Дану (ирландская богиня)
Дэн | |
---|---|
Мать Богиня | |
Другие имена | Дана, Дананн, Дананд, Ану (?) |
Пол | женский |
Область | Ирландия |
Генеалогия | |
Дети | Туата де Дананн |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Гайя |
Римский эквивалент | Диана |
Индоевропейский эквивалент | Ну нет |
*Дану ( [ˈdanu] ) — предполагаемая сущность в ирландской мифологии , единственное свидетельство которой находится в родительном падеже имени Туата де Дананн может означать «народ богини Дану» , что на древнеирландском языке . Несмотря на ее полное отсутствие в первичных текстах, некоторые более поздние викторианские фольклористы пытались приписать Дану определенные атрибуты, такие как связь с материнством или процветанием сельского хозяйства. [ 1 ] [ а ] [ 2 ] [ 3 ]
Этимология
[ редактировать ]Гипотетическая форма именительного падежа имени *Дану не встречается ни в одном средневековом ирландском тексте, а скорее представляет собой реконструкцию современных ученых, основанную на родительном падеже Дананн (также пишется Донанд или Дананд ), который является единственной формой, засвидетельствованной в первичном падеже. источники (например, в собирательном названии ирландских богов Туата де Дананн «Племя/Народ Дану»). В ирландской мифологии Ану (иногда пишется как Ананн или Ананд ) — богиня. Она может быть отдельной богиней сама по себе. [ 4 ] или альтернативное имя Дану, и в этом случае Дану может быть сокращением от *di[a] Ану («богиня Ану»). [ нужна ссылка ] Это также может быть путаница, возникающая из-за Ану и фразы na tri dée dána . [ 5 ]
Этимология имени была предметом многочисленных споров с 19-го века, причем некоторые более ранние ученые предпочитали связь с ведийской богиней воды Дану , чье имя происходит от протоиндоевропейского корня *dʰenh₂- «бежать, течь», что также может лежать в основе древнего названия реки Дунай , Данууий – возможно, кельтского происхождения, хотя также возможно, что это раннее скифское заимствованное слово на кельтском языке. [ 6 ] [ 2 ]
МакЛауд связывает Дану со староирландским словом «дан», которое обозначает художественное мастерство. В ранней Ирландии ремесленники и другие квалифицированные рабочие были известны как эс дана, или «люди искусства». [ 2 ]
Лингвист Эрик Хэмп отвергает традиционную этимологию в своем исследовании имени Дану в 2002 году и вместо этого предполагает, что *Danu происходит от того же корня, что и латинский бонус ( старолатинский Duenos ) от протоиндоевропейского *dueno- «хороший», через протокельтский именительный падеж единственного числа с n-основой *Duonū («аристократ»). [ 7 ]
В мифологии
[ редактировать ]текстов о Дану не сохранилось мифов или легенд, связанных с ней Ни в одном из средневековых ирландских .
Примерное совпадение Ану и Дананда в ирландских текстах.
[ редактировать ]В «Глоссарии Кормака» , тексте, написанном до «Лебора Габала Эренна» , богиня Ану названа матерью богов. [ нужна ссылка ] [ б ] Некоторые ученые предполагают, что Дану была смесью Ану и была той же богиней. [ 2 ] Это также может связывать Дану с Морриган , которая, по мнению некоторых ученых, является эпитетом Ану. [ 2 ]
Ближайшей фигурой в ирландских текстах к Дану была бы Дананд , дочь Дельбаэта . [ 2 ] В «Лебор Габала Эренн» ( «Книга о взятии Ирландии ») отмечается, что Туата де Дананн получили свое имя от трех сыновей Дананда и Дельбаэта: Брайана , Юхара и Ючарбы. Этих троих называют «Богами Даннана». [ 8 ] [ 2 ] МакЛауд отмечает, что трем сыновьям Дану, возможно, больше подходят божества-ремесленники, Гоибниу , Лухта и Крейдне, и предполагает, что боги Дану могут относиться к ним. [ 2 ]
Ассоциацию Дану с плодородием можно увидеть в отношении Папса Дану (также известного как Папс Ану), где Папс означает «грудь». [ 2 ] [ 9 ]
Другое возможное совпадение находится в стихотворении Диндсенчаса о Кодале , где упоминается Данаинн, жена Ганаана. Дананн — мать дочери по имени Горн. [ 2 ]
В некоторых текстах Дану упоминается как бантуатах (ведьма или волшебница) или бандруи (женщина-друид) Туата Де Данаан . [ 2 ]
Валлийские параллели
[ редактировать ]У нее есть возможные параллели с валлийской легендарной фигурой Дон из средневековых сказок о Мабиногионе , которую большинство современных ученых считают мифологической богиней-матерью . [ 10 ] Это может быть подтверждено теориями о том, что имя Дон также может происходить от корня, обозначающего реки. [ 2 ] Эта связь также подтверждает теорию о том, что богами мастерства, связанными с Дану, являются Гойбниу и два его брата, поскольку одним из потомков Дона является Гофаннон, валлийский эквивалент Гойбниу. [ 5 ]
Однако пол Дона не указан в « Мабиногионе» , и некоторые средневековые валлийские антиквары предполагали, что Дон — мужчина. [ 11 ]
Божественное потомство Дона включает Гофаннона , валлийский эквивалент Гоибниу. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]- Ану (ирландская богиня)
- Дану (Асура)
- Тьюн (валлийское божество)
- Давать
Сноски
[ редактировать ]- ^ «Сама Дану, вероятно, олицетворяла землю и ее плодородие, и ее можно было бы сравнить с греческой Деметрой. Все остальные боги, по крайней мере по титулу, являются ее детьми». - Сквайр (1905) [ 1 ] (стр. 34)
- ^ Если реконструированное имя * Дану относится к богине Ану , то Дану может быть сокращенной формой древнеирландской фразы * d[ia] Anu («бог Ану») или * [ban]d[ia] Ану («богиня Ану»). ").
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Сквайр, Чарльз (ноябрь 2007 г.) [1905]. Кельтские мифы и легенды, поэзия и романтика (переиздание в паб. домене). Забытые книги. п. 34. ISBN 978-137500959-1 – через книги Google.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Маклауд, Шэрон Пейс (2018). Кельтская космология и потусторонний мир: мифическое происхождение, суверенитет и ограниченность . Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд. стр. 93–116. ISBN 9781476669076 .
- ^ Тауншенд, Джордж (1915). «Ирландская мифология» . Обзор Севани . 23 (4): 458–467. ISSN 0037-3052 .
- ^ МакКиллоп, Джеймс (1998). Словарь кельтской мифологии . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 10, 16, 128. ISBN. 0-19-280120-1 .
- ^ Jump up to: а б Маклауд, Шэрон Пейс (1998). «Mater Deorum Hibernensium: идентичность и взаимная корреляция в ранней ирландской мифологии» . Материалы Гарвардского кельтского коллоквиума . 19/18: 340–384. ISSN 1545-0155 .
- ^ Кох, Джон, изд. (2006). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 569.
- ^ Хэмп, Эрик (2002). «Даг(х)д(х)ае и его родственники». Ин Савицкий, Л.; Шалев Д. (ред.). Donum Grammaticum: Исследования по латинской и кельтской лингвистике в честь Ханны Розен . Питерс. стр. 163–169.
- ^ Макалистер, Р. А. Стюарт, изд. (1941). Лебор Габала Эренн [ Книга о взятии Ирландии ] (на староирландском и английском языках). Дублин, IE: Общество ирландских текстов / Образовательная компания Ирландии.
- ^ «Килларни: The Paps — Tripadvisor» . www.tripadvisor.com . Проверено 14 октября 2023 г.
- ^ О'Огейн, Дайти (1999). Священный остров: вера и религия в дохристианской Ирландии (1-е изд.). Вудбридж: Бойделл [un] с. 65. ИСБН 9780-8511-5747-4 .
- ^ Бартрум, Питер К. (1993). Валлийский классический словарь: Люди в истории и легендах примерно до года нашей эры 1000 . Аберистуит, Уэльс: Национальная библиотека Уэльса. стр. 230–231.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Ассоциации между валлийскими донами и ирландскими дана» . Shadowdrake.com . Архивировано из оригинала 21 октября 2006 года.