Jump to content

Кенгус из Таллахта

(Перенаправлено из Мартиролога Оэнгуса )

Святой

Кенгус из Таллахта
Рожденный неизвестный
Клонена, Спахилл, графство Лаойс, Ирландия
Умер возможно ( 824-03-11 ) 11 марта 824
Почитается в Римско-католическая церковь , Восточная православная церковь
Праздник 11 марта

Кенгус мак Оэнгобанн , более известный как Святой Кенгус из Таллахта или Кенгус Калди , [ 1 ] был ирландским епископом, реформатором и писателем, который процветал в первой четверти 9-го века и считается автором Фелира Кенгуссо («Мартиролог Кенгуса») и, возможно, Мартиролога Таллахта .

Мало что из жизни и карьеры Кенгуса достоверно подтверждено. Наиболее важные источники включают внутренние свидетельства из « Фелира» , более позднего среднеирландского предисловия к этому произведению, биографической поэмы, начинающейся с Aíbind suide sund amne («Приятно сидеть здесь таким образом»), и записи о его празднике, включенной в Мартиролог Таллахт .

Кенгус был известен как сын Оэнгобы и внук Ойблена. [ 2 ] который упоминается в более поздней генеалогии как принадлежащий к Далу нАрайди , правящему роду на северо-востоке Ирландии. В позднем отчете, предисловии к «Мартирологу», утверждается, что Кенгус родился в Клуайн-Эднехе/Эйднехе (Клонена, Спахилл, графство Лаойс, Ирландия ), недалеко от нынешнего города Маунтрат , и вырос в монашеской школе, основанной там Финтаном из Клонена. , где и было захоронено его тело. Это утверждение может быть ложным, поскольку сам Фелир не придает такого значения монашескому фонду или его святому покровителю Финтану. [ 3 ]

Кенгус описывает себя как священнослужителя в « Фелире» , используя более скромное наименование «нищий» ( pauperán и deidblén на древнеирландском языке ). [ 3 ] Он был важным членом общины , основанной Маэлем Руаном в Таллахте (ныне Южный Дублин ), на окраине Ленстера . Маэль Руайн описывается как его наставник ( aite , также «приемный отец»). Кенгус впервые описан как епископ в списке святых, включенном в Мартиролог Таллахта . [ 3 ]

Сочинения

[ редактировать ]
Отрывок из Мартиролога Оэнгуса , представляющий записи за 1 и 2 января в виде четверостиший из четырех шестисложных строк на каждый день.

Фелир Кенгюссо

[ редактировать ]

Литературное произведение, которое чаще всего приписывают Кенгусу, - это древнеирландское произведение, известное как Фелир Кенгуссо («Мартиролог Кенгуса»), которое представляет собой самый ранний метрический мартиролог - список святых и их праздников - написанный на народном языке. Работа сохранилась как минимум в десяти рукописях, самой ранней из которых является Леабхар Бреак начала 15 века.

Собственно мартиролог состоит из 365 четверостиший, по одному на каждый день года, и заключен между длинным прологом и эпилогом. Более поздние писцы добавили прозаическое предисловие, включающее материалы о Кенгусе, и сопроводили текст обильными толкованиями и схолиями. Основным источником Кенгуса был Мартиролог Таллахта , сокращенная прозаическая версия Martyrologium Hieronymianum , но с добавлением множества ирландских святых к соответствующим праздникам. Другие источники приведены в эпилоге как «антиграф Иеронима , мартиролог Евсевия » и «Сонм книг Ирландии». [ 4 ]

Знакомства по календарю

[ редактировать ]

Точную дату создания оригинального произведения установить оказалось сложно. Обычный метод определения terminus post quem заключался в том, чтобы опираться на биографии святых и королей, упомянутых в тексте, многие из которых остаются неясными. Terminus ante quem — это другая игра. Ввиду избирательного характера « Фелира» аргументы, основанные на молчании, мало что подтверждают, по крайней мере, в отдельных случаях. [ 5 ] Что было бы поучительно, так это год смерти Кенгуса, неизвестно, но его образование у Маэля Руайна (ум. 792) должно, по крайней мере, означать, что он не пережил 9 век. [ 6 ]

Обычно принимается лишь то, что оно было написано не ранее 797 года, когда умер один из правителей, описанных в прологе как умерший, Доннчад мак Домнэйл , король Тары. [ 7 ] Рудольф Турнейсен постулировал дату до 808 года на том основании, что упоминание о смерти Брана Ардхенна мак Мюредайга (ум., вероятно, 795), короля Ленстера, следует объяснить политическими симпатиями во время правления его преемника Финснехты мак Селлайга (ум. 808). ). [ 8 ]

О Риайн, однако, отверг традиционную дату (797 x 808) в пользу более позднего диапазона, между 828 и 833 годами, а совсем недавно Дамвилль поставил под сомнение выводы и методы датировки О Риана. Во-первых, О Риан утверждает, что такие симпатии, о которых говорит Турнейсен, присущи только следующим королям королевской линии, Селлаху мак Брэйну (годы правления 829–834) и Конхобару мак Доннчаде (годы правления 819–833), сыновьям Брана и Доннчад соответственно. [ 9 ] Дамвилл возражает, что этот политический аргумент замалчивает вероятность того, что, хотя Бран и Доннчад уступили место повелителям из соперничающих династий, им, тем не менее, наследовали члены их семей в их собственных туатах или мортуатах . Таким образом, включение этих королей в пролог не дает веских оснований переходить к terminus ante quem . [ 10 ] Во-вторых, О Риан видит причину отождествлять святых Айреран (11 августа), Модимок (10 декабря) и Фланна (14 января) с Аирфиннаном (ум. 803), аббатом Таллахта, Димманом из Араида (ум. 811) и Фланном Маком. Фэйрчеллиг (ум. 825), аббат Лисмора. Дамвилль, однако, указывает на несколько слабостей и заключает вместе со Стоксом, что «ни один святой или другой человек, который определенно умер в девятом веке, не упоминается». [ 11 ] В-третьих, определив ряд святых в Мартирологе Таллахта , основной модели Фелира , он предлагает расширить некрологи Теймнена или Темнана Линн Дуахайль, умершей в 828 году. [ 12 ] По мнению Дамвилля, доказательства неоднозначны, поскольку связь дошедших до нас копий Мартиролога Таллахта с утерянным оригиналом, который послужил источником Фелира, пока неясна. [ 13 ] Лиам Бретнак также поддержал свидание Турнейсена. [ 14 ]

Центры мирской и духовной силы

[ редактировать ]

Что-то из взглядов Кенгуса на светскую политику, похоже, проявляется в его прологе к «Фелиру» . В нескольких строфах пустынные места Тары , Круахана (также Круачу) и Эмайн Мачаэ интерпретируются как бывшие места крепостей, в которых проживали могущественные правители до прихода христианства. Эти языческие центры власти контрастируют с крупными церковными центрами Ирландии, которые процветали во времена Кенгуса, такими как Арма и Клонмакнойз . [ 15 ] По словам историка Т.М. Чарльза-Эдвардса , Кенгус отвечал на военное господство повелителей своего времени, отмечая, что мирская слава преходяща, а духовная власть долговечна. С аналогичным эффектом Кенгус также приводит пример Маэля Руайна, который продолжает предлагать поддержку и утешение после его смерти, в сравнении с примером современных королей-воинов Доннчада и Брана Ардхенна, чье сильное проявление власти не означало ничего подобного после их. [ 15 ] [ 16 ]

Мартиролог Таллахта

[ редактировать ]

Было высказано предположение, что Кенгус активно участвовал в составлении, если не в составлении дополненного Мартиролога Таллахта . Это была работа нортумбрийского происхождения, вероятно, из Линдисфарна , которая сначала прошла через Айону и Бангор , где ирландские писцы начали делать некоторые дополнения. Рукопись (ныне утерянная) наконец прибыла в Таллахт, где получила большую часть ирландских дополнений. [ 3 ] Оно было написано кем-то столь же образованным и литературным, как Кенгус, в Таллахте, и есть веские основания полагать, что это был сам Кенгус: прежде всего, источники, названные Кенгусом в эпилоге к « Фелире» (см. выше), имели бы больше смысла, если бы они были материалы, использованные для Мартиролога Таллахта ; во-вторых, ряд святых, которые, как утверждается, были включены в тот же эпилог, встречаются в Мартирологе Таллаха, но не в самом Фелире . [ 3 ]

Согласно Мартирологу Таллахта , праздник Кенгуса и, следовательно, дата его смерти приходится на 11 марта. В стихотворении, начинающемся с Aíbind suide sund amne, утверждается, что он умер в пятницу в Дисерт- Бетех («Березовый Эрмитаж»). [ 17 ] Вместе они дали ряд возможных дат, таких как 819, 824 и 830 годы, но до дат мартирологов невозможно дать однозначного ответа. [ 18 ] В его метрическом житии говорится, что он был похоронен на месте своего рождения Клонена. [ 19 ]

Репутация

[ редактировать ]

Став отшельником , он какое-то время жил в Дисерт-би, где, как говорят, на берегу Норы он общался с ангелами . За его любовь к молитве и уединению его прозвали « Калди »; другими словами, Ceile Dé , или «Слуга Божий». Не удовлетворенный своим жилищем, которое находилось всего в миле от Клонены и поэтому его могли тревожить студенты и путники, Кенгус переехал в более уединенное жилище, находившееся на расстоянии восьми миль. Это изолированное место в двух милях к юго-востоку от нынешнего города Мэриборо было названо в его честь «Пустыней Кенгуса» или «Дайсерт-Энос». Здесь он воздвиг небольшую молельню на невысоком возвышении среди холмов Дайсерт, ныне представляющем собой разрушенную и заброшенную протестантскую церковь. [ 20 ] Он также утверждает, что основал Disert Oengusa недалеко от Крума, ок. 780 г. н. э. Две реформированные общины Таллахта, монастыри в графстве Лимерик и графстве Лаойс, основанные при жизни Кенгуса, известны как Дисерт Кенгуса («Эрмитаж Кенгуса»). [ 3 ]

Его самый ранний биограф в девятом веке [ 20 ] рассказывает о чудесных аскезах, которые практиковал Кенгус в своей «пустыне», и хотя он стремился быть вдали от прибежищ людей, его слава привлекала поток посетителей. В результате добрый святой оставил свое ораторское искусство в Дисерт-Эносе и после некоторых странствий пришел в монастырь Таллахт , недалеко от Дублина , которым тогда управлял Маэль Руайн . Он вошел как мирянин , скрывая свою личность, но Маэль Руайн вскоре обнаружил его и сотрудничал с ним в Мартирологе Таллахта.

Примечания

[ редактировать ]
  1. Впервые это прозвище было присвоено ему без видимых полномочий Джоном Колганом в 17 веке.
  2. ^ Мартирология травм , с. 22. ( Епископ дома Ойблеайн ); однако в Aíbind suide sund amne , строфа 2, есть mac Oíblén .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж О Риайн, Падрайг (2004). «Энгус из Таллахта». Оксфордский национальный биографический словарь . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/40885 . Проверено 27 января 2009 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
  4. ^ Фелир Кенгуссо , строки 137–41. О Риайн, «Энгус из Таллахта». ОДНБ .
  5. ^ Дамвилл, « Фелир Кенгюссо ». 26, 36.
  6. ^ Дамвилл, « Фелир Кенгюссо ». 28.
  7. ^ Donnchad dric ruad rogdae «Доннчад гневный, румяный, избранный», Фелир Кенгуссо 221; Дамвилль, « Фелир Кенгюссо ». п. 25.
  8. ^ Турнейсен, «Композиция Фелира Оэнгуса ».
  9. ^ Ó Риан, «Переизданные мартирологи Таллахта». стр. 37–8.
  10. ^ Дамвилл, « Фелир Кенгюссо ». 28-9.
  11. ^ Дамвилл, « Фелир Кенгюссо ». стр. 26, 29–30.
  12. ^ Ó Риан, «Переизданные мартирологи Таллахта». 26 и далее.
  13. ^ Дамвилл, « Фелир Кенгюссо ». 37-8, 46.
  14. ^ Бреатнах, «Поэты и поэзия» Маккоуна и Симмса (ред.), Прогресс в средневековых ирландских исследованиях (Maynooth, 1996, стр. 65-77.
  15. ^ Jump up to: а б Фелир Кенгюссо , изд. Стоукс, с. 24.
  16. ^ Чарльз-Эдвардс, Раннехристианская Ирландия . 469-70.
  17. ^ Aíbind suide sund amne , строфа 3.
  18. ^ Дамвилл, « Фелир Кенгуссо », стр. 27.
  19. ^ Aíbind suide sund amne , строфа 4.
  20. ^ Jump up to: а б «Святой Энгус (Калди)» . Католическая энциклопедия .

Первоисточники

[ редактировать ]
  • Кенгус из Таллахта (1905). Стоукс, Уитли (ред.). Мартиролог Оэнгуса Калди . Общество Генри Брэдшоу. Том. 29. Лондон. Издание Стоукса включает поздние предисловия в:
  • Мартиролог Таллахта , изд. Ричард Ирвин Бест и Хью Джексон Лоулор, Мартиролог Таллахта. Из книги Ленстера и MS. 5100–4 в Королевской библиотеке . Брюссель, 1931 год.
  • Aíbind suide sund amne («Приятно сидеть здесь таким образом»), биографическое стихотворение другого Кенгуса, сохранившееся в Леабхар Бреак, стр. 106b (по мотивам Фелира Кенгуссо ).
  • Поэма в Ленстерской книге (12 век), с. 354, в котором перечислены 24 святых, похороненных в Клонене, изд. Падрайг О Риайн, Corpus Genealogiarum Sanctorum Hiberniae . Дублин, 1988. 92–3.
  • Кенни, Джеймс Ф. Источники по ранней истории Ирландии . Том 1 ( Церковный ). п. 471 нет. 263. Колумбия, штат Нью-Йорк, 1929 г. (перепечатано с новым предисловием и предисловием: Дублин, 1993 г.).

Вторичные источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Колган, Джон Журнал Святых Ирландии стр. 579–583, Левен (1645).
  • Хенниг, Джон. « Фелир Оэнгуссо и Мартирологиум Вандалберти », Medieval Studies 17 (1955): стр. 227–233.
  • Хенниг, Джон. «Заметки о неирландских святых в рукописях Фелира Кенгуссо », Труды Королевской ирландской академии C 75 (1975): стр. 119–159.
  • Хенниг, Джон. «Исследования латинских текстов Мартиролога Таллахта , Фелира Оэнгуссо и Фелира Хуи Гормена ». Труды Королевской ирландской академии C 69 (июль 1970 г.): стр. 45–112.
  • Райан, Патрик. Праздники святых: история ирландских мартирологов . Subsidia Hagiographica 86. Брюссель: Société des Bollandistes, 2006.
  • Райан, Патрик. «Мартиролог Кенгуса: передача текста». Studia Hibernica 31 (2000–2001): стр. 221–242.
  • Райан, Патрик. Англо-саксонская Ирландия: свидетельства мартиролога Таллахта . Лекция памяти Его Величества Чедвика. Кембридж, 1993.
  • Шнайдерс, Марк. «Языческое прошлое и христианское настоящее» у Фелира Оэнгуссо », Культурная идентичность и культурная интеграция: Ирландия и Европа в раннем средневековье , изд. Дорис Р. Эдель. Блэкрок (графство Дублин): Четыре суда, 1995. стр. 157–169.
Атрибуция

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Сент-Энгус (Калди) ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2bf06f5d7a9c2a7f9a4db34cf07dee02__1704701220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2b/02/2bf06f5d7a9c2a7f9a4db34cf07dee02.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Óengus of Tallaght - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)