Наххунте
Божества древнего Ближнего Востока |
---|
Религии древнего Ближнего Востока |
Наххунте был у эламитов богом солнца . Хотя свидетельств существования посвященных ему храмов и регулярных приношений скудны, он обычно упоминается в теофорных именах, в том числе в именах членов эламских королевских семей .
Имя и характер
[ редактировать ]Известны многочисленные варианты написания этого имени. В эламских документах засвидетельствованные формы включают Наххунте, Нахуте, Наити и д КРАСНЕТЬ. [ 1 ] Формы, засвидетельствованные в аккадских текстах, включают Нахудуде, Нахунде, Нанунде, д УТУ и, исключительно в теофорных именах , — нанде и — хунду . [ 1 ]
По словам Мэтью Столпера , имя Наххунте является составным существительным , но его точную этимологию установить невозможно. [ 2 ] Он предполагает, что это было родственное и, возможно , омоним эламского слова, обозначающего солнце. [ 3 ] В формулах проклятий его имя служило метонимом самого солнца. [ 3 ]
В текстах из Суз , Хафт-Тепе и Маламира имя бога Солнца обычно записывалось логографически как д UTU, и неясно, когда его следует читать как Наххунте, а не как Шамаш . [ 3 ] Возможно, что в юридических текстах, когда д Если логограмма встречается рядом с Иншушинак , Рухуратер или Симут , логограмму следует читать как Наххунте. [ 4 ]
Поклонение
[ редактировать ]Самым старым свидетельством Наххунте является « Договор Нарам-Сина Аккадского », в котором имя пишется как Наити. [ 3 ] Наххунте появляется как пятый из призванных божественных свидетелей, непосредственно перед Иншушинаком, и в тексте присутствует ряд дальнейших упоминаний о нем. [ 3 ]
Наххунте поклонялись в основном на западе Элама, в окрестностях Суз, подобно таким божествам, как Пиникир , Манзат , Лагамаль , [ 5 ] Адад и Шала , [ 6 ] Однако прямые упоминания о поклонении Наххунте в известных текстах редки. [ 3 ] Например, нет никаких свидетельств того, что от его имени приносились клятвы, а подношения ему не указаны ни в каких административных текстах. [ 7 ] Тем не менее, многие теофорные имена, упоминающие его, известны, о чем свидетельствуют эламские тексты, тексты из Элама, написанные на аккадском языке, и месопотамские тексты, написанные на аккадском или шумерском языке. [ 7 ] И мужчины, и женщины могли носить имена Наххунте. [ 7 ] Примерами могут служить цари Шутрук-Наххунте и Кутир-Наххунте, а также Наххунте-уту, жена Шилхака-Иншушинака . [ 8 ]
Аттахушу, правивший в восемнадцатом веке до нашей эры, воздвиг статую, посвященную Наххунте, на рыночной площади, чтобы гарантировать, что цены останутся справедливыми. [ 9 ]
В надписи Шилхак-Иншушинака упоминается Наххунте, которого называют «господином, который защищает», в честь Иншушинака, Киририши , Хумбана и Наннара. [ 3 ] последнее из этих божеств — имя эламского бога луны, происходящее от месопотамского Нанна . [ 10 ] Тот же царь использовал уникальный титул «слуга Наххунте, возлюбленный Иншушинака». [ 3 ]
Святыня [ 3 ] Наххунте существовал в храмовом комплексе, построенном Унташ-Напиришей в Чогха-Занбиле . [ 11 ] Согласно надписи с места, посвященной Наххунте и месопотамскому богу луны Сину, здесь находилась золотая статуя бога. [ 11 ] Ему также поклонялись в Гисате, поселении, скорее всего расположенном в районе Фахлиян, хотя местное святилище было посвящено множеству божеств, включая Напиришу . [ 12 ] Наххунте указан среди различных других божеств в формулах проклятия или благословения в неоэламском документе из этого места. [ 13 ]
По мнению Воутера Хенкельмана, Нах, упомянутый в Архивах укреплений Персеполя , мог быть тем же божеством, что и Наххунте. [ 14 ]
Месопотамский прием
[ редактировать ]Хотя в списке месопотамских богов Ан = Анум упоминается Наххунте, он явно не указан как аналог бога солнца Уту/Шамаша, а только как член группы под названием «Божественная семерка Элама», связанная с богиней Нарунди . [ 7 ]
Он также присутствует в двух заклинаниях: в одном как божество, связанное с деторождением, а в другом, возможно, как демон. [ 7 ] Кроме того, комментарий к предыдущему тексту ошибочно идентифицирует его как бога луны, а Нарунди - как божества солнца, объясняя их имена соответственно Син и Шамаш. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Столпер 1998 , стр. 82.
- ^ Столпер 1998 , стр. 82–83.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Столпер 1998 , стр. 83.
- ^ Столпер 1998 , стр. 83–84.
- ^ Альварес-Пон 2015 , с. 19.
- ^ Хенкельман 2008 , с. 313.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Столпер 1998 , стр. 84.
- ^ Столпер 1998a , стр. 84.
- ^ Резерфорд 2019 , с. 84.
- ^ Креберник 1997 , с. 364.
- ^ Перейти обратно: а б Поттс 2010 , с. 492.
- ^ Хенкельман 2008 , с. 239.
- ^ Хенкельман 2008 , с. 315.
- ^ Хенкельман 2008 , с. 390.
Библиография
[ редактировать ]- Альварес-Мон, Хавьер (2015). «Как гроза: воины-боги бури Сибитти из Хайленд Элама» . AION: Анналы Неаполитанского университета «Л'Ориенталь» . 74 (1–4): 17–46. ISSN 0393-3180 . Проверено 15 апреля 2022 г.
- Хенкельман, Воутер FM (2008). Другие боги, которые есть: исследования эламско-иранской аккультурации на основе текстов укреплений Персеполя . Лейден: Нидерландский институт Ближнего Востока. ISBN 978-90-6258-414-7 .
- Креберник, Манфред (1997), «Mondgott AI In Mesopotamien» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 15 апреля 2022 г.
- Поттс, Дэниел Т. (2010). «Здание Эламского храма» . От фундамента до зубцов: очерки храмового строительства на Древнем Ближнем Востоке и еврейская Библия . Мюнстер: Угарит-Верлаг. ISBN 978-3-86835-031-9 . OCLC 618338811 .
- Резерфорд, Ян (2019). «Боги рынка» . Экономика религий в Анатолии и Северной Сирии . Угарит-Верлаг. дои : 10.2307/j.ctv1t4m1xv.11 .
- Столпер, Мэтью В. (1998), «Nahhunte» , Reallexikon der Assyriologie , получено 15 апреля 2022 г.
- Столпер, Мэтью В. (1998a), «Nahhunte-utu» , Reallexikon der Assyriologie , получено 15 апреля 2022 г.