Санчуниатон
Санчуниатон | |
---|---|
Рожденный | Дата рождения неизвестна Берит (Бейрут), Финикия |
Умер | Министерство обороны неизвестно Неизвестный |
Занятие | Автор |
Язык | финикийский |
Период | Эллинистическая и римская эпоха ИЛИ эпоха Троянской войны |
Жанр | Исторические и религиозные сочинения |
Известные работы | Финикийская история |
Санчуниатон ( / ˌ s æ ŋ k j ʊ ˈ n aɪ ə θ ɒ n / ; древнегреческий : Санчуниатон или Санчониатон Санхо(у)ниатон ; вероятно, от финикийского : 𐤎𐤊𐤍𐤉𐤕𐤍 , латинизировано: *Saḵūnyatān , « Саккун дал»), [1] также известный как Санчониато Беритиец , [2] был финикийским писателем. Три его произведения, первоначально написанные на финикийском языке , сохранились лишь в частичном перефразе и кратком изложении греческого перевода Филона Библского, записанного христианским епископом Евсевием . Эти несколько фрагментов составляют наиболее обширный литературный источник по финикийской религии на греческом или латинском языке : финикийские источники, как и вся финикийская литература , были утеряны вместе с пергаментом , на котором они были написаны.
Автор
[ редактировать ]Все сведения о Санчуниатоне и его творчестве взяты из Praeparatio Evangelica Евсевия (I. chs ix-x), [3] который содержит некоторую информацию о нем, а также единственные сохранившиеся отрывки из его сочинений, обобщенные и процитированные его предполагаемым переводчиком Филоном из Библоса . [4]
Евсевий цитирует -неоплатоника писателя Порфирия , утверждающего, что Санчуниатон из Берита ( Бейрут ) написал самую правдивую историю, потому что он получил записи от Иеромбала, священника Иеуо ( древнегреческий : Ἰευώ), что Санчуниатон посвятил свою историю Абибалу (Абибаалу), царю Берита, и что оно было одобрено царем и другими исследователями, поскольку дата написания этого письма приходится на период до Троянской войны. [5] (около 1200 г. до н. э.) приближается ко времени Моисея , «когда Семирамида была царицей ассирийцев » . [6] [7] Таким образом, Санчуниатон прочно помещается в мифический контекст догомеровской греческой героической эпохи , древности, от которой, как известно, до времен Филона не сохранилось никаких других греческих или финикийских сочинений.
Санчуниатон утверждает, что основывал свою работу на «сборниках секретных сочинений Аммунейса» . [8] обнаруженные в святилищах», священные знания, расшифрованные из мистических надписей на колоннах, стоявших в финикийских храмах, [6] знания, которые раскрыли правду (позже скрытую аллегориями и мифами), что боги изначально были людьми, которым стали поклоняться после их смерти, и что финикийцы взяли имена своих царей и применили их к элементам космоса . (ср. эвгемеризм ), поклоняющиеся силам природы и солнцу , луне и звездам . Евсевий цитирует Санчуниатона в его попытке дискредитировать языческую религию, основанную на таких основах. [ нужна ссылка ]
Этот рационализирующий эвгемеристический уклон и акцент на Бейруте, городе, имевшем большое значение в позднеклассический период, но, видимо, не имеющем большого значения в древние времена, позволяют предположить, что само произведение далеко не так старо, как оно утверждает. Некоторые предполагают, что он был выкован самим Филоном или собран из различных традиций и представлен в удостоверяющем псевдоэпиграфическом формате, чтобы придать материалу налет правдоподобия. Филон, возможно, перевел подлинные финикийские произведения, приписываемые древнему писателю, известному как Санчуниатон, но на самом деле написанные в более поздние времена. Это суждение повторяется в одиннадцатом издании Британской энциклопедии , в котором Санчуниатон описывается как «принадлежащий скорее легенде, чем истории». [6]
Не все читатели отнеслись к этому критически:
Его светлость всегда порицал юмор, который заставил некоторых ученых людей отвергнуть Санчониато как подделку, потому что они не знали, что о нем думать. Филон Библий, Порфирий и Евсевий, которые были способны судить лучше, чем кто-либо из современников, никогда не подвергали сомнению его искренность.
- Сквайер Пейн, в предисловии к « Камберленда Ричарда Финикийской истории Санчониато» (1720 г.) [9]
Как бы то ни было, [10] многое из того, что сохранилось в этом сочинении, несмотря на данную ему эвгемеристическую интерпретацию, оказалось подтверждено угаритскими мифологическими текстами, раскопанными в Рас-Шамре (древний Угарит ) в Сирии с 1929 года; Отто Эйссфельдт продемонстрировал в 1952 году. [11] что он действительно включает в себя подлинные финикийские элементы, которые теперь можно соотнести с угаритскими текстами, некоторые из которых, как показано в дошедших до нас версиях Санчуниатона, остались неизменными со второго тысячелетия до нашей эры. Современный консенсус состоит в том, что трактовка Филоном Санчуниатона предлагала эллинистический взгляд на финикийские материалы. [12] написанное между временем Александра Македонского и первым веком до нашей эры, если бы оно не было литературным изобретением Филона. [13]
Работа
[ редактировать ]По сохранившимся фрагментам текста может быть трудно определить, цитирует ли Евсевий перевод Санхуниатона, сделанный Филоном, или говорит своим собственным голосом. Другая трудность заключается в замене финикийских имен собственными греческими и возможном искажении некоторых встречающихся финикийских имен. [ нужна ссылка ]
Философская история создания
[ редактировать ]Философская история творения восходит к « космогонии Тавта изобретения , которого Филон явно отождествляет с египетским Тотом — «первым, кто додумался до букв и начал писать записи», — которая начинается с Эреба и Ветра, между которыми Эрос «Желание» появилось [ нужны разъяснения ] . Из этого произошел Мот «Смерть», но который, как говорят в отчете, может означать «грязь». В смешанной растерянности, [ нужны разъяснения ] появляются зародыши жизни , и разумные животные , называемые зофазамином (вероятно, лучше всего переводится как «наблюдатели неба»), формируются вместе в виде яйца. Счет не ясен. Затем Мот вырвался на свет, и были созданы небеса, и различные элементы нашли свои места. [ нужны разъяснения ] [ нужна ссылка ]
Аллегорические герои культуры
[ редактировать ]Перечислены различные потомки, многие из которых имеют аллегорические имена, но в цитатах Филона описаны как смертные, которые первыми сделали определенные открытия или установили определенные обычаи. [ нужна ссылка ]
Согласно тексту, ветер Колпиас и его жена Баау (в переводе Никса «Ночь») рождают смертных Эона , обнаружившего пищу из деревьев, и Протогона «первенца»); Непосредственными потомками их были Род и Генея, жившие в Финикии ; «и... когда случались засухи , они (Род и Генея) простирали руки свои к небу, к солнцу; ибо только его (говорит он) они считали богом Господа Небесного , называя его Вельсамен , что по-финикийски языке «господин небесный», а по-гречески « Зевс ». (Евсевий, I, х). Род и Генея рождают Хоса, Пура и Флокса.
История богов
[ редактировать ]Работа включает генеалогию и историю различных северо-западных семитских божеств, которым широко поклонялись. Многие из них указаны в генеалогии под именами своих аналогов в греческом пантеоне , эллинизированной форме своих семитских имен или и тем, и другим. Дополнительные имена, данные некоторым из этих божеств, обычно указаны в скобках в таблице ниже. Здесь представлены только уравнения, приведенные в тексте, но многие гиперссылки указывают на северо-западных семитских божеств, которые, вероятно, имеются в виду. Перевод несвязанных и некоторых других имен см. в примечаниях под таблицей. [ нужна ссылка ]
Переводы греческих форм: arotrios , 'земледелие, земледелие', autochthon (от автохтона ) 'произведенный из земли', epigeius (от epigeios ) 'из земли', eros 'желание', ge 'земля', hypsistos 'большинство' высокий», pluto (от plouton ) «богатый», pontus (от pontos ) «море», pothos «тоска», siton «зерно», tanatos «смерть», uranus (от uranos ) «небо». Примечания по этимологии: Анобрет : предлагаемые связи включают ʿyn = «весна» Ренана («Мемуары», 281) и ʿAnat rabbat = «Леди Анат» Клемена ( Die phönikische Religion , 69–71); [14] Иеуд / Иедуд : возможно, от финикийского родственника еврейского yḥyd = «единственный» или еврейского ydyd = «любимый». [14]
Согласно тексту, как и в греческой и хеттской Санхуниатона теогонии, Эл/Элус/Илус/Крон свергает своего отца Неба или Урана и кастрирует его, а жилище его окружает стеной, и основывает Библос , первый город Финикии . Однако Зевс Демарус (то есть Хадад Рамман), отец Мелькарта/Меликарта ( Геракла ), предполагаемый сын Дагона , но на самом деле сын Урана . Когда Уран начал войну против Понта , Зевс Демарус вторгся в Понт и присоединяется к Урану , хотя позже он (Зевс Демарус) поклялся принести жертву ради своего побега, и Понт обратил его в бегство.
Эль /Кроносу приписывают практику обрезания . Дважды нам сообщается, что Эль/Кронос принес в жертву своего собственного сына , которого в различных рукописях зовут Иеуд, Идод или Иедод. (Олиан говорит, что они отражают *яхид, «единственный сын» или *йадид, «возлюбленный». [15] )
Согласно тексту, Эль/Крон , устроив засаду своему отцу Урану в определенном месте, расположенном посреди земли, и, взяв его в свои руки, расчленил его у фонтанов и рек. Там Уран был освящен, и его дух отделился, и кровь его частей потекла в источники и воды рек; и место, которое было местом этой сделки, показано и по сей день.
В какой-то момент заключается мир, и Зевс Ададос ( Хадад ) и Астарта правят землей с разрешения Кроноса . Отчет о событиях написан Кабейри и Асклепием ( Эшмуном ) под руководством Тота. [ нужна ссылка ]
О змеях
[ редактировать ]Далее следует отрывок о поклонении змеям , в котором неясно, какая часть взята из Санчуниатона, а какая — из Филона из Библа:
Природу дракона и змей тогда считал божественной сам Тавт , и после него так же поступали финикийцы и египтяне: ибо это животное было объявлено им самым полным дыхания и огненным из всех рептилий. Вследствие чего он также проявляет непревзойденную быстроту посредством своего дыхания, без ног, рук или каких-либо других внешних членов, с помощью которых другие животные совершают свои движения. Он также демонстрирует формы различных форм и в своем развитии совершает спиральные прыжки с любой скоростью, какой пожелает. Он также наиболее долговечен, и его природа состоит в том, чтобы сбросить свою старую кожу и, таким образом, не только снова стать молодыми, но и принять более крупный рост; и после того, как оно достигло установленной меры возраста, оно самопоглощается, подобно тому, как это записал сам Тавт в своих священных книгах: по этой причине это животное также было принято в храмах и в мистических обрядах.
О финикийском алфавите
[ редактировать ]Дальнейшим трудом Санхуниатона, отмеченным Евсевием ( ПЭ 1.10.45), является трактат «О финикийском алфавите» .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Липински, Э. (1992). Брепольс (ред.). Словарь финикийской и пунической цивилизации (на французском языке). Тюрнхаут. п. 387.
- ^ Смит, Уильям, изд. (1861). Библейский словарь, включающий древности, биографию и естествознание . Том. 1. п. 695.
- ↑ Афиней действительно ссылается на Санчуниатон в Deipnosophistae iii.100 — по сути, «Все, что вам нужно знать, чтобы блистать на банкете», — но он не добавляет ничего, чего он не мог бы найти в Филоне, отмечает М. Дж. Эдвардс, в «Фило или Санчуниатон». ? Финикийская космогония», The Classical Quarterly New Series, 41.1 (1991, стр. 213–220), стр. есть запись 214. В византийской энциклопедии Суда , в которой приводятся три названия, которые Эдвардс считает выдержками из финикийской истории : это «Философия Гермеса» , «Египетская теология» и « Египтиака» .
- ^ Парди, Деннис (1 января 1988 г.). «Филон из Библоса, финикийская история: введение, критический текст, перевод, примечания. Гарольд В. Аттридж, Роберт А. Оден-младший. Финикийская история Филона из Библоса: комментарий. Альберт И. Баумгартен» . Журнал ближневосточных исследований . 47 (1): 56–58. дои : 10.1086/jnes.47.1.3693692 . ISSN 0022-2968 .
- ^ "старше, как говорится, троянских времен" (Евсевий, I, гл. VIII). Однако настоящий текст Порфирия не сохранился. «В эллинистический и римский периоды древность была доказательством национальной добродетели», — отмечает М. Дж. Эдвардс в «Фило или Санчуниатон? Финикийская космогония», с. 214.
- ^ Перейти обратно: а б с Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 24 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 128.
- ^ Порфирий, цитируется Евсевием.
- ^ «Аммонеи» или жрецы Аммона .
- ^ Цитируется HWFS в обзоре книги О. Эйссфельдта « Санчуньятон фон Берут и Илумилку фон Угарит» О. Эйссфельдта в Бюллетене Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета 17.2 (1955), стр. 395. (ссылка)
- ^ Обзор разногласий вокруг Санчуниатона представлен в Дж. Барре, «Филон из Билоса и его «финикийская история», Бюллетень библиотеки Университета Джона Райлендса 57 (1974), стр. 17–68.
- ^ О. Эйссфельдт, Санчуньятон фон Берут и Илумилку фон Угарит (Галле: Нимейер) 1952 г., а также Тааутос и Санчуниатон (Берлин) 1952 г.
- ^ Это точка зрения Баумгартена, 1981 г.
- ^ Маккантс, Уильям Ф. (2011). Боги-основатели, изобретение наций: мифы о завоеваниях и культуре древности . Издательство Принстонского университета. п. 101. ИСБН 978-0-691-15148-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Филон (из Библоса); Гарольд В. Аттридж; Роберт А. Оден (1981). Финикийская история . Католическая библейская ассоциация Америки. стр. 93–94. ISBN 978-0-915170-08-1 .
- ^ Олиан, Сол М. (1988). Ашера и культ Яхве в Израиле . Атланта, Джорджия: Атланта, Джорджия: Scholars Press. ISBN 978-1-55540-253-2 .
Библиография
[ редактировать ]- Ренан, Эрнест (1858). Мемуары о происхождении и истинном характере финикийской истории, носящей имя Санхониафон . Мемуары Академии надписей и изящной словесности (на французском языке). Императорская типография . Проверено 12 февраля 2023 г.
- Аттридж, HW ; Оден-младший, РА (1981). Филон Библосский: Финикийская история: Введение, критический текст, перевод, примечания . CBQMS. Том. 9. Вашингтон: Округ Колумбия: Католическая библейская ассоциация Америки.
- Баумгартен, Альберт Ирвин (1981). Финикийская история Филона Библского: комментарий . ЭПРО. Том. 89. Лейден: Э. Дж. Брилл.
- Эбах, Юрген (1978). Сотворение мира и культурное развитие у Филона Библского . Вклад в науку Ветхого и Нового Завета (на немецком языке). Том 108. Штутгарт, Берлин, Кельн, Майнц: Kohlhammer Verlag .
- Липинский, Э. (1983). «Финикийская история Филона Библского». Восточная библиотека . 40 : 305–310.
Внешние ссылки
[ редактировать ]английские переводы
[ редактировать ]- Tertullian.org: Eusebius Praeparatio , Книга 1, главы ix-x (Поиск на Санчуниатоне ).
- Священные тексты: Древние фрагменты , изд. и транс. И. П. Кори, 1832: «Богословие финикийцев из Санчониато».
Другие ссылки
[ редактировать ]- Американская энциклопедия . 1920. .
- Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911. .