Наойсе
В ирландской мифологии Женщины [ 1 ] Нойз или Ноисиу (современное написание: Наоиз [ˈn̪ˠiːʃə] ) был племянником короля Конхобара мак Нессы Ольстерского ( и сыном Уиснеха или Уислиу). Он упоминается в сказке, известной как « Трагическая повесть о сыновьях Уиснеха» , или «Изгнанники сыновей Уиснеха» , обычно встречающейся в серии рассказов « Тайн Бо Куальнге» , части Ольстерского цикла .
В сказке он становится любовником Дейдры , женщины необыкновенной красоты, которую также желает король Ольстера Конхобар мак Несса , и поэтому влюбленные отправляются с двумя братьями Наойза в изгнание в Шотландию (Альба). В конце концов, Конхобар пытается заставить их вернуться, но ряд неудачных событий (включая завет, наложенный на Фергуса Мак Ройха, их защитника и сопровождающего, а также неоднократное игнорирование Наойза и его братьев пророческих предупреждений Дейдры) и предательство Конхобара вызванное его желанием Дейдры, приводит к трагедии.
Кульминацией истории является битва у дома Красной Ветви в Эмайн-Мача , в которой погибло много людей, включая Наоиза, его братьев Айнле и Ардана и сына Конхобара Фиачу . В конечном итоге сыновья Уиснеха убиты одним ударом, нанесенным Мэном Красной Рукой, сыном короля Норвегии (или Эоганом мак Дюртахтом, в зависимости от источника). Все это событие приводит к серьезным раздорам между Ольстером и Коннахтом, лишению Конхобара и его потомков титула короля Ольстера и уничтожению Эмайна Маха.
Мифическая биография
[ редактировать ]- История Наойзе и Дейдры появляется в Táin Bó Cúailnge (Набег скота на Кули), в части рассказа, которую иногда называют «Трагическая смерть сыновей Уснаха» . Следующее резюме основано на переводах Уитли Стоукса и О'Фланагана, отредактированных в ( Hall 1898 ), Наойзе здесь в тексте переведено как Наиси:
Когда Дейдра родилась Катбад , друид воспрепятствовал этому и дал ей имя и предсказал, что она вызовет много неприятностей и раздоров - услышав об этом, собравшиеся лорды хотели убить ее тогда, но король Конхобар решил воспитывать ее в уединении. и что, когда она подрастет, он женится на ней. Она выросла и затмила красотой других женщин того времени. [ 2 ]
Однажды снежным днем, когда она увидела, как ее приемный отец убил теленка, на которого упал ворон, чтобы пить кровь животного, она сказала, что хочет мужа, в котором были бы те три цвета, которые она видела: волосы цвета ворона, щеки красные, как кровь теленка и кожа цвета снега. Ей рассказали, что в доме Конхобара существовал такой человек — по имени Наиси (Наойзе), сын Уснаха , сын Коналла Плосконогого , сына Рури Великого . Она попросила, чтобы она могла поговорить с ним тайно. Наиси встретился с ней, и она призналась ему в любви и попросила сбежать, на что он согласился, хотя и опоздал с исполнением из страха перед Конхобаром. [ 3 ]
Таким образом, Наиси и два его брата, Айнле и Ардан, вместе со ста пятьюдесятью воинами отправились в Шотландию и поступили на платную службу к королю Шотландии. Шотландский король услышал о великой красоте Дейдры и тоже попытался заполучить ее себе, на чем Наиси и его братья уехали на остров в море после многих сражений с людьми короля. [ 4 ]
Конхобар был на другом пиру со своим народом и спросил их, хотят ли они чего-нибудь. Они ответили, что у них нет нужды, кроме потери своих родичей Наиси, Айнле и Ардана - из-за женщины Дейдры. Услышав это, Конхобар решил послать посла. Однако Наиси было запрещено возвращаться в Ирландию, за исключением Кухулина , Коналла Сернаха или Фергуса Мак Росса . Конхобар выбрал Фергуса, чтобы тот пошел за ними.
Фергюс отправился в Лох-Этив в Альбе (Шотландия) и нашел охотничьи домики Наиси и двух его братьев, но в последнее время их не было обнаружено. Затем Фергюс пошел в гавань и громко позвал их, что услышали Наиси и Дейдре. Наиси сказал, что слышал ирландский голос, как и Дейдра, но она солгала и сказала, что, по ее мнению, это был шотландский голос. Фергюс позвонил еще раз, и произошло то же самое; а затем в третий раз, и Наиси убедилась, что это голос Фергюса, и попросила Ардана пойти и встретиться с ним.
Дейдра призналась, что узнала голос, но скрыла правду, поскольку прошлой ночью у нее было видение трех птиц из Эмайн-Маха, приносящих мед в клювах, но возвращающихся с кровью в клювах - она интерпретировала это как означающее, что посланник пришел с ложным обещанием мира. Тем не менее, они тепло приветствовали Фергюса, и затем он рассказал ему о своей задаче в качестве посланника — заставить их вернуться в Ольстер. Изгнанники говорили о своей пропавшей Ирландии, но Дейдра по-прежнему не хотела выходить из беспокойства - Фергюс пообещал, что предоставит им свою защиту от любого в Ирландии, и поэтому Наиси согласился вернуться.
По пути они подошли к форту Боррах (сын Аннте). Боррах приветствовал их и предложил пир (как велел ему сделать Конхобар), но дал Фергусу обещание не покидать пир, пока он не закончится. Фергус заволновался, сказав Борраху, что обещал вернуть троих обратно в Эмейн Маха в тот же день, когда они вернутся в Ирландию. Фергюс решил остаться на пиру и отправить двух своих сыновей вместе с вернувшимися изгнанниками обратно в Эмайн Маха.
Изгнанники покинули место Борраха. Дейдра посоветовала Наиси остаться на острове Куиленн. [ н 1 ] но сыновья Фергуса (Илланн Прекрасный и Буинн Безжалостный Рыжий) выступили против этого. Затем они направились к Белой Пирамиде Дозора на Слайбе Фуаде, но Дейдра отстала и уснула. Наиси обернулась и нашла ее, когда она проснулась от сна. Она рассказала Наиси о своем сне — в нем она видит Наиси и Илланна без голов, но Буинне с ними нет. Далее группа отправилась в Ард на Сайлех. [ н 2 ] И снова у Дейдры появилось предчувствие: она увидела «облако крови» над Наиси, Айнле и головой Ардана. Она посоветовала им отправиться в Дун-Делган (Дандолк) и остаться до тех пор, пока Фергус не присоединится к ним, или искать Кухулина в качестве сопровождения, но братья не волновались и не последовали ее совету. [ 5 ]
Затем они направились прямо к Эмайн Маха. Достигнув его, Дейдре предсказала, как они смогут определить, причинит ли им вред Конкобар или нет: если их пригласят в дом Кохобара, они будут в безопасности, но если их пригласят в дом Красной Ветви без Конкобара, тогда им предназначено зло. . [ 6 ]
Они постучали в Эмайн-Мача, и, сказав швейцару, кто это, Конкобар велел отправить их в дом Красной Ветви. Дейдра предложила им уйти, но мужчины не пошли, чтобы их не назвали робкими. Они вошли в дом Красной Ветви, и им были поданы великие яства и питья — все слуги пили, ели и веселились, а ссыльные не ели и не пили. шахматную доску Конкобара ( Сеннчаем Затем Наиси попросил принести ), чтобы они могли играть - в то же время Конхобар спросил Дейрдру, спрашивая, такая ли она все еще красивая. Посланник Конкобара ( Левархам ) вернулся и рассказал ему, кто был там, и что Дейдре изменилась с тех пор, как она ушла. [ 7 ]
Конхобар еще дважды отправлял гонцов сообщить ему о появлении Дейдры. Затем он поговорил с Трендорном и сказал: «Вы знаете, кто убил моего отца (и трех братьев)?» - Трендхорн ответил, что это Наиси, - тогда Конхобар отправил ему отчет о появлении Дейдры. Когда он подсмотрел через окно, его заметили, и Наиси так метко швырнул в него шахматную фигуру, что он потерял глаз. Он вернулся в Конхобар и сказал ему: «Женщина, чья фигура и черты лица самые красивые в мире, находится там, и Наиси хотел бы будь царем мира, если бы она была предоставлена ему». Конхобар пришел в ярость и приказал штурмовать дом Красной Ветви. [ 8 ]
Дом Конхобара и его люди, а также Наиси и его люди обменялись словами, затем начались бои. Буинне убил многих людей Конхобара, но Конхобар спросил у него цену, подкупил его землей и покинул своих товарищей. Илланн вышел и убил многих людей Конхобара и не стал брать взяток, как его брат. Конхобар попросил собственного сына Фиачу , родившегося в одну ночь с Илланном. Он отдал Фиаче оружие, но после упорного боя Илланн победил. Щит Конхобара издал громкий звук, когда его владелец терпел бедствие, и Коналл, сын Амаргина, услышал это, думая, что Конхобар нуждается в помощи, и пришел — увидев место битвы, он взял свое копье ( Кулглас ) и убил Илланна. Раненый, Илланн спросил, кто это сделал, и сказал им, что он здесь, чтобы охранять Наиси и его братьев - услышав это, Коналл извинился и в отместку убил Фиачу. Илланн вызвал Наиси на бой, а затем умер. [ 9 ]
Ардан защитил дом Красной Ветви в первую ночь, убив многих; на следующую ночь Эйнле защищалась; на третью ночь Наиси защищался, также убив многих нападавших. Затем все трое сформировали щит вокруг Дейдры и прыгнули за стены Эмайна. Конкобар велел своему друиду Катбаду наложить на беглецов чары, заявив, что в этом случае он не причинит им вреда. Катад вызвал воду, чтобы предотвратить их. Затем Конкобар призвал кого-нибудь убить Наиси, но никто из Ольстера этого не сделал. Однако один «краснорукий» из штата Мэн из Норвегии, [ н 3 ] отец и братья которого были убиты Наиси, был готов обезглавить. [ 10 ]
Ардан сказал, что он должен умереть первым, как младший, но Эйнле предложила себя; Наиси отдал свой исключительный меч, который принадлежал самому Мананнану мак Лиру , Мэну, и Мейн убил им всех троих одним ударом. Дейдра поцеловала своего мертвого мужа, выпила его кровь и запела длинную жалобу. Затем она бросилась в могилу Наиси и умерла. [ 11 ]
Катбад проклял Эмайн Маха из-за зла того дня и сказал, что ни Конхобар, ни его потомки никогда больше не будут владеть им. Фергус пришел на следующий день, увидел катастрофу и (вместе с Кормаком конлоинггеасом и Дубхтахом даэлултахом ) дал бой Конхобару, принес разрушение Эмайн Маха вместе с женщинами Конхобара. Затем Фергус обратился за помощью к Эйлилу королю Коннахта Мейв и королеве . Большая часть Ольстера подверглась набегам или была разрушена, а боевые действия продолжались несколько лет. [ 12 ]
Другие источники
[ редактировать ]Эта сказка также встречается в «гленмасанской рукописной» версии « Тайн Бо Флидхайс» .
Культурные ссылки
[ редактировать ]- Наойз появляется во многих интерпретациях истории Дейдры и сыновей Уиснеха, таких как У.Б. Йейтс 1907 Дейдре . Для других см. Дейдре .
Примечания
[ редактировать ]- ^ В некоторых рукописях это Рахлин, т.е. остров Ратлин . Сноска в ( Халл 1898 , стр. 33)
- ^ Ард на Сайлех - «Высота ив», ныне известная как Арма, от Ард Маха - «высота Маха». Сноска в ( Халл 1898 , стр. 35)
- ↑ В других источниках Эоган, сын Дюртахта . Сноска ( Халл, 1898 , стр. 44)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Дейдре и Наиси». В: Томас, Эдвард. Кельтские истории . Оксфорд: Кларендон Пресс. 1911. С. 48-60.
- ^ Халл 1898 , стр. 23–4.
- ^ Халл 1898 , с. 24.
- ^ Халл 1898 , стр. 24–5.
- ^ Халл 1898 , стр. 33–35.
- ^ Халл 1898 , стр. 35–6.
- ^ Халл 1898 , стр. 36–39.
- ^ Халл 1898 , стр. 39–40.
- ^ Халл 1898 , стр. 40–43.
- ^ Халл 1898 , стр. 43–44.
- ^ Халл 1898 , стр. 44–48.
- ^ Халл 1898 , стр. 48–49.
Источники
[ редактировать ]- Халл, Элеонора , изд. (1898), «Сага о Кухуллине в ирландской литературе» , Библиотека Гримма , вып. 8
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ганц, Джеффри, изд. (1981), «Изгнание сыновей Уислиу», Ранние ирландские мифы и саги , Penguin Classics, ISBN 978-0-140-44397-4
- Хемминг, Джессика. «Красный, белый и черный в символической мысли: трехцветный народный мотив, наименование цветов и трехцветное видение». Фольклор 123, вып. 3 (2012): 310–29. По состоянию на 20 июня 2020 г. www.jstor.org/stable/41721562.