Основной
В ирландской мифологии Неман или Немейн ( современный ирландский : Neamhan , [ 1 ] Neamhain ) — женщина-дух или богиня , олицетворяющая бешеный хаос войны. В древних текстах Морриган появляется как трио богинь — три сестры, составляющие Морринью . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] — включить Мачу и Бадб; Немейн тесно связана с Бадбом, с которым у нее общий муж Нейт. [ 5 ] Немейн может быть аспектом Бадба. [ 5 ]
Представление в литературе
[ редактировать ]В великом ирландском эпосе « Тайн Бо Куайлнге » Неман сбивает с толку армии, так что дружественные отряды гибнут во взаимной резне. Когда войска королевы Медб прибывают в Маг-Трегхем, в нынешнем графстве Лонгфорд , по пути в Куальнге , среди них появляется Немейн:
«Тогда на них напал Неман, и это была не самая комфортная ночь у них, от рева великана Дубтача сквозь его сон. Банды были немедленно напуганы, а армия пришла в замешательство, пока Медб не пошел проверить замешательство». Лебор на худре , фол. 46, корп.1.
А в другом отрывке, в эпизоде под названием «Бреслех Майге Мюртемхне», где дается ужасное описание ярости Кухуллина при виде враждебных армий юга и запада, расположившихся лагерем в границах Улайда , нам сообщается (Книга Ленстера , л.54, а2 и б1): Немейн — ирландская богиня, которая очень могущественна. Немейн может убить 100 человек всего одним боевым кличем.
«Он видел с себя пылкое сверкание яркого золотого оружия над головами четырех великих провинций Эриу перед падением вечерних облаков. Великая ярость и негодование охватили его, увидев их, из-за количества его противников и на толпу своих врагов он схватил два своих копья, свой щит и свой меч и издал из своего горла воинственный крик, так что духи, и сатиры, и маньяки долины, и демоны воздуха ответили: охваченные ужасом криком, который он поднял на высоту, и Неман смутил войско, и четыре провинции Эриу бросились на острия своих копий и оружия, так что сто воинов умерли от страха и трепета; посреди форта и лагеря той ночью».
Родство
[ редактировать ]В глоссарии Кормака говорится, что Немейн была женой Нейт, «бога битвы с язычником Гайдель». В стихотворении из Ленстерской книги (л. 6, а2) Бадб и Немайн упоминаются как жены Нейд или Нейт:
«Нейт, сын Инду, и две его жены, Бадб и Неамин, воистину, Были убиты в Айлехе без порока, Нептуром фоморов».
На листе 5, а2 того же рукописи говорится, что Феа и Немейн были двумя женами Нейт, но в стихотворении об Айлехе, напечатанном из Диннсенха в «Записках о постановлениях Темплмора» (стр. 226), упоминается только Немейн. упоминается как жена Нейт . Кроме того, в ирландских генеалогических книгах говорится, что Феа и Немейн были двумя дочерьми Элькмара из Бругов ( Ньюгрейндж , недалеко от Бойна ), который был сыном Делбаэта , сына Огмы , сына Элатана и жены Нейда, сына Инды. Это идентичное родство Феи и Немэйна подразумевает, что это одна и та же личность.
В «Диндсенчах» Немаин, «раны войны», описывается как «жена-законодательница» Нейт . [ 6 ]
Этимология
[ редактировать ]Варианты форм ее имени в ирландских текстах: Немон ~ Немейн ~ Неман. Эти чередования подразумевают, что протокельтская форма этого теонима , если бы такой теоним существовал на том этапе, была бы * Nemanjā , * Nemani-s или * Nemoni-s .
Значение имени интерпретировалось по-разному. Сквайр (2000:45) интерпретировал это имя как «ядовитый», предположительно связывая его с протокельтским * nemi- «доза яда», «нечто, что раздается» от протоиндоевропейского корня * nem- «раздавать ». (Староирландский nem , мн.н. neimi «яд»). Однако * nemi- явно является существительным с i -основой, тогда как основы реконструированных форм * Nemā-njā , * Nema-ni-s и * Nemo-ni-s явно являются существительными с -основой и o соответственно.
Точно так же протокельтское *nāmant -'враг' (ирландское námhaid , родительный падеж namhad 'враг' от древнеирландского náma , г. námat , мн. námait [1] ) слишком отличается по форме от * Nemanjā , * Nemani-s или * Nemoni-s приравниваться к любому из них.
Вероятно, это имя является расширенной формой протоиндоевропейского корня * nem- «захватить, взять, раздать», с которым связано древнегреческое Némesis « гнев, возмездие» и имя Немезида , олицетворение возмездия . справедливость в греческой мифологии . Это связано с древнегреческим номосом , что означает обычай или закон, а также означает делить, распределять или выделять. Протоиндоевропейский корень — древневерхненемецкое nâma « грабить», немецкое nehmen «взять», английское « проворный » ; Zend nemanh – «преступление», албанское название – «проклятие», а на валлийском , корнуоллском и бретонском nam – «винить» [2] . Согласно этой теории, это имя будет означать что-то вроде «Великий Берущий» или «Великий Распределитель».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Диннин, Патрик С. , изд. (1927). «Маха». Gaeḋilge и словарь английского языка: ирландско-английский словарь, представляющий собой тезаурус слов, фраз и идиом современного ирландского языка (новое издание, переработанное и значительно расширенное издание). Дублин: Ирландское текстовое общество. стр. 692.
- ^ Шёштедт, Мария-Луиза . Кельтские боги и герои . Дуврские публикации. стр. 31–32. ISBN 0-486-41441-8 .
- ^ Огаин, Дайти (1991). Миф, легенда и романтика: энциклопедия ирландской народной традиции . Оксфорд: Prentice Hall Press. стр. 307–309. ISBN 0-13-275959-4 .
- ^ Дэвидсон, Хильда Эллис (1988). Мифы и символы в языческой Европе: ранние скандинавские и кельтские религии . Сиракузы: Издательство Сиракузского университета. п. 97. ИСБН 0-8156-2441-7 .
- ^ Перейти обратно: а б МакКиллоп, Джеймс (1998). Словарь кельтской мифологии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 335–336. ISBN 0-19-280120-1 .
- ↑ Метрические Диндсенчасы , стихотворение 23 «Айлех II»
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хеннесси, ВМ. (1870). Древняя ирландская богиня войны . Revue Celtique , Том 1, стр. 27–57. Доступно с 26 сентября 2007 г. на сайте Sacred-texts.com .