциация . 2 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Винтер, Ирен Дж. «Насколько высока была стела победы Нарам-Сина? Спекуляции о разбитом дне». Не оставляя камня на камне: очерки о древнем Ближнем Востоке и Египте в честь Дональда П. Хансена, под редакцией Эрики Эренберг, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, 2002, стр. 301–312.
- ^ «Стела Победы Нарам-Сина» . www.mtholyoke.edu . Архивировано из оригинала 15 февраля 2019 года . Проверено 20 июля 2017 г.
- ^ Стокстад, Мэрилин; Котрен, Майкл Ватт (2018). История искусств (Шестое изд.). Река Верхнее Седло. ISBN 9780134475882 . OCLC 953927607 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Стела Победы Нарам-Сина, Лувр, Париж» . www.louvre.fr . Архивировано из оригинала 15 августа 2020 г. Проверено 16 ноября 2015 г.
- ^ Вавилонские и восточные записи . 1895. с. 27.
- ^ Хэмблин, Уильям Дж. (2006). Войны на Древнем Ближнем Востоке до 1600 г. до н.э. Рутледж. п. 100. ИСБН 9781134520626 .
- ^ Jump up to: а б Миеруп, Марк Ван Де (2015). История Древнего Ближнего Востока, ок. 3000-323 гг . до н.э. Джон Уайли и сыновья. п. 199. ИСБН 9781118718230 .
- ^ «Стела Победы Нарам-Сина» . Искусство путешествия во времени! . 5 октября 2011 года . Проверено 20 июля 2017 г.
- ^ Ван Дейк, Рената Мариан (9 мая 2017 г.). «Штандарты на стеле Победы Нарам-Сина». Журнал семитов . 25 (1): 33–50. дои : 10.25159/1013-8471/2525 . ISSN 1013-8471 .
- ^ Хэмблин, Уильям Дж. (2006). Войны на Древнем Ближнем Востоке до 1600 г. до н.э. Рутледж. п. 100. ИСБН 9781134520626 .
- ^ Ру, Жорж (1995). Месопотамия. Очерк политической, экономической и культурной истории . Порог. п. 141. ИСБН 9782021291636 .
- ^ «Волосы Луллуби длинные и заплетены в толстую косу. Они носят шкуры животных, а аккадские солдаты носят подходящую для боя одежду: шлемы и военные туники». в Бахрани, Зайнаб (2008). Ритуалы войны: тело и насилие в Месопотамии . Зональные книги. п. 109. ИСБН 9781890951849 .
- ^ «Нарам-Син» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 16 ноября 2015 г.
- ^ «Стела Победы Нарам-Сина» . Лувр, Париж . Архивировано из оригинала 28 сентября 2023 г. Проверено 16 ноября 2015 г.
- ^ Неизвестно. Победа Нарам-Сина над племенами Лулуби [стела]. Царствование Нарам-Сина (ок. 2250 г. до н. э.). Artstor, библиотека.artstor.org/asset/AWSS35953_35953_31679780
- ^ Вестенхольц, Джоан Гудник (1997). Легенды о царях Аккаде: Тексты . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-503-8 . OCLC 747412056 .
- ^ МакКеон, Джон (1970). «Аккадская Стела Победы». Бюллетень Бостонского музея . 68 (354): 226–243. JSTOR 4171539 .
Ссылки
[ редактировать ]- Пьер Амье, Искусство Агаде в Лувре, Париж, Éditions des Musées nationalaux, 1976, стр. 29-32
- Пьер Амье: Древнеаккадское искусство с плоским экраном , в «Истории искусства Пропилеи XVIII», с. 196–197 Фото 104.
- Аньес Бенуа: Аньес Бенуа, Искусство и археология: Цивилизации Древнего Ближнего Востока, Париж, Réunion des Musées Nationaux, École du Louvre, колл. Руководства Школы Лувра , 2007, с. 260-261
- Ирен Винтер, Об искусстве Древнего Ближнего Востока: Том II третьего тысячелетия до нашей эры, Лейден и Бостон, Брилл, сборник. Культура и история древнего Ближнего Востока , 2010, с. 85-149