Jump to content

Осетинская мифология

Осетинская мифология или аланская мифология ( осет .: Ирон мифологи, Дигорон митологи , латинизированное: Ирон мифологи, Дигорон митологи ) — собирательный термин для верований и обычаев осетинского народа Кавказского региона , который содержит несколько богов и сверхъестественных существ. Считается, что сама религия имеет скифское происхождение, но содержит много более поздних элементов христианства , причем осетинских богов часто отождествляют с христианскими святыми. Боги играют роль в известных историях о расе полубожественных героев, называемых нартами .

Божества

[ редактировать ]
  • Хуцау или Сюцау ( осет . Хуыцау, Хуцау , латинизированное: Xwycaw, Xucaw ). Глава богов.
  • Уастырджи или Васгерги ( осет .: Уастырджи, Уасгерги , латинизированное: Вастырджи, Васгерги ), также известное как Лагтыдзуар или Лагдзуар, реже как Уастылаг. Названный в честь Святого Георгия , он является покровителем мужчин и путешественников, а также гарантом клятв. Главный покровитель Северной Осетии-Алании .
  • Уацилла ( осет . Уацилла, Уацелла, Елиа , латинизированные: Вацилла, Вачелла, Элия ). Назван в честь святого Илии , также пишется как Ватсилла . Бог дождя, грома и молнии. Как защитник урожая он известен как Хоры Уацилла ( Hory Uacilla , «Уацилла пшеницы»). Любой, кого ударила молния, считался избранником бога, и если он выживал, в его честь приносили в жертву овцу. Его праздник отмечался летом жертвоприношением ягненка и быка и распитием специально сваренного пива. В этот день женщины молча пекли хлеб в знак почтения. [1]
  • Сафа ( осет . Сафа , латинизированное: Сафа ). Бог очаговой цепи. Самое главное домашнее божество для осетин.
  • Донбеттыр ( осет . Донбеттыр, Донбеттэр , латинизированное: Донбеттыр, Донбеттэр ). Владыка вод. Он назван в честь святого Петра и представляет собой смесь осетинских слов «дон» (что означает «вода») и «Петр». Он использует свою цепь, чтобы утащить тех, кто по неосторожности слишком поздно идет купаться, в его царство на дне моря. У него много прекрасных дочерей, сравнимых с русалками славянской мифологии . отмечали в субботу после Пасхи . Вплоть до XIX века его день молодые девушки
  • Дзерассае ( осет . Дзерассэ , латинизированное: Дзерассэ ), одна из дочерей Донбеттыра, мать многих нартских героев.
  • Тутыр ( осет . Тутыр, Тотур , латинизированное: Тутыр, Тотур ). Назван в честь святого Феодора Тирского . Повелитель волков.
  • Фэлвэра ( осет . Фэлвэра , латинизировано: Фэлвэра ). Возможно, назван в честь Флоруса и Лавра . Фэльвара был защитником овец, и его праздник отмечался перед стрижкой овец в сентябре. [1] У него только один глаз. Он часто является врагом Тутыра.
  • Эфсати ( осет . Эфсати , латинизированное: Эфсати ). Возможно, названный в честь святого Юстаса , он — бог охоты мужского пола. [2]
  • Курдалэгон ( осет . Курдалэгон, Курдалэгон , латинизированное: Квирдалэгон, Курдалэгон ). Небесный кузнец . Близкий друг нартов.
  • Сатана (Сатана). Богиня-мать, мать нартов.
  • Саубараг ( осет . Саубарег или Сау бэрэги дзуар, Сау бэрэги дзиварэ , латинизированное: Саубарег или Сау барэджи дзвар, Сау бэрэги дзиварэ , букв. «черный всадник»), бог тьмы и воров. [3]
  • Хуйендон Эльдар (Хуйендон Эльдар). Повелитель рыб. Великий маг и дух, ведущий себя как земной вождь («Эльдар»). Его имя, по словам Абаева, означает «владыка пролива»; скорее всего, это Киммерийский Босфор, современный Керченский пролив .
  • Барастыр ( осет . Барастыр, Барастэр , латинизированное: Барастыр, Барастэр ) Осетинский психопомп . Правитель подземного мира , который направляет прибывшие мертвые души либо в рай , либо в свое царство. [4]
  • Аминон ( осет . Аминон , латинизированное: Аминон ). Хранитель подземного мира.
  • Аларды или Алаурди ( осет . Аларды, Алаурди , латинизированное: Аларды, Алаврди ). Повелитель оспы , которого нужно было умилостивить. [5]

Приставка уак- в Уастырджи и Уацилла не имеет синхронного значения в осетинском языке и обычно понимается как означающая «святой» (применяется также к Тутыру, Уаку Тутыру , возможно, Святому Феодору , и к Святому Николаю , Уаку Никкола ). Однако синхронный термин для слова «святой» — сыхдаег (родственный авестийскому Язата ). Гершевич (1955) связывает uac со словом, обозначающим «слово» (санскрит vāc , ср. латинский vox ) в смысле Логоса .

Путешествие мечты в страну мертвых

[ редактировать ]

Есть среди них и некоторые старики и женщины, которые накануне святого Сильвестра впадают в своего рода экстаз, оставаясь неподвижными на земле, как бы спящими. Проснувшись, они говорят, что видели души умерших, иногда в большом болоте , либо верхом на свиньях, собаках или баранах. Если они видят душу, собирающую пшеницу на полях и приносящую ее в деревню, они видят предзнаменование обильного урожая. [6] [7]
Юлиус Клапрот 1823 г.

Курыс (Дигор Бурку ) — страна грез, луг, принадлежащий умершим, который могут посещать определенные личности ( шаманы типа Курысдзаута/Буркудзаута) во сне. Посетители могут принести чудесные семена удачи и удачи, иногда преследуемые мертвыми. Вместо этого неопытные души могут вернуть лихорадку и болезнь. Гершевич (совместно с В.И. Абаевым ) сравнивает имя Курыс с горой Каоирис в Яште 19.6 (авестийское *Karwisa указывать на то, что название является ложным остатком легенд о происхождении Айрианем Ваеджи алан ), что может .

Фольклор

[ редактировать ]

Осетинский фольклор включает также несколько мифологических персонажей, в том числе фигурирующих в нартских сагах , таких как богатыри-воины Батраз , Ахшар и Ахсартаг .

См. также

[ редактировать ]


  1. ^ Jump up to: а б Арысь-Джанаева 2004 , с. 163.
  2. ^ Чаудри, Анна (1996), «Кавказское охотничье божество, мужское и женское: следы богини охоты в осетинском фольклоре», в Биллингтоне, Сандра; Грин, Миранда (ред.), Концепция богини , Routledge, стр. 167–168, ISBN  9781134641529
  3. ^ Сау бараджи дзоар (на русском языке)
  4. ^ Люркер, Манфред (1987), Словарь богов и богинь Рутледжа, Дьяволов и демонов , Рутледж , стр. 30, ISBN  0-415-34018-7
  5. ^ Арыс-Джанаева 2004 , с. 165.
  6. ^ Клапрот, Юлиус Путешествие по Мон-Кавказу и в Георгии , 2 тома, Париж, 1823 г., том. II стр. 223 и далее.
  7. ^ Гинзбург, Карло (2004). Экстази: расшифровка шабаша ведьм . Чикаго: Издательство Чикагского университета.

Источники

[ редактировать ]
  • Арыс-Джанаева, Лора (2004), Parlons ossète , Париж: Harmattan
  • Дюмезиль, Жорж, изд. (1965), Книга героев: легенды о Нартах , Париж: Галлимар.
  • Фольц, Ричард (2019). «Скифское неоязычество на Кавказе: осетинский Уацдин как «природная религия», « Журнал по изучению религии, природы и культуры ». Том 13, № 3. С. 314–332.
  • Гершевич, Илья (1955), «Слово и дух по-осетински», Бюллетень Школы востоковедения и Африки , 17 (3): 478–489, doi : 10.1017/S0041977X0011239X .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Миллер, Всеволод , Осетинские этюды [ Ossetian Studies ] (in Russian) , published in 3 volumes
    • Осетинские тексты , vol. I, 1881 , folklore texts
    • Исследования , вып. II, 1882 г. , фонетика и грамматика осетинского языка; религиозные убеждения
    • Исследования , vol. III, 1887 , history and ethnography, proverbs
  • Хюбшманн, Х. (1887), «Осетинское номинальное образование», Журнал Немецкого восточного общества (на немецком языке), 41 (2), Harrassowitz Publisher: 319–346, JSTOR   43361867 , на основе работы Миллера 1881 года.
  • Dumézil, Georges, ed. (1976), Осетинский Эпос И Мифология [ Ossetian Epics and Mythology ] (in Russian)
  • Дзадзиев Александр Борисович; Караев Солтан Михайлович; Дзуцев Хасан Владимирович, ред. (1994), Этнография и мифология осетин словарь ( ) (на русском языке)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f702fbe3da3995eefb1caa4ade322e93__1720322160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/93/f702fbe3da3995eefb1caa4ade322e93.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ossetian mythology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)