Высказывание благодати (Шарден)
Говоря Грейс | |
---|---|
![]() | |
Художник | Жан-Батист-Симеон Шарден |
Год | в. 1740 г. |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 49,5 см × 38,5 см (19,5 × 15,2 дюйма) |
Расположение | Лувр , Париж |
«Высказывание благодати» или «Молитва перед едой» ( фр . Le Bénédicité ) — название нескольких картин французского художника Жана Симеона Шардена , одна из которых была подарена Людовику XV . Сюжет картины, французская семья среднего класса, произносящая благодать перед едой, представляет собой образ повседневного буржуазного спокойствия (область интересов Шардена) с нехарактерным оттенком сентиментальности.
История
[ редактировать ]Шарден, прославившийся рисованием натюрмортов , на этом этапе своей карьеры начал также включать в свои работы человеческие фигуры. [1] Он написал несколько версий «Бенедичите» , три из которых были выставлены в Салоне в 1740, 1746 и 1761 годах. [2] Оригинал 1740 года был подарен королю. [3] Картина канула в забвение через десять лет после смерти Людовика XV, но была вновь открыта в 1845 году. [4] Другая версия хранилась у художника на протяжении всей его жизни и в конечном итоге оказалась в Лувре по крупному завещанию Луи Ла Каза в 1869 году. [2] [5] Вариант из Салона 1761 года – горизонтальная композиция – ныне утерян. [2]
Картина
[ редактировать ]Шарден хорошо известен своими изображениями скромной повседневной жизни. [6] В «Бенедиците» показан скромный интерьер среднего класса, где мать накрывает на стол еду. Она велит своим детям произносить слова благодарности перед едой. Младшая из детей может легко показаться девочкой современному взгляду, если не обращать внимания на барабан, висящий на детском стуле с лестницей. [7] и действительно идентифицируется как таковой у Гарднера. [8] Рэнд и Бьянко, однако, цитируют надпись на современной гравюре, описывающую ребенка как мальчика: [9] которого еще не обманули . Тихая, умиротворенная атмосфера усиливается приглушенной цветовой гаммой и приглушенным освещением. [10] Шарден много работал над расположением различных элементов своих картин. Композиция здесь тщательно продумана, а устойчивость, создаваемая треугольной структурой трех фигур, также добавляет спокойствия сцене. [2]

Варианты
[ редактировать ]В Лувре хранится вариант, выставленный на Парижском салоне 1740 года . [11] Другие варианты есть в Музее Бойманса Ван Бёнингена в Роттердаме (с добавлением маленького мальчика слева) и Национальном музее в Стокгольме.
Эрмитажная версия
[ редактировать ]Версия 1744 года, хранящаяся в Эрмитаже, долгие годы считалась единственной подписанной и датированной версией этой картины. [12] Он подписан в левом нижнем углу. Шарден был представлен Людовику XV в Версальском дворце 27 ноября 1740 года Филибертом Орри , королевским управляющим зданиями и генеральным контролером финансов – единственная встреча Шардена с монархом. Это была одна из двух картин, которые художник подарил Людовику по этому случаю; Газета Mercure de France сообщила, что король «очень благосклонно принял [картины]; эти две небольшие работы уже хорошо известны, поскольку они были выставлены в Салоне в Лувре в августе прошлого года. Мы упомянули о них в октябрьском номере Mercure под заголовком « The Mercure de France». Трудолюбивая мать и произнесение благодати ». Работа поступила в Эрмитаж между 1763 и 1774 годами при Екатерине II .
Версия Wemyss
[ редактировать ]В 2014 году версия картины из коллекции леди Вемисс была приписана школе Шардена и продана за 1,15 миллиона фунтов стерлингов. Последующая экспертиза выявила подпись Шардена, что привело к ее повторному присвоению Шардену. В январе 2015 года он был перепродан за 10,5 млн долларов (8,5 млн фунтов). [13]
Прием
[ редактировать ]Шардена часто противопоставляют Ватто , чьи картины аристократической жизни сильно отличаются от картин Шардена простолюдинов. [10] Достоверно неизвестно, была ли «Бенедиците» написана с расчетом на Людовика XV, или же король лично выбрал картину с выставки 1740 года. [2] В любом случае покупка демонстрирует привлекательность картины для современников. Когда оно было вновь открыто в 1845 году – накануне революций 1848 года – оно приобрело совершенно новый смысл. Для буржуазного истеблишмента произведения Шардена теперь представляли собой спасительный контраст с «декадентской аристократической хлипкостью» Ватто. [4] В 1848 году анонимный рецензент журнала Magasin Pittoresque писал:
Ватто устраивал обеды на траве, прогулки при луне, капризная красавица дня со своим элегантным избранником, танцы под деревьями с титулованными пастухами и пастушками; но Шарден создал честный и мирный интерьер, мать, которая одевает сына перед тем, как отправить его в школу, мать, обучающая своего отпрыска заикаться имени Бога... Казалось бы, один век не может вместить две столь разные истории, однако они совпали.
- об. XVI, 1848 г. [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Розенберг, с. 12.
- ^ Jump up to: а б с д и Рэнд и Бьянко, с. 128.
- ^ Хайленд, с. 271.
- ^ Jump up to: а б с «Жан-Батист-Симеон Шарден (1699–1779)» . Le monde des arts (на французском языке) . Проверено 18 февраля 2008 г.
- ^ «Коллекция Ла Казе» . Музей Лувр . Проверено 5 марта 2008 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Гомбрих, с. 470
- ^ Барабан - такая же знаковая игрушка для мальчика в изображениях детей, как кукла - для девочки. Мальчики носили юбки и платья до тех пор, пока им не надели « бриджи » примерно в шесть лет.
- ^ Гарднер, с. 640
- ^ Рэнд и Бьянко, с. 128
- ^ Jump up to: а б Гарднер, с. 640.
- ^ Розенберг, П., Брюян, Ф., Национальная галерея Гран-Пале (Франция), Художественный музей Дюссельдорфа, Städtische Kunsthalle Düsseldorf, Королевская академия художеств (Великобритания) и Музей искусств Метрополитен (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк). (1999). Шарден . Королевская академия художеств: Метрополитен-музей с. 244. ISBN 9780300083484 .
- ^ Розенберг, П., Брюян, Ф., Национальная галерея Гран-Пале (Франция), Художественный музей Дюссельдорфа, Städtische Kunsthalle Düsseldorf, Королевская академия художеств (Великобритания) и Музей искусств Метрополитен (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк). (1999). Шарден . Королевская академия художеств: Метрополитен-музей с. 247. ISBN 9780300083484 .
- ^ «Продажа арт-дилером французского шедевра аристократа не была халатностью, постановил суд» . Город АМ . 4 декабря 2022 г. Проверено 13 декабря 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Гарднер, Хелен (1991), Искусство Гарднера сквозь века (9-е изд.), Сан-Диего: Харкорт Брейс Йованович, ISBN 0-15-503769-2
- Гомбрич, Э.Х. (1995), История искусства (16-е изд.), Лондон и Нью-Йорк, ISBN 0-7148-3355-Х
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Хайленд, Пол, изд. (2003), Просвещение: справочник и читатель , Лондон: Routledge, ISBN 0-415-20448-8
- Рэнд, Ричард; Бьянко, Джульетта М. (1997), Интимные встречи: любовь и семейная жизнь во Франции восемнадцатого века , Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, ISBN 0-691-01662-3
- Розенберг, Пьер (2000), Шарден , Мюнхен и Лондон: Престель, ISBN 3-7913-2339-3
Библиография
[ редактировать ]- Немилова, И. (1961), Шарден и его картины в Эрмитаже (на русском языке), Ленинград.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Розенберг, Пьер (1983), Все нарисованные произведения Шардена (на французском языке), Париж: Фламмарион
- Вильденштейн, Жорж (1921), Шарден (на французском языке), Париж
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) , нет. 78
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Информация о картине на сайте Лувра .
- (на французском языке) Информация о картине на тему « Монд искусств ».