Рэткроган
Рэткроган
Круачан Ай Древняя столица Коннахта | |
---|---|
Археологический комплекс | |
![]() | |
Координаты: 53 ° 48'07 "N 8 ° 18'14" W / 53,80194 ° N 8,30389 ° W | |
Веб-сайт | https://www.rathcroghan.ie/ |
Раткроган ( ирландский : Ráth Cruachan , что означает « форт Круачан») — комплекс археологических памятников недалеко от Тульска в графстве Роскоммон , Ирландия . Он идентифицируется как место Круачана , традиционной столицы Коннахты , доисторических и ранних исторических правителей западной территории. Комплекс Раткроган (Круачан Ай) представляет собой уникальный археологический ландшафт, множество упоминаний которого встречается в ранних ирландских средневековых рукописях.
Раткроган, расположенный на равнинах Коннахта (Mag nAí/Machaire Connacht), является одним из шести королевских памятников Ирландии. Этот ландшафт площадью более 6 квадратных километров (2,3 квадратных миль) состоит из более чем 240 археологических объектов, 60 из которых являются охраняемыми национальными памятниками.
Эти памятники варьируются от неолита (4000–2500 до н.э.), бронзового ( 2500–500 до н.э.) и железного века (500 до н.э. – 400 н.э.), до периода раннего средневековья и далее. Эти памятники включают, среди прочего, курганы, кольцевые крепости и средневековые границы полей. Самыми интересными из них являются многопериодный курган Раткроган, загадочная пещера Овейнагат, Маклах – комплекс линейных земляных валов, а также средневековый комплекс Карнс .
Существует множество исторических упоминаний о Раткрогане (Рат Круахан), записанных в раннесредневековых рукописях, в том числе в «Леборе на хуидре» XII века . Раткроган известен как место проведения одной из величайших ярмарок Ирландии, а также как одно из трех великих языческих кладбищ острова. Это также место начала и конца национальной эпической сказки « Тайн Бо Куальнге » и королевская резиденция Медб (Мейв), Королевы Воинов Коннахта.
Говорят, что Раткроган обеспечивает вход в Потусторонний мир , который в средневековый период описывался как «Ирландские врата в ад» (не путать с Чистиллищем Святого Патрика ) через Овейнагат (Кошачья пещера). [ 1 ] Пещера ассоциируется с языческим праздником Самайн , Хэллоуином , а также описывается как «подходящее жилище» Морриган , кельтской богини дохристианской Ирландии.
Мифология
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Согласно стихотворению Диндшенча , Круачан был назван в честь Крохен, служанки Этаина , девушки -сидхе , переродившейся смертной. Когда Этаин возвращается в Потусторонний мир ее первоначальный -сидхе любовник Мидир , Крохен сопровождает их, и по пути к подземному дворцу Мидира они проводят некоторое время в кургане, известном как Сид Синче.
Крохен настолько впечатлена этим сидом (курганом фей), что спрашивает Мидира, его ли это дворец. Из-за ее преданности Этаин и ее уважения к этому жилищу Мидир дарит его ей и называет в ее честь, прежде чем привести Этаин в свой дворец в Бри-Лейт. В конце стихотворения Крохен упоминается как мать Медба.
В том же стихотворении Круачан упоминается как королевское кладбище: «Слушайте, воины о Круачу! С его курганом для каждой знатной пары». [ 2 ]
Ольстерский цикл
[ редактировать ]Круачан занимает важное место в Ольстерском цикле , поскольку он был домом одной из его главных героинь, королевы Медб . Королевство Коннахт ей подарил ее отец-верховный король Эохайд Фейдлех , который сверг с трона предыдущего короля Тинди Мак Конру из-за предательства. Неясно, действительно ли Тинди управлял провинцией из Круачана или был построен Медбом или для него.
Другая история гласит, что Круачаном правила сестра королевы, Клотру, прежде чем сама Медб убила ее. Яркие описания западной столицы даны в «Fled Bricrenn» («Пир Брикриу»), а это — в «Táin Bó Fraích» :
- «Дом был построен из сосны; снаружи он был покрыт гонтом. В доме было шестнадцать окон, и к каждому из них была медная рама; медная перевязь на крыше. Четыре балки из сосны. латунь на квартире Айлиля и Медба, вся украшенная бронзой, и точно в центре дома две серебряные рейки вокруг нее под позолотой. Впереди серебряный жезл, доходящий до средних стропил дома. дом был окружен со всех сторон, от двери до другой». [ 3 ]
Круачан изображен в начале и конце Тайн Бо Куальгне с беседой о подушках в королевской резиденции и завершается битвой быков, которая предположительно происходила в Рат-на-д-Тарбх, одном из крупнейших кольцевых фортов на этом месте. . Помимо ольстерских сказок, существует не так много мифических описаний главного форта Коннахта, один из лучших примеров встречается в стихотворении Диндшенчас о Карн Фрайхе. В этом стихотворении речь идет о двух фигурах с этим именем: один из них был Фрехом времен Медба, а другой был принцем Коннахта до разделения Ирландии на половины Конна и Эогана, причем в этом разделе стихотворения Круачан описывается как каменная крепость. [ 4 ]
Самайн
[ редактировать ]Круачан, похоже, тесно связан с праздником Самайна , поскольку именно в это время ирландцы верили, что доисторические могилы, существовавшие до их времени, открылись, и их боги и духи, обитавшие внутри, ходили по земле. [ 5 ] Появление существ из Овейнагата было частью этой веры. На этом основана легенда «Приключения Неры », в которой воину этого титула предлагается привязать ветку к лодыжке осужденного в ночь Самайна. Согласившись принести немного воды для осужденного, он обнаруживает странные дома, и когда он наконец приносит ему немного воды в третьем доме, он возвращает его в плен только для того, чтобы стать свидетелем того, как королевские здания Рэткрогана разрушаются духами. Он следует за воинством фей в сид , где встречает женщину, которая говорит ему, что то, что он видел, было видением того, что произойдет через год, если его смертные товарищи не будут предупреждены. Он покидает сид и сообщает о своем видении Эйлилу мак Мате, который затем уничтожает сидхе.
Овейнагат
[ редактировать ]
Неясно, является ли то, что называется Сидом , Овейнагатом или курганом самого Раткрогана.
На внутренней перемычке – надпись огамом. Полная формулировка неясна, но слова « ФРАЕХ » и « СЫН МЕДБА » переведены; неясно, тот ли это Фрэх, который связан с королевой Медб .
История XVIII века рассказывает о женщине, которая, пытаясь поймать сбежавшую корову, последовала за ней в пещеру и появилась за много миль от нее, в Кешкорране , графство Слайго .
В традиционных сказках из Овейнагата появились различные разрушительные существа:
- Название Овейнагат может происходить от волшебных диких кошек, представленных в «Пире Брикриу», которые выходят из пещеры, чтобы напасть на трех воинов Ольстера, прежде чем их приручит Кухулин .
- Эллен Тречен была трехголовым монстром, который неистовствовал по всей стране, прежде чем был убит Амергином , отцом Коналла Сернака .
- Маленькие красные птицы вылетели из пещеры, иссушая каждое растение, на которое они дунули, прежде чем Красная Ветвь охотилась на них .
- Стада свиней с похожими способностями к разложению вышли из пещеры, а сами Айлилл и Медб отчаянно пытались их выследить, но им приходилось иметь дело со способностью свиней исчезать и способностью сбрасывать захваченную плоть.
Морриган
[ редактировать ]Морриган выходит из этой пещеры в Тайн Бо Регамна на колеснице , запряженной одноногой каштановой лошадью. Она приводит корову, ведомую великаном с раздвоенным посохом, для спаривания с Бурым Быком. [ 6 ] В другой истории Морриган берет коров женщины по имени Одрас, которая следует за ней в пещеру, прежде чем погрузиться в волшебный сон. Проснувшись, она видит Морриган, которая шепчет над ней заклинание, превращая Одрас в реку. [ 7 ]
История
[ редактировать ]
Как и в случае с другими королевскими объектами, здесь нет каких-либо серьезных исторических упоминаний или археологических свидетельств, подтверждающих, что это была королевская резиденция или крепость, описанная в мифах, при этом некоторые из лучших примеров кольцевых фортов в этом районе относятся к христианским временам. Это, безусловно, было важное кладбище с множеством кольцевых курганов, поддерживающих писцов, которые упоминают его наряду с Тайлтиу и Тарой как одно из трех великих мест захоронения, а также место сбора или энаха . Все собрания и энахи были частью религиозных и погребальных традиций, и точно так же, как собрание проводилось на кладбище Тайлтиу (даже в 19 веке), оно наверняка было и в Круачане. Многие полагают, что королева Медб на самом деле была местной богиней земли, во многом как Медб Летдерг в Таре, и что стать королем означало жениться на земле, стать единым целым с Круаханом, причем инаугурация, скорее всего, произошла на самом кургане Раткроган. [ нужна ссылка ] Религиозное значение Круахана уменьшилось после прихода христианства, о чем свидетельствует пролог Мартиролога Оэнгуса , который противопоставляет конец власти Круахана появлению Клонмакнойза . [ 8 ]
Новые начинающие писатели на самом деле не записывали, что на самом деле происходило на подобных местах, создавая истории, в которых фигурирует Сид Круахана , подвергшийся нападению Айлиля и Медба, а Овенагат называют адскими вратами Ирландии. В конце первого века на этом месте было построено несколько ратов. Некоторые из них позже включали цокольные этажи с входом в один из них, построенные над Овейнагатом с использованием стоящих камней Огама с этого места, которые были уникальными для Коннахта и обычно появлялись только на юго-западе Ирландии. Район усеян средневековыми полями, лучшие примеры находятся в районе Рейлиг-на-Ри, что показывает, что Круачан стал ключевым пастбищем, возможно, первоначально прикрепленным к раннесредневековому форту, построенному в соседнем Тульске , а еще один близлежащий объект – курган Карнфри – использовался в качестве место инаугурации королей Коннахта О'Конор. Есть свидетельства наличия группок небольших домов или шон-бхайле между памятниками, в которых можно было жить далеко задолго до средневековья; однако следующим важным событием стали геодезические исследования, начавшиеся в середине восемнадцатого века, о чем свидетельствует Габриэлем Беранже Цветной рисунок кургана Круачан, сделанный . Эту работу продолжила артиллерийская служба в 1830-х годах, которая с помощью местных жителей дала памятникам названия, которые используются по сей день. Вокруг кургана Раткроган не проводилось больших физических раскопок, но такие технологии, как радар и магнитные исследования, выявили особенности, которые показывают большое сходство между Раткроганом, Тарой и Эмайн Маха . В 1999 году в Талске было завершено строительство центра для посетителей Круачан Ай, в котором демонстрировались все последние исследования, проведенные на Раткрогане, а также на Карнфри и самом Талске . [ нужна ссылка ]
Историческую ссылку на пещеру можно найти в « Триадах Ирландии », датируемых 14-19 веками, где « Úam Chnogba , Úam Slángæ и Dearc Fearna » перечислены под заголовком «три самых темных места в Ирландии». . [ 9 ] Последнее, означающее «Ольховую пещеру», обычно считается нынешней пещерой Данмор . [ 10 ] в то время как первые два переводятся как пещеры Ноута и пещеры Слейни. [ 11 ] неизвестно, о какой именно системе пещер/проходных гробниц у реки Слейни идет речь, наиболее вероятно, что это системы в Балтинглассе . Другие источники переводят перечисленные места как Рат Кроган, пещеру или склеп Слейна. [ 12 ] и «Пещера папоротников». [ 11 ]
Археология
[ редактировать ]Комплекс Раткроган насчитывает более 240 археологических памятников, 60 из которых классифицируются как национальные памятники, разбросанных на площади примерно 4 квадратных миль (10 км²). 2 ). Они варьируются по дате от неолита до средневековья, а категории памятников включают курганы, кольцевые крепости, линейные земляные валы и ограждения. [ нужна ссылка ]
Основные сайты
[ редактировать ]Курган Раткроган
[ редактировать ]
Центром комплекса является курган Раткроган, представляющий собой широкий круглый холм с плоской вершиной, средним диаметром 89 метров (292 фута) у основания и высотой 5,5 м (18 футов). Пологие спуски на восток и запад ведут на вершину, на которой сохранились следы небольшого кургана. Обследование показало, что курган Раткроган был построен на вершине существующего памятника, состоящего из двух концентрических каменных кольцевых рядов. Во время обследования также было обнаружено огромное ограждение диаметром 360 м (1180 футов) и глубиной 5 м (16 футов). Это ограждение окружает большой курган и различные другие памятники, что позволяет сравнивать его с другими королевскими памятниками Ирландии, такими как Тара, Эмейн-Мача и Дун-Айлинн, которые имеют аналогичные ограждения. [ 13 ]
Ратмор
[ редактировать ]Название этого кургана переводится как «Большой Форт». Он имеет выпуклую форму диаметром 40 м (130 футов) и окружен рвом шириной 7 м (23 фута). Предполагается, что этот покрытый травой курган с крутыми склонами датируется периодом позднего железного века и периода раннего средневековья. Хотя он похож на кольцевую крепость, вершина кургана считается слишком маленькой. Потенциальные отверстия для столбов, обнаруженные на вершине кургана, могут указывать на то, что здесь располагался общественный зал железного века или подобное круглое сооружение. Геофизические исследования указывают на наличие очагов, ям и печей внутри, что соответствует использованию кургана в качестве жилья.
Успех «Быков»
[ редактировать ]Английское написание — Ратнадарве, а название на английском означает «Форт быков». К западу от кургана Раткроган находится большой круглый форт со значительным берегом и внешним рвом. В берегу есть несколько разломов, один из которых на северо-востоке является возможным входом. Традиционно это место битвы между быками Донном Куальнге и Финнбеннахом в конце эпоса Тайн Бо Куальнге.
Королевское кладбище
[ редактировать ]Английское написание — Relignaree, что в переводе с ирландского означает «место захоронения королей». Это большое круглое ограждение диаметром 100 м (330 футов) и каменно-земляной насыпью высотой 1 м (3 фута 3 дюйма). Внутри ограждения есть следы меньшего круглого ограждения диаметром 48 м (157 футов). Древние валы, ограничивающие поля, пересекают этот участок, как бы разделяя его на четыре неравных сегмента, а внутри и вокруг участка видны остатки пяти прямоугольных домов. В 1872 году были раскопаны остатки цокольного этажа в юго-западном квадранте и обнаружены кости животных.
Овейнагат
[ редактировать ]
Ирландское название этого места — Uaimh na gCat, что переводится как «Пещера кошек». Это естественная узкая известняковая пещера с искусственным цокольным этажом у входа. Первоначально вход на цокольный этаж находился внутри земляного холма, который был нарушен в результате строительства дороги в 1930-х годах. [ 14 ] Подземный этаж построен из стен из сухого камня, ортостатов и перемычек, его общая длина составляет примерно 10,5 м (34 фута) от входа в естественную пещеру. Естественная пещера простирается еще на 37 м (121 фут).

На верхней перемычке сразу у входа на цокольный этаж есть надпись огамом, которая гласит: «ВРАИЧЧИ...МАКИ МЕДВВИ». В переводе это будет читаться как «Фраеха, сына Медба», поскольку Фраех связан с Круаханом и Медбом в Тайн Бо Куальнге. Фрэх также связан с близлежащим памятником Карнфи (Carn Fraích). На другой перемычке внутри прохода есть вторая едва заметная надпись огама: «QR G SMU». Эта надпись слишком неполна, чтобы ее можно было уверенно прочитать.
Курган Дати
[ редактировать ]
Этот курган должен был стать местом захоронения Дати , последнего языческого Верховного короля Ирландии. Похоже, это обвалованный курган общим диаметром 40 м (130 футов) с противоположными входами на востоке и западе. На вершине кургана стоит каменный столб из красного песчаника, высота которого составляет 1,85 м (6 футов 1 дюйм). Исследования Макалистера в 1913 году показали, что курган был высечен в естественном гравийном гребне, и, кроме того, ограниченные раскопки 1981 года подтвердили это. При раскопках не было обнаружено никаких могил, хотя найденные образцы древесного угля позволяют предположить, что постройка датируется периодом между 200 г. до н.э. – 200 г. н.э. Эта дата противоречит легенде о том, что это место последнего пристанища Дати, поскольку предполагалось, что он умер около 429 года нашей эры, по крайней мере на 200 лет позже создания этого места.
Маклаги
[ редактировать ]Фольклор говорит нам, что эти огромные земляные работы являются результатом выкорчевывания гигантского кабана, а слово «music» по-ирландски означает «свинья». Это два линейных земляных укрепления, состоящих из двойных берегов с тремя сопутствующими рвами, которые идут на северо-восток и юго-запад по изогнутой параллельной линии на расстоянии 78 м (256 футов) друг от друга. Северный Маклах — более короткий из двух, его длина составляет 100 м (330 футов), но он впечатляюще массивен по своей конструкции. Южный Маклах значительно длиннее, его длина составляет примерно 280 м (920 футов). Назначение этих земляных валов неясно.
Ратбег
[ редактировать ]Ратбег, «Маленький форт», был отнесен к категории Кольцевого кургана с очевидными концентрическими кольцами, которые окружают курган многоуровневым образом. Курган расположен в 600 м (2000 футов) к северо-западу от кургана Раткроган. Он имеет двойной ров с трех сторон памятника и дополнительный ров с западной стороны. На вершине находится небольшая пирамида из камней, окруженная небольшими насыпями и рвами, образующими террасы. Курган имеет диаметр около 36 м (118 футов). Обработанный кремень, обнаруженный на кургане, датируется железным веком и, возможно, бронзовым веком, однако сама структура соответствует памятникам неолита.
Кашелмананнан
[ редактировать ]Ирландское написание имени — Caiseal Mhanannan, что означает Форт Мананнана, отсылая к божеству из ирландской мифологии Мананнану Мак Лиру. Это остатки фундамента трехвалтного овального каменного форта с тремя близко расположенными концентрическими валами из земли и камня шириной в среднем 1,5 м (4 фута 11 дюймов) каждый. Внутренний диаметр составляет 40 м (130 футов), внешние размеры - 57 м (187 футов) с севера на юг и 63 м (207 футов) с востока на запад. К основному корпусу с северной и восточной сторон примыкают два прямоугольных корпуса, каждый из которых ограничен отдельным берегом. Точное использование Кашелмананнана неизвестно, поскольку раскопки не проводились, но тот факт, что это единственное сооружение в комплексе, построенное из камня, предполагает, что это здание высокого статуса с хорошими оборонительными характеристиками.
Другие сайты
[ редактировать ]- Мисгуан Медб – упавший стоячий камень, расположенный возле кургана Раткроган.
- Древний проспект – проспект или дорога, окруженная двумя низкими берегами. Часть его пересекается с внешним круглым берегом и рвом Ратскрейга, участком с небольшим холмом в центре. Проспект шириной примерно 15 м (49 футов), похоже, заканчивается у форта Фланагана, еще одного кольцевого укрепления с небольшим холмом в центре. Оба эти форта были построены позже, чем проспект.
Летописные ссылки
[ редактировать ]Часть источников информации о комплексе Раткрогана взята из летописных справок . Эти ссылки могут дать представление о событиях, а самое раннее летописное упоминание о Рэткрогане встречается в « Анналах четырех мастеров» и датируется 1681 годом до нашей эры. Вплоть до VIII века нашей эры мы можем предположить, что эти более ранние упоминания носили протоисторический характер. [ нужна ссылка ]
Обнародование закона Святого Патрика и закона Святого Кьярана в Круахане в 783 и 814 годах нашей эры соответственно. [ 15 ] показывает важность этого места даже в средневековый период и, возможно, является самым ранним подлинным историческим упоминанием о Рэткрогане. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Овейнагат («Кошачья пещера»), графство Роскоммон» . Пещеры Ирландии . 15 января 2017 года . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ Гвинн 1906 , стихотворение 63 Рат Круачан , стр.349.
- ^ Лихи, А.Х., изд. (1906). Táin Bó Fraich [ Набег скота на Фрайх ]. Героические романы Ирландии (на ирландском языке). Том. II. Дэвид Натт – через archive.org.
- ^ Гвинн 1906 , стихотворение 64 Карн Фрайх , стр.357.
- ^ Смит, Дарра (1996). Путеводитель по ирландской мифологии . Дублин: Ирландская академическая пресса. стр. 149–152. ISBN 9780716526124 .
- ^ Смит, Дарра (1996). Путеводитель по ирландской мифологии . Дублин: Ирландская академическая пресса. стр. 125–127. ISBN 9780716526124 .
- ^ Гвинн 1906 , стихотворение 49 Одрас , стр. 199-201.
- ^ Стоукс, Уайтли (1903). Мартиролог Оэнгуса Калди . Харрисон и сыновья, 1905 год.
- ^ Мейер 1906 .
- ^ Коулман, Дж. К. (1965). Пещеры Ирландии . Трали, графство Керри: Anvil Press. стр. 14–16.
- ^ Jump up to: а б Мейер 1906 , стр. 4–5.
- ^ Фут, Артур Винн (1878). «Отчет о посещении пещеры Данмор, графство Килкенни, с некоторыми замечаниями о найденных там человеческих останках» . Журнал Королевского общества антикваров Ирландии . 4. Я. Дублин: 65–94.
- ^ Уодделл, Дж; Фенвик, Дж; Бартон, К. (2009). Рэткроган, Археологические и геофизические исследования ритуального ландшафта . Дублин: Книги Wordwell. стр. 191–195. ISBN 9781905569311 .
- ^ Уодделл, Дж; Фенвик, Дж; Бартон, К. (2009). Рэткроган, Археологические и геофизические исследования ритуального ландшафта . Дублин: Книги Wordwell. стр. 79–81. ISBN 9781905569311 .
- ^ Анналы Ольстера . Корпус электронных текстов (CELT).
Источники
[ редактировать ]- Гвинн, Эдвард , изд. (1906). Метрические Диндшенчи . Том. 3. КЭЛТ.
- Уодделл, Джон (1998). Доисторическая археология Ирландии . Голуэй: Издательство Университета Голуэя. HDL : 10379/1357 . ISBN 978-1-869857-39-4 .
- Смит, Дараг (1988). Путеводитель по ирландской мифологии .
- Херити, Майкл (1991). Рэткроган и Карнфри .
- Китинг, Г. (1636). Форас Феаса Эйран .
- МакФервиши, Дубхальтач (1649–1666). Книга дополнительной генеалогии .
- О'Флейтбердей, Руайдри (1684 г.). Огия .
- Уодделл, Джон (1983). «Раткроган – королевский объект в Коннахте». Журнал ирландской археологии . 1 : 21–46. JSTOR 30001627 .
- Уодделл, Джон (2009). Рэткроган, Ко. Роскоммон: Где Тайн Бо Куайлнге начался . Путеводитель по археологии Ирландии. Том. 44. HDL : 10379/1353 .
- Мэллори, JP (1998). «Предварительный контрольный список Круахана в Анналах ». Эмания . 5 Сосредоточьтесь на Рэткрогане: 24–26.
- Мейер, Куно, изд. (1906). Триады Ирландии . Серия лекций Тодда (на английском и ирландском языках). Том. 13. Дублин, Айленд: Hodges, Figgis & Co; «альтернативный источник» . КЕЛЬТ.