против (хорошего)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2022 г. ) |
Храбрость | |
---|---|
Смерть и подземный мир | |
![]() Фрагменты табличек с «Циклом Ваала», известным источником о хаананитской религии и ее смерти ( Мот ). | |
Главный культовый центр | Угарит |
Божества древнего Ближнего Востока |
---|
Религии древнего Ближнего Востока |
Мот ( финикийский : 𐤌𐤕 mūt , иврит : מות māweṯ , арабский : موت mawt ) был ханаанским богом смерти и подземного мира. [ 1 ] [ 2 ] Он был также известен жителям Угарита и Финикии. [ 3 ] где ханаанская религия была широко распространена. Основным источником информации о Моте в ханаанской мифологии являются тексты, обнаруженные в Угарите. [ 1 ] но он также упоминается в сохранившихся фрагментах греческого перевода Филоном Библоса сочинений финикийца Санхуниатона .
Формы имени
[ редактировать ]В угаритском мифе Мот (пишется mt ) — олицетворение смерти . Это слово принадлежит к группе родственных слов, означающих «смерть» в других семитских языках. [ 4 ] и афро-азиатские языки : арабский موت mawt ; Иврит מות ( мот или мавет ; древнееврейский мут или мавет / мавет ); Мальтийское мьютье ; Сирийская маута ; Геэз мот ; ханаанский , египетский , берберский , арамейский , набатейский и пальмиренский מות ( mwt ); еврейский арамейский, христианский палестинский арамейский и самаритянский מותא ( mwt' ); Мандейская мута ; аккадский муту ; Мутува Хауса ; и Ангас мут . [ 5 ]
Религия и мифология
[ редактировать ]Угаритские тексты
[ редактировать ]Основной источник повести о Моте «Смерти» — Угаритский . [ 6 ] [ 7 ] Он сын Эль , [ 1 ] и согласно указаниям, данным богом Хададом ( Баалом ) своим посланникам, живет в городе по имени Хмри («Мирей»), яма — его трон, а Грязь — земля его наследия. Но Баал предупреждает их:
чтобы ты не приблизился к божественной Смерти,
чтобы он не сделал тебя агнцем в устах своих,
(и) вас обоих унесет, как ребенка, прорвавшего горло.
Хадад, кажется, убеждает Мота прийти на его пир и подчиниться Хададу.
Смерть посылает обратно сообщение о том, что его аппетит - это аппетит львов в пустыне, как тоска дельфинов в море, и он угрожает сожрать самого Баала. В последующем отрывке Смерть, по-видимому, оправдывает свою угрозу или, по крайней мере, обманывается, заставляя поверить, что он убил Баала. Многочисленные пробелы в тексте делают эту часть повести неясной. Солнце перестает светить, когда его богиня Шапаш присоединяется к сестре Баала Анат , чтобы похоронить его. Затем Анат нападает на Мота, схватывает его, раскалывает лезвием, просеивает в сите, сжигает в огне, измельчает жерновом и бросает то, что осталось, в поле на съедение птицам.
Эл, отец Баала, мечтает, чтобы Баал жив, и посылает Шапаша вернуть его к жизни, потому что земля стала сухой.
Через семь лет Смерть возвращается, жаждя мести и требуя, чтобы один из братьев Баала накормился. За пробелом в тексте следует Мот, жалующийся на то, что Баал накормил Мота своими братьями, а также сыновьями своей матери. Между ними вспыхивает единоборство, пока богиня солнца Шапаш не упрекает Мота, сообщая ему, что его собственный отец Эль восстанет против него и свергнет его трон, если он продолжит. Мот уступает, и конфликт заканчивается.
Влияние на Пасху
[ редактировать ]Некоторые ученые выдвинули идею о том, что еврейская традиция Песаха могла зародиться как ритуал, связанный с мифом о том, как Мот убил Ваала. [ 8 ] [ 9 ] как Ваал был богом дождя у хананеев и некоторых других семитских народов. Современные ученые оспаривают такие взгляды как неспособность принять во внимание исходное повествование и культурный контекст, указывая вместо этого на целенаправленное подрыв мифа о Баале/Моте со стороны авторов еврейской Библии, работающих в рамках аудитории. которые были хорошо знакомы с религиозным мировоззрением окружающих народов. [ 10 ] [ 11 ]
финикийские источники
[ редактировать ]греческого автора Библоса Финикийский рассказ сохранился в пересказе Евсевием : Филона [ 12 ] который пишет о финикийском историке по имени Санчуниатон . В этом рассказе Смерть является сыном Эла и считается богом, как сказано в тексте, говоря об Эль/ Кронусе :
И вскоре после того, как умер другой из его сыновей от Реи , по имени Мут, он обожествляет его, и финикийцы называют его Танатосом [Смертью] и Плутоном .
Но в более раннем философском мифе о творении Санчуниатон относится к великому ветру, который слился со своими родителями, и эта связь называлась « Желанием » (πόθος):
Из его соединения образовался Мот, который, по мнению одних, представляет собой грязь, а другие — гниение водянистой смеси; и из этого произошел каждый зародыш творения и зарождение вселенной. Итак, были некоторые животные, которые не имели ощущений, и из них выросли разумные животные, которых называли «зофаземинами», то есть «наблюдателями неба»; и они имели форму яйца. И Мот взорвался светом, и солнцем, и луной, и звездами, и великими созвездиями.
Форма Мот (Μώτ) здесь не то же самое, что Мут (Μοὺθ), который появляется позже.
Еврейские писания
[ редактировать ]В еврейских писаниях Смерть (« Мавет / Мавет(х) ») иногда лингвистически персонифицируется, как в Аввакуме 2:5 и Иове 18:13 . [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Мифологический портал
Азиатский портал
- Список персонажей Звездных врат SG-1#Гоаулд#Второстепенные персонажи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Спар, Авторы: Ира. «Боги и богини Ханаана | Эссе | Метрополитен-музей | Хронология истории искусств Хайльбрунна» . Хронология истории искусств Метрополитен-Хайльбрунна . Проверено 26 февраля 2023 г.
- ^ Гибсон, Джон К. (1 апреля 1978 г.). Ханаанские мифы и легенды . А&С Черный. ISBN 978-0-567-08089-9 .
- ^ КАССУТО, У. (1962). «Ваал и Мот в угаритских текстах» . Израильский журнал исследований . 12 (2): 77–86. ISSN 0021-2059 . JSTOR 27924890 .
- ^ «Приложение II – Семитские корни» .
- ^ Orel, Vladimir E.; Stolbova, Olga V. 2015 [1994]. Hamito-Semitic Etymological Dictionary . Leiden, The Netherlands: Brill. p. 380. дои : 10.1163/9789004293953
- ^ Бен Сассон, Хаим Гилель (1976). История еврейского народа . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 11–12 . ISBN 9780674397309 . ОСЛК 3103763 .
- ^ Кассуто, У. (1962). «Ваал и Мот в угаритских текстах». Израильский журнал исследований . 12 (2): 77–86. JSTOR 27924890 .
- ^ Тамара Прошич (январь 2004 г.). Развитие и символика Песаха . ISBN 9780826470874 .
- ^ Илон Гилад (2 апреля 2015 г.). «Была ли Песах изначально древним ханаанским ритуалом, призванным остановить дождь?» .
- ^ Майкл С. Хейзер. «Являются ли Яхве и Эль разными божествами во Второзаконии 32:8-9 и Псалме 82?» .
- ^ Брайан Д. Рассел, «Песнь моря и развенчание ханаанского мифа: миссионерское чтение»
- ^ Евсевий Кесарийский, Подготовка к евангелизации , Книга 1, гл. 9–10, пер. Э. Гиффорд (1903)
- ^ Кассуто, У. (1962). «Ваал и Мот в угаритских текстах». Израильский журнал исследований . 12 (2): 81–83. JSTOR 27924890 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джейкобс, Вивиан; Джейкобс, Исаак Розенсон (1945). «Миф о Моте и Алеян Баале». Гарвардское теологическое обозрение . 38 (2): 77–109. дои : 10.1017/S0017816000022690 . JSTOR 1508139 . S2CID 163117377 .
- Маннати, М. (1972). «Поклонники Слова в Псалме LXXIII». Ветус Заветум . 22 (4): 420–25. дои : 10.2307/1517192 . JSTOR 1517192 .
- Макаффи, Мэтью. «Анализ слов, обозначающих «смерть» на угаритском языке». В: Жизнь и смертность на угаритском языке: лексическое и литературное исследование . Юниверсити-Парк, США: Издательство Пенсильванского государственного университета, 2019. стр. 125–190. дои : 10.1515/9781646020386-006
- Маллен, ET, младший (1980). «Конфликты Космогонии: Царство Баала, Ямма и Мота». В: Божественный совет в ханаанской и ранней еврейской литературе . Лейден, Нидерланды: Brill. стр. 46–84. дои : 10.1163/9789004387065_007
- Сиббин-Плантхольт, И. (2020). «Видимая смерть и звуковое бедствие: персонификация смерти (Муту) и связанных с ней эмоций как неотъемлемых условий жизни в аккадских источниках». В: Выражение эмоций в Древнем Египте и Месопотамии . Лейден, Нидерланды: Brill. стр. 335–389. дои : 10.1163/9789004430761_016
- Уотсон, Пол Л. (1972). «Смерть смерти в угаритских текстах». Журнал Американского восточного общества . 92 (1): 60–64. дои : 10.2307/599648 . JSTOR 599648 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Испытание Бога – Библейская книга Иова Библейская переработка боевого мотива между Мотом и Ваалом.
- Книга 1 Praeparatio Evangelica Евсевия, содержащая парафраз Филона.
- Даккаш, Джимми. «Мот». В: Энциклопедия Библии и ее восприятие в Интернете . Под редакцией Констанс М. Фьюри, Джоэла Маркуса ЛеМона, Брайана Матца, Томаса Хра. Ремер, Йенс Шретер, Барри Дов Уолфиш и Эрик Циолковски. Берлин, Бостон: Де Грюйтер, 2021. дои : 10.1515/ebr.mot . Доступ 15 февраля 2023 г.