Свеча
Коннла или Конлаох — персонаж Ольстерского цикла ирландской мифологии , сын чемпиона Ольстера Ку Чулина и шотландской воительницы Айфе . Его воспитывала мать одна в Шотландии. Он появляется в рассказе « Aided Óenfhir Aífe» ( «Трагическая смерть единственного сына Айфе» ), предыстории великого эпоса « Táin Bó Cúailnge» .
История
[ редактировать ]Коннла был сыном Кухулина и Айфе Ардгеймм, названной в этом тексте сестрой его учителя Скатаха . [ 1 ] Уезжая, чтобы вернуться в Ирландию, Кухулин дает Айфе жетон, золотое кольцо на большом пальце, говоря ей, что, когда его сын станет достаточно взрослым, чтобы носить его, его следует отправить в Ирландию. Однако он налагает на него три гейса или запрета. Коннла не может повернуть назад, отправившись в путь, он не должен отказываться от вызова и никогда не должен никому называть свое имя.
Коннла выходит на берег в Трахт-Эйзи, где практикует свои боевые подвиги. Улайд, наблюдая за этим, признает его мастерство воина, а Конхобар замечает, что любая земля, где рождаются мальчики такого мастерства, должна быть домом для воинов, которые «раздавят [Улайда] в пыль». [ 2 ] Они посылают Кондере, сына Эчу, встретиться с ним, и Кондере спрашивает Коннлу о его имени и происхождении, но тот отказывается назвать. Затем Кондере приветствует Коннлу, хвалит его воинское мастерство и приглашает его встретиться с Улайдом. Но Коннла только спрашивает, хочет ли Улайд сразиться с ним в единоборстве или в группе, говоря Кондере, что с ним не стоит сражаться.
Кондере возвращается к Улайду, и Коналл Сернак выходит навстречу Коннле, говоря: «Улайд не будет опозорен, пока я жив». [ 3 ] Коннла бьет Коналла камнем из рогатки, который сбивает его с ног, а затем обезоруживает. Коналл возвращается пристыженный к остальным Улайдам.
Затем Кухулин приближается к Конне, но Эмер, его жена, предупреждает его не драться с ним, называя мальчика «Конлой, единственным сыном Айфе». [ 4 ] Кухулин упрекает ее, говоря, что героические поступки «не совершаются с помощью женщины» и что ради Улайда он будет сражаться с любым злоумышленником, кем бы он ни был. [ 5 ] Он просит Коннлу назвать себя, предупреждая его, что он умрет, если он этого не сделает, но Коннла отказывается. Они борются в воде, Коннла одерживает верх, пока Кухулин не прибегает к гае болге , оружию, использованию которого Скатах научила только его, и Коннла смертельно ранен.
Кухулин несет Коннлу на берег и называет его Улайду своим сыном. Коннла по очереди приветствует каждого из героев Улайда, прежде чем попрощаться со своим отцом и умереть. Он опечален, и на его могиле воздвигнут памятник, «и за три дня не осталось в живых после него ни теленка из скота Улайда». [ 6 ]
Версии и дата
[ редактировать ]Есть две версии Aided Óenfhir Aífe . Самым ранним является поздний древнеирландский текст, найденный в Желтой книге Лекана , которая является наиболее известной версией и источником приведенного выше повествования. Датируется 9 или 10 веком. Существует также более поздняя версия TCD 1336, дополненная юридическими комментариями об ответственности и компенсации. [ 7 ]
Версии этой истории также появляются в dinnsenchas Лехтана Энфира Айфе . [ 8 ] Джеффри Китинга » « История Ирландии , [ 9 ] и в ирландской версии раннего Нового времени под названием Oidheadh Conlaoich . [ 10 ]
Сказка о Коннле имеет много общего с историями из других традиций. В греческой истории о Тесее герой также рождается от неправильного брака и воспитывается матерью в далеком месте. Достигнув такого же роста, как и его неизвестный отец, он должен взять некоторые жетоны и отправиться требовать своего первородства. Затем он сражается с рядом противников, прежде чем встретить своего отца Эгея и быть узнанным. Более поздний неведомый элемент истории отца и сына возникает, когда он возвращается с Крита, убив Минотавра, и неспособность раскрыть себя приводит к смерти отца. Есть также сильное сходство с утраченной греческой эпической поэмой « Телегония» , в которой рассказывается о борьбе отца и сына. В сохранившемся кратком изложении, найденном в « Хрестоматии Прокла», в бою погибает непризнанный отец, а не сын. Телегон , сын, ищущий своего отца, рожденный от женщины в чужих землях (у чародейки Цирцеи ), после путешествия чужеземцем в свою отцовскую землю, нечаянно сражается и убивает своего отца Одиссей . Он делает это копьем с ядовитым шипом ската, которое, как утверждает Эдвард Пети, может стоять: [ 11 ] как вдохновение для создания смертоносного Гаэ Булга из Кухулина, сделанного из кости морского чудовища Курруида. Снова есть сцена, когда Одиссей умирает, когда он и Телегон узнают друг друга, и в этом случае сын Телегон оплакивает свою ошибку.
Эта история также очень напоминает рассказ X века о Ростаме и Сохрабе из иранского эпоса « Шахнаме» ; с ничего не подозревающим отцом и сыном в близком борцовском поединке, в котором сын убит, драгоценный жетон-памятник, а в некоторых версиях использование отравленного оружия в качестве крайней меры. Это, в свою очередь, вероятно, происходит из истории Бабруваханы , сына Арджуны , в Махабхарате , части индийской эпической традиции, с неведомой дуэлью отца и сына, драгоценным камнем-памятником, использованием божественного оружия, Пашупатастры , которое не может следует сопротивляться и его нельзя использовать против меньших врагов, и в этих двух историях особенно важен элемент следования за лошадью.
В литературе
[ редактировать ]История смерти Коннлы от руки отца изложена в стихотворении У.Б. Йейтса «Бой Кухулина с морем», впервые опубликованном в 1892 году. [ 12 ] Поэтический пересказ во многих отношениях отличается от оригинального мифа, в том числе изображение Коннлы как сына Эмера, а не Айфе.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Мейер, Куно (1904). «Смерть Конлы» . Эриу . 1 : 113–121 - через Интернет-архив.
- ^ Ганц, Джеффри (1981). Ранние ирландские мифы и саги . Пингвинская классика. п. 149. ИСБН 9780140443974 .
- ^ Ганц, Джеффри (1981). Ранние ирландские мифы и саги . Пингвинская классика. п. 150. ИСБН 9780140443974 .
- ^ Мейер, Куно (1904). «Смерть Конлы» . Эриу . 1 :119 – из Интернет-архива.
- ^ Ганц, Джеффри (1981). Ранние ирландские мифы и саги . Пингвинская классика. стр. 150–151. ISBN 9780140443974 .
- ^ Ганц, Джеффри (1981). Ранние ирландские мифы и саги . Пингвинская классика. п. 152. ИСБН 9780140443974 .
- ^ "Помощь óenfir Aífe" . CODECS: Совместная онлайн-база данных и электронные ресурсы для кельтских исследований . Проверено 17 февраля 2020 г.
- ^ «LECHT ÓEN-FHIR AÍFE (Метрические Dindsenchas)» . Корпус электронных текстов . Проверено 17 февраля 2020 г.
- ^ Китинг, Джеффри. «История Ирландии» . Корпус электронных текстов . Проверено 17 февраля 2020 г.
- ^ «Ойтед Конлаойх (сын Конкуллина)» . CODECS: Совместная онлайн-база данных и электронные ресурсы для кельтских исследований . Проверено 17 февраля 2020 г.
- ^ Петтит, Эдвард (2015). «Гэ болга Кухулина — от гарпуна до копья ската?» . Студия Хиберника (41): 9–48. дои : 10.3828/studia.41.9 .
- ^ «Бой Кухулина с морем» .
Ссылки
[ редактировать ]- Ганц, Джеффри (1981), Ранние ирландские мифы и саги. Пингвинская классика.
- Мейер, Куно (1904), «Смерть Конлы». Эриум. 1 : 113–121.