Мак Крайш
Мак Крайш | |
---|---|
Рожденный | 6 век |
Умер | 6 век |
Национальность | ирландский |
Занятие | Святой |
Известный | Поражение Кромконнеля |
Мак Крейх (или Маккрихи , МакКрециус ) из Лисканнора описывается в различных старых текстах как ранний ирландский святой, отшельник, который убивал монстров и убеждал королей подчиниться ему посредством чудес. Вероятно, он не был исторической личностью. Истории его жизни, скорее всего, взяты из более ранних языческих легенд, и его можно приравнять к языческому богу.
гражданский приход Килмакрехи графства на западном побережье Клэр В его честь назван .
Семья
[ редактировать ]Говорят, что Мак Крайше жил в конце VI века и был потомком бога Эркка, вождя Корку МоДруад Мак Эрка. [ 1 ] Согласно его биографии, Корку МоДруад был ведущим септом региона Туадмуму северного графства Клэр , который включал баронства Коркомро и Беррен , и имел верховенство над соседним народом Сенел Фермаик. [ 2 ] Его родина «Корку Мруад в Ниндойсе» также включала в себя острова Аран . [ 3 ]
Один источник сообщает, что отцом Мак Крайша был Песслан (не ирландское имя), а его мать была из народа Сиррайге. [ 1 ] [ а ] Вполне возможно, что Корку МоДруад были подчиненными в альянсе, возглавляемом Кьяррайже. [ 5 ] Другой источник сообщает, что он был родом из Фермакейга и сыном святого Айлба из Эмли . [ 6 ] [ б ] Источники сходятся во мнении, что он был связан с Cíarraige. [ 6 ] Возможно, он приходился двоюродным братом святому Брендану Клонфертскому по материнской линии. [ 8 ] Говорят, что Мак Крайш дожил до 180 лет, что делает его одним из старейших ирландских святых. [ 9 ] [ с ]
Легенды
[ редактировать ]записаны различные легенды о святом В его житии и других источниках .
Легенды морского берега
[ редактировать ]Мак Крайх жил отшельником в строении из четырех камней в месте под названием Клуэн-И. [ 9 ] Жилище имело «по камню сзади, по камню с каждой стороны и по камню перед ним» и, похоже, было создано для дискомфорта. [ 10 ] [ д ] Он жил скромной жизнью: «Мак Крайх, набожный, любил / Жесткую и непорочную темницу. / От Масленицы до Пасхи он питался / Только хлебом и кресс-салатом». [ 11 ]
Он был учеником Айлбе из Эмли. Однажды Эйльбе и Мак Крайх своими молитвами вызвали появление весны. Святой Майнчин описывается как сын Мак-Крейха, или духовный сын, которого Мак-Крейх крестил и учил. Майнчин и Мак Крайх отправились на остров Фид Инис, где Мак Крайх велел Майчину сковать его и передать ему ключ. Мак Крайх бросил ключ в море, сказав, что останется на острове до тех пор, пока ключ не выйдет из воды и не освободит его. [ 12 ] Позже Айльбе приехала в Фид Инис. Он поймал лосося и нашел в его желудке кандаловый ключ, с помощью которого освободил Мак-Крейша. [ 13 ]

Мак Крайх отправился в Аран вместе с Айльбе. Майнчин ждал на берегу в Клуэн-Дирайре (сегодняшний Килмакрехи ), недалеко от форта Бетбронаха, короля Корко Мруада . Майнчин купил у Бетбронаха гряду кукурузы, которую и посеял. Когда Мак Крайх и Айльбе вернулись, Майнчин начал жать кукурузу, а люди Бетбронаха жали еще один гряду у форта. Сильный ветер пронесся над полем Бетбронаха и унес всю его кукурузу в море, в то время как Майнчин остался невредимым на солнце. Это убедило Бетбронаха подчиниться святым вместе со своим народом. Мак-Крейх заявил, что отныне побережье в этом регионе будет защищено от повреждений со стороны моря. [ 14 ]
Легенда о чумном монстре
[ редактировать ]Мак Крайхе был призван Cíarraige, людьми его матери, чтобы спасти их от монстра. [ 15 ] Бриох -Сич (барсучий монстр) появился в Лох-Бриоксиге (барсучье озеро). Сегодня это место называется Лох-но-Ратха (Лох-Раха) и находится в округе Рат , в 2 милях (3,2 км) к юго-западу от Корофина . [ 16 ] Барсук-демон убивал и скот, и людей и не был покорен молитвами шести местных святых. [ 17 ] Монстр был убаюкан, в то время как Блатмак отправился с 1200 последователями искать помощи у Мак Крайха, которого он нашел со своим учеником Майнчином и его колоколом Финнфайдех. Мак Крайх попросил обещания вечной дани ему и его мощам, прежде чем он приедет. [ 18 ]
Мак Крайх прибыл через три дня. Его сопровождал Майнчин, несший колокол. Монстр высотой с высокое дерево проснулся и стал преследовать и убивать людей, выпуская изо рта огненные шары. [ 18 ] В последовавшем состязании огненный шар из колокола Мака Крайха попал в пасть монстра и поджег его. Святой загнал чудовище в воды озера, которое покраснело. Монстр снова поднялся, смутив Мак Крайха, который взял его капюшон (или, возможно, кепку) и набросил его на монстра. [ 19 ] Капюшон вырос и стал «похож на капюшон из выплавленного железа», прижимая чудовище к дну озера. Монстр не возникнет снова до кануна Судного Дня . [ 19 ] [ и ] Мак Крайх принял благодарность людей, но предупредил, что, если они не заплатят обещанную дань, они будут прокляты болезнями, эпидемиями и внутренними раздорами. [ 21 ]
Другая версия легенды гласит, что Ирландию поразила чума под названием Кром Чоннаилл . Жители Керри (его родственники, Сиррайж) пригласили Мак Крайша встретиться с ними в Ольстере, чтобы отвратить от них чуму. [ 19 ] Трое сыновей брата матери МакКрейша пришли с востока, но были сбиты Кромом Чоннаиллом . [ 4 ] Когда Мак Крайх увидел это, он поднял свой колокол Финн Фэйдхич , и вскоре после этого Кром Чоннайл был разрушен громом с небес. [ 4 ] В то время чуму часто изображали в виде монстра. [ 22 ]
Другие сказки
[ редактировать ]Другие истории рассказывают о том, как Мак Крайх отвоевал у грабителей награбленное и заложников, а также о выплате несправедливой дани. [ 23 ] Жители Туадхумхейна и Корка Модхруа попросили святого приехать в Карн Мик Тайл, чтобы посоветовать им о дани скоту, которую король Коннахта . взимал [ 24 ] Он сразу согласился и пришел с Майнчином. Они остановились в Томфинлахе , где уговорили Люхтигерна присоединиться к ним. [ 25 ] Они нашли племена Коркомро, ожидающие их в Кэрн-мик-Тайле недалеко от Эннистимона . [ 7 ] После долгих обсуждений было решено сделать Мак-Крейха послом племени к королю, чтобы потребовать возвращения их имущества. [ 26 ]
Святые пошли дальше и встретились с друидами короля Коннахта в Маг Аой, которых Мак Крайх победил. Король Коннахта по-прежнему отказывался отдать свою добычу. [ 27 ] Мак Крайх был разочарован и отправился ночевать на поле в Маг Аой. Его охватила жажда, и он желал, чтобы жажда у короля была еще сильнее. И действительно, король почувствовал такую жажду, что никакое питье не могло его утолить. Он пришел к Мак-Крейху и предложил подчинить себя и своих наследников святому в обмен на облегчение. Мак Крайх ударил своим посохом о землю, и из него вырвался источник воды, который удовлетворил короля и превратился в священный колодец. [ 27 ]

Мак-Крейш связан с Инис-Сеалтра , островом в Лох-Дерге . Там его посетил святой Колумба из Терригласса , где он нашел дерево, сок которого имел вкус меда и опьяняющие свойства вина. Ангел сказал Мак - Крейшу покинуть остров и найти другое место для своего отшельничества. [ 28 ]
Историчность
[ редактировать ]Есть жизнь Мак-Крейха, Беты Мейк-Крейхе . Оно написано на среднеирландском языке и, вероятно, датируется 11 или 12 веком. [ 29 ] Сохранившаяся рукопись была скопирована в 1634 году с более ранней рукописи 1528 года. [ 30 ] Мак Крейш упоминается в отчетах о Колумбе из Терригласса , Айлбе из Эмли и Энде из Арана . Он является героем четверостишия в стихотворении, предположительно написанном Куиммином Конорским, об ирландских святых. [ 31 ]
Однако нет никаких исторических свидетельств существования Мак-Крейша, и многое говорит о том, что он был мифологическим. [ 32 ] История о выселении Мак-Крейха с Инишчеальтры, острова, на котором растет что-то вроде священного дерева, может относиться к христианам, захватившим языческое святилище. [ 33 ] Антиквар Томас Джонсон Вестропп говорит, что праздник Мак Крайша был Гарлендским воскресеньем , но на самом деле он состоялся 11 августа. Только на основании даты Мак Крайша отождествляли со святым Мохтой из Лаута. [ 34 ] Однако «Гирляндное воскресенье» было также датой языческого праздника ирландского бога Луга . [ 33 ]
«Мак Крайш» можно перевести как «Сын грабежа». Он путешествовал на колеснице со своим товарищем Майчином, побеждал врагов Корку МоДруад и Шаррайге и сражался с монстром. Все это позволяет предположить, что « Бета Мак Крайх» изначально была сагой о герое языческого племени, сыне бога и смертной женщины. [ 1 ] Истории, подобные истории о кандалах и ключе Мак-Крейха, рассказывают и о других фигурах. Говорят, что святой Патрик приказал злому тирану по имени Макуил Мокку Грекке сковать ему ноги кандалами, бросить ключ в море и позволить лодке унести его на новую землю, где он будет жить хорошей жизнью. Макуил Мокку Грекке был настолько злым, что его называли Циклопом . [ 35 ] Из этого следует, что Макуил — это старый ирландский бог Мак-Куилл . Мак Крайх вполне может быть тем же человеком, его имя представляет собой искаженное слово «moccu Greccae». [ 13 ]
Следы
[ редактировать ]
Говорят, что Мак Крейш основал несколько церквей в графстве Клэр, но только Силл Мик Крейч ( Килмакрехи ). в его честь назван [ 36 ] Церковь Килмаккрика упоминается в папских налогах 1302 года. [ 37 ] Руины старой церкви лежат недалеко от деревни Лисканнор . [ 38 ] Рядом с церковью, посвященной МакКрейху, находился святой колодец, но близлежащий колодец более известной святой Бригиты Килдэрской в 19 веке привлек гораздо больше посетителей. [ 27 ] Говорят, что Мак Крайх основал церковь Тимпулл на глас Эйне недалеко от Ина . Некоторые остатки этого здания все еще можно было увидеть в 1839 году. Он также основал церковь Силла Сканботы, расположенную неподалеку к западу. [ 39 ]
Две скалы на берегу Килмакрехи, видимые во время прилива, называются «Ложе Мак-Крейша». Местные жители рассказывают, что святой просил поставить гроб на берегу, куда его унесет прилив, и закопать, когда его снова примоет. [ 40 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Cíarraige были жителями территории нынешнего графства Керри . [ 4 ]
- ↑ Святой Эйльб из Эмли умер в 541 году, что указывает на дату из жизни Мак Крайша. [ 7 ]
- ↑ Мак Крайх не был самым долгоживущим из ирландских святых. Сообщается, что святой Мохта Лаутский дожил до 300 лет. При жизни друида Муга Руита правили девятнадцать королей . [ 9 ]
- ↑ Необычное сооружение на Инис Чеалтра, называемое «Келья Анахорета», состоит из четырех высоких вертикальных каменных плит. Вполне возможно, что его воздвиг отшельник по имени Коскрах, умерший в 898 году и последовавший примеру Мак-Крейха. [ 10 ]
- ↑ Некоторые местные жители говорят, что святой разрешал монстру день свободы каждые семь лет, и его видели в 1931 году. [ 20 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Гибсон 2012 , с. 47.
- ^ Гибсон 2012 , с. 49.
- ^ Де Паор 1979 , стр. 107.
- ^ Перейти обратно: а б с О'Карри 1878 , с. 631.
- ^ Гибсон 2012 , с. 58.
- ^ Перейти обратно: а б Де Паор 1979 , с. 108.
- ^ Перейти обратно: а б Мороз 1893 , с. 192.
- ^ Де Паор 1979 , стр. 109.
- ^ Перейти обратно: а б с Де Паор 1979 , с. 97.
- ^ Перейти обратно: а б Г 1917 , с. 132.
- ^ Келли 1857 , с. 167.
- ^ Де Паор 1979 , с. 99.
- ^ Перейти обратно: а б Де Паор 1979 , с. 101.
- ^ Де Паор 1979 , с. 102.
- ^ Де Паор 1979 , с. 105.
- ^ О'Карри 1873 , с. 332.
- ^ Вестропп 1910 , с. 478.
- ^ Перейти обратно: а б Конглинн 1939 , стр. 585.
- ^ Перейти обратно: а б с Маклаган 1882 , с. 178.
- ^ Ленихан и Ленихан 2008 , стр. 91.
- ^ Богатство 2011 , с. 134.
- ^ Смит 1885 , с. 242.
- ^ Де Паор 1979 , стр. 106.
- ^ ФитцПатрик 2004 , с. 90.
- ^ Фрост 1893 , с. 191.
- ^ Вестропп 1905 , с. 209.
- ^ Перейти обратно: а б с Арчдалл 1873 , с. 84.
- ^ Харбисон 1995 , с. 125.
- ^ Гибсон 2012 , с. 46–47.
- ^ Богатство 2011 , с. 132.
- ^ Де Паор 1979 , с. 96.
- ^ Де Паор 1979 , с. 117.
- ^ Перейти обратно: а б Харбисон 1995 , с. 126.
- ^ Вестропп 1905 , стр. 207–8.
- ^ Де Паор 1979 , с. 100.
- ^ О'Карри 1873 , стр. 331–2.
- ^ Вестропп 1905 , с. 211.
- ^ Де Паор 1979 , с. 94.
- ^ Вестропп 1905 , с. 210.
- ^ Де Паор 1979 , с. 95.
Источники
[ редактировать ]- Арчдалл, Мервин (1873). Моран, П.Ф. (ред.). Monasticon Hibernicum: или История аббатств, монастырей и других религиозных домов в Ирландии . Проверено 11 марта 2014 г.
- Конглинн, Мак (1939). «Как Мак Крайх победил желтого вредителя» . Средневековое зрелище . Яркие Медиа. GGKEY:TJEEPR7TL6D . Проверено 11 марта 2014 г.
- Де Паор, Лиам (1979). «Святой Мак Крайх из Лисканнора». Эриу . 30 . Королевская ирландская академия: 93–121. JSTOR 30007682 .
- ФитцПатрик, Элизабет (2004). Королевская инаугурация в гэльской Ирландии ок. 1100–1600: Исследование культурного ландшафта . Бойделл Пресс. ISBN 978-1-84383-090-0 . Проверено 11 марта 2014 г.
- Фрост, Джеймс (1893). История и топография графства Клэр: с древнейших времен до начала XVIII века . Джеймс Фрост. п. 191 . Проверено 11 марта 2014 г.
- Гибсон, Д. Блэр (27 августа 2012 г.). От вождества к государству в ранней Ирландии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-01563-0 . Проверено 11 марта 2014 г.
- Харбисон, Питер (1 апреля 1995 г.). Паломничество в Ирландии: памятники и люди . Издательство Сиракузского университета. ISBN 978-0-8156-0312-2 . Проверено 11 марта 2014 г.
- Келли, Мэтью (1857). Календарь ирландских святых, мартиролог Таллаха с указанием святых покровителей Ирландии, а также избранные стихи и гимны . Дж. Маллани. п. 167 . Проверено 11 марта 2014 г.
- Г, Л (март 1917 г.). «История и древности Инис Чеалтра», РАС Макалистер. Исследования: Ежеквартальный обзор Ирландии . 6 (21). Ирландская провинция Общества Иисуса. JSTOR 30082711 .
- Ленихан, Эдмунд; Ленихан, Эдди (2008). На путях Вест-Клэрской железной дороги . Мерсье Пресс. ISBN 978-1-85635-579-7 .
- Маклаган, Роберт Крейг (1882). Шотландские мифы: заметки по шотландской истории и традициям . Маклахлан и Стюарт. п. 178 . Проверено 11 марта 2014 г.
- О'Карри, Юджин (1873). Лекции . Том. 2. Уильямс и Норгейт . Проверено 11 марта 2014 г.
- О'Карри, Юджин (1878). Лекции по рукописным материалам древней ирландской истории: прочитаны в Католическом университете Ирландии на сессиях 1855 и 1856 годов . Уильям А. Хинч. п. 631 . Проверено 11 марта 2014 г.
- Богатство, Саманта (2011). «Образцовые встречи» . Святые и святость . Д.С. Брюэр. ISBN 978-0-9546809-8-5 . Проверено 11 марта 2014 г.
- Смит, Роберт Ангус (1885). Лох-Этив и сыновья Уиснаха . А. Гарднер. п. 242 .
- Вестропп, Томас Джонсон (1905). «Древние руины возле Лехинча, графство Клэр: Сент-Маккрихи» (PDF) . Журнал Лимерикского полевого клуба . Проверено 12 марта 2014 г.
- Вестропп, Томас Джонсон (1910). «Фольклорный обзор графства Клэр IX. Сверхъестественные животные» . Фольклор . 21 . дои : 10.1080/0015587X.1910.9720541 . Проверено 12 марта 2014 г.