Большой Коридор
Конайре Мор (Великий), сын Этерселя , был, согласно средневековым ирландским легендам и историческим традициям, Верховным королём Ирландии . Его матерью была Месс Буачалла , которая была либо дочерью Эоху Фейдлеха и Этаина , либо Эоху Айрема и его дочери от Этаина. В древнеирландской саге «Тогайл Бруидне да Дерга» он зачат, когда его мать посещает Немглан , который летает в ее световом люке в образе птицы, и воспитывается как сын Этерселя.
По словам Лебора Габала Эренна , он пришел к власти после убийства своего предшественника и убийцы своего отца Нуаду Нехта . В Тогайле Бруидне Да Дерга он становится прямым преемником Этерселя. Когда Этерсель умирает, устраивают пир быков. Быка убивают, человек наедается его мяса и пьет его бульон и спит, пока над ним читают заклинания. Кого этот человек увидит во сне, тот и станет новым королем. Он видит обнаженного человека, идущего по дороге в Тару с камнем в праще. Тем временем молодой Конайре охотится на птиц на своей колеснице. Он преследует их в море, где они становятся вооруженными людьми, объявляют себя птичьим отрядом отца Конайра и сообщают ему, что ему запрещено охотиться на птиц. Вождя птичьего отряда зовут Немглан, и он велит Конайру пойти обнаженным в Тару, где он станет королем, и накладывает на его правление несколько гейса (табу). Помимо прочего, в дом красного человека не могут входить трое красных раньше него. Когда он приближается к Таре, его встречают три короля, несущие для него одежду, и когда он прибывает, его делают королем.
Его правление долгое и в основном мирное. Его конец описан в древнеирландском эпосе «Тогайл Бруидне Да Дерга» , «Разрушение общежития Да Дерги», в котором события сговариваются, чтобы заставить его нарушить свое обещание одно за другим . После того, как он уже сломал несколько из них, он отправляется на юг вдоль побережья Ирландии. Ему советуют переночевать в общежитии Да Дерги, но, приближаясь к нему, он видит троих мужчин в красном, едущих на красных лошадях, прибывающих перед ним. «Да Дерга» означает «Красный Бог». Он понимает, что трое красных мужчин предшествовали ему в доме красного человека, и еще одна его гейса сломана. Три его приемных брата, три сына Донда Десы, которых Конайре сослал в Альбу ( Британия ) за их преступления, заключили союз с королем бриттов Ингселем Каехом и мародерствовали по Ирландии с большой бандой последователи. Они нападают на общежитие Да Дерги. Трижды его пытаются сжечь, и трижды пожар тушат. Конэйр, которого защищает его защитник Мак Сехт и герой Ольстера Коналл Сернак убивает шестьсот человек, прежде чем доберется до своего оружия, еще шестьсот - своим оружием. Он просит пить, но вся вода уже использована на тушение пожара. Мак Кехт путешествует по Ирландии с чашей Конайра, но ни одна река не дает ему воды. Он возвращается с чашкой воды как раз вовремя, чтобы увидеть, как двое мужчин отрезают Конайру голову. Он убивает их обоих. Отрубленная голова Конэйра пьет воду и читает стихотворение, восхваляющее Мака Сехта. Бой продолжается еще три дня. Мак Чехт убит, но Коналл Сернак сбегает. [ 1 ]
Он правил тридцать или семьдесят лет, в зависимости от источника, к которому обращались. Лебор Габала Эренн синхронизирует его правление с правлением римского императора Августа (27 г. до н. э. – 14 г. н. э.) и после рождения Христа и делает его современником легендарных провинциальных королей Конхобара мак Несса , Кайрбре Ниа Фер и Айлиля мак Мата . [ 2 ] Хронология книги Джеффри Китинга « Foras Feasa ar Éirinn» датирует его правление 63–33 гг. до н.э. [ 3 ] что из «Анналов четырех мастеров» до 110–40 гг. До н.э. [ 4 ]
Потомок Иара мак Дедада , Конэйр принадлежал к легендарной Кланне Дедад , легендарной королевской семье Эрайнн . Его потомки в Ирландии и Шотландии были известны как Сил Конаири . Последним гэльским королем Шотландии по линии Конайре Мор был Александр III Шотландии .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джеффри Ганц (пер.), Ранние ирландские мифы и саги , Penguin Classics, 1981, стр. 37-106.
- ^ Р.А. Стюарт Макалистер (ред. и пер.), Лебор Габала Эренн: Книга о взятии Ирландии, часть V , Ирландское общество текстов, 1956, стр. 301
- ^ Джеффри Китинг , Foras Feasa ar Ireland 1.37
- ^ Анналы четырех мастеров M5090-5160
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Добс, Маргарет К., Огни эпохи Тайна и другие исследования . Дандолк: ВМ. Буря. 1917 год.
- О'Рахили, Томас Ф. , Ранняя ирландская история и мифология . Дублинский институт перспективных исследований . 1946 год.
- Покорный, Юлий . «Вклад в древнейшую историю Ирландии (3-й Эрейн, Дари(н)н и Иверни и Дарини Птолемея)» , в Journal of Celtic Philology 12 (1918): 323-57.
- Кин, Барри. Тени Артура. Ирландская легенда о Конайре. Acta Philologica 45 (2014): 7–14. http://bazhum.muzhp.pl/media//files/Acta_Philologica/Acta_Philologica-r2014-t-n45/Acta_Philologica-r2014-t-n45-s7-14/Acta_Philologica-r2014-t-n45-s7-14.pdf
Первоисточники
[ редактировать ]Тогайл Бруидне Да Дерга (Обзор II), изд. Элеонора Нотт (1936). Тогил Брудне Да Дерга . Средневековая и современная ирландская серия 8. Дублин: ДИАС . ; футов Уитли Стоукс (1901–1902). «Разрушение общежития Да Дерги» . Кельтский обзор . 22–3 : 9–61, 165–215, 282–329, 390–437 (т. 22), 88 (т. 23).