Jump to content

Стела Победы Нарам-Сина

Стела Победы Нарам-Сина
Победа Нарам-Сина над горным племенем Луллуби и их королем Сатуни , Лувр .
Материал Известняк
Высота 200 сантиметров (79 дюймов)
Ширина 150 сантиметров (59 дюймов)
Созданный в. 2250 г. до н.э.
Период/культура Аккадская империя
Обнаруженный Жак де Морган , 1898 г.
Место Сиппар , позже переехавший в Сузы
Текущее местоположение Лувр , Париж
Идентификация Сб 4
Первоначальное местоположение стелы - в Сиппаре , Месопотамия , современный Ирак перенес ее в Сузы , Иран , , до того, как Шутрук-Нахунте в 12 веке до нашей эры.

Стела Победы Нарам-Сина — это стела , датируемая примерно 2254–2218 годами до нашей эры, во времена Аккадской империи , и сейчас находится в Лувре в Париже. Рельеф составляет 200 см. в высоту (6 футов 7 дюймов) [1] и был высечен в розоватом песчанике, [2] с клинописью на аккадском и эламском языках . На нем изображен царь Аккада Нарам-Син, ведущий аккадскую армию к победе над лулуби , горным народом из гор Загрос .

На стеле изображена повествовательная сцена, в которой король пересекает крутые склоны и попадает на территорию врага; слева — упорядоченные имперские силы, сохраняющие строй, марширующие по беспорядочным защитникам, которые лежат сломленными и побежденными. Нарам-Син показан как самая важная фигура, возвышающаяся над своим врагом и войсками, и все взгляды обращены на него. Слабые и хаотичные силы противника показаны сброшенными с вершины горы, пронзенными копьями, бегущими и молящими Нарам-Сина о пощаде , а также растоптанными ногами самим Нарам-Сином. Предполагается, что это должно передать их нецивилизованный и варварский характер, что делает завоевание оправданным. [1] Хотя в настоящее время его высота составляет около двух метров, его первоначальная высота варьируется до трех метров. [2]

Стела уникальна в двух отношениях. Большинство изображений завоеваний показаны горизонтально, причем король находится вверху в центре. На этой стеле победа изображена по диагонали, при этом король по-прежнему находится вверху в центре, но все остальные могут смотреть на него снизу вверх. Второй уникальный аспект произведения заключается в том, что Нарам-Син изображен в шлеме с бычьим рогом или в морде льва. Шлемы такого типа на момент заказа этой стелы носили только Боги. По сути, эта стела говорит зрителю, что Нарам-Син является победоносным завоевателем благодаря своему божественному статусу. Но на нем также изображен Нарам-Син, смотрящий на две звезды. Показывая, что, хотя Нарам-Син является богом (подвиг, который до этого момента совершался только умершими королями), он все же не самый могущественный из богов .

повторное открытие

[ редактировать ]

Считается, что стела родом из Сиппара , но была найдена в иранском городище Сузы . Его вывез из Месопотамии эламский Шутрук царь -Нахунте в XII веке до нашей эры. Шутрук-Нахунте был потомком народа Луллуби, поражение которого увековечено на стеле. Он также утверждал, что сам отнес туда стелу. Сохранилась уже древняя надпись, свидетельствующая об уважении к победе Нарам-Сина. Однако он добавил эламскую клинописную надпись, провозглашающую его славу и рассказывающую, как стела была вынесена из города после разграбления города Сиппар. [3] [4] В 1898 году французский археолог Жак де Морган раскопал стелу, и она была перенесена в Лувр в Париже, где и находится по сей день. [5]

Стела Нарам-Сина, надпись Нарам-Сина на аккадском языке . Имя Нарам-Син (𒀭𒈾𒊏𒄠𒀭𒂗𒍪) отображается вертикально в правом верхнем углу.
Стела Нарам-Син, надпись Шутрук-Наххунте на эламитском языке.

Надпись над головой царя Нарам-Сина выполнена на аккадском языке и фрагментарно, но гласит:

«Нарам-Син могущественный... Сидур и Сутуни , князья Луллуби , собрались вместе и объявили войну против меня».

- Аккадская надпись Нарам-Сина. [6] [7]

Вторая надпись справа над горным конусом выполнена на эламском языке и была написана примерно 1000 лет спустя Шутруком-Наххунте , который взял стелу и привез ее с собой в Элам : [8]

«Я Шутрук-Наххунте, сын Халлутуш-Иншушинака, любимый слуга бога Иншушинака , царь Аншана и Суз, расширивший царство, заботящийся о землях Элама, владыка земли Элама. Когда бог Иншушинак дал мне приказ, я победил Сиппара . Я взял стелу Нарам-Сина и унес ее, принеся в землю Элама, я положил ее в дар Иншушинаку, моему богу». [8]

Повествование

[ редактировать ]

Нарам-Син изображен на стеле в виде богоподобной фигуры. Нарам-Син носит рогатый шлем, демонстрирующий его богоподобный статус и власть. Его поддерживают упорядоченные войска, и его боятся побежденные враги. Его лицо — лицо льва или быка, что означает его силу. Он также изображен не проявляющим милосердия к своему врагу. Один из побежденных людей в правом верхнем углу умоляет сохранить им жизнь, когда они бегут из Нарам-Сина. На это есть веская причина, потому что показано, как он наступает на труп одного из людей Луллуби после того, как сбил другого со склона горы. Он ударил копьем в шею другого и держит стрелу, чтобы, возможно, пронзить следующего. Народ луллуби резко контрастирует с аккадскими солдатами, представляя собой неорганизованную хаотичную массу людей, которых топчут ногами очень организованные аккадцы. [9]

Король Нарам-Син стоит над трупами Лулубиев (фрагмент).

Между двумя группами солдат изображено дерево, произрастающее в этом районе, во-первых, чтобы определить место битвы в определенном месте и помочь обрамить стелу. [10]

Луллуби пресмыкаются перед победителем, который их уничтожил, и не проявят милосердия. Они изображены как раздробленная группа, лишенная дисциплины, что отражает их нецивилизованный и варварский характер, что, в свою очередь, оправдывало завоевание. [1] Их считали нецивилизованными и варварами , и гораздо более сильные аккадцы заслуживали власти над ними. Он также призван вселить страх в сердца любых повстанцев, желающих бросить вызов правлению Короля. Это показывает отсутствие у него милосердия и бесполезность любого сопротивления.

царь Луллуби Сатуни , умоляющий аккадского царя пощадить его (фрагмент). Справа появляется [11] [12] Жертвы Луллуби обычно изображаются с острыми бородами и длинными заплетенными волосами. [13]

Когда в аккадском искусстве того времени фигура изображалась в рогатом шлеме, ее обычно считали богом. Здесь Нарам-Син носит именно такой шлем, чтобы показать зрителю, что он царь-бог. [14] [15] Божественность далее представлена ​​в трех солнечных звездах, изображенных над вершиной горы. Хотя звезд действительно три, можно увидеть только две из-за того, что в какой-то момент своего существования стела была повреждена, что фактически удалило третью звезду. Солнечные звезды состоят из восьмиконечных звезд, между вершинами которых расходится пламя. Они предназначены для изображения аккадского бога Шамаша , наблюдающего за битвой между аккадцами и народом луллуби. [16]

Небольшая глубина, характерная для подобных рельефов, необычна в диагональной композиции (ср. сцены на штандарте Ура ). Возможно, это было сделано для того, чтобы создать более интересную композицию или, возможно, позволить всем, изображенным в сцене, смотреть на Нарам-Сина снизу вверх. Рогатый шлем Нарама и его гораздо больший размер показывают, что он могущественный и благочестивый. Возможно, учитывая его божественную и божественную силу, солнце могло бы быть богом, который дал бы ему свою силу.

Текст под солнцем был написан аккадской клинописью и изображает возвышение аккадцев над лулубийцами. Нарам-Син, возглавляющий свою армию для уничтожения последнего из луллубийцев, показывает, насколько сильны на самом деле аккадцы и Нарам-Син, и с ними нельзя считаться. Нарам-Син считал себя благочестивым, что объясняет его изображение как очень богоподобное. [17]

Альтернативно, на стеле может быть изображен поход на Киликию ; Самым убедительным свидетельством этого является форма добычи — металлического сосуда, который нес один из солдат Нарам-Сина. Совершенно чужеродное для Месопотамии судно очень напоминает анатолийские поделки из Трои и Киликии. Эти сосуды — керамические или металлические — были изготовлены в период ранней бронзы III, то есть примерно во времена правления Нарам-Сина. [18]

Подробности

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с «Стела Победы Нарам-Сина» . Американская историческая ассоциация . 2 октября 2008 г.
  2. ^ Jump up to: а б Винтер, Ирен Дж. «Насколько высока была стела победы Нарам-Сина? Спекуляции о разбитом дне». Не оставляя камня на камне: очерки о древнем Ближнем Востоке и Египте в честь Дональда П. Хансена, под редакцией Эрики Эренберг, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, 2002, стр. 301–312.
  3. ^ «Стела Победы Нарам-Сина» . www.mtholyoke.edu . Архивировано из оригинала 15 февраля 2019 года . Проверено 20 июля 2017 г.
  4. ^ Стокстад, Мэрилин; Котрен, Майкл Ватт (2018). История искусств (Шестое изд.). Река Верхнее Седло. ISBN  9780134475882 . OCLC   953927607 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  5. ^ «Стела Победы Нарам-Сина, Лувр, Париж» . www.louvre.fr . Архивировано из оригинала 15 августа 2020 г. Проверено 16 ноября 2015 г.
  6. ^ Вавилонские и восточные записи . 1895. с. 27.
  7. ^ Хэмблин, Уильям Дж. (2006). Войны на Древнем Ближнем Востоке до 1600 г. до н.э. Рутледж. п. 100. ИСБН  9781134520626 .
  8. ^ Jump up to: а б Миеруп, Марк Ван Де (2015). История Древнего Ближнего Востока, ок. 3000-323 гг . до н.э. Джон Уайли и сыновья. п. 199. ИСБН  9781118718230 .
  9. ^ «Стела Победы Нарам-Сина» . Искусство путешествия во времени! . 5 октября 2011 года . Проверено 20 июля 2017 г.
  10. ^ Ван Дейк, Рената Мариан (9 мая 2017 г.). «Штандарты на стеле Победы Нарам-Сина». Журнал семитов . 25 (1): 33–50. дои : 10.25159/1013-8471/2525 . ISSN   1013-8471 .
  11. ^ Хэмблин, Уильям Дж. (2006). Войны на Древнем Ближнем Востоке до 1600 г. до н.э. Рутледж. п. 100. ИСБН  9781134520626 .
  12. ^ Ру, Жорж (1995). Месопотамия. Очерк политической, экономической и культурной истории . Порог. п. 141. ИСБН  9782021291636 .
  13. ^ «Волосы Луллуби длинные и заплетены в толстую косу. Они носят шкуры животных, а аккадские солдаты носят подходящую для боя одежду: шлемы и военные туники». в Бахрани, Зайнаб (2008). Ритуалы войны: тело и насилие в Месопотамии . Зональные книги. п. 109. ИСБН  9781890951849 .
  14. ^ «Нарам-Син» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 16 ноября 2015 г.
  15. ^ «Стела Победы Нарам-Сина» . Лувр, Париж . Архивировано из оригинала 28 сентября 2023 г. Проверено 16 ноября 2015 г.
  16. ^ Неизвестно. Победа Нарам-Сина над племенами Лулуби [стела]. Царствование Нарам-Сина (ок. 2250 г. до н. э.). Artstor, библиотека.artstor.org/asset/AWSS35953_35953_31679780
  17. ^ Вестенхольц, Джоан Гудник (1997). Легенды о царях Аккаде: Тексты . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN  978-1-57506-503-8 . OCLC   747412056 .
  18. ^ МакКеон, Джон (1970). «Аккадская Стела Победы». Бюллетень Бостонского музея . 68 (354): 226–243. JSTOR   4171539 .
  • Пьер Амье, Искусство Агаде в Лувре, Париж, Éditions des Musées nationalaux, 1976, стр. 29-32
  • Пьер Амье: Древнеаккадское искусство с плоским экраном , в «Истории искусства Пропилеи XVIII», с. 196–197 Фото 104.
  • Аньес Бенуа: Аньес Бенуа, Искусство и археология: Цивилизации Древнего Ближнего Востока, Париж, Réunion des Musées Nationaux, École du Louvre, колл. Руководства Школы Лувра , 2007, с. 260-261
  • Ирен Винтер, Об искусстве Древнего Ближнего Востока: Том II третьего тысячелетия до нашей эры, Лейден и Бостон, Брилл, сборник. Культура и история древнего Ближнего Востока , 2010, с. 85-149
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5c75c4a8549ffb897f65227549280527__1721889360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5c/27/5c75c4a8549ffb897f65227549280527.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Victory Stele of Naram-Sin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)