Аббат
Аббат
Эббан Моав | |
---|---|
![]() Часовня Святого Кормака, часовня в Эйлин-Море, Юра, на островах Мак-Кормак (Шотландия). Как и церковь Кейлс (Килвиккочармик) на материковой части Шотландии, она может быть связана с Аббаном. [ 1 ] | |
Аббат | |
Умер | 520? |
Почитается в | Римско-католическая церковь , Восточная православная церковь |
Праздник | 27 октября [ 2 ] Некоторые источники также называют 13 мая. [ 3 ] [ 4 ] |
Покровительство | Маг Арнаид (Адамстаун, графство Уэксфорд), Селл Аббаин (Киллаббан, графство Лаойс) и др. |
Аббан Корбмаик ( древнеирландский : Abbán moccu Corbmaic , латынь : Abbanus ; ум. 520?), также Эйббан или Моабба , был святым и настоятелем . Он связан, прежде всего, с Маг Арнаидой (Мойарни или Адамстаун, графство Уэксфорд , недалеко от Нью-Росса ). [ 5 ] Однако его орден был также связан с другими церквями в других частях Ирландии, особенно с орденом его предполагаемой сестры Гобнайт .
Источники
[ редактировать ]Аббана» Сохранились три редакции « Жизни : две на латыни и одна на ирландском. Латинские версии встречаются в Codex Dublinensis и Codex Salmanticensis , тогда как ирландская версия сохранилась неполной в двух рукописях: рукописи Mícheál Ó Cléirigh в Брюсселе, Королевская библиотека MS 2324–40, fos. 145b–150b, а также RIA , Stowe MS A 4, стр. 205–21. [ 6 ] Эти Жития , вероятно, восходят к латинскому образцу, написанному ок . 1218 год — епископ Альбин Фернса О’Моллой , умерший в 1223 году. [ 5 ] Его интерес к Аббану частично объяснялся тем фактом, что Маг Арнаида находилась в пределах епархии Фернс, но, поскольку в его время это была всего лишь незначительная церковь, должно было быть задействовано больше людей. [ 5 ] Эпизод, который показывает некоторую личную привязанность О'Моллоя к ордену Аббана, заключается в том, что Аббан прибывает в район между Эйле и Фир-Челлом, то есть во время маршей между Мюнстером и Ленстером: Аббан обращает человека королевского ранга из этого района и крестит его сын. О'Моллой, как известно, был уроженцем этой местности, но его собственный комментарий, очевидно сохранившийся в «Дублинском житии», более точно определяет эту связь: «Я, собравшийся вместе и написавший житие, являюсь потомком [ непосом ] этого сына» [ 5 ] [ 7 ] Однако непосредственные обстоятельства, побудившие к написанию Жития, вероятно , были политическими, связанными с норманнским присутствием в епархии Папоротников. Чтобы поддержать свою точку зрения, О'Моллой широко использовал более широкие связи Аббана с другими церквями и святыми, заставляя его путешествовать по всей стране, а в случае с анекдотом об Абингдоне (см. Ниже) даже изобретая традиции. [ 5 ]
Другие источники о жизни и устройстве Аббана включают ирландские генеалогии святых и записи о его празднике в мартирологиях. Его родословная приведена в Книге Ленстера , Леабхара Бреака , Роулинсона B 502 и в глоссах к его записям в Félire Óengusso . [ 8 ]
Предыстория и жизнь
[ редактировать ]
Его родословная в ирландских генеалогиях, которые, по-видимому, были составлены в интересах Села Аббаина, предполагает, что он принадлежал к Уи Чормаик (также Мокку Чормаик или Дал Чормаик). [ 5 ] В нем указано, что его отцом является Лайнех (букв. «Ленстерман»), сын Мак-Каиннеха, сын Кабрейда, сын Кормака, сын Ку Корба, [ 9 ] в то время как ирландская нота в « Фелире Кенгуссо» (от 27 октября) в основном соглашается с заменой Имчада Кабрейдом. [ 8 ] В « Житиях» , с другой стороны, говорится, что его отцом был Кормак, сын Эйлиля, короля Ленстера, который умер в 435 году согласно « Анналам четырех мастеров» , и называют его мать Миллой, сестрой святого Ибара. [ 10 ] [ 11 ]
запутывают «Жизнеописания» время исторической жизни Аббана, приписывая ему продолжительность жизни более 300 лет. [ 12 ] Он знакомится с такими прославленными святыми, как Финниан Клонардский , Брендан Клонфертский (ум. 577), Колумба (ум. 597), Григорий Великий , Мунну и Молинг . Говорят, что один из фундаментов Аббана неоднократно грабил Кормак мак Диармата ( 2- я половина VI века), король Ленстера из Уи-Биррче , который во многих ленстерских агиографиях изображается как соперник Уи Ченнселаиг. Аббан также является современником еще более ранних фигур, таких как Обар , который, как утверждается, является его дядей по материнской линии, и Святой Патрик .
О ранней жизни Аббана ничего не известно. В «Жизнеописаниях » говорится, что он должен был стать преемником своего отца в Ленстере, но его преданность Богу и святые чудеса, которые он творил, находясь еще в приемной семье, вскоре ясно показали, что ему суждена сделать карьеру в церкви. Мальчика отправили к его дяде по материнской линии, епископу Обару, с которым он отправился в Рим. [ 13 ] В Италии святые силы Аббана оказались очень полезными для отражения любой опасности, исходящей от людей, монстров и сверхъестественных явлений. На протяжении всего текста можно увидеть, как Аббан демонстрирует свои силы, осуществляя особую власть над реками и морями.
У Аббана было шесть братьев, которые все фигурируют в Мартирологе Донегола как епископы: Даман Уи Кормаик из Тиг-Дамхейна (Тидован), в баронстве Мэрибура, графство Лаойс; Миакка Уи Кормаик из Клоанфодлы в Фидмаре (граница Уи Дуах/Балли Фидмор, Оссори); Сенах Уи Кормаик из Килмора; Литгейец Уи Кормаик из Клоанмора Летгиана в Уи Фаилге (баронство Офали, графство Килдэр); Дубхан Уи Кормак; Тимдич О'Кормак из Росгласа, Монастеревин, графство Килдэр. [ 14 ]
Дар Кайртайнд и Этне указаны как его сестры в «Акценте святых». [ 15 ] в то время как Гобнайт из Бейлебурна, Корк и Краоб Редг упоминаются как его сестры в других источниках.
Фонды
[ редактировать ]В пояснениях к двум записям об Аббане в « Фелире Кенгуссо» он связывается с Маг Арнаидом (графство Уэксфорд) на территории Уи Ченнселаиг (также Уи Буйде) и с Селлом Аббаином (графство Лаойс) на территории Уи. Мюредайг. [ 8 ]
Однако деятельность Аббана была также связана со многими другими частями Ирландии. Особо следует отметить предание, согласно которому святой Гобнайт был его сестрой и что его могилу можно было найти возле ее церкви или женского монастыря в Бэрнеке, ныне Балливурни (Маскерри, графство Корк). [ 5 ] » Айльбе, Как показывают более поздние редакции, оригинальная «Жизнь похоже, основывается на этой связи, утверждая, что Аббан основал Балливурни и передал его своей сестре. [ 5 ]
Согласно его Житиям , он начал основывать ряд церквей после возвращения из второго визита в Рим. Другие церкви, которые, как утверждается, были основаны им, включают Селл Эйлбе (графство Мит) и Камросс (графство Лаойс), а также монастырь в Нурни, графство Карлоу, от которого сохранился ранний высокий крест . [ 16 ]
Болландисты . утверждали, что Аббан из Маг-Арнаиды и Аббан из Селла Аббаина изначально были двумя разными святыми, память одного из которых отмечалась 16 марта, а другого - 27 октября, но что с раннего периода эти двое были объединены [ 17 ] Однако этот вывод был отвергнут такими учеными, как У. В. Хейст и Чарльз Пламмер. [ 17 ]
Существует также краткая биографическая ссылка на Аббана в официальном агиографическом сборнике Восточной Православной Церкви « Великие синаксаристы» за 13 мая . [ 4 ] Этот источник утверждает, что он крестился в 165 году нашей эры, стал миссионером в районе Абингдона в Англии и почил с миром. [ 4 ]
Абингдон и ирландско-нормандские отношения
[ редактировать ]Газета « Жизнь» выдвигает ложное утверждение, что Абингдон , город недалеко от Оксфорда, следует этимологически объяснять как Абейн дан , «город Аббана». Этиологическая легенда гласит, что город получил свое название от Аббана, потому что он успешно обратил короля и местных жителей. [ 5 ] [ 18 ] История не была единичной. Этимологию также поднимает автор, переработавший хронику дома XII века, Historia Ecclesie Abbendonensis («История церкви Абингдона»). Поскольку Абингдонское аббатство находилось в долине, он предпочитает ирландское происхождение: «Ибо мы узнали от наших современников, что на ирландском языке Абингдон интерпретируется как «дом Абена»; но на английском языке Абингдон обычно означает «холм Абена». [ 19 ]
Аббана» Падрайг О Риайн предполагает, что этот эпизод из «Жизни был призван предложить некоторый противовес английской пропаганде, которая утверждала, что необходимость религиозного и церковного руководства оправдывает английское присутствие в Ирландии; и что, по сути, лингвистическое удобство сделало Аббана из второстепенной церкви таким подходящим героем. [ 5 ] В частности, Айлбе, возможно, написал свою жизнь в ответ на свою ссору с Уильямом Эрлом Маршаллом , который захватил два поместья недалеко от Нью-Росса, и его целевой аудиторией могли быть норманны, а не ирландцы. [ 20 ] Утверждалось, что определяющим событием для этой истории стал визит в Абингдон в 1080 году Лоркана Уа Туатаила (Лоуренс О'Тул), архиепископа Дублина, который пробыл там три недели, прежде чем сопровождать Генриха II в Нормандию. Айльбе, будучи одним из учеников архиепископа, возможно, присутствовал при этом. [ 19 ]
День памяти
[ редактировать ]В Мартирологе Таллахта, Фелире Кенгуссо и Мартирологе Гормана у Аббана есть два праздника: 16 марта и 27 октября. [ 8 ] который указан в « Жизнеописаниях» как дата его смерти. Джон Колган и « Мартиролог Донегола » О Клери упоминают Аббан только 16 марта. Другие источники ссылаются на 13 мая. [ 21 ]
Его записи в «Фелире Кенгуссо» восхваляют его как «ангельский золотой куст» ( doss óir ainglech ) и «настоятеля ярмарки и поезда» ( abb cain clíarach ). [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ См. Фишер, И. (1997). «Раннехристианская археология в Аргайле». В Грэме Ричи (ред.). Археология Аргайла . Эдинбург. С. 181–204: 191.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ http://www.orthodoxengland.org.uk/saintsa.htm . [ только URL ]
- ^ Святой Аббан , catholic.com. По состоянию на 29 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с (по-гречески) Святой Абванос . 13 мая. ОГРОМНЫЙ ЭКСАЙТЕР.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж О Риан, «Аббан»
- ^ Ирландская жизнь святого Аббана, изд. Пламмер, с. xiv.
- ^ Латинская жизнь святого Аббана в Дублинском кодексе , изд. Пламмер, §26.
- ^ Jump up to: а б с д и Фелир Кенгюссо , 16 марта и 27 октября.
- ^ Корпус генеалогий святых Ирландии , О Риайн, стр. 46.
- ^ Каллетон, Кельтский и раннехристианский Уэксфорд , стр. 98.
- ^ АФМ M535.3.
- ^ Латинская жизнь святого Аббана в Дублинском кодексе , изд. Пламмер, § 17.
- ^ «Жизнь святого Аббана», Bethada Naem nÉrenn , vol. II. пшеница. и транс. Чарльз Пламмер. Оксфорд: 1922 г.
- ^ «Loca Patriciana - двуязычная надпись огама в Киллине Кормаке». Журнал Королевской исторической и археологической ассоциации Ирландии . 2 (2): 558–559.
- ^ Акцент святых, Брайан Стир
- ^ «История прихода. Приход Багеналстаун, графство Карлоу. Епархия Килдэр и Лейлин» .
- ^ Jump up to: а б Каллетон, Кельтский и раннехристианский Уэксфорд , стр. 97.
- ^ Латинская жизнь святого Аббана в Дублинском кодексе , изд. Пламмер § 14.
- ^ Jump up to: а б История Экклесии Аббендона , изд. Хадсон, с. 43
- ^ О'Нил, «Воздействие нормандского вторжения», с. 178.
- ^ Святой Аббан , catholic.org. По состоянию на 29 сентября 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Кенгус из Таллахта (1905). Стоукс, Уитли (ред.). Мартиролог Оэнгуса Калди . Общество Генри Брэдшоу. Том. 29. Лондон. стр. 82, 98–9, 219, 228–9. 16 марта, 27 октября
- Латинская жизнь святого Аббана в Дублинском кодексе , Пламмер, Чарльз, изд. (1910). Жития святых Ирландии Том. 1. Оксфорд.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )- том 2
- Латинская жизнь святого Аббана в Салмантическом кодексе , Хейст, WW, изд. (1965). Жития святых Ирландии из кодекса, бывшего Салмантика, ныне Брюсселя . Брюссель
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Ирландская жизнь святого Аббана, Пламмер, Чарльз; Бест, Р.И., ред. (1922). Бетада Наем Неренн. Жития ирландских святых . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Родословия святых, О Риайн, Падрейг, изд. (1985). Корпус генеалогий святых Ирландии Дублин
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - История церкви Аббендона Хадсон, Джон, изд. (2007). истории церкви Абингдона Historia Ecclesie Abbendonensis: Том Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929937-9 .
- О'Донован, Джон , изд. (1856). Аннала Риогахта Эйрианн. Анналы Королевства Ирландия четырех мастеров... с переводом и подробными примечаниями . 7 томов. Перевод О'Донована (2-е изд.). Дублин: Королевская ирландская академия . М535.3. CELT-издания . Полные сканы в Интернет-архиве : Vol. 1 ; Том. 2 ; Том. 3 ; Том. 4 ; Том. 5 ; Том. 6 ; Индексы .
Вторичные источники
[ редактировать ]- Каллетон, Эдвард (1999). «Святой Аббан Адамстаунский». Кельтский и раннехристианский Уэксфорд: с 400 по 1166 год нашей эры . Дублин: Four Courts Press. стр. 97 и далее. ISBN 1-85182-515-0 .
- Райан, Патрик . «Аббат» . Словарь ирландской биографии . Архивировано из оригинала 23 января 2010 года . Проверено 24 февраля 2010 г.
- О'Нил, П. «Влияние нормандского вторжения на ирландскую литературу». Англо-нормандские исследования . 20 : 171–85.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ограбление, WW (1976). «За плечом писателя: Святой Аббан». Кельтика . 11 : 76–84.
- О Коррен, Доннчад; Магуайр, Ф. (1981). Гэльские личные имена .
- О'Келли, Майкл Дж. (1952). «Дом Святого Гобнета, Балливурни, графство Корк». Журнал Историко-археологического общества Корка . 57 : 18–40.
- О Риайн, Падрайг (1986). «Святой Аббан: Бытие жизни ирландского святого». В DE Эванс; и др. (ред.). Материалы Седьмого Международного конгресса кельтских исследований, 1983 г. Оксфорд. стр. 159–70.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Ua healuighthe, Диармуид (1952). «Святая Гобнет из Балливурни». Журнал Историко-археологического общества Корка . 57 : 43–61.