Донбеттир
Донбеттир | |
---|---|
Эквиваленты | |
Индуистский эквивалент | Дэн |
Индоевропейский эквивалент | Ну нет |
Кельтский эквивалент | Дэн |
Донбеттыр ( осет . Донбеттыр ) — бог всех вод , защитник рыбы и рыбаков в осетинской мифологии . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Он связан с скифским божеством. одноименным [ 4 ] Его имя, возможно, происходит от слова «дон », что означает «река», и слова «дану », что означает «течь», как префикса к имени Петр («Беттир»), возможно, в отношении Святого Петра . [ 5 ] [ 6 ] Он является осетинским эквивалентом греческого Посейдона . [ 7 ]
Отношения
[ редактировать ]Его прекрасные дочери — осетинский эквивалент морских нимф . [ 7 ] Через них он является родоначальником многих героев эпической нартской саги Северного Кавказа, в том числе Урызмаэга , Сатанайи , Хаемыца и Батраза . [ 8 ] [ 9 ]
Златоволосая дочь Донбеттира, Дзерассае, была матерью Урызмаэга, Сатанайи и Ксаэмыца. [ 8 ]
Донбеттыр также является дедом по материнской линии нартского героя Батраза по браку охотника Ксаемыца с безымянной дочерью Донбеттыра. [ 10 ] В истории их брака Хаемыц гонится за белым кроликом и стреляет в него. Он умирает, но трижды возвращается к жизни, прежде чем сбежать на берег, где ныряет в море. Донбеттир поднимается из воды и заявляет, что на самом деле заяц — его дочь и что Ксэмыц должен на ней жениться. [ 8 ] Хямыц соглашается, но ему сообщают, что его жена днём появится на земле в виде черепахи . Лишь ночью она примет облик прекрасной женщины, на которой он женился. [ 8 ] [ 11 ]
Когда у Уризмаэга родился сын, Донбеттир взял на себя задачу вырастить мальчика глубоко под водой. [ 12 ] Хотя иногда этот мальчик безымянный, в некоторых версиях он герой кавказской культуры Амирани . В этом осетинском варианте Амирани обычно воспитывается на суше. Его бросают в море и воспитывают Донбеттыр и его дочери, и в конечном итоге он поднимается из моря на спине быка. [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уолтер, Филипп (1 января 2008 г.). La Fée Mélusine: Змея и птица (на французском языке). Издания Имаго. ISBN 9782849524565 .
- ^ Вернадский, Георгий (1959). Истоки России . Кларендон Пресс.
- ^ Кавказ . Центр исследований языка и коммуникации Колумбийского университета. 1956.
- ^ Народы, Международная конференция по бронзовому веку и железному веку; Антропология, Музей археологии Пенсильванского университета (май 1998 г.). Народы Восточной Центральной Азии эпохи бронзы и раннего железного века . Институт изучения человека. ISBN 9780941694636 .
- ^ «Журнал древней истории» . vdi.igh.ru. Проверено 19 февраля 2019 г.
- ^ Фольц, Ричард (30 декабря 2021 г.). Осетины: современные скифы Кавказа . Издательство Блумсбери. п. 108. ИСБН 978-0-7556-1846-0 . Проверено 29 августа 2022 г.
«беттир», искажение имени (Святого) Петра.
- ^ Перейти обратно: а б Петросян, Армен (2002). Индоевропейские и древнеближневосточные источники армянского эпоса: миф и история . Институт изучения человека. ISBN 9780941694810 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Туите, Кевин (1998). «Ахиллес и Кавказ» (PDF) . Журнал индоевропейских исследований . 26 (3): 26–27.
- ^ Вудард 2013 , с. 217.
- ^ Вудард, Роджер Д. (28 января 2013 г.). Миф, ритуал и воин в римской и индоевропейской древности . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139851725 .
- ^ Советская антропология и археология . Международная пресса по искусству и наукам. 1985.
- ^ Литтлтон, К. Скотт; Малькор, Линда А. (23 октября 2013 г.). От Скифии до Камелота: радикальная переоценка легенд о короле Артуре, рыцарях Круглого стола и Святом Граале . Рутледж. ISBN 9781317777700 .
- ^ Абрамян, Левон (2007). «Прикованный герой: Пещера и лабиринт». Иран и Кавказ . 11 (1): 96. дои : 10.1163/157338407X224923 . JSTOR 25597317 .