Ашмун
Ашмун | |
---|---|
Бог исцеления | |
финикийский | 𐤀𐤔𐤌𐤍 |
Главный культовый центр | Сидон , Бейрут, Кипр, Сардиния и Карфаген. |
Символ | Змея |
Пол | Мужской |
Храмы | Храм Эшмуна в Бостан-эль-Шейхе, Сидон |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Асклепий |
Римский эквивалент | Эскулап |
Божества древнего Ближнего Востока |
---|
Религии древнего Ближнего Востока |
Эшмун (или Эшмун , менее точно Эсмун или Эсмун ; финикийский : 𐤀𐤔𐤌𐤍 ʾšmn ; аккадский : 𒅀𒋢𒈬𒉡 Ясумуну ) был финикийским богом исцеления и богом- Сидона покровителем .
История
[ редактировать ]Эшмун был известен, по крайней мере, с периода железного века в Сидоне , и ему поклонялись также в Тире , Бейруте , на Кипре , Сардинии и в Карфагене , где на месте храма Эшмуна сейчас находится акрополь Карфагена . [1]
Согласно Евсевию Кесарийскому , финикийский автор Санчуниатон писал, что Сидик , «Праведный», сначала родил семь сыновей, приравненных к греческому Кабейри или Диоскуру , мать не названа, а затем впоследствии стал отцом восьмого сына от одного из семи Титанидов или Артемидов. (См. Котарат ). Имя Эшмун , по-видимому, означает «Восьмой».
Неоплатоник Дамасий также утверждал: [2]
Асклепий . в Бейруте — не грек и не египтянин, а какое-то местное финикийское божество Ибо у Садыка родились дети, которых интерпретируют как Диоскуров и Кабейри; и вдобавок к ним родился восьмой сын, Эсмун, которого интерпретируют как Асклепия.
Фотий ( Bibliotheca Codex 242) резюмирует Дамасия, говоря, что Асклепий Бейрутский был юношей, который любил охоту. Его увидела богиня Астроноя (многие ученые считали ее версией Астарты ), которая так изводила его любовными похождениями, что в отчаянии он кастрировал себя и умер. Затем Астроноя назвала юношу Пэона «Целителем», вернула его к жизни теплом своего тела и превратила в бога. [3] [4]
Трехъязычная надпись II века до н.э. с Сардинии. [5] также отождествляет Эшмуна с греческим Асклепием и латинским Эскулапом. Павсаний цитирует сидонца, который сказал, что финикийцы, как и греки, считают Аполлона отцом Асклепия, но, в отличие от них, не считают его мать смертной женщиной. [6] Затем сидонианин продолжил аллегорию, в которой объяснялось, что Аполлон олицетворяет солнце, меняющийся путь которого придает воздуху его здоровье, которое следует понимать как Асклепия. Эта аллегория, вероятно, была изобретена позднее. Также Аполлона обычно отождествляют с финикийским богом чумы Решефом . Это может быть вариант происхождения Эшмуна, или Аполлона также можно приравнять к Садыку, а Садыка можно приравнять к Решефу.
На Кипре Эшмун был синкретизирован с Мелькартом , [7] [8] а также на Ибице , как указано в посвящении, гласящем: «своему господину Эшмун-Мелькарту». [9]
Название Астремуним («трава Эшмуна») было применено Диоскоридом . [10] к паслену , который считался обладающим лечебными свойствами.
Поклонение
[ редактировать ]Храм Эшмуна находится в 1 км от Сидона на реке Бостренус (ныне называемой Авали на юго-западе Ливана ). Строительство было начато в конце шестого века до нашей эры во время правления Эшмуназара II , царя Сидона период были сделаны пристройки , а позднее в римский . Его раскопал Морис Дюнан в 1963–1978 годах. Было обнаружено множество вотивных подношений в виде статуй людей, исцеленных богом, особенно младенцев и маленьких детей.
Рядом с храмом также была найдена золотая табличка с изображением Эшмуна и богини Гигиеи (что означает «Здоровье»), изображающей Эшмуна, держащего в правой руке посох, вокруг которого обвилась змея. На монете III века н. э. из Бейрута изображен Эшмун, стоящий между двумя змеями.
Названия мест
[ редактировать ]Деревня недалеко от Бейрута под названием Кабр-Шмун, «Могила Эшмуна», все еще существует. [11]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Липинский 1995 , стр. 160–166.
- ^ Дамасий, Жизнь Исидора 302:
- ^ Кассель 1872 , с. 26.
- ^ Суд де Жеблен 1773 , стр. 67–68.
- ^ КОГДА. 66
- ^ Павсаний, 7.23.7–8.
- ^ Зауэр 2018 , с. 140.
- ^ Гринфилд 1995 , с. 433.
- ^ Огден 2021 , с. 470.
- ^ Диоскорид, 4.71.
- ^ Липинский 1995 , стр. 160.
Библиография
[ редактировать ]- Гринфилд, Джонас Карл (1995), Решение загадок и развязывание узлов: библейские, эпиграфические и семитские исследования в честь Джонаса К. Гринфилда , Eisenbrauns, ISBN 978-0-931464-93-5 .
- Огден, Дэниел (2021), Оксфордский справочник Геракла , Oxford University Press, ISBN 9780190650988 .
- Зауэр, А. (2018), Археология Иордании и за ее пределами: очерки памяти Джеймса А. Зауэра , Брилл, ISBN 9789004369801 .
- Кассель, Поль (1872). Эсмун. Археологическое исследование истории Кенаана... Со вступительным посланием по изучению Ветхого Завета [ Эсмун. Археологическое исследование по истории Кенаана... Со вступительным посланием по изучению Ветхого Завета. ] (на немецком языке). Гота: Густав Шлёссманн. '
- Кур де Жеблен, Антуан (1773). Восточные аллегории, или фрагмент Санхониатона, содержащий историю Сатурна: за ним следуют аллегории Меркурия и Геркулеса и его двенадцати подвигов... [ Восточные аллегории, или фрагмент Санхониатона, содержащий историю Сатурна : за ними следуют Меркурий и Геркулес и его двенадцать подвигов. ] (на французском языке). Париж: в доме автора.
- Липински, Эдвард (1995). Боги и богини финикийской и пунической вселенной на ( французском языке). Левен: Издательство Peeters. стр. 154–168. ISBN 978-90-6831-690-2 . ОСЛК 33211400 .