Конхобар мак Несса

Конхобар [ 1 ] Мак Несса (сын Несса ) — король Ольстера в Ольстерском цикле ирландской мифологии . Он правит из Эмайн Маха (форт Наван, недалеко от Армы ). Обычно его называют сыном верховного короля Фахтны Фатхаха , хотя в некоторых историях его отцом является друид Катбад , и он обычно известен под матронимом Мак Несса : его мать — Несс , дочь Эохайда Салбуиде , короля Ольстер.
Конхобар был важной фигурой в Ольстерском цикле, появляясь в « Тайн Бо Куальнге» и ряде других историй, где он изображен как хороший король. [ 2 ]
Легендарная биография
[ редактировать ]Рождение
[ редактировать ]Существует несколько версий того, как был задуман Конхобар. В самом раннем из них Несс, дочь Эохайда Салбуиде , тогдашнего короля Ольстера, спрашивает друида Катбада , для чего сейчас благоприятное время. Катбад отвечает: «За то, что породил короля от королевы». Других мужчин вокруг нет, поэтому Несс укладывает Катбада в постель, и она зачинает сына. [ 3 ] В более поздней версии Несса воспитывают двенадцать приемных отцов, и пока все двенадцать находятся на пиру, Катбад, возглавляя фианский или безземельный военный отряд, нападает на дом и убивает их всех. Эохайд не может отомстить за них, поскольку виновный не может быть установлен, поэтому Несс формирует свой собственный фиан, чтобы выследить Катбада. Но пока она купается одна в бассейне, появляется Катбад, встает между ней и ее оружием и обнажает меч. Он сохраняет ей жизнь при условии, что она станет его женой. Они селятся возле реки Конхобар, и вскоре Несс зачинает сына, но в этой версии отцом является Верховный король Фахтна Фатхах , любовник Несса. Когда она и Катбад собираются навестить Фахтну, у Несс начинаются схватки. Катбад говорит ей, что если ей удастся не родить до следующего дня, ее сын станет великим царем и будет иметь вечную славу, поскольку он родится в тот же день, что и Иисус Христос . Несс сидит на каменной плите у реки Конхобар и на следующее утро рожает. Младенец падает в реку, но Катбад поднимает его, называет Конхобаром в честь реки и воспитывает как собственного сына. [ 4 ]
Конхобар становится королем
[ редактировать ]Когда Конхобару исполняется семь лет, Фергус мак Ройх становится королем Ольстера и влюбляется в Несса. Она согласна стать его женой при одном условии: Фергюс позволит Конхобару быть королем в течение года, а его дети будут называться сыновьями короля (по средневековым ирландским законам наследование передавалось по мужской линии, и только те, кто имел король как предок по мужской линии имел право на королевский сан). [ 5 ] Дворяне Ольстера сообщают Фергюсу, что это не повлияет на его положение среди них, поскольку мальчик будет королем только номинально, поэтому он соглашается. Но Конхобар, по совету своей матери, правит так хорошо, что к концу года решено, что он должен стать королем навсегда. [ 6 ] Фергус заключает союз с новым Верховным королем Эочу Фейдлехом , и они начинают войну с Ольстером. После серии кровавых сражений Конхобар пытается заключить мир. Фергусу предлагают землю, долю чемпиона в Эмайн-Махе и должность наследника Конхобара. Конхобар требует от Эочу компенсации за убийство своего отца, Фахтны Фатхах, и получает землю, статус и женитьбу на дочери Верховного короля. [ 7 ]
Браки и семья
[ редактировать ]Конхобар женится на нескольких дочерях Эочу. Медб , впоследствии королева Коннахта , является первой. Она рожает ему сына по имени Амальгад, но вскоре оставляет его.
Ее сестра Эйтне зачинает от него сына, но Медб убивает ее, утопив в ручье. Ее сын Фурбайде рождается посмертно путем кесарева сечения .
Мугайн рожает ему сына по имени Глейсн и остается его главной женой.
Мать старшего сына Конхобара, Кормака Конда Лонгаса , является либо дочерью Эочу Клотру, либо собственной матерью Конхобара Несс. [ 8 ] Кормака отдают Фергусу Мак Ройху на воспитание .
Среди других его сыновей - Кускрейд Менд Маха и Фолломан . Его дочь Федельм Нойхротах выходит замуж за Кайрбре Ниа Фер , короля Тары, и у них рождается сын Эрк и дочь Ахалл .
У Конхобара есть две сестры Финдхойм . [ 9 ] и Дейхтин . [ 10 ] Финдхойм женится на поэте Амергине , и у них рождается сын Коналл Сернах . Дейхтин — мать Кухулина от ее смертного мужа Суалтама или бога Луга , что делает Конхобара его дядей. [ 11 ]
Дейдра
[ редактировать ]Когда Конхобар посещает дом своего сказочника Федлимида мак Дэйла , жена Федлимида рожает дочь. Катбад, ныне главный друид Конхобара, предсказывает, что она будет настолько красива, что короли пойдут из-за нее войной, и она не принесет ничего, кроме печали. Ребенка зовут Дейдра , и Конхобар решает воспитывать ее в уединении от мужчин, намереваясь жениться на ней, когда она достигнет совершеннолетия. Однако она сбегает с молодым воином по имени Наойзе . Вместе с двумя братьями Наойзе пара скрывается и в конечном итоге вынуждена бежать в Шотландию. Где бы они ни поселились, местный король пытается убить братьев, чтобы забрать Дейдре себе, и им приходится двигаться дальше. В конце концов, Конхобар выслеживает их на отдаленном острове и отправляет к ним Фергюса с гарантией безопасного перехода домой. По дороге домой он принимает меры, чтобы Фергюса отделили от его подопечных, пригласив его на пир, поэтому их сопровождает обратно в Эмайн Мача сын Фергуса Фиачу. По прибытии Фиачу, Наоисе и его братья убиты по приказу Конхобара. Эоган мак Дюртахт , и Дейдра вынуждена выйти замуж за Конхобара.
Фергюс, возмущенный смертью своего сына и предательством его чести, ведет войну против Конхобара вместе с Кормаком Кондом Лонгасом, который встал на сторону своего приемного отца против своего отца, и Дубтахом Доэлтенгой . Они сжигают Эмайн и убивают девушек Ольстера, прежде чем отправиться в изгнание вместе с Медб и ее мужем Айлилем в Коннахт .
Дейдра живет с Конхобаром уже год, но за это время ни разу не улыбается, редко ест и спит и отказывается от утешения. Конхобар спрашивает ее, что она ненавидит, и она отвечает: «Тебя и Эогана мак Дюртахта». Конхобар отдает ее Эогану. На следующий день, сидя на колеснице Эогана, она кончает жизнь самоубийством, ударившись головой о камень. [ 12 ]
Набег скота на Кули
[ редактировать ]Когда Медб собирает армию из четырех из пяти провинций Ирландии и начинает вторжение в Ольстер, чтобы украсть быка Донна Куальнге в Тайн-Бо-Куальнге , Конхобар, как и все ольстерцы, кроме Кухулина, не может сражаться, обездвиженный проклятием. от Маха . Кухулин проводит серию единоборств против чемпионов Коннахта, надеясь дать ольстерцам время восстановиться и выйти на поле боя.
В конце концов, отец Кухулина, Суалтам, приезжает в Конхобар в Эмайн-Махе, чтобы предупредить его о разрушениях, которые создает армия Коннахта, и потребовать, чтобы он собрал свою армию, пока не стало слишком поздно. Конхобар и его друиды соглашаются, что Суалтам должен быть казнен за нарушение протокола суда - никому не разрешено говорить перед Конхобаром, кроме друидов - и Суалтам выбегает, но падает и обезглавливает себя об заостренный край своего щита. . Его отрубленная голова возвращается на щит, все еще выкрикивая свое предупреждение. Конхобар собирает свою армию и ведет ее в бой. Во время боя Фергюс держит его в своей власти, но Кормак Конд Лонгас не дает своему приемному отцу убить своего биологического отца, и вместо этого Фергюс наносит удар с вершины трех холмов. В конце концов Кухулин вынуждает Медб отступить, но ему удается вернуть быка в Коннахт, где он сражается с быком ее мужа Айлиля Финнбхеннахом , убивает его и умирает от истощения. [ 13 ]
Битва при Росс на Риге
[ редактировать ]После Тайна Конхобар заболевает, не ест и не спит. Улайд просят Катбада узнать, что случилось с их королем. Конхобар сообщает Катбаду, что он болен, потому что остальные четыре провинции Ирландии безнаказанно вели против него войну. Хотя он и одержал победу над Айлилем и Медбом, ни один из них не был убит в битве, и он все равно потерял своего быка. Он хочет начать войну против Коннахта, но сейчас зима, поэтому Катбад советует ему подождать до лета, когда его люди и лошади будут свежими и энергичными, а тем временем призвать всех своих иностранных союзников привести подкрепление. Он посылает известие Коналлу Сернаку , который собирает дань на шотландских островах , и собирает большой флот союзников Улайда в Скандинавии и на Фарерских островах и привозит их домой в Ольстер.
В ответ на это наращивание сил мобилизуются другие провинции. Эочу мак Лухта, король Мюнстера, убеждает Эйлиля и Медба, вопреки здравому смыслу Медба, предложить репарации Конхобару. Эйлиль отправляет в качестве своего посланника человека, которому у Улайдов есть основания не доверять, сделать предложение. Конхобар отклоняет это предложение и говорит, что не будет удовлетворен, пока не сможет поставить палатку где-нибудь в Ирландии. Когда его спрашивают, где он хочет разбить палатку этой ночью, он выбирает Рос-на-Риг ( Роснари ) на реке Бойн . Битва происходит при Рос-на-Риг между Улайдами с одной стороны и королевством Мит с другой стороны , возглавляемым зятем Конхобара Каирпре Ниа Фер , королем Тары , и гайлойнами Ленстера , возглавляемыми их королем. Найдите Мак Россу. Битва для Улайдов идет плохо, пока Коналл Сернак не присоединяется к битве, потому что колеблющиеся ольстерцы слишком боятся его, чтобы отступить. Коналл убивает в битве тысячу человек. Кайрпре Ниа Фер убивает 800 человек, прежде чем Кухулин убивает его копьем, брошенным на расстоянии, а затем обезглавливает его, прежде чем его тело упадет на землю. Гайлиоин отступает, и Улайд захватывает Тару. Эрк, сын Кайрпре и внук Конхобара, становится новым королем Тары. Он клянется в верности Конхобару и выдает замуж дочь Кухулина Финскот. [ 14 ]
Смерть
[ редактировать ]История смерти Конхобара была популярной средневековой сказкой и записана во многих рукописях, в которых даны разные версии этой истории. [ 15 ]
Конхобар в конечном итоге погибает в результате раны, нанесенной воином Коннахта Сетом Мак Магачем . Сет украл один из боевых трофеев Ольстера, окаменелый мозг Месгегры , короля Ленстера , и выстрелил в него из своей пращи , так что он вонзился в голову Конхобара; Предполагается, что это произошло в Бэйле Ат в Урчире ( Арднурчер ). [ 16 ] Врачи Конхобора не могут удалить ее, но зашивают рану и говорят королю, что он выживет, если не будет волноваться и не перенапрягаться. Семь достаточно мирных лет спустя Конхобару рассказывают о смерти Христа, и он так разгневан, что мозг вылетает из его головы, и он умирает. Кровь из раны крестит его как христианина , и его душа попадает в рай. [ 17 ] Хотя этот рассказ о его смерти был поверхностно христианизирован, он также имеет сильное сходство со скандинавским мифом о Тора битве против Хрунгнира , что позволяет предположить либо общее происхождение двух эпизодов, либо более позднее заимствование в эпоху влияния викингов в Ирландии .
Ольстерцы приглашают его сына Кормака Конда Лонгаса, все еще находящегося в изгнании в Коннахте, стать его преемником на посту короля, но по пути в Эмейн Маха Кормак вынужден нарушить свои гейсы или табу и погибает в бою в общежитии Да Чока. [ 18 ] По рекомендации Коналла Сернаха королевская власть затем передается другому сыну Конхобара, Кускрейду Менд Маха. [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Также пишется Конхобор , Кончубар , Кончобхар , Кончубхар , Кончур , Кончур , Коннор , Конор , Конначер.
- ^ Финдон, Дж. (2017). Конхобар мак Несса. Энциклопедия средневековой литературы в Великобритании, 1–2.
- ^ Томас Кинселла (переводчик), The Táin , Oxford University Press, 1969, стр. 3
- ^ Уитли Стоукс , «Вести о Конхобаре мак Нессе», Эриу 4, 1910, стр. 18-38; Куно Мейер , «Анекдота из рукописи Стоу № 992», Revue Celtique 6, 1884, стр. 178–182
- ^ Даибхи О Кроинин, Раннесредневековая Ирландия , Лонгман, 1995, стр. 65-66
- ^ Стоукс 1910 г.
- ^ Maighréad Ní Conmidhe Dobs (изд. и пер.), "La guerre entre Fergus et Conchobar", Revue Celtique 40, 1923, стр. 404-423
- ^ Джозеф О'Нил, «Битва при Бойнде», Эриу 2, 1905, стр. 173-185
- ^ В некоторых рассказах Финдчоем - женщина из Коннахта, не связанная с Конхобаром: см. Уитли Стоукс (изд. и пер.), "Cóir Anmann", Irish Texte, серия 3 том. 2, 1897, с. 393-395
- ^ В некоторых рассказах Дейхтина - дочь Конхобара: см. А. Г. ван Хамель, Compert Con Culainn and Other Stories , 1978, стр. 1-8.
- ^ Джеймс МакКиллоп, Словарь кельтской мифологии , Oxford University Press, 1998, стр. 88-89.
- ^ Вернам Халл (редактор и транс), « Longes mac n-Uislenn : Изгнание сыновей Уислиу», Американская ассоциация современного языка, 1949
- ^ Кинселла 1969, стр. 52-253.
- ^ Э. Хоган (редактор и транс), Кэт Руиснариг для монет , серия лекций Тодда, 1892 г.
- ^ Имхофф, Хелен (2012). «Различные версии «Помощи Конхобаиру» ». Эриу . 62 : 43–99.
- ^ Юджин О'Карри, Лекции по рукописным материалам древней истории Ирландии , (Дублин, 1861 г.), стр. 593.
- ^ Куно Мейер (ред. и пер.), «Смерть Конхобара», « Смертельные истории героев Ольстера» , 1906, стр. 2-21
- ^ Уитли Стоукс (1900), «Хостел Да Чока», Revue Celtique 21, стр. 388–402
- ^ RI Best (1916), «Битва при Airtech», Эриу 8, стр. 170-190
Ссылки
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Серглидж Кон Кулинн , изд. Майлз Диллон (1953). Серглидж Кон Кулен . Средневековая и современная ирландская серия 14. Дублин: DIAS . ; тр. Джеффри Ганц (1981). Ранние ирландские мифы и саги . Лондон: Пингвин. стр. 155–78.
- Compert Con Culinn (Редакция I), изд. А. Г. ван Хамель (1933). Compert Con Culainn и другие истории . Средневековая и современная ирландская серия 3. Дублин: ДИАС . стр. 1–8.
- Compert Con Culinn (Редакция II), изд. Куно Мейер (1905). «Примечания из ирландских рукописей: Фейс Тиге Бекфолтайг » . Журнал кельтской филологии . 5 : 500–4 (из Д IV 2). ; ред. Эрнст Виндиш (1880). Ирландские тексты со словарем . Том 1. Лейпциг. стр. 143–5 и 140–2 (из Эгертона, 1782 г. ).
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Тохмарк Эмир (Редакция I), изд. и тр. Куно Мейер (1890). «Самая старая версия Тохмарка Эмира ». Кельтский обзор . 11 : 433–57. CELT-ссылка .
- Тохмарк Эмир (Редакция II), изд. А. Г. ван Хамель (1933). Compert Con Culainn и другие истории . Средневековая и современная ирландская серия 3. Дублин: ДИАС . ; тр. Куно Мейер (1888). «Сватовство Эмер» . Археологический обзор . 1 : 68–75, 150–5, 231–5, 298–307.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бретнак, Лиам (1989). «Конхобар мак Неса (? первый век нашей эры) и триумф христианства». В Кьяране Брэди (ред.). Камвольная игра: проигравшие в ирландской истории . Дублин: Лилипут Пресс. стр. 11–8.
- Привет, Каарина (1995). «Скипетр Конхобара: рост литературного топоса». Кембрийские средневековые кельтские исследования . 29 : 11–25.
Ссылки на тексты в переводе
[ редактировать ]- Весть о Конхобаре, сыне Несса
- Рождение Конхобара
- Люди Медба, или Битва при Бойне
- Рождение Кухулина
- Изгнание сыновей Уснеха
- Битва при Росс на Риге
- Смерть Конхобара