Коми мифология
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( июнь 2022 г. ) |
Коми мифология — традиционная мифология коми народов севера России .
Боги и духи
[ редактировать ]Мифология |
---|
- Эн (Ен) – «Сила». Добрый бог-творец и враг Кула. Он принял облик лебедя.
- Куль или Омоль (Куль или Омӧль) - «Слабость». Бог воды и мертвых , а также бог-творец зла. Он принял облик поганки .
- Васа (Васа) — еще один водный дух. Как и Кул, он мог быть злым, и его приходилось умиротворять, бросая в воду хлеб, палку, лепешки или табак. Он был другом мельников.
- Олысь или Олыся (Олысь или Олыся) — дух очага, эквивалент русского домового . Под именем Рынышса (Рынышса) он представляет собой водного духа, связанного с банями, появляющегося в виде маленького горбатого старичка с белой бородой.
- Айка (Айка) – «Отец» или «Родитель». Дух , защищающий определенное место . Они стали врагами Стефана Пермского .
- Пелуди-Айка (Пелуди-Айка) — «Отец Василек ». Дух, запретивший крестьянам выходить из дома 20 июля. Если они не подчинялись, их кукуруза была разорена.
- Пывсянса (Пывсяньса) — банщик , аналог русского банника . Он выглядит как маленький человечек в красной шапке с горящими глазами.
- Войпель (Войпель) — Бог холодного северного ветра и ночи . Его имя означает «Северный/Полуночный ветер».
- Вёрса (Вёрса) — Дух леса, аналог русского лешего . [ 1 ] В каждом лесу есть свой Вёрса. Охотники предлагали ему меха, хлеб-соль или табак в надежде, что он поможет им поймать дичь.
Миф о сотворении мира
[ редактировать ]Утиное яйцо породило Эна и Омоля, духов добра и зла соответственно. Эн принял облик лебедя , Омоль — поганки . Они поднялись со дна первозданного океана, чтобы создать мир .
Душа
[ редактировать ]человека В религиозных верованиях коми душа (лов, «лов») имела двойника (орт, «орт», или орд, «орд»). Орт рождается с каждым человеком и дает предчувствие смерти либо человеку, который должен умереть, либо кому-то из его семьи.
Преисподняя
[ редактировать ]Обычно считалось, что земля мертвых находится далеко на севере живых, за горами, реками и лесами. Коми-эквивалентом Стикса ( реки подземного мира в греческой мифологии ) была «Сыр Ю» (Сыр Ю), «Река смоляная». Мертвым душам были назначены различные средства перехода через реку, в зависимости от их грехов в этом мире: железный мост, шаткая балка, тонкий шест или паутина. После этого мертвецам пришлось подняться на огромную скользкую гору. Это было возможно только в том случае, если человек вел хорошую жизнь и имел крепкие ногти. Традиционно коми хранили обрезки ногтей, чтобы их можно было похоронить вместе с ними и использовать в загробной жизни.
Шаманы и колдуны
[ редактировать ]Коми имели шаманов и верили в колдунов и ведьм. Самая известная ведьма в коми фольклоре – Ёма (или Ёма-баба).
Видеоигры
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аронов, Игорь. Поиски Кандинского: исследование личного символизма художника, 1866–1907 . Питер Лэнг, 2006, с. 41.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Апрель, Ив. Поговорим о коми . Харматтан, 2006. стр. 142-147.
- Коутс, Дж. Г. «Шомвуква. Коми народная сказка». В: Фольклор 77, вып. 4 (1966): 257–63. http://www.jstor.org/stable/1258668 .
- Конаков, Николай. «Рациональность и мифологические основы календарной символики древних коми». В кн.: Шаманизм и северная экология . Под редакцией Юхи Пентикайнена. Берлин, Нью-Йорк: Де Грюйтер, 2011 [1996]. стр. 135-142. https://doi.org/10.1515/9783110811674.135
- Конаков, Н.Д. «Комическая мифология» В: Энциклопедия уральских мифологий . Академия Киадо,
- Кузнецов Николай. «Коми фольклор. Сборник Поля Ариста ». В: Фольклор, том. 29 (2005): 191–196. doi:10.7592/FEJF2005.29.коми
- Лимеров, Павел (2019). «Некоторые мотивы коми сказаний о сотворении мира» . Электронный журнал фольклора . 76 : 29–38. дои : 10.7592/FEJF2019.76.лимеров .
- Мишарина, Галина. «Похоронно-магическая обрядность у коми». В: Фольклор, том. 47 (2011): 155–172. doi:10.7592/FEJF2011.47.misharina
- Пантюхин, Дмитрий Александрович (2012). «Коми-пермяцкий праздник проллавера с обрядом быкобоя». В: Антропология и археология Евразии , 51:2, 8-40. DOI: 10.2753/AAE1061-1959510201
- Podyukov, Ivan A. " О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ КОМИ-ПЕРМЯЦКОЙ ХРОНОНИМИКИ " [ABOUT SOME PECULIARITIES OF KOMI-PERMYAK CHRONONYMICS]. In: Philological Studies Vol. 15, No 2 (2017): 47-55. (In Russian)
- Терюков, Александр. «Материалы по коми-зырянской мифологии: Представления о душе». В кн.: Шаманизм и северная экология . Под редакцией Юхи Пентикайнена. Берлин, Нью-Йорк: Де Грюйтер, 2011 [1996]. стр. 143-150. https://doi.org/10.1515/9783110811674.143
- Филимонов, В. В. (2014). Фольклор и верования народа коми в «Известиях Архангельского общества изучения русского Севера» [FOLKLORE AND BELIEFS OF THE KOMI PEOPLE IN “PROCEEDINGS OF THE ARKHANGELSK SOCIETY FOR THE STUDY OF THE RUSSIAN NORTH”]. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, (1), 88-94. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/folklor-i-verovaniya-naroda-komi-v-izvestiyah-arhangelskogo-obschestva-izucheniya-russkogo-severa (дата обращения: 04.08.2022).