Jump to content

Санчуниатон

Санчуниатон
Рожденный Дата рождения неизвестна
Берит (Бейрут), Финикия
Умер Министерство обороны неизвестно
Неизвестный
Занятие Автор
Язык финикийский
Период Эллинистическая и римская эпоха ИЛИ эпоха Троянской войны
Жанр Исторические и религиозные сочинения
Известные работы Финикийская история

Санчуниатон ( / ˌ s æ ŋ k j ʊ ˈ n ə θ ɒ n / ; древнегреческий : Санчуниатон или Санчониатон Санхо(у)ниатон ; вероятно, от финикийского : 𐤎𐤊𐤍𐤉𐤕𐤍 , латинизировано: *Saḵūnyatān , « Саккун дал»), [1] также известный как Санчониато Беритиец , [2] был финикийским писателем. Три его произведения, первоначально написанные на финикийском языке , сохранились лишь в частичном перефразе и кратком изложении греческого перевода Филона Библского, записанного христианским епископом Евсевием . Эти несколько фрагментов составляют наиболее обширный литературный источник по финикийской религии на греческом или латинском языке : финикийские источники, как и вся финикийская литература , были утеряны вместе с пергаментом , на котором они были написаны.

Все сведения о Санчуниатоне и его творчестве взяты из Praeparatio Evangelica Евсевия (I. chs ix-x), [3] который содержит некоторую информацию о нем, а также единственные сохранившиеся отрывки из его сочинений, обобщенные и процитированные его предполагаемым переводчиком Филоном из Библоса . [4]

Евсевий цитирует -неоплатоника писателя Порфирия , утверждающего, что Санчуниатон из Берита ( Бейрут ) написал самую правдивую историю, потому что он получил записи от Иеромбала, священника Иеуо ( древнегреческий : Ἰευώ), что Санчуниатон посвятил свою историю Абибалу (Абибаалу), царю Берита, и что оно было одобрено царем и другими исследователями, поскольку дата написания этого письма приходится на период до Троянской войны. [5] (около 1200 г. до н. э.) приближается ко времени Моисея , «когда Семирамида была царицей ассирийцев » . [6] [7] Таким образом, Санчуниатон прочно помещается в мифический контекст догомеровской греческой героической эпохи , древности, от которой, как известно, до времен Филона не сохранилось никаких других греческих или финикийских сочинений.

Санчуниатон утверждает, что основывал свою работу на «сборниках секретных сочинений Аммунейса» . [8] обнаруженные в святилищах», священные знания, расшифрованные из мистических надписей на колоннах, стоявших в финикийских храмах, [6] знания, которые раскрыли правду (позже скрытую аллегориями и мифами), что боги изначально были людьми, которым стали поклоняться после их смерти, и что финикийцы взяли имена своих царей и применили их к элементам космоса . (ср. эвгемеризм ), поклоняющиеся силам природы и солнцу , луне и звездам . Евсевий цитирует Санчуниатона в его попытке дискредитировать языческую религию, основанную на таких основах. [ нужна ссылка ]

Этот рационализирующий эвгемеристический уклон и акцент на Бейруте, городе, имевшем большое значение в позднеклассический период, но, видимо, не имеющем большого значения в древние времена, позволяют предположить, что само произведение далеко не так старо, как оно утверждает. Некоторые предполагают, что он был выкован самим Филоном или собран из различных традиций и представлен в удостоверяющем псевдоэпиграфическом формате, чтобы придать материалу налет правдоподобия. Филон, возможно, перевел подлинные финикийские произведения, приписываемые древнему писателю, известному как Санчуниатон, но на самом деле написанные в более поздние времена. Это суждение повторяется в одиннадцатом издании Британской энциклопедии , в котором Санчуниатон описывается как «принадлежащий скорее легенде, чем истории». [6]

Не все читатели отнеслись к этому критически:

Его светлость всегда порицал юмор, который заставил некоторых ученых людей отвергнуть Санчониато как подделку, потому что они не знали, что о нем думать. Филон Библий, Порфирий и Евсевий, которые были способны судить лучше, чем кто-либо из современников, никогда не подвергали сомнению его искренность.

- Сквайер Пейн, в предисловии к « Камберленда Ричарда Финикийской истории Санчониато» (1720 г.) [9]

Как бы то ни было, [10] многое из того, что сохранилось в этом сочинении, несмотря на данную ему эвгемеристическую интерпретацию, оказалось подтверждено угаритскими мифологическими текстами, раскопанными в Рас-Шамре (древний Угарит ) в Сирии с 1929 года; Отто Эйссфельдт продемонстрировал в 1952 году. [11] что он действительно включает в себя подлинные финикийские элементы, которые теперь можно соотнести с угаритскими текстами, некоторые из которых, как показано в дошедших до нас версиях Санчуниатона, остались неизменными со второго тысячелетия до нашей эры. Современный консенсус состоит в том, что трактовка Филоном Санчуниатона предлагала эллинистический взгляд на финикийские материалы. [12] написанное между временем Александра Македонского и первым веком до нашей эры, если бы оно не было литературным изобретением Филона. [13]

По сохранившимся фрагментам текста может быть трудно определить, цитирует ли Евсевий перевод Санхуниатона, сделанный Филоном, или говорит своим собственным голосом. Другая трудность заключается в замене финикийских имен собственными греческими и возможном искажении некоторых встречающихся финикийских имен. [ нужна ссылка ]

Философская история создания

[ редактировать ]

Философская история творения восходит к « космогонии Тавта изобретения , которого Филон явно отождествляет с египетским Тотом — «первым, кто додумался до букв и начал писать записи», — которая начинается с Эреба и Ветра, между которыми Эрос «Желание» появилось [ нужны разъяснения ] . Из этого произошел Мот «Смерть», но который, как говорят в отчете, может означать «грязь». В смешанной растерянности, [ нужны разъяснения ] появляются зародыши жизни , и разумные животные , называемые зофазамином (вероятно, лучше всего переводится как «наблюдатели неба»), формируются вместе в виде яйца. Счет не ясен. Затем Мот вырвался на свет, и были созданы небеса, и различные элементы нашли свои места. [ нужны разъяснения ] [ нужна ссылка ]

Аллегорические герои культуры

[ редактировать ]

Перечислены различные потомки, многие из которых имеют аллегорические имена, но в цитатах Филона описаны как смертные, которые первыми сделали определенные открытия или установили определенные обычаи. [ нужна ссылка ]

Согласно тексту, ветер Колпиас и его жена Баау (в переводе Никса «Ночь») рождают смертных Эона , обнаружившего пищу из деревьев, и Протогона «первенца»); Непосредственными потомками их были Род и Генея, жившие в Финикии ; «и... когда случались засухи , они (Род и Генея) простирали руки свои к небу, к солнцу; ибо только его (говорит он) они считали богом Господа Небесного , называя его Вельсамен , что по-финикийски языке «господин небесный», а по-гречески « Зевс ». (Евсевий, I, х). Род и Генея рождают Хоса, Пура и Флокса.

История богов

[ редактировать ]

Работа включает генеалогию и историю различных северо-западных семитских божеств, которым широко поклонялись. Многие из них указаны в генеалогии под именами своих аналогов в греческом пантеоне , эллинизированной форме своих семитских имен или и тем, и другим. Дополнительные имена, данные некоторым из этих божеств, обычно указаны в скобках в таблице ниже. Здесь представлены только уравнения, приведенные в тексте, но многие гиперссылки указывают на северо-западных семитских божеств, которые, вероятно, имеются в виду. Перевод несвязанных и некоторых других имен см. в примечаниях под таблицей. [ нужна ссылка ]

Переводы греческих форм: arotrios , 'земледелие, земледелие', autochthon (от автохтона ) 'произведенный из земли', epigeius (от epigeios ) 'из земли', eros 'желание', ge 'земля', hypsistos 'большинство' высокий», pluto (от plouton ) «богатый», pontus (от pontos ) «море», pothos «тоска», siton «зерно», tanatos «смерть», uranus (от uranos ) «небо». Примечания по этимологии: Анобрет : предлагаемые связи включают ʿyn = «весна» Ренана («Мемуары», 281) и ʿAnat rabbat = «Леди Анат» Клемена ( Die phönikische Religion , 69–71); [14] Иеуд / Иедуд : возможно, от финикийского родственника еврейского yḥyd = «единственный» или еврейского ydyd = «любимый». [14]

Согласно тексту, как и в греческой и хеттской Санхуниатона теогонии, Эл/Элус/Илус/Крон свергает своего отца Неба или Урана и кастрирует его, а жилище его окружает стеной, и основывает Библос , первый город Финикии . Однако Зевс Демарус (то есть Хадад Рамман), отец Мелькарта/Меликарта ( Геракла ), предполагаемый сын Дагона , но на самом деле сын Урана . Когда Уран начал войну против Понта , Зевс Демарус вторгся в Понт и присоединяется к Урану , хотя позже он (Зевс Демарус) поклялся принести жертву ради своего побега, и Понт обратил его в бегство.

Эль /Кроносу приписывают практику обрезания . Дважды нам сообщается, что Эль/Кронос принес в жертву своего собственного сына , которого в различных рукописях зовут Иеуд, Идод или Иедод. (Олиан говорит, что они отражают *яхид, «единственный сын» или *йадид, «возлюбленный». [15] )

Согласно тексту, Эль/Крон , устроив засаду своему отцу Урану в определенном месте, расположенном посреди земли, и, взяв его в свои руки, расчленил его у фонтанов и рек. Там Уран был освящен, и его дух отделился, и кровь его частей потекла в источники и воды рек; и место, которое было местом этой сделки, показано и по сей день.

В какой-то момент заключается мир, и Зевс Ададос ( Хадад ) и Астарта правят землей с разрешения Кроноса . Отчет о событиях написан Кабейри и Асклепием ( Эшмуном ) под руководством Тота. [ нужна ссылка ]

Далее следует отрывок о поклонении змеям , в котором неясно, какая часть взята из Санчуниатона, а какая — из Филона из Библа:

Природу дракона и змей тогда считал божественной сам Тавт , и после него так же поступали финикийцы и египтяне: ибо это животное было объявлено им самым полным дыхания и огненным из всех рептилий. Вследствие чего он также проявляет непревзойденную быстроту посредством своего дыхания, без ног, рук или каких-либо других внешних членов, с помощью которых другие животные совершают свои движения. Он также демонстрирует формы различных форм и в своем развитии совершает спиральные прыжки с любой скоростью, какой пожелает. Он также наиболее долговечен, и его природа состоит в том, чтобы сбросить свою старую кожу и, таким образом, не только снова стать молодыми, но и принять более крупный рост; и после того, как оно достигло установленной меры возраста, оно самопоглощается, подобно тому, как это записал сам Тавт в своих священных книгах: по этой причине это животное также было принято в храмах и в мистических обрядах.

О финикийском алфавите

[ редактировать ]

Дальнейшим трудом Санхуниатона, отмеченным Евсевием ( ПЭ 1.10.45), является трактат «О финикийском алфавите» .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Липински, Э. (1992). Брепольс (ред.). Словарь финикийской и пунической цивилизации (на французском языке). Тюрнхаут. п. 387.
  2. ^ Смит, Уильям, изд. (1861). Библейский словарь, включающий древности, биографию и естествознание . Том. 1. п. 695.
  3. Афиней действительно ссылается на Санчуниатон в Deipnosophistae iii.100 — по сути, «Все, что вам нужно знать, чтобы блистать на банкете», — но он не добавляет ничего, чего он не мог бы найти в Филоне, отмечает М. Дж. Эдвардс, в «Фило или Санчуниатон». ? Финикийская космогония», The Classical Quarterly New Series, 41.1 (1991, стр. 213–220), стр. есть запись 214. В византийской энциклопедии Суда , в которой приводятся три названия, которые Эдвардс считает выдержками из финикийской истории : это «Философия Гермеса» , «Египетская теология» и « Египтиака» .
  4. ^ Парди, Деннис (1 января 1988 г.). «Филон из Библоса, финикийская история: введение, критический текст, перевод, примечания. Гарольд В. Аттридж, Роберт А. Оден-младший. Финикийская история Филона из Библоса: комментарий. Альберт И. Баумгартен» . Журнал ближневосточных исследований . 47 (1): 56–58. дои : 10.1086/jnes.47.1.3693692 . ISSN   0022-2968 .
  5. ^ "старше, как говорится, троянских времен" (Евсевий, I, гл. VIII). Однако настоящий текст Порфирия не сохранился. «В эллинистический и римский периоды древность была доказательством национальной добродетели», — отмечает М. Дж. Эдвардс в «Фило или Санчуниатон? Финикийская космогония», с. 214.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Санчуниатон» . Британская энциклопедия . Том. 24 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 128.
  7. ^ Порфирий, цитируется Евсевием.
  8. ^ «Аммонеи» или жрецы Аммона .
  9. ^ Цитируется HWFS в обзоре книги О. Эйссфельдта « Санчуньятон фон Берут и Илумилку фон Угарит» О. Эйссфельдта в Бюллетене Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета 17.2 (1955), стр. 395. (ссылка)
  10. ^ Обзор разногласий вокруг Санчуниатона представлен в Дж. Барре, «Филон из Билоса и его «финикийская история», Бюллетень библиотеки Университета Джона Райлендса 57 (1974), стр. 17–68.
  11. ^ О. Эйссфельдт, Санчуньятон фон Берут и Илумилку фон Угарит (Галле: Нимейер) 1952 г., а также Тааутос и Санчуниатон (Берлин) 1952 г.
  12. ^ Это точка зрения Баумгартена, 1981 г.
  13. ^ Маккантс, Уильям Ф. (2011). Боги-основатели, изобретение наций: мифы о завоеваниях и культуре древности . Издательство Принстонского университета. п. 101. ИСБН  978-0-691-15148-9 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Филон (из Библоса); Гарольд В. Аттридж; Роберт А. Оден (1981). Финикийская история . Католическая библейская ассоциация Америки. стр. 93–94. ISBN  978-0-915170-08-1 .
  15. ^ Олиан, Сол М. (1988). Ашера и культ Яхве в Израиле . Атланта, Джорджия: Атланта, Джорджия: Scholars Press. ISBN  978-1-55540-253-2 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Ренан, Эрнест (1858). Мемуары о происхождении и истинном характере финикийской истории, носящей имя Санхониафон . Мемуары Академии надписей и изящной словесности (на французском языке). Императорская типография . Проверено 12 февраля 2023 г.
  • Аттридж, HW ; Оден-младший, РА (1981). Филон Библосский: Финикийская история: Введение, критический текст, перевод, примечания . CBQMS. Том. 9. Вашингтон: Округ Колумбия: Католическая библейская ассоциация Америки.
  • Баумгартен, Альберт Ирвин (1981). Финикийская история Филона Библского: комментарий . ЭПРО. Том. 89. Лейден: Э. Дж. Брилл.
  • Эбах, Юрген (1978). Сотворение мира и культурное развитие у Филона Библского . Вклад в науку Ветхого и Нового Завета (на немецком языке). Том 108. Штутгарт, Берлин, Кельн, Майнц: Kohlhammer Verlag .
  • Липинский, Э. (1983). «Финикийская история Филона Библского». Восточная библиотека . 40 : 305–310.
[ редактировать ]

английские переводы

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a66bb16d3bcb0a8f92d8550210e28341__1719943380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a6/41/a66bb16d3bcb0a8f92d8550210e28341.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sanchuniathon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)