Список доисламских арабских божеств

Божества составляли часть политеистических религиозных верований в доисламской Аравии , и имена многих божеств были известны. [ 1 ] Примерно до периода между четвертым веком нашей эры и возникновением ислама политеизм был доминирующей формой религии в Аравии. Божества представляли силы природы, любви, смерти и т. д., и с ними взаимодействовали посредством различных ритуалов.
Формальные пантеоны более заметны на уровне королевств разного размера: от простых городов-государств до объединений племен. [ 2 ] содержала Говорят , что одна только Кааба до 100 изображений многих богов и богинь. [ 3 ] Племена , города, кланы, роды и семьи тоже имели свои культы. Кристиан Жюльен Робин предполагает, что такая структура божественного мира отражала общество того времени. [ 2 ]
Многие божества не имели собственных имен и назывались титулами, указывающими на качество, семейные отношения или место действия, которым предшествовали «тот, кто» или «она, кто» ( дху или дхат ). [ 2 ]
Пантеоны и группировки
[ редактировать ]Пантеон | Божества |
---|---|
Североаравийский пантеон («Мааддиты»/«Маддени») (включая набатеев , пальмиренцев и кедаритов ) | Абгал , Абириллу, Аим, Аллат , Аммианас, Ара, Арсу, Атарсамайн Асира, , Атаркурума, Баджир , Дай, Зат-Анват, Душара , Филс, Гад , Хубал , Исаф и Наила , Аль -Кутбай , Манаф , Манат , Нуха , Нухай, Аль-Каум , Куза , Руда (божество) (ранее известный как Рулдаиу ), Саад , Сува , Феандриос , Аль-Укайсир, Аль-Узза. |
Южноаравийский («йеменский»/«гомеритский» [химьярит]) пантеон (включая сабеев , химьяритов , минейцев , катабанцев и хадрами ) | Аим, Альмака , Амм , Анбай , Атират, Аттар (как его общая форма, так и в форме Аттара Шарикана), Балав, Басамум , Дхат-Бадан , Дхат-Химьям, Дхат-Санат, Дхат-Захран, Зуль Халаса , Гад , Хаубас , Хауким , Хаул , Наср , Никра , Кайнан , Шамс , Син , Талаб , Вадд , Ягут , Ята , Яук |
Алфавитный список
[ редактировать ]Имя | Описание | Сертификаты | ||
---|---|---|---|---|
Доисламская эпоха | Исламская традиция | |||
'Амм | «Амм — бог луны Катабана . [ 4 ] Его атрибуты включают молнии. [ 4 ] Амму служит бог-судья Анбай, а его супругой является богиня Атират. [ 5 ] [ 6 ] Катабанцы также известны как Бану Амм, или «дети Амма». | Аттестованный [ а ] | ||
'Аммианас | Аммианас — бог, которому поклоняются хавланы. Согласно « Книге идолов» , хавланы предлагали часть своего скота и земельных продуктов и отдавали одну часть Аммиану, а другую Богу. [ 7 ] Хотя никаких эпиграфических свидетельств существования этого бога не известно, существование Аммианаса нельзя исключать, поскольку его имя присутствует в личном имени хавланитского лидера. | Аттестованный [ б ] | ||
'Аттар | «Аттар — бог, связанный с планетой Венера, и был наиболее распространенным богом в культурах Южной Аравии. Он бог гроз и естественного орошения. Поскольку Аттар считался отдаленным, поклонение обычно направлялось божеству-покровителю королевства/культуры. | Аттестованный [ а ] | ||
Цель | Аим — бог, которому поклонялись азды ас -Сары. [ 8 ] | Аттестованный [ б ] | ||
Ара | Ара, известный по-гречески как Ааррас, — североаравийский бог-покровитель, известный по надписям в Босре . Название подразумевает святое место или алтарь, но его арабский корень также означает «красить». Подразумевается, что культовому изображению приносилось множество жертв (в том числе и детей), обагряя его кровью. [ 9 ] Приравнивается к набатейскому Душаре , которому также поклонялись как Душара-А'ра. | Аттестованный | ||
Абгал | Абгал — бог-покровитель, которому поклонялись кочевники, в том числе бедуины . [ 10 ] и бог-покровитель арабов региона Пальмира. Его имя встречается в надписях, относящихся ко временам Пальмирской империи , но ни одного в самой Пальмире. [ 11 ] | Аттестованный | ||
носить это | Абириллу — бог, упомянутый в ассирийской надписи. [ 12 ] | Аттестованный | ||
Ал-лат | Аль-лат ( арабский : اللات, латинизированный : аль-Лат , произносится [alːaːt] ), также пишется Аллат , Аллату и Алилат , — доисламская арабская богиня , которой когда-то поклонялись в различных ассоциациях по всему Аравийскому полуострову , включая Мекку . где ей поклонялись наряду с Аль-Уззой и Манат как одной из дочерей Аллаха . Слово «Аллат» или «Элат» использовалось для обозначения различных богинь на древнем Ближнем Востоке , включая богиню Ашера-Атират . | Аттестованный | Аттестованный | |
Алмака | Алмака был главным богом сабеев и богом искусственного орошения. Связанный с головой быка и виноградными лозами, он считался прародителем сабеев, и поклонение ему распространилось на эфиопские царства Дьмт и Аксумское королевство . | Аттестованный | ||
Анбай | Анбай - бог, которому в Катабане поклоняются наряду с Хокимом как богам «командования и решения». Его считали божеством справедливости и оракулом, покровителем лунного божества Амма . Имя Анбая упоминалось в ряде юридических вопросов: от подачи документов на право собственности на здание до королевского регулирования водоснабжения. Его имя связано с именем вавилонского бога Набу. | Аттестованный | ||
'Араньяда' | Аттестованный | |||
Арсу | Арсу — северный арабский бог, которому поклоняются в Пальмире . Он олицетворяет вечернюю звезду, а утреннюю звезду олицетворяет Азизос, и он связан с лошадьми и верблюдами. Его приравнивают к Руде, которому поклонялись в других частях северной Аравии. | Аттестованный | ||
Ашер | Ашар — один из кочевых богов арабов в период Пальмирской империи, наряду с Азисосом, Ма'ном, Абгалом, Шаадом и Мунимом. | Аттестованный | ||
ассирийский | Асира упоминается в надписи, в которой перечислены божества Таймы. | Аттестованный | ||
Атаркурума | Атаркурума — бог, которому поклоняются кедариты, упомянутый в ассирийской надписи. [ 12 ] Вероятно, он возник как форма Аттара, который в Сабе ассоциировался с Курумом и считался ипостасью или супругой Аттара. | Аттестованный | ||
Атарсамейн | Атарсамайн — божество неопределенного пола, которому поклонялись кедариты и которое было связано с Венерой. Ему особенно поклонялось племя Исамме. | Аттестованный | ||
Атират | Атират - богиня, которой в Катабане поклоняются как супруге Амма. Родственница западносемитской Атират/Ашеры, супругой которой обычно является Эль. | Аттестованный | ||
Аттар Шарикан | Аттар Шарикан — это форма Аттара, которого призывали как мстителя врагам. Слово «Шарикан» означает «Восточный». Поклонение этому богу распространилось на центральноаравийское королевство Кинда, где его имя появляется в Карьят аль-Фаут. | Аттестованный | ||
Баджир | Баджир — второстепенный бог Азд. | Аттестованный | ||
Закон | Балав — бог, которому поклоняются в королевстве Авсан наряду с Ваддом. | Аттестованный | ||
Басамум | Басамум — бог, которому поклоняются в Южной Аравии, чье имя может быть получено из арабского слова «басам » или «бальзам» , лекарственное растение, что указывает на то, что он может быть связан с исцелением или здоровьем. [ 13 ] [ 14 ] В одном древнем тексте рассказывается, как Басамум вылечил двух диких козлов / козлов . [ 13 ] | Аттестованный | ||
Ну давай же | Дай назван в ассирийской надписи. [ 12 ] | Аттестованный | ||
Датин | Датин — бог, известный в первую очередь из надписей Северной Аравии, но его функция неизвестна. [ 15 ] | Аттестованный | ||
Дхат-Анват | Дхат-Анват — древесное божество, которому поклоняются курайшиты. Дерево стояло между Меккой и Ятрибом, и преданные вешают на него свое оружие. | Аттестованный | ||
Дхат-Тело | Дхат-Бадан — богиня оазиса, которой поклоняются в прудах, окруженных деревьями. | Аттестованный | ||
Дхат-Санат | Дхат-Санат — катабанская богиня, входившая в официальный пантеон. | Аттестованный | ||
Дхат-Захран | Дхат-Захран — катабанская богиня, входившая в официальный пантеон. | Аттестованный | ||
Зу-габат | Зу-Габат был главным богом лихианитов , которые редко обращались к другим в своих нуждах. Его имя означает «он из чащи». | Аттестованный | ||
Зу аль-Каффайн | Зу аль-Каффайн, согласно « Книге идолов» , — бог, которому поклоняются Даусы , в частности бану-Мунхиб ибн-Даус. Его имя означает «он с двумя ладонями». [ 16 ] | Аттестованный | ||
Дхул Хальса | Зул Халаса - бог, которому поклоняются племена Баджила и Хатам , и, как сообщается, ему поклонялись как «богу искупления». Его храм стал известен как Кааба Йемена. | Аттестованный | ||
Дху Самави | Зу Самави, буквально «Небесный», — бог, который, вероятно, произошел из северной Аравии, но также нашел поклонение в южной Аравии. Бедуины предлагали статуэтки верблюдов, чтобы обеспечить благополучие своих стад. Племя Амир также поклонялось этому богу, и в надписях Зу-Самави считался «богом Амира». | Аттестованный | ||
Душара | Зу аль-Шара/Душара — горный бог, которому поклоняются прежде всего набатейцы как своему главному богу, а также клан Бану аль-Харит ибн-Яшкур ибн-Мубашшир из клана Азд. Вероятно, возникший как аспект Руды, он связан с Солнцем и планетой Меркурий. | Аттестованный | Аттестованный | |
Сын | Фильс — бог, который, согласно « Книге идолов» , связан с животными, и именно животные, бродящие по территории его культового изображения, стали бы собственностью бога. [ 17 ] Говорят, что его культовое изображение и святилище, которому в первую очередь поклонялось племя Тайи , располагалось на Джебель-Адже . [ 17 ] | Аттестованный | ||
Халфан | Халфан — бог, который, по мнению Эдуарда. Дорме связан с клятвой в https://www.persee.fr/doc/rhr_0035-1423_1947_num_133_1_5565 . | Аттестованный | ||
Гад | Гад — пансемитский бог удачи, существование которого также засвидетельствовано в Аравии. | Аттестованный | ||
Гаян | Гайян — бог, которому поклоняются Бану Умайя из племени Аус. [ 18 ] Поскольку имя Гайяна можно проследить в традиционной генеалогии Омейя, вполне возможно, что Гайян является обожествленным предком. [ 18 ] | Аттестованный | ||
Аль Хариш | Аль-Хариш — бог, которому поклоняются Бану Абд аль-Ашхал из племени Аус. [ 18 ] Поскольку имя аль-Хариша можно проследить в традиционной генеалогии Абд аль-Ашхала, вполне возможно, что аль-Хариш является обожествленным предком. [ 18 ] | Аттестованный | ||
В могиле | Хаубас — пророческое божество сабеев. Пол божества варьируется от региона к региону; в местах, где божество женского пола, она считается супругой Аттара. | Аттестованный | ||
Хауким | Хауким — бог закона и справедливости, которому поклоняются наряду с Анбаем как богам «приказания и решения». Его имя происходит от корня «быть мудрым». | Аттестованный | ||
Активность | Хоул, вероятно, был богом луны, поскольку его имя могло отсылать к лунному циклу. Ему поклонялись в Хадрамауте . | Аттестованный | ||
Хилал | Хилал — бог новолуния. | |||
Конечно | Хубал — бог, связанный с гаданием. Его культовое изображение стояло в Каабе, а его ритуалы заключались в метании гадательных стрел перед изображением в случаях девственности, смерти и брака. [ 19 ] Ему поклоняются многие племена, в том числе курайшиты, которые контролировали доступ к изображению. Имя Хубала также появляется в набатейской надписи в Мадаин Салех вместе с Душарой и Манатом. | Аттестованный | Аттестованный | |
Исаф и Наила | Исаф и Наила — пара божеств, бог и богиня, чей культ был сосредоточен возле колодца Замзам. Исламская традиция дала историю происхождения их культовых изображений; пара, окаменевшая от Аллаха во время прелюбодеяния в Каабе. | Аттестованный | ||
Аль-Джалсад | Аль-Джалсад — бог, которому поклоняются кинды в Хадрамауте. | Аттестованный | ||
Государство | Джихар — бог, которому поклоняются Бану Хавазин . Его изображение стояло в «Указе». Джихара призывают в тальбии для долголетия. | Аттестованный | ||
Лысый | Каль — бог-покровитель королевства Кинда , столицей которого был Карьят аль-Фау . [ 20 ] В его честь город назвали Дхат Каль. Его имя появляется в виде множества надписей и наскальных гравюр на склонах Тувайка , на стенах базара деревни , в жилых домах и на курильницах. | Аттестованный | ||
Аль-Кутбай | Аль-Кутбай — бог письма, которому поклоняются набатейцы. | Аттестованный | ||
Аль-Лат/Лат | Аль-Лат — богиня, связанная с плодородием и войной. Ее культ распространился по всему Аравийскому полуострову и вплоть до Пальмиры . Ее приравнивали к Афине , греческой богине войны. В регионе Хиджаза ей особенно поклонялись Бану Сакиф из Таифа , а также ей поклонялись набатейцы Северной Аравии. Есть также свидетельства поклонения ей в Южной Аравии и Кедаре , а ее имя засвидетельствовано в надписях. Согласно исламской традиции, ее поклонение закончилось разрушением ее святыни в Таифе. | Аттестованный | Аттестованный | |
Мужчина | Маан — один из кочевых богов арабов в Пальмире, в паре с Шаадом. Праздник Мана в Пальмире отмечался шестнадцатого августа, во время которого подавали говяжьи блюда. Имя Ман встречалось также в набатейских именах, а также в именах членов . королевской семьи Эдессы | Аттестованный | ||
Малик | Малик — бог, упоминаемый в надписях северной Аравии. Его имя означает «король». | Аттестованный | ||
Манаф | Манаф - бог, которого мусульманский ученый Ат-Табари описал как «одно из величайших божеств Мекки», хотя информации о нем мало. он засвидетельствован В Хауране как Зевс Манафос, приравненный к Зевсу . [ 21 ] Говорят, что женщины держали его изображение подальше во время менструации. Некоторые ученые предполагают, что Манаф мог быть солнечным богом. [ 22 ] | Аттестованный | Аттестованный | |
Чувствовать | Манат – богиня судьбы, предназначения и смерти. В набатейских и латинских надписях она была известна как Манават . Она древняя богиня, предшествовавшая Аль-Лату и Аль-Уззе. Она ассоциировалась с Душарой и Хубалом и приравнивалась к греческой богине Немезиде . Она стала главной богиней Бану Аус и Бану Хазрадж , двух политеистических племен Ятриба ( Медины ). Согласно исламской традиции, ее поклонение закончилось разрушением ее святыни на берегу Аль-Кудайда. | Аттестованный | Аттестованный | |
Аль-Мухаррик | Аль-Мухаррик — бог, которому поклоняются Бану Бакр ибн Ваиль и остальные члены Бану Рабиа , а также Бану Тамим . Его имя означает «горелка». | Аттестованный | ||
Земля | Муним, переведенный по-гречески как Монимос, был одним из кочевых богов арабов в период Пальмирской империи, наряду с Азисосом, Ма'ном, Абгалом, Шаадом и Ашаром. | Аттестованный | ||
Наб'ал | Набал был богом, которому поклонялись в Каминаху . | Аттестованный | ||
Наср | Наср — бог, которому поклонялись химьяриты и, согласно « Книге идолов» , ему поклонялись в месте под названием Балха. [ 23 ] Племя Рабиа поклонялось богу Насру. [ 24 ] | Аттестованный | Аттестованный | |
Никра | Никра — бог, связанный с исцелением, которому поклоняются минейцы. Его святыня была приютом для умирающих людей и рожениц. | |||
сейчас | Нуха — богиня, связанная с Солнцем. Она также была связана с эмоциями, как описано в различных надписях в Неджде, Саудовская Аравия. | Аттестованный | ||
Нум | Нум — бог, которому поклоняются Музайны , которые назвали своих детей Абд-Нумом в его честь. | Аттестованный | ||
Аль-Кайн | Аль-Кайн — бог, которому поклоняются Бану Амр ибн Ауф из племени Аус. [ 18 ] | Аттестованный | ||
Свекровь | Кайнан — сабейский бог и, исходя из этимологии, может быть богом кузнецов. | Аттестованный | ||
Кайша | Аттестованный | |||
Куза | Куза — бог погоды и гор, а также бог радуги, которому поклоняются жители Муздалифы. Его атрибут – лук и стрелы из градины. [ 25 ] Вероятно, он был синкретизирован с идумейским богом Косом и стал известен как qaws quzah . [ 26 ] | Аттестованный | ||
Рам | Засвидетельствовано, что Раму поклоняются в Пальмире (нынешняя Сирия) наряду с Шамсом и Аллатом. [ 27 ] | Аттестованный | ||
Коричневый | Руда — важный солнечный бог в Северной Аравии. В ассирийской надписи он назван Рулдаиу и часто упоминается в тамудических и сафаитских надписях. Душара, возможно, возникла как форма Руды. | Аттестованный | Аттестованный | |
Саад | Саад — бог удачи, которому поклоняется племя Бану Кинана . Его культовым изображением был высокий камень, расположенный в пустыне, и там для благословения приносили в жертву животных. | Аттестованный | ||
Аль-Саида | Аль-Саида был богом, культовое изображение которого стояло на горе Ухуд, но неизвестно, поклонялись ли ему в храме (харам). | Аттестованный | ||
Сахар | Сахр — бог, которому поклоняются Бану Харита из племени Аус. [ 18 ] | Аттестованный | ||
Псалом | Аттестованный | |||
Аль-Самх | Аль-Самх — бог, которому поклоняются Бану Зурайк из племени Хазрадж. [ 18 ] | Аттестованный | ||
Шад | Шаад был одним из кочевых богов арабов в Пальмире, в паре с Мааном. | Аттестованный | ||
Шафр | Шафр — бог, которому поклоняются Бану Хатма из племени Аус. [ 18 ] | Аттестованный | ||
Шамс | Шамс/Шамсум — женское солнечное божество , возможно, родственное ханаанскому Шапашу и более широкому ближневосточному Шамашу . Она была доминирующей богиней Химьяритского королевства и, возможно, все еще почиталась бедуинами в той или иной форме в течение нескольких столетий спустя. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] | Аттестованный | Аттестованный | |
Шай аль-Каум | Шай аль-Каум, «которого он сопровождает народ», — бог, связанный с войной, ночью и защитой караванов, что в первую очередь засвидетельствовано в сафайте и, хотя и реже, в набатействе. Его описывают как бога, «который не пьет вина и не строит дома». Шай аль-Каум также засвидетельствован в Пальмире в надписи, посвященной набатейцу. Возможно, что лихианитское божество КМ (Кавм) является лицемерием своего имени. | Аттестованный | ||
Шингала | Шингала была названа в надписи, в которой перечислены божества Таймы. | Аттестованный | ||
Суайр | Суайр — бог-прорицатель племени Аназа . | Аттестованный | ||
вода | Сува — бог, которому поклоняется племя Худхайл . | Аттестованный | ||
Син | Син был главным богом хадрамитов. Его роль оспаривается; хотя он может быть связан с Луной и, в более широком смысле, с семитским богом Сином , его символом является орел, солнечный символ. | Аттестованный | ||
Талаб | Та'лаб — бог луны, которому в первую очередь поклоняются Сумай, сабейская племенная конфедерация, состоящая из племен Хашид , Хумлан и Ярсум. Он также был связан с пастбищами. У него был важный храм в Рияме. | Аттестованный | ||
Теандриос | Теандриос — греческое имя бога, которому поклонялись арабские племена горы Хермон. | Аттестованный | ||
Аль-Укайсир | Аль-Укайсир — бог, культовый образ которого стоял в Сирии . Согласно « Книге идолов» , к его приверженцам относятся племена Кудаа , Бану Лахм , Иуда, Бану Амела и Гатафан . Приверженцы совершали паломничество к культовому изображению, брили головы, а затем смешивали волосы с пшеницей, «на каждый волос по горсти пшеницы». [ 32 ] | Аттестованный | ||
Аль-Узза | Аль-Узза — богиня, ассоциирующаяся с мощью, защитой и любовью. Приравниваемая к греческой богине Афродите, она была важной богиней набатеев, и в Петре был построен посвященный ей храм. В Хиджазе она стала главной богиней курайшитов , когда-то стоял храм с тремя деревьями а в Нахле . В доисламской поэзии она упоминалась как символ красоты. В Южной Аравии она была известна как Уззаян и ассоциировалась с целительством. Согласно исламской традиции, ее поклонение закончилось разрушением ее святыни в Нахле. | Аттестованный | Аттестованный | |
Гость | Вадд — национальный бог минейцев, его также ассоциировали со змеями. Согласно « Книге идолов» , калбы поклонялись ему в образе человека и, как говорят, олицетворяли небо, а его культовое изображение, как сообщается, стояло в Думат аль-Джандале. | Аттестованный | Аттестованный | |
Аль-Ябуб | Аль-Ябуб — бог, принадлежавший клану Джадила Тайя, который согласно « Книге идолов» до него воздерживался от еды и питья. [ 33 ] Говорят, что изначально клан поклонялся другому культовому изображению, пока племя Бану Асад не отобрало его у них. [ 33 ] | Аттестованный | ||
Яук | Яук — бог, которому поклоняются Хайвины. | Аттестованный | ||
Ягут | Ягут — бог, которому поклоняются Мадхиджи , конфедерация Кахтанитов. Жители Джураша в Йемене также поклонялись ему. | Аттестованный | ||
Все кончено | Ятха — бог, связанный со спасением. Его имя означает «Спаситель». | Аттестованный |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Подтверждено археологическими и/или эпиграфическими свидетельствами
- ^ Jump up to: а б Засвидетельствовано в аль-Кальби. » «Книге идолов
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хойланд 2002 , с. 139.
- ^ Jump up to: а б с Робин, Кристиан Жюльен, «Южная Аравия, доисламские религии», в McAuliffe 2005 , стр. 87.
- ^ Армстронг, Карен (2000). Ислам: Краткая история . п. 11. ISBN 0-8129-6618-Х .
- ^ Jump up to: а б Иордания, 2014 г. , с. 16.
- ^ Иордания 2014 , с. 20.
- ^ Иордания 2014 , с. 37.
- ^ аль-Кальби 1952 , с. 37.
- ^ аль-Кальби 1952 , с. 35.
- ^ Иордания 2014 , с. 26.
- ^ Иордания 2014 , с. 1.
- ^ Уивер 1979 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б с Хойланд 2002 , с. 134.
- ^ Jump up to: а б Люркер 2015 , с. 56.
- ^ Иордания 2014 , с. 47.
- ^ Иордания 2014 , с. 72.
- ^ аль-Кальби 1952 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б аль-Кальби 1952 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Аль-Лат
- ^ Питерс 1994 , с. 109.
- ^ Хойланд 2002 , с. 40.
- ^ Кук, AB (21 октября 2010 г.). Зевс: исследование древней религии . ISBN 9781108021234 .
- ^ Коултер и Тернер 2013 , с. 305.
- ^ аль-Кальби 1952 , с. 10.
- ^ Джон Ф. Хили, Венеция Портер. Исследования по Аравии в честь Дж. Рекса Смита. Издательство Оксфордского университета. п. 93
- ^ Иордания 2014 , с. 260.
- ^ Тейксидор 2015 , с. 90.
- ^ Гонзаг Рикманс 1952 , с. 260.
- ^ Дж. Ф. Бретон (перевод Альберта Лафаржа), Аравия Феликс со времен царицы Савской, восьмой век до нашей эры - первый век нашей эры, 1998, University of Notre Dame Press: Notre Dame (IN), стр. 119-120.
- ^ Джулиан Болдик (1998). Черный Бог. Издательство Сиракузского университета. п. 20. ISBN 0815605226 .
- ^ Мерриам-Вебстер, Энциклопедия мировых религий Мерриам-Вебстера, 1999 - 1181 страница
- ^ Дж. Рикманс, «Южная Аравия, религия», в Д.Н. Фридмане (главный редактор), The Anchor Bible Dictionary, 1992, Volume 6, op. цит., с. 172
- ^ аль-Кальби 1952 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б аль-Кальби 1952 , с. 54.
Источники
[ редактировать ]- Бекинг, Боб; Хорст, Питер Виллем ван дер (1999), Словарь божеств и демонов в Библии , Wm. Издательство Б. Эрдманс, ISBN 9780802824912
- Коултер, Чарльз Рассел; Тернер, Патрисия (2013), Энциклопедия древних божеств , Рутледж, ISBN 978-1135963903
- Хитти, Филип К. (2002), История арабов (пересмотренная редакция), Macmillan International Higher Education, ISBN 9781137039828
- Хойланд, Роберт Г. (2002), Аравия и арабы: от бронзового века до прихода ислама , Routledge, ISBN 1134646348
- Джордан, Майкл (2014), Словарь богов и богинь , Издательство информационной базы, ISBN 978-1438109855
- аль-Калби, Ибн (1952), Книга идолов, являющаяся переводом с арабского языка Китаб аль-Аснам (перевод и комментарии Набиха Амина Фариса) , Princeton University Press
- Люркер, Манфред (2015), Словарь богов и богинь, дьяволов и демонов , Routledge, ISBN 9781136106200
- Маколифф, Джейн Даммен (2005), Энциклопедия Корана , том. 5, Брилл, ISBN 978-90-04-12356-4
- Питерс, Фрэнсис Э. (2017), Арабы и Аравия накануне ислама , Routledge, ISBN 9781351894791
- Питерс, Фрэнсис Э. (1994), Мухаммед и истоки ислама , SUNY Press, ISBN 9780791418758
- Тейксидор, Хавьер (2015) [1977], Языческий бог: популярная религия на греко-римском Ближнем Востоке , Princeton University Press, ISBN 9781400871391
- Тейксидор, Хавьер (1979), Пантеон Пальмиры , Архив Брилла, ISBN 9004059873
- Тромбли, Фрэнк Р. (1993), Эллинская религия и христианизация: C. 370–529 , BRILL, ISBN 9789004096240