Иверни
Иверны ) — ( Ἰούερνοι , Iouernoi народ ранней Ирландии, впервые упомянутый в Птолемея II века «Географии» как живший на крайнем юго-западе острова. [1] Он также находит на их территории «город» под названием Ивернис ( Ἰουερνίς , Iouernis ) и отмечает, что это поселение имеет то же название, что и остров в целом, Иверния ( Ἰουερνία , Iouernia ). [2] Вероятно, когда-то это имя было дано всем народам Ирландии, но ко времени Птолемея оно имело более ограниченное использование, применимое к жителям юго-запада. Этих ивернов лингвистически можно идентифицировать с Érainn (Éraind, Érnai, Érna), [3] народ, зарегистрированный в Мюнстере и других местах в раннем средневековье.
Доисторические королевские династии Эйринов иногда называют Дайринами . [4] [5]
Этимология
[ редактировать ]Название Иверни произошло от архаического ирландского слова *Īwernī, что означает «народ *Īweriū » (остров Ирландия). Оно, в свою очередь, происходит от * Φīwerjon- и , далее, от протоиндоевропейского * piHwerjon- (плодородная земля), родственного древнегреческому píeira протокельтского и санскритскому pīvara , которые обозначают плодородную землю. Джон Т. Кох пишет, что, вероятно, когда-то это имя было дано всем народам Ирландии, но ко времени Птолемея оно имело более ограниченное использование, применимое к жителям юго-запада. [6]
Исторические септ
[ редактировать ]В ранних ирландских генеалогических трактатах Érainn рассматриваются как этническая группа, отличная от Laigin и Cruthin . Группы населения в Мюнстере, классифицируемые как Érainn, включают Corcu Loígde в юго-западном графстве Корк , Múscraige в графствах Корк и Типперэри , Corcu Duibne в графстве Керри и Corcu Baiscinn в западном графстве Клэр . Даль Риата и Дал Фиатах (или Улайд ) в Ольстере также считаются Эрайнами. Эрайны, по-видимому, были мощной группой в протоисторический период, но в ранние исторические времена их статус был в значительной степени низведен до политически маргинального статуса, за заметным исключением загадочного Осрайджа . Самый важный из Мюнстерских Эрайнов, Корку Лойгде, сохранил некоторую степень престижа даже после того, как они были маргинализированы Эоганахтой в 7 или 8 веке. [7] Вполне вероятно, что иногда могущественный Уи Лиатайн и их близкие родственники Уи Фидженти первоначально также принадлежали к Эрайнам/Дайринам, но позже были причислены к Эоганахта по политическим причинам. [8] [9] Считается, что еще одним выдающимся народом Эрайна раннего Мюнстера были мэртины , которые к раннему историческому периоду полностью исчезли из ирландского ландшафта, хотя они могут быть частично предками более поздних Деизи Туиссерта и Даля гКаиса . [10] Деиси Муман , возможно, также имел происхождение от Эрайна, но это уже давно оспаривается.
Дайре: Дарини, Дайрин
[ редактировать ]Кажется вероятным, что иверны были родственниками дарини восточного Ольстера . [11] Имя «Дарини» подразумевает происхождение от предка по имени Дайре ( *Dārios ). [3] как утверждают несколько исторических народов, идентифицированных как Эрайн, в том числе Дал Риата и Дал Фиатач в восточном Ольстере [12] а также Эрайн из Мюнстера. Раннее название Дандрума, графство Даун , записано как Дун Дрома Дайрин , а имя Дайрин применялось к Корку Лойгде, что еще раз указывает на родство между дарини и иверни. [3]
Эранн: Кланна Дедад
[ редактировать ]Генеалогии прослеживают происхождение Эрайнов от двух отдельных одноименных предков, Айлиля Эранна и Шара мак Дедада . Легендарные родственники последнего включают клан Дедад (потомок Деды мак Сина ), мюнстерский народ, появляющийся в Ольстерском цикле , во главе с Ку Рои , сыном Дайре мак Дедада , и легендарным Верховным королем Конайре Мором , внуком Иара и предок Сил Конаири . Исторический септ Uí Maicc Iair («внуков сына Иара») и MAQI IARI надписей огама также, по-видимому, связан. [13] Личное имя Иар — это просто еще один вариант корня, присутствующего в Иверни и Эрайнн. [14] Наконец, имя Íth , данное в генеалогиях как окончательный предок Corcu Loígde (Dáirine) и вызывающее некоторую путаницу в отношении их происхождения и родства с ивернами, фактически сохраняет тот же индоевропейский корень *peiH- («быть толстый, пухлый»), [15] таким образом, по сути, завершается основная картина ивернов/эрайнов и их родственников в более поздней исторической Ирландии.
Теория О'Рахилли
[ редактировать ]ДСП | |
---|---|
(опровергнуто) | |
Область | южная Ирландия |
Этническая принадлежность | Иверни |
Эра | раннее средневековье |
Индоевропейский
| |
Коды языков | |
ИСО 639-3 | – |
Ivernic — гипотетический язык, предложенный Т.Ф. О'Рахилли . Он предположил, что это был непроверенный P-кельтский (вероятно, бриттский ) язык, на котором говорили в Ирландии до древнеирландского . Он предположил, что на этом языке говорили иверны, и что они вторглись в Ирландию из Британии , принеся с собой этот язык. О'Рахили идентифицирует два слова, записанные в Санас Кормаик , как происходящие от Иверника: онд («камень») и папоротник («все хорошее»). [16]
Его теория была опровергнута и не получила широкого признания среди экспертов. [17] [18] [19] Более того, к протоисторическому периоду иверни, очевидно, говорили на гойдельском языке , поскольку огамные надписи на архаическом ирландском языке наиболее многочисленны на юго-западе Ирландии, на территории ивернов. [20]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Птолемей . География . 2.2.6 (под ред. К. Мюллера [Париж, 1883–1901])
- ^ Птол. Геог . 2.2.9; 8.3.4
- ^ Перейти обратно: а б с О'Рахилли, Т.Ф. (1946), Ранняя ирландская история и мифология , Дублин: Дублинский институт перспективных исследований.
- ^ Буква DIL : D1 (D-Дегуар), столбцы 35 и 36.
- ^ О'Рахилли, стр. 7, 189
- ^ Джон Т. Кох, Кельтская культура: Историческая энциклопедия , ABC-CLIO, 2005, стр.709
- ^ Чарльз Доэрти, «Érainn», в Шоне Даффи (ред.), Средневековая Ирландия: энциклопедия , 2005, CRC Press, стр. 156–157.
- ^ Джон В. Келлехер, «Возвышение Даль Кайса», в Этьене Ринне (ред.), Исследования Северного Мюнстера: Очерки в память о монсеньоре Майкле Молони . Лимерик: Археологическое общество Томонда. 1967. стр. 230–41.
- ^ Gearóid MacNicoall , Ирландия до викингов . Дублин: Гилл и Макмиллан. 1972.
- ^ Даибхи О Кроинин , «Ирландия, 400–800», в Даибхи О Кроинин (ред.), Новая история Ирландии (Том 1): Доисторическая и ранняя Ирландия . Издательство Оксфордского университета . 2005. с. 222
- ^ обширное обсуждение см. у Юлиуса Покорного . «Вклад в древнейшую историю Ирландии (3-й Эрейн, Дари(н)н и Иверни и Дарини Птолемея)» , в Journal of Celtic Philology 12 (1918): 323–57.
- ^ Donnchadh Ó Corráin, «Доисторическая и раннехристианская Ирландия», в RF Foster (редактор), The Oxford Illustrated History of Ireland , Oxford University Press, 2001
- ^ Эоин МакНил , «Ранние ирландские группы населения: их номенклатура, классификация и хронология», Труды Королевской ирландской академии (C) 29, 1911, стр. 59–114.
- ^ МакНил 1911 г.
- ^ Джон Т. Кох. «Эриу», в книге Джона Т. Коха (ред.). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. 2006. стр. 709–18.
- ^ О'Рахилли, Т.Ф. (1946), Ранняя ирландская история и мифология , Дублин: Дублинский институт перспективных исследований.
- ^ Кох, Джон Т. Кельтская культура: Историческая энциклопедия . ABC-CLIO, 2006. стр.750.
- ^ Мартин Болл и Джеймс Файф. Кельтские языки . Psychology Press, 1993. стр.75.
- ^ МакЭоин, Gearoid. «На каком языке говорили в Ирландии до ирландского?», в книге «Кельтские языки в контакте» . Издательство Потсдамского университета, 2007. стр.116.
- ^ Джон Т. Кох, «Эриу, Альба и Лета: когда в Ирландии впервые заговорили на языке, являющемся предком гэльского?», Emania 9, 1991, стр. 17–27.
Библиография
[ редактировать ]
|
|