Кенгус из Таллахта
Святой Кенгус из Таллахта | |
---|---|
Рожденный | неизвестный Клонена, Спахилл, графство Лаойс, Ирландия |
Умер | возможно | 11 марта 824
Почитается в | Римско-католическая церковь , Восточная православная церковь |
Праздник | 11 марта |
Кенгус мак Оэнгобанн , более известный как Святой Кенгус из Таллахта или Кенгус Калди , [ 1 ] был ирландским епископом, реформатором и писателем, который процветал в первой четверти 9-го века и считается автором Фелира Кенгуссо («Мартиролог Кенгуса») и, возможно, Мартиролога Таллахта .
Мало что из жизни и карьеры Кенгуса достоверно подтверждено. Наиболее важные источники включают внутренние свидетельства из « Фелира» , более позднего среднеирландского предисловия к этому произведению, биографической поэмы, начинающейся с Aíbind suide sund amne («Приятно сидеть здесь таким образом»), и записи о его празднике, включенной в Мартиролог Таллахт .
Фон
[ редактировать ]Кенгус был известен как сын Оэнгобы и внук Ойблена. [ 2 ] который упоминается в более поздней генеалогии как принадлежащий к Далу нАрайди , правящему роду на северо-востоке Ирландии. В позднем отчете, предисловии к «Мартирологу», утверждается, что Кенгус родился в Клуайн-Эднехе/Эйднехе (Клонена, Спахилл, графство Лаойс, Ирландия ), недалеко от нынешнего города Маунтрат , и вырос в монашеской школе, основанной там Финтаном из Клонена. , где и было захоронено его тело. Это утверждение может быть ложным, поскольку сам Фелир не придает такого значения монашескому фонду или его святому покровителю Финтану. [ 3 ]
Кенгус описывает себя как священнослужителя в « Фелире» , используя более скромное наименование «нищий» ( pauperán и deidblén на древнеирландском языке ). [ 3 ] Он был важным членом общины , основанной Маэлем Руаном в Таллахте (ныне Южный Дублин ), на окраине Ленстера . Маэль Руайн описывается как его наставник ( aite , также «приемный отец»). Кенгус впервые описан как епископ в списке святых, включенном в Мартиролог Таллахта . [ 3 ]
Сочинения
[ редактировать ]
Фелир Кенгюссо
[ редактировать ]Литературное произведение, которое чаще всего приписывают Кенгусу, - это древнеирландское произведение, известное как Фелир Кенгуссо («Мартиролог Кенгуса»), которое представляет собой самый ранний метрический мартиролог - список святых и их праздников - написанный на народном языке. Работа сохранилась как минимум в десяти рукописях, самой ранней из которых является Леабхар Бреак начала 15 века.
Собственно мартиролог состоит из 365 четверостиший, по одному на каждый день года, и заключен между длинным прологом и эпилогом. Более поздние писцы добавили прозаическое предисловие, включающее материалы о Кенгусе, и сопроводили текст обильными толкованиями и схолиями. Основным источником Кенгуса был Мартиролог Таллахта , сокращенная прозаическая версия Martyrologium Hieronymianum , но с добавлением множества ирландских святых к соответствующим праздникам. Другие источники приведены в эпилоге как «антиграф Иеронима , мартиролог Евсевия » и «Сонм книг Ирландии». [ 4 ]
Знакомства по календарю
[ редактировать ]Точную дату создания оригинального произведения установить оказалось сложно. Обычный метод определения terminus post quem заключался в том, чтобы опираться на биографии святых и королей, упомянутых в тексте, многие из которых остаются неясными. Terminus ante quem — это другая игра. Ввиду избирательного характера « Фелира» аргументы, основанные на молчании, мало что подтверждают, по крайней мере, в отдельных случаях. [ 5 ] Что было бы поучительно, так это год смерти Кенгуса, неизвестно, но его образование у Маэля Руайна (ум. 792) должно, по крайней мере, означать, что он не пережил 9 век. [ 6 ]
Обычно принимается лишь то, что оно было написано не ранее 797 года, когда умер один из правителей, описанных в прологе как умерший, Доннчад мак Домнэйл , король Тары. [ 7 ] Рудольф Турнейсен постулировал дату до 808 года на том основании, что упоминание о смерти Брана Ардхенна мак Мюредайга (ум., вероятно, 795), короля Ленстера, следует объяснить политическими симпатиями во время правления его преемника Финснехты мак Селлайга (ум. 808). ). [ 8 ]
О Риайн, однако, отверг традиционную дату (797 x 808) в пользу более позднего диапазона, между 828 и 833 годами, а совсем недавно Дамвилль поставил под сомнение выводы и методы датировки О Риана. Во-первых, О Риан утверждает, что такие симпатии, о которых говорит Турнейсен, присущи только следующим королям королевской линии, Селлаху мак Брэйну (годы правления 829–834) и Конхобару мак Доннчаде (годы правления 819–833), сыновьям Брана и Доннчад соответственно. [ 9 ] Дамвилл возражает, что этот политический аргумент замалчивает вероятность того, что, хотя Бран и Доннчад уступили место повелителям из соперничающих династий, им, тем не менее, наследовали члены их семей в их собственных туатах или мортуатах . Таким образом, включение этих королей в пролог не дает веских оснований переходить к terminus ante quem . [ 10 ] Во-вторых, О Риан видит причину отождествлять святых Айреран (11 августа), Модимок (10 декабря) и Фланна (14 января) с Аирфиннаном (ум. 803), аббатом Таллахта, Димманом из Араида (ум. 811) и Фланном Маком. Фэйрчеллиг (ум. 825), аббат Лисмора. Дамвилль, однако, указывает на несколько слабостей и заключает вместе со Стоксом, что «ни один святой или другой человек, который определенно умер в девятом веке, не упоминается». [ 11 ] В-третьих, определив ряд святых в Мартирологе Таллахта , основной модели Фелира , он предлагает расширить некрологи Теймнена или Темнана Линн Дуахайль, умершей в 828 году. [ 12 ] По мнению Дамвилля, доказательства неоднозначны, поскольку связь дошедших до нас копий Мартиролога Таллахта с утерянным оригиналом, который послужил источником Фелира, пока неясна. [ 13 ] Лиам Бретнак также поддержал свидание Турнейсена. [ 14 ]
Центры мирской и духовной силы
[ редактировать ]Что-то из взглядов Кенгуса на светскую политику, похоже, проявляется в его прологе к «Фелиру» . В нескольких строфах пустынные места Тары , Круахана (также Круачу) и Эмайн Мачаэ интерпретируются как бывшие места крепостей, в которых проживали могущественные правители до прихода христианства. Эти языческие центры власти контрастируют с крупными церковными центрами Ирландии, которые процветали во времена Кенгуса, такими как Арма и Клонмакнойз . [ 15 ] По словам историка Т.М. Чарльза-Эдвардса , Кенгус отвечал на военное господство повелителей своего времени, отмечая, что мирская слава преходяща, а духовная власть долговечна. С аналогичным эффектом Кенгус также приводит пример Маэля Руайна, который продолжает предлагать поддержку и утешение после его смерти, в сравнении с примером современных королей-воинов Доннчада и Брана Ардхенна, чье сильное проявление власти не означало ничего подобного после их. [ 15 ] [ 16 ]
Мартиролог Таллахта
[ редактировать ]Было высказано предположение, что Кенгус активно участвовал в составлении, если не в составлении дополненного Мартиролога Таллахта . Это была работа нортумбрийского происхождения, вероятно, из Линдисфарна , которая сначала прошла через Айону и Бангор , где ирландские писцы начали делать некоторые дополнения. Рукопись (ныне утерянная) наконец прибыла в Таллахт, где получила большую часть ирландских дополнений. [ 3 ] Оно было написано кем-то столь же образованным и литературным, как Кенгус, в Таллахте, и есть веские основания полагать, что это был сам Кенгус: прежде всего, источники, названные Кенгусом в эпилоге к « Фелире» (см. выше), имели бы больше смысла, если бы они были материалы, использованные для Мартиролога Таллахта ; во-вторых, ряд святых, которые, как утверждается, были включены в тот же эпилог, встречаются в Мартирологе Таллаха, но не в самом Фелире . [ 3 ]
Смерть
[ редактировать ]Согласно Мартирологу Таллахта , праздник Кенгуса и, следовательно, дата его смерти приходится на 11 марта. В стихотворении, начинающемся с Aíbind suide sund amne, утверждается, что он умер в пятницу в Дисерт- Бетех («Березовый Эрмитаж»). [ 17 ] Вместе они дали ряд возможных дат, таких как 819, 824 и 830 годы, но до дат мартирологов невозможно дать однозначного ответа. [ 18 ] В его метрическом житии говорится, что он был похоронен на месте своего рождения Клонена. [ 19 ]
Репутация
[ редактировать ]Став отшельником , он какое-то время жил в Дисерт-би, где, как говорят, на берегу Норы он общался с ангелами . За его любовь к молитве и уединению его прозвали « Калди »; другими словами, Ceile Dé , или «Слуга Божий». Не удовлетворенный своим жилищем, которое находилось всего в миле от Клонены и поэтому его могли тревожить студенты и путники, Кенгус переехал в более уединенное жилище, находившееся на расстоянии восьми миль. Это изолированное место в двух милях к юго-востоку от нынешнего города Мэриборо было названо в его честь «Пустыней Кенгуса» или «Дайсерт-Энос». Здесь он воздвиг небольшую молельню на невысоком возвышении среди холмов Дайсерт, ныне представляющем собой разрушенную и заброшенную протестантскую церковь. [ 20 ] Он также утверждает, что основал Disert Oengusa недалеко от Крума, ок. 780 г. н. э. Две реформированные общины Таллахта, монастыри в графстве Лимерик и графстве Лаойс, основанные при жизни Кенгуса, известны как Дисерт Кенгуса («Эрмитаж Кенгуса»). [ 3 ]
Его самый ранний биограф в девятом веке [ 20 ] рассказывает о чудесных аскезах, которые практиковал Кенгус в своей «пустыне», и хотя он стремился быть вдали от прибежищ людей, его слава привлекала поток посетителей. В результате добрый святой оставил свое ораторское искусство в Дисерт-Эносе и после некоторых странствий пришел в монастырь Таллахт , недалеко от Дублина , которым тогда управлял Маэль Руайн . Он вошел как мирянин , скрывая свою личность, но Маэль Руайн вскоре обнаружил его и сотрудничал с ним в Мартирологе Таллахта.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Впервые это прозвище было присвоено ему без видимых полномочий Джоном Колганом в 17 веке.
- ^ Мартирология травм , с. 22. ( Епископ дома Ойблеайн ); однако в Aíbind suide sund amne , строфа 2, есть mac Oíblén .
- ^ Jump up to: а б с д и ж О Риайн, Падрайг (2004). «Энгус из Таллахта». Оксфордский национальный биографический словарь . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/40885 . Проверено 27 января 2009 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Фелир Кенгуссо , строки 137–41. О Риайн, «Энгус из Таллахта». ОДНБ .
- ^ Дамвилл, « Фелир Кенгюссо ». 26, 36.
- ^ Дамвилл, « Фелир Кенгюссо ». 28.
- ^ Donnchad dric ruad rogdae «Доннчад гневный, румяный, избранный», Фелир Кенгуссо 221; Дамвилль, « Фелир Кенгюссо ». п. 25.
- ^ Турнейсен, «Композиция Фелира Оэнгуса ».
- ^ Ó Риан, «Переизданные мартирологи Таллахта». стр. 37–8.
- ^ Дамвилл, « Фелир Кенгюссо ». 28-9.
- ^ Дамвилл, « Фелир Кенгюссо ». стр. 26, 29–30.
- ^ Ó Риан, «Переизданные мартирологи Таллахта». 26 и далее.
- ^ Дамвилл, « Фелир Кенгюссо ». 37-8, 46.
- ^ Бреатнах, «Поэты и поэзия» Маккоуна и Симмса (ред.), Прогресс в средневековых ирландских исследованиях (Maynooth, 1996, стр. 65-77.
- ^ Jump up to: а б Фелир Кенгюссо , изд. Стоукс, с. 24.
- ^ Чарльз-Эдвардс, Раннехристианская Ирландия . 469-70.
- ^ Aíbind suide sund amne , строфа 3.
- ^ Дамвилл, « Фелир Кенгуссо », стр. 27.
- ^ Aíbind suide sund amne , строфа 4.
- ^ Jump up to: а б «Святой Энгус (Калди)» . Католическая энциклопедия .
Ссылки
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Кенгус из Таллахта (1905). Стоукс, Уитли (ред.). Мартиролог Оэнгуса Калди . Общество Генри Брэдшоу. Том. 29. Лондон. Издание Стоукса включает поздние предисловия в:
- Мартиролог Таллахта , изд. Ричард Ирвин Бест и Хью Джексон Лоулор, Мартиролог Таллахта. Из книги Ленстера и MS. 5100–4 в Королевской библиотеке . Брюссель, 1931 год.
- Aíbind suide sund amne («Приятно сидеть здесь таким образом»), биографическое стихотворение другого Кенгуса, сохранившееся в Леабхар Бреак, стр. 106b (по мотивам Фелира Кенгуссо ).
- ред. Рудольф Турнейсен (1913). «Об ирландских рукописях и литературных памятниках 2» . КГЛ. социальный Ученый В Гёттинген. трактат . 14 (3):20.
- ред. и тр. Стоукса, Мартиролог Оэнгуса Калди. XXIV – VI.
- Перевод четырех строф в «Избранных из древней ирландской поэзии» , под ред. Куно Мейер. Дублин, 1911. с. 86.
- Поэма в Ленстерской книге (12 век), с. 354, в котором перечислены 24 святых, похороненных в Клонене, изд. Падрайг О Риайн, Corpus Genealogiarum Sanctorum Hiberniae . Дублин, 1988. 92–3.
- Кенни, Джеймс Ф. Источники по ранней истории Ирландии . Том 1 ( Церковный ). п. 471 нет. 263. Колумбия, штат Нью-Йорк, 1929 г. (перепечатано с новым предисловием и предисловием: Дублин, 1993 г.).
Вторичные источники
[ редактировать ]- Карни, Джеймс. «Язык и литература до 1169 года». В новой истории Ирландии. Доисторическая и ранняя Ирландия , изд. Дэвид О Кронин. Оксфорд, 2005. 451–510.
- Чарльз-Эдвардс, Т.М. Раннехристианская Ирландия . Кембридж, 2000.
- Дамвилл, Дэвид Н. « Фелир Кенгуссо . Проблемы датировки памятника древнеирландского языка». Возраст 33 года (2002 г.): 19–34.
- Райан, Патрик. «Кэнгус из Таллахта ( ок . 830 г.)». Оксфордский национальный биографический словарь . Oxford University Press, 2004. По состоянию на 27 января 2009 г.
- Райан, Патрик. «Мартирологи Таллахта отредактированы». Кембриджские средневековые кельтские исследования 20 (1990): 21–38.
- Турнейсен, Рудольф. «Композиция Фелира Оэнгуса ». ЗКП 6 (1908): 6–8.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Колган, Джон Журнал Святых Ирландии стр. 579–583, Левен (1645).
- Хенниг, Джон. « Фелир Оэнгуссо и Мартирологиум Вандалберти », Medieval Studies 17 (1955): стр. 227–233.
- Хенниг, Джон. «Заметки о неирландских святых в рукописях Фелира Кенгуссо », Труды Королевской ирландской академии C 75 (1975): стр. 119–159.
- Хенниг, Джон. «Исследования латинских текстов Мартиролога Таллахта , Фелира Оэнгуссо и Фелира Хуи Гормена ». Труды Королевской ирландской академии C 69 (июль 1970 г.): стр. 45–112.
- Райан, Патрик. Праздники святых: история ирландских мартирологов . Subsidia Hagiographica 86. Брюссель: Société des Bollandistes, 2006.
- Райан, Патрик. «Мартиролог Кенгуса: передача текста». Studia Hibernica 31 (2000–2001): стр. 221–242.
- Райан, Патрик. Англо-саксонская Ирландия: свидетельства мартиролога Таллахта . Лекция памяти Его Величества Чедвика. Кембридж, 1993.
- Шнайдерс, Марк. «Языческое прошлое и христианское настоящее» у Фелира Оэнгуссо », Культурная идентичность и культурная интеграция: Ирландия и Европа в раннем средневековье , изд. Дорис Р. Эдель. Блэкрок (графство Дублин): Четыре суда, 1995. стр. 157–169.
- Атрибуция
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Сент-Энгус (Калди) ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Христианские святые 9 века
- 824 смерти
- Христианские агиографы
- Люди из графства Антрим
- Люди из графства Дублин
- Средневековые ирландские поэты
- Ирландские писатели IX века
- Ирландские поэты IX века
- Ирландские писатели VIII века
- Средневековые святые Ленстера
- Средневековые европейские писцы
- Калдис
- Ирландские писцы
- Ангельские провидцы
- Ирландские поэты-мужчины
- писатели ирландского языка
- гэлы