Jump to content

Фианна

Фионн и Голл сидят в банкетном зале, пока сражаются их конкурирующие группы Фианны. Иллюстрация Артура Рэкхема в «Ирландских сказках» (1920).

Фианна ( / ˈ f ə n ə / FEE -ə-nə , Ирландский: [ˈfʲiən̪ˠə] ; единственное число Фиан ; [1] Шотландский гэльский язык : Fèinne [ˈfeːɲə] ) — небольшие группы воинов-охотников в гэльской Ирландии во времена железного века и раннего средневековья . Фиан , состоял из свободнорожденных молодых мужчин, часто из гэльской знати Ирландии , «которые покинули опеку но еще не унаследовали имущество, необходимое для того, чтобы стать полноправными землевладельцами туата » . Большую часть года они жили в дикой природе, охотясь, совершая набеги на скот других ирландских кланов , тренируясь и сражаясь в качестве наемников. Ученые полагают, что фиан был обрядом перехода в мужественность, и связывают фианну с аналогичными отрядами молодых воинов в других ранних европейских культурах.

Они фигурируют в ряде ирландских легенд, известных как «Цикл Фианны» или «Цикл Фениан» , в которых основное внимание уделяется приключениям и героическим поступкам фианов лидера Фионна Мак Камхейла и его группы. В более поздних сказаниях фианы чаще изображаются как придворные войска Верховных королей .

организация 20 - го века . В их честь названы Фенианское Братство 19-го века и Фианна Эйрианн, ирландская националистическая молодежная

Историчность

[ редактировать ]

Историческое учреждение фиана известно из упоминаний в раннесредневековых ирландских юридических трактатах . Фиан фианна (множественное число фиана или ) — небольшая группа бродячих воинов-охотников. [2] В его состав входили безземельные молодые люди свободного происхождения, часто молодые аристократы . [3] «которые покинули приют , но еще не унаследовали имущество, необходимое для того, чтобы стать полноправными землевладельцами туата » . [4] Члена фиана называли феннидом ; лидером фиана был ригфеннид (буквально «король- феннид »). [5] Такой и включал в себя жизнь в дикой природе, охоту , образ жизни назывался fíanaigecht набеги, боевые и спортивные тренировки и даже обучение поэзии. [2] Они также служили наемниками. [2] Дикие животные, особенно волк и олень, по-видимому, были талисманами . [2] Некоторые источники связывают фианну с ямами для приготовления пищи на открытом воздухе, известными как фулахт фиад . [2]

Многие из первых упоминаний о фианне связаны с набегами скоттов на Британию в конце римского владычества . [6]

Джеффри Китинг в своей «Истории Ирландии» 17-го века говорит, что зимой фианны четвертовались и кормились знатью, в течение этого времени они поддерживали порядок от их имени, но летом/осенью, от Белтайна до Самайна , они были вынуждены жить охотой ради еды и шкур на продажу. [7] Китинга» «История представляет собой скорее сборник традиций, чем достоверную историю, но в этом случае ученые указывают на ссылки в ранней ирландской литературе и на существование закрытого сезона охоты на оленей и кабанов между Самайном и Белтейном в средневековой Шотландии в качестве подтверждения. [8] Хьюберт Томас Нокс (1908) сравнил фианну с «телами виселых очков , которые появились в пятнадцатом и шестнадцатом веках, но тогда находились под командованием авантюристов, не являвшихся жителями провинции, свободных компаний, которые продавали свои услуги любому, кто мог собрать деньги». их заработная плата». [9]

Джозеф Надь пишет, что фиан , по-видимому, «выполнял жизненно важную функцию по откачиванию нежелательных элементов [...] обеспечивая выход буйному поведению» и был обрядом посвящения , который готовил молодых людей к взрослой жизни. [2] Кэтрин Симмс пишет, что «хотя большинство членов в конечном итоге унаследовали землю, женились и осели, некоторые провели свою жизнь как профессиональные защитники, нанятые остальным населением, чтобы отомстить за свои обиды, собрать долги, навести порядок на пирах и так далее». [10]

Фиан был институтом , к которому допускали терпимость в раннем ирландском светском обществе, и светская литература продолжала поддерживать его вплоть до XII века. Однако церковь не одобрила это учреждение, и вполне вероятно, что церковь сыграла ключевую роль в упадке фиана . [6] Церковники иногда называли их диберга (что стало означать «мародеры») и майкк байс («сыны смерти»). [2] [10] и несколько житий рассказывают о святых, обращающих их от «нехристианских и разрушительных путей». [2]

Описано, что у них прическа кулан : длинная сзади, с частично выбритым скальпом. [10] У некоторых также есть странные или «дьявольские» отметины на голове; это было воспринято как татуировка . [11]

Происхождение

[ редактировать ]

Ученые связали фианну с аналогичными отрядами молодых воинов в других ранних европейских культурах и предполагают, что все они произошли от * kóryos , который, как полагают, существовал в протоиндоевропейском обществе . [4]

Лингвист Ранко Матасович , автор « Этимологического словаря протокельтского языка» , выводит имя fíana от реконструированного протокельтского *wēnā ( отряд ), от протоиндоевропейского *weyh (преследовать, преследовать), и говорит, что ирландское этническое имя Фени , вероятно, связано. [12] Ким Маккоун выводит это слово от протокельтского *wēnnā < *wēd-nā (дикие). [13]

Генрих Циммер (1891), однако, предположил, что сказки о фианнах происходят из наследия скандинавских гэлов . [14] Он получил имя Фианна от ирландского перевода древнескандинавского слова fiandr «враги» > «храбрые враги» > «храбрые воины». [14] Фионна Он также отметил, что «Большой палец знаний» похож на скандинавскую сказку о Сигурде, пробующем . сердце Фафнира [15] [16]

Легендарное изображение

[ редактировать ]
«Фианна подняла каменный столб со своим именем, написанным буквами огама » - иллюстрация Стивена Рида в «Мифах и легендах кельтской расы» (1911).

Фианна , «Цикл Фианны находится в центре внимания множества ирландских легенд, известных как Fíanaigecht » или «Цикл Фений» . Большинство из них рассказывает о приключениях и героических поступках Финна (или Фионна) Мак Камхейла и его членов .

В более ранних сказках различные группы фианн изображаются как бродячие воины-охотники, и в них присутствует множество языческих и магических элементов. [10] Более поздние сказания сосредотачиваются на Фионне и его спутниках, а фианна чаще изображаются как придворные войска Верховных королей . [10] обычно изображается В этих более поздних рассказах фианна как одна группа с двумя фракциями: клан Байскне из Ленстера , возглавляемый Фионном, и клан Морна из Коннахта , возглавляемый Голлом мак Морной .

Некоторые легендарные изображения фианны , похоже, соответствуют исторической реальности: например, в Ольстерском цикле друид Катбад возглавляет фиан из 27 человек, которые сражаются против других фианн и убивают 12 приемных отцов ольстерской принцессы Несс . В ответ Несс ведет свою 27-летнюю девочку в погоню за Катбадом. [17]

Боевой клич и девизы

[ редактировать ]

Дорд Фиан [18] или Дорд Фианса [19] был боевой клич Фианны . , и они часто издавали его перед битвой и во время нее, либо как средство общения, либо для того, чтобы вселить страх в своих врагов В легенде «Смерть Фионна» Фионн поднимает Дорд Фиан , когда видит, как его внук Оскар пал в битве при Габхре против армий Кайрбре Лайфкрейлера , и с большой яростью наносит ответный удар врагу, убивая многие десятки воины. [20] Битва при Габре также ознаменовала гибель Фианны.

У них было три девиза :

  • Чистота наших сердец
  • конечностей Сила наших
  • Действия, соответствующие нашей речи

Известный Феннид

[ редактировать ]

Современное использование термина

[ редактировать ]

имя Фианна Эйрианн В более поздней истории использовалось , а также Фианна Файл Фианна Ирландии» или Инис Файл , то есть «остров судьбы», и, следовательно, иногда переводившаяся как «солдаты судьбы»): как прозвище ирландских добровольцев , на значке ирландской армии , название на ирландском языке армейского крыла рейнджеров ( Sciathán Fiannóglaigh an Airm ), в первой строке ирландской версии национального гимна Ирландии , и как название политической партии Фианна Файл . Девиз армейского крыла рейнджеров также «

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ eDIL: Фиан
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Надь, Джозеф (2006). "Да". В Джоне Т. Кохе (ред.). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 743–744.
  3. ^ , аналогично оригинальным трем девизам Фианны. Дэвид О Кроинин, Раннесредневековая Ирландия , Лонгман, 1995, с. 88
  4. ^ Jump up to: а б Маккоун, Ким. Языческое прошлое и христианское настоящее в ранней ирландской литературе . 1990. стр. 205.
  5. ^ Словарь ирландского языка , компактное издание, Королевская ирландская академия , 1990, стр. 299, 507.
  6. ^ Jump up to: а б Гарри Роу, Энн Дули (редакторы). Сказки старейшин Ирландии . Издательство Оксфордского университета, 1999. стр.xi-xiii.
  7. ^ Джеффри Китинг , Foras Feasa ar Ireland 2.45
  8. ^ Нерис Паттерсон, Повелители скота и члены клана: социальная структура ранней Ирландии , University of Notre Dame Press, 1994, стр. 122-123
  9. ^ Хьюберт Томас Нокс, «История графства Мейо до конца шестнадцатого века», 1908, с. 13
  10. ^ Jump up to: а б с д и Симмс, Кэтрин (1997). «Гэльская война в средние века». В Томасе Бартлетте (ред.). Военная история Ирландии . Издательство Кембриджского университета. стр. 101–102.
  11. ^ МакКуорри, Чарльз (2000). «Островная кельтская татуировка». В Джейн Каплан (ред.). Написано на теле: татуировка в истории Европы и Америки . Издательство Принстонского университета. стр. 42–44.
  12. ^ Матасович, Ранко (2009). «вена». Этимологический словарь протокельтского языка . Академическое издательство «Брилл». п. 412.
  13. ^ Маккоун, Ким (2013). «Кельты: вопросы номенклатуры и идентичности», в Ирландии и ее контактах . Университет Лозанны . стр.26
  14. ^ Jump up to: а б Циммер, Генрих (1891). Celtic Contributions III, в: Журнал немецкой античности и немецкой литературы (на немецком языке). Книжный магазин Вайдманн. стр. 15 и далее.
  15. ^ Скоукрофт, Ричард Марк (1995), «Абстрактное повествование в Ирландии» , Эриу , 46 : 121–158, JSTOR   30007878 : 155 
  16. ^ Скотт, Роберт Д. (1930), Большой палец знаний в легендах о Финне, Сигурде и Талиесине , Нью-Йорк: Институт французских исследований.
  17. ^ Куно Мейер , «Анекдота из рукописи Стоу № 992», Revue Celtique 6, 1884, стр. 173-186.
  18. ^ Оксфордский справочник: Дорд Фиан
  19. ^ eDIL - "дорд", http://www.dil.ie/18319
  20. ^ Августа, леди Грегори - Боги и воины (1904), Глава - Смерть Фионна
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 05c0f9f5f48521fe78b23e75172e648f__1720581060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/05/8f/05c0f9f5f48521fe78b23e75172e648f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fianna - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)