Фианна
Фианна ( / ˈ f iː ə n ə / FEE -ə-nə , Ирландский: [ˈfʲiən̪ˠə] ; единственное число Фиан ; [1] Шотландский гэльский язык : Fèinne [ˈfeːɲə] ) — небольшие группы воинов-охотников в гэльской Ирландии во времена железного века и раннего средневековья . Фиан , состоял из свободнорожденных молодых мужчин, часто из гэльской знати Ирландии , «которые покинули опеку но еще не унаследовали имущество, необходимое для того, чтобы стать полноправными землевладельцами туата » . Большую часть года они жили в дикой природе, охотясь, совершая набеги на скот других ирландских кланов , тренируясь и сражаясь в качестве наемников. Ученые полагают, что фиан был обрядом перехода в мужественность, и связывают фианну с аналогичными отрядами молодых воинов в других ранних европейских культурах.
Они фигурируют в ряде ирландских легенд, известных как «Цикл Фианны» или «Цикл Фениан» , в которых основное внимание уделяется приключениям и героическим поступкам фианов лидера Фионна Мак Камхейла и его группы. В более поздних сказаниях фианы чаще изображаются как придворные войска Верховных королей .
организация 20 - го века . В их честь названы Фенианское Братство 19-го века и Фианна Эйрианн, ирландская националистическая молодежная
Историчность
[ редактировать ]Историческое учреждение фиана известно из упоминаний в раннесредневековых ирландских юридических трактатах . Фиан фианна (множественное число фиана или ) — небольшая группа бродячих воинов-охотников. [2] В его состав входили безземельные молодые люди свободного происхождения, часто молодые аристократы . [3] «которые покинули приют , но еще не унаследовали имущество, необходимое для того, чтобы стать полноправными землевладельцами туата » . [4] Члена фиана называли феннидом ; лидером фиана был ригфеннид (буквально «король- феннид »). [5] Такой и включал в себя жизнь в дикой природе, охоту , образ жизни назывался fíanaigecht набеги, боевые и спортивные тренировки и даже обучение поэзии. [2] Они также служили наемниками. [2] Дикие животные, особенно волк и олень, по-видимому, были талисманами . [2] Некоторые источники связывают фианну с ямами для приготовления пищи на открытом воздухе, известными как фулахт фиад . [2]
Многие из первых упоминаний о фианне связаны с набегами скоттов на Британию в конце римского владычества . [6]
Джеффри Китинг в своей «Истории Ирландии» 17-го века говорит, что зимой фианны четвертовались и кормились знатью, в течение этого времени они поддерживали порядок от их имени, но летом/осенью, от Белтайна до Самайна , они были вынуждены жить охотой ради еды и шкур на продажу. [7] Китинга» «История представляет собой скорее сборник традиций, чем достоверную историю, но в этом случае ученые указывают на ссылки в ранней ирландской литературе и на существование закрытого сезона охоты на оленей и кабанов между Самайном и Белтейном в средневековой Шотландии в качестве подтверждения. [8] Хьюберт Томас Нокс (1908) сравнил фианну с «телами виселых очков , которые появились в пятнадцатом и шестнадцатом веках, но тогда находились под командованием авантюристов, не являвшихся жителями провинции, свободных компаний, которые продавали свои услуги любому, кто мог собрать деньги». их заработная плата». [9]
Джозеф Надь пишет, что фиан , по-видимому, «выполнял жизненно важную функцию по откачиванию нежелательных элементов [...] обеспечивая выход буйному поведению» и был обрядом посвящения , который готовил молодых людей к взрослой жизни. [2] Кэтрин Симмс пишет, что «хотя большинство членов в конечном итоге унаследовали землю, женились и осели, некоторые провели свою жизнь как профессиональные защитники, нанятые остальным населением, чтобы отомстить за свои обиды, собрать долги, навести порядок на пирах и так далее». [10]
Фиан был институтом , к которому допускали терпимость в раннем ирландском светском обществе, и светская литература продолжала поддерживать его вплоть до XII века. Однако церковь не одобрила это учреждение, и вполне вероятно, что церковь сыграла ключевую роль в упадке фиана . [6] Церковники иногда называли их диберга (что стало означать «мародеры») и майкк байс («сыны смерти»). [2] [10] и несколько житий рассказывают о святых, обращающих их от «нехристианских и разрушительных путей». [2]
Описано, что у них прическа кулан : длинная сзади, с частично выбритым скальпом. [10] У некоторых также есть странные или «дьявольские» отметины на голове; это было воспринято как татуировка . [11]
Происхождение
[ редактировать ]Ученые связали фианну с аналогичными отрядами молодых воинов в других ранних европейских культурах и предполагают, что все они произошли от * kóryos , который, как полагают, существовал в протоиндоевропейском обществе . [4]
Лингвист Ранко Матасович , автор « Этимологического словаря протокельтского языка» , выводит имя fíana от реконструированного протокельтского *wēnā ( отряд ), от протоиндоевропейского *weyh (преследовать, преследовать), и говорит, что ирландское этническое имя Фени , вероятно, связано. [12] Ким Маккоун выводит это слово от протокельтского *wēnnā < *wēd-nā (дикие). [13]
Генрих Циммер (1891), однако, предположил, что сказки о фианнах происходят из наследия скандинавских гэлов . [14] Он получил имя Фианна от ирландского перевода древнескандинавского слова fiandr «враги» > «храбрые враги» > «храбрые воины». [14] Фионна Он также отметил, что «Большой палец знаний» похож на скандинавскую сказку о Сигурде, пробующем . сердце Фафнира [15] [16]
Легендарное изображение
[ редактировать ]Фианна , «Цикл Фианны находится в центре внимания множества ирландских легенд, известных как Fíanaigecht » или «Цикл Фений» . Большинство из них рассказывает о приключениях и героических поступках Финна (или Фионна) Мак Камхейла и его членов .
В более ранних сказках различные группы фианн изображаются как бродячие воины-охотники, и в них присутствует множество языческих и магических элементов. [10] Более поздние сказания сосредотачиваются на Фионне и его спутниках, а фианна чаще изображаются как придворные войска Верховных королей . [10] обычно изображается В этих более поздних рассказах фианна как одна группа с двумя фракциями: клан Байскне из Ленстера , возглавляемый Фионном, и клан Морна из Коннахта , возглавляемый Голлом мак Морной .
Некоторые легендарные изображения фианны , похоже, соответствуют исторической реальности: например, в Ольстерском цикле друид Катбад возглавляет фиан из 27 человек, которые сражаются против других фианн и убивают 12 приемных отцов ольстерской принцессы Несс . В ответ Несс ведет свою 27-летнюю девочку в погоню за Катбадом. [17]
Боевой клич и девизы
[ редактировать ]Дорд Фиан [18] или Дорд Фианса [19] был боевой клич Фианны . , и они часто издавали его перед битвой и во время нее, либо как средство общения, либо для того, чтобы вселить страх в своих врагов В легенде «Смерть Фионна» Фионн поднимает Дорд Фиан , когда видит, как его внук Оскар пал в битве при Габхре против армий Кайрбре Лайфкрейлера , и с большой яростью наносит ответный удар врагу, убивая многие десятки воины. [20] Битва при Габре также ознаменовала гибель Фианны.
У них было три девиза :
- Чистота наших сердец
- конечностей Сила наших
- Действия, соответствующие нашей речи
Известный Феннид
[ редактировать ]- Фионн Мак Камхейл : последний лидер Фианны
- Камхолл : отец Фионна, бывший лидер
- Голл Мак Морна
- Знаменитый сын Ронана
- Конан, сын Морны
- Диармуид Уа Дуибне : воин Фианны, который сбежал с предполагаемой невестой Фионна Грайнн и в конце концов был убит гигантским кабаном на пустоши Бенн Гулбейн . Приемный сын Энгуса .
- Лугхайд Ламхфхада: воин -колдун , племянник Фионна, один из четырех, кто мог развязать узлы, которыми Диармуид связал морских королей, но отказался это сделать. Любовник Айфе, дочери Мананнана
- Оисин , сын Фионна ( Макферсона Оссиан )
- Оскар , сын Ойсина
- Сил Уа Немнанин
Современное использование термина
[ редактировать ]имя Фианна Эйрианн В более поздней истории использовалось , а также Фианна Файл (« Фианна Ирландии» или Инис Файл , то есть «остров судьбы», и, следовательно, иногда переводившаяся как «солдаты судьбы»): как прозвище ирландских добровольцев , на значке ирландской армии , название на ирландском языке армейского крыла рейнджеров ( Sciathán Fiannóglaigh an Airm ), в первой строке ирландской версии национального гимна Ирландии , и как название политической партии Фианна Файл . Девиз армейского крыла рейнджеров также «
См. также
[ редактировать ]- Это болезненно
- Ирландские сказки , книга Джеймса Стивенса 1920 года, содержащая множество сказок о Фианне.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ eDIL: Фиан
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Надь, Джозеф (2006). "Да". В Джоне Т. Кохе (ред.). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 743–744.
- ^ , аналогично оригинальным трем девизам Фианны. Дэвид О Кроинин, Раннесредневековая Ирландия , Лонгман, 1995, с. 88
- ^ Jump up to: а б Маккоун, Ким. Языческое прошлое и христианское настоящее в ранней ирландской литературе . 1990. стр. 205.
- ^ Словарь ирландского языка , компактное издание, Королевская ирландская академия , 1990, стр. 299, 507.
- ^ Jump up to: а б Гарри Роу, Энн Дули (редакторы). Сказки старейшин Ирландии . Издательство Оксфордского университета, 1999. стр.xi-xiii.
- ^ Джеффри Китинг , Foras Feasa ar Ireland 2.45
- ^ Нерис Паттерсон, Повелители скота и члены клана: социальная структура ранней Ирландии , University of Notre Dame Press, 1994, стр. 122-123
- ^ Хьюберт Томас Нокс, «История графства Мейо до конца шестнадцатого века», 1908, с. 13
- ^ Jump up to: а б с д и Симмс, Кэтрин (1997). «Гэльская война в средние века». В Томасе Бартлетте (ред.). Военная история Ирландии . Издательство Кембриджского университета. стр. 101–102.
- ^ МакКуорри, Чарльз (2000). «Островная кельтская татуировка». В Джейн Каплан (ред.). Написано на теле: татуировка в истории Европы и Америки . Издательство Принстонского университета. стр. 42–44.
- ^ Матасович, Ранко (2009). «вена». Этимологический словарь протокельтского языка . Академическое издательство «Брилл». п. 412.
- ^ Маккоун, Ким (2013). «Кельты: вопросы номенклатуры и идентичности», в Ирландии и ее контактах . Университет Лозанны . стр.26
- ^ Jump up to: а б Циммер, Генрих (1891). Celtic Contributions III, в: Журнал немецкой античности и немецкой литературы (на немецком языке). Книжный магазин Вайдманн. стр. 15 и далее.
- ^ Скоукрофт, Ричард Марк (1995), «Абстрактное повествование в Ирландии» , Эриу , 46 : 121–158, JSTOR 30007878 : 155
- ^ Скотт, Роберт Д. (1930), Большой палец знаний в легендах о Финне, Сигурде и Талиесине , Нью-Йорк: Институт французских исследований.
- ^ Куно Мейер , «Анекдота из рукописи Стоу № 992», Revue Celtique 6, 1884, стр. 173-186.
- ^ Оксфордский справочник: Дорд Фиан
- ^ eDIL - "дорд", http://www.dil.ie/18319
- ^ Августа, леди Грегори - Боги и воины (1904), Глава - Смерть Фионна