Холм Уиснех
Ирландский : Уисних; Уисни Хилл | |
Альтернативное название | Ушна (англизирование) |
---|---|
Расположение | Графство Уэстмит , Ирландия |
Координаты | 53 ° 29'24 "N 7 ° 33'43" W / 53,490 ° N 7,562 ° W |
Тип | Древнее церемониальное место |
Высота | 182 метра (597 футов) |
История | |
Периоды | Железный век – Средневековье |
Культуры | гэльский |
Примечания к сайту | |
Публичный доступ | Да |
Официальное название | Ушна Хилл, Кэтстон |
Справочный номер. | 155 |
Холм Уисних или Ушна ( ирландский : Уисних или Кнок Уисни ) [ 1 ] — холм и древнее церемониальное место в баронстве Ратконрат графстве в Уэстмит , Ирландия. Это охраняемый национальный памятник . [ 2 ] Он состоит из многочисленных памятников и земляных сооружений – доисторических и средневековых – включая вероятную мегалитическую гробницу , курганы , ограды, стоячие камни , святые колодцы и средневековую дорогу. Уиснех находится недалеко от географического центра Ирландии и в ирландской мифологии считается символическим и священным центром острова. [ 3 ] Говорили, что это место захоронения мифического Туата Де Дананн и место собраний, связанных с друидами и фестивалем Беалтайн . [ 4 ]
Вершина находится на высоте 182 метра (597 футов) над уровнем моря. [ 5 ] и находится к северу от дороги R390 , в 8 км к востоку от деревни Баллимор и рядом с деревней Лафнавелли . Холм занимает части четырех соседних поселков : Ушна-Хилл, Мвилра, Ратнью и Келлибрук. [ 5 ]
Имя
[ редактировать ]Холм называется Уисних как на ирландском, так и на английском языке, с альтернативным ирландским названием Cnoc Uisnigh, что означает «холм Уисних». Оно также переводится на английский язык как «Ушна», например, в названии города . На старом и среднеирландском языке это слово писалось как Uisnech . Эрик П. Хэмп получил название от протокельтского * us-tin-ako, что означает «место очага» или «место пепла». Т.Ф. О'Рахилли вывел это слово из * остинако, что означает «угловое место». [ 6 ]
Функции
[ редактировать ]Этот объект представляет собой комплекс памятников и земляных валов, занимающих территорию площадью два квадратных километра. Видно около двадцати, а останки еще как минимум двадцати были идентифицированы под землей. Они включают в себя вероятную мегалитическую гробницу , курганы , ограды, стоячие камни , святые колодцы и средневековую дорогу. Они датируются периодом от неолита до раннего средневековья , показывая, что это место было центром человеческой деятельности на протяжении около 5000 лет. [ 4 ] Несколько мест были раскопаны в 1920-х годах РАС Макалистером и Р. Прегером. [ 4 ]
холмы как минимум двадцати графств . С вершины открывается панорамный вид, с которого можно увидеть [ 4 ] На вершине находятся остатки вероятной мегалитической гробницы, известной как «Ложе Святого Патрика», которая когда-то была окружена кольцевым рвом. Вниз по склону на востоке находится небольшое озеро, известное как Лох-Луг или Лох-Лугборта , а на возвышении к востоку от него находится курган, известный как Карн-Лугдах , который также когда-то был окружен кольцевым рвом. К югу от них находятся два священных колодца, один из которых известен как Тобернаслат и расположен рядом с круглым ограждением и стоящим камнем. [ 4 ]
На юго-западной стороне холма находится большая известняковая скала странной формы; ледниковый отстой высотой почти 6 метров (20 футов) и весом более 30 тонн. В доисторические времена вокруг него была вырыта земляная насыпь, чтобы обозначить его как особое место. [ 7 ] По-ирландски он называется Айл на Миреанн («камень разделений»), поскольку, как говорят, он находился там, где сходились границы провинций . Его прозвали Кошачьим камнем якобы из-за того, что он по форме напоминает сидящего кота.
Самый большой памятник в Уиснехе — Ратнью, остатки земляного валика в форме восьмерки. Раннесредневековая дорога ведет к Ратнью от подножия холма. [ 8 ] Первоначально Ратнью представлял собой круглый забор, отмеченный рвом, с восточным входом. Внутри было несколько ям с частично обгоревшими костями животных, каждая из которых была запечатана большими плоскими камнями. Похоже, что в ходе ритуала огни «разжигались, а затем внезапно гасились» водой или землей. Был также большой слой пепла, в котором лежали полностью обгоревшие скелеты животных. Судя по всему, это было «святилище, в котором огонь постоянно горел или зажигался через частые промежутки времени», где жертву животные . приносились в [ 8 ] Позже, в период раннего средневековья , на этом месте было возведено большое земляное укрепление в форме восьмерки. Это была большая круглая ограда, к которой примыкала круглая ограда поменьше, отмеченная насыпью и рвом. Внутри каждого ограждения было небольшое каменное здание и цокольный этаж . Предполагается, что Ратнью в это время был местом королевских и религиозных собраний и, возможно, во время этих собраний служил королевской резиденцией королей Мита . [ 8 ] Вожди клана Чолмайн , ставшие королями Мита, были названы « королями Уиснеха ». в списках королей раннего средневековья [ 4 ]
Существует также Туар Уи Кобтайг / Торкоффи (Башня Коффи), названная в честь семьи Брехон Лоу О'Кобтайг , которая была известна как поэты или профессора Уиснича.
В ирландской мифологии
[ редактировать ]В ирландской мифологии Уисних описывается как священный центр Ирландии, место захоронения ирландских богов, таких как Луг и Дагда , место священного дерева ( Биле Уисниг ) и место собраний ( мордаил Уисниг ), связанное с с друидами , которое, по более поздней традиции, проводилось во время фестиваля Беалтайн . [ 4 ] Айл на Миреанн («камень разделений»), в частности, называют пупом Ирландии. Его рассматривают как своего рода омфалос или ось мира Ирландии, место встречи Земли и Потустороннего мира и источник творения. [ 4 ] Говорят, что это место встречи провинций . [ 9 ]
В «Диндсенчас» («знаниях мест») говорится, что Уиснеах — это место, где друид Миде зажег священный огонь, который горел семь лет. [ 7 ] Сказка Тукаит Бэйле Монгайн («Безумие Монгана») описывает, как сильный град во время собрания на холме создал двенадцать главных рек Ирландии. [ 7 ] В «Леборе Габала Эренн» («Книга о взятии Ирландии») гэлы ( милезианцы ) встречают богиню Эриу в Уиснехе, где после некоторого разговора и драмы милетский поэт Амергин обещает дать земле ее имя. Говорят, что она похоронена под Айл на Миреанн . [ 10 ]
В мифологии Уиснеах и Тара говорится, что связаны между собой. В литературе Тара в основном ассоциируется с королевской властью, а Уиснеах – с духовной властью. [ 10 ] В древности в обоих местах каждые семь лет проводились фестивали или встречи – Праздник Тары в Самайне и Великое собрание Уиснеха в Белтане; на празднике Тары были приняты новые законы и сформированы советы. [ 11 ] Он был связан с Тарой древней дорогой, называвшейся Слайг-Ассайл ; современная дорога R392 в основном повторяет свой маршрут.
Трагическая история о Дейрдре и «сыновьях Уиснеха» или «сыновьях Уислиу» ( Наиси , Ардане и Эйнле) — часть Ольстерского цикла ирландской мифологии. [ 12 ]
В книге Джеффри Монмута « Historia Regum Britanniae» («История королей Британии») говорится, что Стоунхендж первоначально стоял на « холме Килларе » ( mons Killaraus ) в Ирландии, а затем был перенесен в Британию. Считается, что это относится к Уиснеху, поскольку Килларе — это место у подножия холма. [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ База данных ирландских топонимов. Архивировано 3 июня 2012 г. на Wayback Machine. Проверено 5 августа 2010 г.
- ^ Национальные памятники под опекой государства. Архивировано 20 февраля 2010 года в Wayback Machine , Служба национальных памятников , археология.ie. Проверено 5 августа 2010 г.
- ^ Алвин Рис и Бринли Рис . Кельтское наследие. Темза и Гудзон: Нью-Йорк, 1961. ISBN 0-500-27039-2 . стр. 159-161.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Шотт, Розанна (2006). « Уиснеах Миди а Медон Эренн: доисторический культовый центр и королевское поселение в графстве Уэстмит ». Журнал ирландской археологии , выпуск 15. стр. 39-46.
- ^ Перейти обратно: а б Карта боеприпасов. Архивировано 29 августа 2012 года в Wayback Machine . Выберите опцию «Отчет о ветре» для контурной карты. Выберите вариант «Исторический 6 дюймов» для границ города. Проверено 5 августа 2010 г.
- ^ Заир, Николас. Рефлексы протоиндоевропейской гортани в кельтском языке . Brill Publishers , 2012. стр.28.
- ^ Перейти обратно: а б с Шот, Розанна (2011). « От культового центра к королевскому центру: памятники, мифы и другие откровения в Уиснехе », в журнале «Пейзажи культа и королевской власти» , Four Courts Press. стр.87–113
- ^ Перейти обратно: а б с Шотт, Розанна (2006). « Уиснеах Миди а Медон Эренн: доисторический культовый центр и королевское поселение в графстве Уэстмит ». Журнал ирландской археологии , выпуск 15. стр. 47-66.
- ^ Брэдли, Ричард (2012). Идея порядка: круговой архетип в доисторической Европе . Издательство Оксфордского университета. стр. 3–6.
- ^ Перейти обратно: а б Монаган, Патрисия (2004). Энциклопедия кельтской мифологии и фольклора . Издательство информационной базы. п. 460.
- ^ Ирландские испытания, приключение Кормака в Земле Обетованной и решение относительно меча Кормака . Перевод Стоукса, Уитли. Раздел 56 – через Корпус электронных текстов.
- ^ Чедвик, Нора (2004) [1932]. Рост литературы . Издательство Кембриджского университета. п. 544.
- ^ Вич, Колин (2015). Господство в четырех королевствах: семья Лейси, 1166–1241 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 62.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джестис, Филлис Г. (2000). Энциклопедия ирландской духовности . Санта-Барбара, Калифорния: ISBN ABC-CLIO, Inc. 1-57607-146-4 .
- МакКиллоп, Джеймс (1998). Словарь кельтской мифологии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-869157-2 .