Мифология хайда
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2008 г. ) |
Хайда побережья — один из коренных народов тихоокеанского северо-западного Северной Америки . Их национальные территории расположены вдоль западного побережья Канады и включают части юго-восточной Аляски . Мифология хайда — это местная религия , которую можно охарактеризовать как религию природы , опирающуюся на мир природы, сезонные закономерности, события и объекты для вопросов, на которые пантеон хайда дает объяснения. Мифология хайда также считается анимистической из-за широты пантеона хайда, наполненной повседневными событиями Сана Кеда .
Существует бесчисленное множество сверхъестественных существ Хайда, или Сана Кеда , в том числе выдающиеся гребни животных, направления ветра и легендарные предки. [1] Джон Р. Свонтон , документируя верования хайда в рамках экспедиции Джесупа в Северном Тихом океане, записал, что высшим существом во всей мифологии хайда и тем, кто дал силу Сана Кеда, был Синс са'нава-и , что переводится как «Сила». -Сияющих-Небес». Некоторые обладают способностью трансформироваться между животными и человеческими формами, а другие нет. В искусстве иногда можно встретить существ с антропоморфными чертами, особенно человеческими лицами, внутри или как часть тела, что указывает на эту преобразующую способность.
ворон [ править ]

Мифология |
---|
В мифологии хайда Ворон является центральным персонажем, как и для многих коренных народов Америки ; см . «Сказки Ворона» . Хотя Хайдаса часто называют « обманщиком », он считает, что Рэйвен или Яал [2] быть сложным отражением самого себя. Рэйвен может быть волшебником, преобразователем, мощной творческой силой, хищным развратником, но всегда культурным героем. Он отвечает за создание Хайда Гвайи , освобождение солнца из крошечной коробочки и создание звезд и луны. [3] [4] В одной из историй он выпустил первых людей из раковины моллюска на пляже; в другой истории он вытащил первых людей из-под земли, потому что ему нужно было заполнить вечеринку, которую он устраивал. Истории о Воронах на одном уровне учат слушателей тому, как жить хорошей жизнью, но обычно на контрпримерах. Ворона описывают как самое жадное, развратное и озорное существо, известное хайда, но в то же время Ворон часто помогает людям в наших встречах с другими сверхъестественными существами . Ворон приобрел такие вещи, как пресную воду, лосося и дом для людей. Роберт Брингхерст отметил, что Рэйвен на самом деле ничего не создает; он создал мир, воруя, обменивая, перераспределяя и вообще перемещая вещи.
Другие цифры [ править ]
Таксет и Тиа — боги смерти среди хайда. Таксет управляет насильственной смертью, а Тиа — мирной смертью. Дзалархонс , женщина, связанная с лягушками и вулканами , и ее муж Каити ( бог -медведь ) прибыли на родину хайда из Тихого океана вместе с шестью каноэ, полными людей. Гилдептис — добрая лесная богиня. Лагуа — невидимый дух, который помог хайда открыть для себя применение железа . Шаманы могли говорить голосом Лагуа , стиснув зубы. [ нужна ссылка ]
Часть мифологии собрала поэтесса Энн Кэмерон , создавшая интерпретации для взрослых и детей. Эпические версии мифологии поэтов-сказителей-хайда XIX века Скаай и Гандла были переведены Робертом Брингхерстом , чья «История остра, как нож» , сборник их произведений, получил премию генерал-губернатора . Однако его переводы вызывают споры в кругах хайда, и некоторые обвиняют его в культурном присвоении . [ нужна ссылка ]
Современное искусство [ править ]
Роберт Дэвидсон включил Xe-ū' , «Юго-восточный ветер», в различные средства массовой информации, включая сериграфическую печать 2002 года . [5] как одинокое существо на тотемном столбе 2010 года , [6] и как главное существо на кедровой панели 2015 года. [7] Совсем недавно, в 2019 году, Дэвидсон выпустил сериграфический отпечаток под названием «Сверхъестественные существа» , на котором изображены пять безымянных Са'на Кеда, начертанные на мантии Чилкат . [8]
В 2019 году Терри-Линн Уильямс-Дэвидсон вместе со своей падчерицей Сарой Флоренс Дэвидсон опубликовала детскую книгу под названием « Волшебные существа Хайда-Гвайи» , в которой рассказывается о десяти сверхъестественных существах из древних историй Хайда и они представлены в визуальной среде. Книга привлекает детей и учит их вдохновляющим и содержательным примерам жизни в балансе с природой. [9] [10]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Суонтон, Джон Р. (1905). Вклад в этнологию хайда . Нью-Йорк: Американский музей естественной истории . стр. 13–22.
- ^ Лоуренс, Эрма (1974). «Яхл (Хаадас Гьяахлаанг)» . Общество сохранения языка и литературы хайда. Архивировано из оригинала 2 июня 2017 г. Проверено 3 декабря 2016 г.
- ^ «Как Ворон принес Свет в мир» . www.firstpeople.us .
- ^ «История – история творения» . Детский сайт канадского поселения . Архивировано из оригинала 20 февраля 2009 года.
- ^ Дэвидсон, Роберт . «сериграфии» . www.robertdavidson.ca .
- ^ Дэвидсон, Роберт . «Тотемные столбы» . www.robertdavidson.ca . Проверено 22 июля 2020 г.
- ^ «Панели Северо-Западного побережья» . Галерея Дугласа Рейнольдса. 8 сентября 2019 года . Проверено 22 июля 2020 г.
- ^ «Сверхъестественные существа» . Прибрежные народы. 27 сентября 2019 года . Проверено 22 июля 2020 г.
- ^ Уильямс-Дэвидсон, Терри-Линн . «Волшебные существа Хайда-Гвайи» . Проверено 16 марта 2020 г.
- ^ «БК: 15 самых продаваемых книг за неделю с 21 марта» . Ванкувер Сан . Проверено 1 мая 2020 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Родные языки Америки: легенды индейцев хайда , native-languages.org