Батраз
Батраз | |
---|---|
Информация во вселенной | |
Пол | Мужской |
Национальность | Осетинский бог-герой |
Батраз , Батрадз или Патараз ( осет . Батыраз Батыра ) — центральный персонаж северокавказских мифов, известных как нартские саги . Нарты были центральными фигурами фольклора народов Северного Кавказа.
Миф
[ редактировать ]Batraz ( Батрадз , or Батраз ) in the Ossetian Nart sagas is son of Khami(t)s ( Хамыца ). [ 1 ] Хамис был женат на морской нимфе или водном духе, в осетинских вариантах - на дочери (иногда называемой Бисенон из рода Бисента) осетинского морского бога Донбеттыра , а в черкесских версиях - на лягушачьей госпоже Исп. На собрании нартов (см. ru:Ныхас ) нарт Сырдон (см . ru:Сырдон ) высмеивал жену Хамиса, принявшую облик лягушки, которую он положил себе в карман. В результате жена Хамиса ушла, но прежде чем уйти, она вдохнула (плюнула?) эмбрион своего сына на спину мужа, создав своего рода кисту, похожую на матку, из которой позже выходит Батраз, светящийся горячим. [ 2 ] [ 3 ]
Родившись из спины отца, еще горящий, Сырдон бросает Батраза в море, где он и обитает в детстве. [ 1 ] Батраз получил свои силы, посетив бога-кузнеца Курдалаегона ( Курдалазону ) – кузнец нагревает Батраза до белого каления, а затем, используя щипцы, бросает его в море. С этого момента начинаются великие подвиги Батраза – он живет на небе и умеет призывать молнии на помощь нартам. [ 1 ] В одном варианте Батраз требует от нартов огромное количество древесного угля, затем двумя десятками мехов уголь раскаляется, и Батраз раскаляется добела, затем он прыгает в море, а затем убивает множество нартов. [ 4 ] В варианте этого мифического мотива Батраз становится настолько горячим - чтобы отомстить за смерть своего отца от рук некоторых других нартов - что он, горя, погружается через последовательные этажи башни в котел, поставленный под ним Сырдоном, а затем в отместку убивает провинившихся нартов. [ 5 ]
Среди его подвигов — месть «кривому великану» ( кривого великана ) в отместку за насилие над молодыми людьми нартов; а также о Сайнаг-Алдаре («владельце черной горы», см. ru:Сайнаг-Алдар ), убийце своего отца Ксамыка. [ 1 ]
Батраз появляется и в сказках, в которых нарты состязаются за приз посредством хвастовства – часто он оказывается победителем в хвастливых играх. [ 6 ]
В конечном итоге именно месть за отца привела к его смерти - у его отца был волшебный зуб, который, когда его показали, позволял ему спать с любой женщиной из Нартов - его (неправильное) использование этого зуба привело к тому, что Ксамик был убит в засаде другие нарты, жаждавшие за это мести. Однако Батраз мстит и начинает жестокими способами убивать и преследовать других нартов, затем начинает винить небесных духов в смерти своего отца. В конце концов богу приходится вмешаться и казнить Батраза. [ 7 ]
Меч Батраза
[ редактировать ]Одним из аспектов Батраса является его изображение железа. Часто в рассказах говорится, что само его физическое присутствие используется как оружие, например, как он пробивает стены крепости. Сказки о том, как его разгоряченное тело погружают в воду, были восприняты как отсылка к закалке стали, чтобы сделать ее более твердой. [ 8 ]
В других аспектах его мифа именно его меч создает молнию, возникающую при взмахе, чтобы рассеять злых духов. По одной из версий легенды Батраз мог умереть только тогда, когда его меч был брошен в Черное море . [ 8 ]
Осетинские аспекты
[ редактировать ]Большая часть рассказов Батраза была собрана в Осетии. [ 9 ]
По преданию, три главных святилища (святилища) Осетии - Реком (Реком), Таранджелоз (Таранджелос) и Мыкалгабырта (Микалгабирта) - образовались тремя слезами, пролитыми Богом после смерти Батраза. [ 10 ]
Кроме того, в некоторых местных фольклорах осетины связывали имя Батраза с грозами. [ 9 ] Однако после христианизации как бог грозы он соперничает с христианскими фигурами «Св. Wacilla' (см. ru:Уацилла ). [ 1 ] [ 9 ]
Этимология
[ редактировать ]Русский лингвист и историк Николай Трубецкой предположил, что имя Батраз было заимствовано в осетинский язык из кабардинского источника, поскольку фонология исконно осетинского имени невозможна. Трубецкий предположил, что это имя было заимствовано кабардинцами у более раннего, неосетинского иранского народа, когда-то жившего в этом регионе, и реконструировал древнеиранскую форму как *Питари-за , что означает «рожденный отцом» (а ссылка на легенду о рождении Батраза, в которой он родился из горба на спине своего отца Ксамика). [ 11 ]
Осетинский термин Батыр может быть родственным персидскому слову Бахадор ( персидский : بهادر ), первый слог, скорее всего, происходит от иранского слова *bag, означающего «Герой, Господь», все имя означает «герой Аз» – что достаточно интересно, «Аз» также является корнем грузинского экзонима «Оси» или «Осети» (от древнеосетинского Ази , от более раннего Иаси ), вторая половина которого в конечном итоге происходит от протоиранского *Язиг , от которого произошли языги , а затем и осетины. получить свое имя. [ 12 ]
Сравнительная мифология
[ редактировать ]Как «бог», борющийся с другими богами, Батраз играет ту же роль, что и армянский Артавазд (сын Арташеса) и грузинский Амирани . [ 13 ] Он также был идентифицирован как соответствующий Прометею в греческом мифе . [ 14 ] [ 15 ]
Дюмезиль также видит параллели между необычным рождением Батраса и индийским божеством Индрой . [ 16 ]
Его иногда рассматривают как возможного предшественника короля Артура . [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Мелетинский 1990 , Батрадз, Батраз.
- ^ Мелетинский 1990 , Хамыц.
- ^ Дюмезиль 1976 , с. 135.
- ^ Дюмезиль 1976 , стр. 63–4.
- ^ Дюмезиль 1976 , с. 60.
- ^ Дюмезиль 1976 , с. 187.
- ^ Дюмезиль 1976 , с. 169, 185.
- ^ Jump up to: а б Дюмезиль 1976 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б с Дюмезиль 1976 , с. 58.
- ^ Дюмезиль 1976 , с. 21.
- ^ Трубецкой, Н.С. (2001), Трубецкой, Н.С.; Либерман, А. (ред.), «Замечания о некоторых иранских словах, заимствованных северокавказскими языками», Исследования по общей лингвистике и языковой структуре , Duke University Press, стр. 165–169.
- ^ Беквит, Кристофер И. (5 апреля 2009 г.). Империи Шелкового пути: История Центральной Евразии от бронзового века до наших дней . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-13589-2 .
- ^ Дюмезиль 1976 , с. 55.
- ^ Дюмезиль 1976 , с. 24.
- ^ Пфаф, В.Б. (1870), Материалы для древней истории осетин , vol. 4 pt.3, p. 9
- ^ Дюмезиль 1976 , стр. 64–5.
- ^ Грин, Кейтлин Р. (2009) [1998]. «Историчность и историзация Артура» . Артуриана.co.uk . Проверено 16 апреля 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Dumézil, Georges, ed. (1976), Осетинский Эпос И Мифология [ Ossetian Epics and Mythology ] (in Russian)
- Дзадзиев, Александр Борисович; Караев, Солтан Михайлович; Дзуцев, Хасан Владимирович, eds. (1994), Этнография и мифология осетин [ Ossetian ethnography and mythology ] (dictionary) (in Russian)
- Мелетинский, Е. М. , ed. (1990), МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ [ Mythological Dictionary ] (in Russian) , see e-text based on the work
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Хамис и Батраз». В кн.: Сказания нартов: Древние мифы и легенды осетин . Под редакцией Джона Коларуссо и Тамирлана Салбиева, Принстон: Princeton University Press, 2016. стр. 229–310. дои : 10.1515/9781400881123-010
- Грисвард, Джоэл Х. (1969). «Мотив меча, брошенного в озеро: смерть Артура и смерть Батрадза». Румыния (на французском языке). 90 (359): 289–340. дои : 10.3406/roma.1969.2702 .
- Грисвард, Джоэл Х. (1969a). «Мотив меча, брошенного в озеро: смерть Артура и смерть Батрадза (Вторая статья)». Румыния (на французском языке). 90 (360): 473–514. дои : 10.3406/roma.1969.2715 .
- Салбиев, Тамерлан. « БАТРАДЗ ». В: Энциклопедия Ираника Онлайн . Доступ: 30 января 2023 г.