Нартская сага
Часть серии о |
черкесы Адыгэхэр |
---|
![]() Список известных черкесов Черкесский геноцид |
Черкесская диаспора |
Черкесские племена |
Выживание Разрушен или едва существует |
Религия |
Религия в Черкесии |
Языки и диалекты |
|
История |
Показывать |
Культура |
Нартские саги ( абхазский : Нартаа ражәабжқәа; Нартаа раƶuabƶkua ; адыгейский : Нартские сказки , латинизированные: Nart txıdəĵxər ; осетинский : Нартские сказки, Нартийские сказки , латинизированные: Нарты каддёз, Нартские сказания о происхождении ) некоторые из Северного Кавказа . Они составляют большую часть основной мифологии этнических групп региона, включая абазинский , абхазский , черкесский , осетинский , карачаево - балкарский и в некоторой степени чечено - ингушский фольклор.
Этимология
[ редактировать ]Термин «нарт» происходит от осетинского «нарта» , которое является множественным числом от «нар» . [ 1 ] Корень означающего нар имеет иранское происхождение, от протоиранского *nar, «герой, человек», происходящего от протоиндоевропейского *h₂nḗr . [ 2 ] На ингушском и чеченском языке слово нарт означает «великан».
Персонажи
[ редактировать ]Некоторые из персонажей, занимающих видное место в сагах:
- Сосруко или Сослан ( убыхский , абхазский и адыгейский : awsərəqʷa (Саусырыкъо); осетинский : Сослан (Сослан)) – герой, который иногда также выступает в роли обманщика.
- Батраз (осет. Батырадз) – вождь и величайший воин нартов.
- Сатаная (убых: сатаная ; адыгейский: Сетеней (Сетенай); осетинский: Сатана (Сатана)) – мать нартов, фигура плодородия и матриарх.
- Тлепш (адыгейцы и абазины : [ɬapʃ] ; осетинский: К В ирдалэгон (Курдалэгон)) – божество-кузнец
- Сырдон (осет. Сырдон) — фигура-обманщик, сравниваемая Жоржем Дюмезилем со скандинавским богом Локи (см. ru:Сырдон )
- Пхармат ( чеченский : Пхармат (Пхьярмат)) — в нахских народов вайнахском эпосе , фигура кузнеца похищающего огонь у богов для смертных. [ 3 ]
- Ахсар и Ахсартаг ( осет. Æхсæр , Æхсæртæг ) — братья-близнецы , герои осетинской мифологии и сыновья Вархага. Ахсартаг также является отцом нартов Урызмаэга и Хэмыца .
- Дзерассае (осет. Дзерассэ) – дочь морского бога Донбеттыра и мать многих нартских героев.
- Урызмаег ( осет. Урызмэг, Орезмэг, Урузмэг, адыгейский: Орземедж/Озырмес, кабардинский: Уэзырмес, чеченский: Орзми, ингушский: Урузман, абхазский / абазинский : Уазырмас, карачаево-балкарский : Ёрызмек ) — сын нартского героя саги Ахсартаг и Дзерассае .
- Haemyts ( Ossetian: Хæмыц, Adyghe: Хъымыщ, Kabardian: Хъымыщ, Chechen: Хамчи, Ingush: Хамча, Abkhazian : Хмышь, Abaza : Хъмыщ, Karachay-Balkar : Хымыч ) is the hero of the, son of Akhsartag and Dzerassae , the father of the hero Batraz and the twin brother of Uruzmaeg , with whom they often went on conquest campaigns together.
Исследование и значение
[ редактировать ]Первым жителем Запада, обратившим внимание на нартские истории, был немецкий ученый Юлиус фон Клапрот , путешествовавший по Кавказу в первом десятилетии XIX века. [ 4 ] Самый ранний письменный отчет о материале приписывается кабардинскому писателю Шоре Бегмурзину Ногме , писавшему на русском языке в 1835–1843 годах, опубликованному посмертно в 1861 году. Немецкий перевод Адольфа Берге был опубликован в 1866 году ( Berge 1866 ). Истории существуют в форме прозаических рассказов, а также эпических песен.
Общеизвестно, что некоторые нартские корпуса имеют древнеиранское ядро, унаследованное от скифов , сарматов и аланов (последние являются предками осетин ) . [ 5 ] Однако они содержат и многочисленные локальные северокавказские наросты глубокой древности, иногда отражающие еще более архаичное прошлое. [ 2 ]
Осетины считают нартский эпос центральной чертой своей национальной идентичности. [ 6 ] Нартские истории, основанные, главным образом, на осетинских версиях, были оценены учеными как окно в мир ираноязычных культур древности и как важный источник для сравнительной индоевропейской мифологии. Например, филолог Жорж Дюмезиль использовал осетинское деление нартов на три рода для обоснования своей трифункциональной гипотезы , согласно которой протоиндоевропейцы аналогичным образом делились на три касты — воинов, жрецов и простолюдинов.
Северо -западно-кавказские ( черкесские , абхазо-абасинские и убыхские) версии имеют большую ценность еще и потому, что содержат более архаичные наросты и сохраняют «все странные детали, составляющие обломки более ранних традиций и верований», в отличие от осетинских, которые были «переработано, чтобы сформировать плавное повествование». [ 2 ] [ 5 ]
Связи с другой мифологией
[ редактировать ]Некоторые мотивы нартских саг перекликаются с греческой мифологией. История о Прометее, прикованном к горе Казбек или, в частности, к Эльбрусу, аналогична элементу нартских саг. Некоторые считают, что эти общие мотивы указывают на более раннюю близость кавказских народов к древним грекам, что также показано в мифе о Золотом руне , в котором Колхида , как принято считать, была частью современной Грузии .
В книге « От Скифии до Камелота » авторы К. Скотт Литтлтон и Линда А. Малкор предполагают, что многие аспекты легенд о короле Артуре заимствованы из нартских саг. Предполагаемый вектор передачи — аланы, некоторые из которых мигрировали в северную Францию примерно в то время, когда формировались легенды о короле Артуре. Как и ожидалось, эти параллели наиболее очевидны в осетинских версиях, считает исследователь Джон Коларуссо . [ 5 ] Подробнее см. « История короля Артура – Луций Арториус Кастус и сарматская связь ».
Отличия нартских легенд
[ редактировать ]Между различными вариантами нартских сказаний имеются некоторые различия. Например, в осетинских версиях нартское племя изображается состоящим из трех отдельных родов, иногда соперничающих друг с другом: храбрых Ахсэртэгката (к которым принадлежат наиболее выдающиеся нарты), богатых Борэтов и мудрых Алегатов; черкесские версии не изображают такого разделения. Абхазские версии уникальны тем, что описывают нартов как единую нуклеарную семью, состоящую из ста сыновей Сатаная. [ 7 ] Все эти версии описывают нартов как единую сплоченную группу (в основном) «хороших» героев.
Некоторые нахские ( чечено - ингушские ) легенды включают группу под названием « Нарт-Орхустхой» , в которую входят наиболее выдающиеся нарты, известные из других версий (например, Сеска-Солса, соответствующий Сосруко/Сослану, Хамцша-Патариш, соответствующий Батразу/Батрадзу и т. д. ) В отличие от осетинской и абхазской версий, нахские легенды изображают нартов как воинственных бандитов, сражающихся против местных добрых героев, таких как Колой-Кант и Кинда-Шоа (при этом Кинда-Шоа соответствует Саувею/Шавею). [ 8 ]
Шаян Джавади , персидский переводчик «Нарта», сопоставляя осетинскую, абхазскую, абазинскую, черкесскую и убыхскую версии, смог определить происхождение некоторых персонажей, которые только названы. Например, воссоздавая персонажа по имени «Канзезад (абаза: Канжокво)», он считает, что в осетинской версии он является сыном Азаухана. [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Abaev, V.I. , ed. (1973), ИСТОРИКО-ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА [ Историко-этимологический словарь осетинского языка ] (на русском языке), т. II (ЛР), с.158-9 "Нарта, Нарт"
- ^ Перейти обратно: а б с Коларуссо 2002 , стр. XXIV, 552
- ^ Цароева 2005 , с. 199.
- ^ Фольц, Ричард (2022). Осетины: современные скифы Кавказа . Лондон: Блумсбери. п. 62. ИСБН 9780755618453 .
- ^ Перейти обратно: а б с Коларуссо 2002 .
- ^ Фольц, Ричард (2022). Осетины: современные скифы Кавказа . Лондон: Блумсбери. п. 59. ИСБН 9780755618453 .
- ^ Tokarev, S.A., ed. (1980), Mify narodov mira [ Myths of the World ] (encyclopedia) (in Russian), vol. 2 (K-Ya), Narty
- ^ Цароева 2005 , с. 215.
- ^ Iryston.tv (6 апреля 2022 г.). «Шаян Джавади, житель иранского города Ахваз, переводит произведения железных писателей на персидский язык »
Источники
[ редактировать ]- Ногмов, Шора Бекмурсин (1866), Берже, Адольф (ред.), Легенды и песни черкесских народов [ Легенды и песни черкесских народов ] (на немецком языке), Лейпциг, П. Виган
- Коларуссо, Джон, изд. (2002), Нартские саги Кавказа: мифы и легенды черкесов, абазов, абхазов и убыхов , Princeton University Press, ISBN 9781400865284
- Также опубликовано как Нартские саги: древние мифы и легенды черкесов и абхазов , Princeton University Press, 2002, ISBN 978-0-691-16914-9 , со вступительным словом Адриенн Мэр
- Фольц, Ричард (2022). Осетины: современные скифы Кавказа . Лондон: Блумсбери. ISBN 9780755618453 .
- Цароева, Мариэль (2005), Старые верования ингушей и чеченцев [ Anciennes Croyances des Ingouches et des Tchetchenes ] (на французском языке), Maisonneuve and Larose, ISBN 2-7068-1792-5
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Черкесские нартские саги
[ редактировать ]- Еще Нартские сказки , заархивировано с оригинала 13 января 2017 г. , английские переводы.
- Нарти. Адыгейский эпос [ Нарта. Адыгейский эпос ] (на русском языке) , русские переводы
- Статьи:
- Коларуссо, Джон (декабрь 1989 г.), «Мифы из лесов Черкесии» , The World & I , заархивировано из оригинала 11 февраля 2007 г.
- Коларуссо, Джон (декабрь 1989 г.), «Прометей среди черкесов» , The World & I , заархивировано из оригинала 24 мая 2011 г.
- Коларуссо, Джон (1989), «Женщина из мифов: цикл Сатанайи» (PDF) , Ежегодник Общества изучения Кавказа , 2 : 3–11, заархивировано из оригинала (PDF) 27 сентября 2007 г.
Осетинские нартские саги
[ редактировать ]- Коларуссо, Джон, изд. (2016), Сказки нартов: Древние мифы и легенды осетин , перевод Мэй, Уолтера, Princeton University Press, ISBN 9780691211527
- КАТАЛОГ [ Каталог ] (на осетинском языке) , три сборника сказаний (Джанаев, Гутиев и Скодтаев/Кибиров, последний из дигорской диалектной области). Первый сборник (Джанаевское издание 1946 года) доступен также в виде старых и новых аудиозаписей.
- Калоев, Б.А.; Либединский, Ю. (eds.), СКАЗАНИЯ О НАРТАХ [ Tales of the Narts ] (in Russian) : a translation, with slight modifications, of the Dzhanayev edition at the previous link
- «Осетинские нартские сказания» , ТИТ (Thesaurus Indogermanischer Text- und Sprachmaterialien) (легенды, собранные в дигорской диалектной области, под редакцией М. Гарданти)
Абхазские нартские саги
[ редактировать ]- Инал-ипа, Ш.Д.; Шакриль, К.С.; Шинкуба, Б.В.; Инал-ипа, Ш.; Гулия, Г.; Солохина, В. (ред.), Приключения нарта Сасрыквы и его девяноста девяти братьев [ Приключения Сасрыква Нарта и его девяноста девяти братьев ] (на русском языке), заархивировано с оригинала 28 сентября 2007 г.
Карачаево-балкарские нартские саги
[ редактировать ]- Тавкул, Уфук (2000), «Хороший образец для культурной диффузии - герой, несущий черты пророка Давида в нартском эпосе карачаево-балкарского народа - Нарт Дебет, Кузнец» , Международный симпозиум «НАРТ ЭПОС» , заархивировано из оригинала 1 марта 2012 г.
- Чиппаевич, Джуртубаев Махти (ed.), Balkaria.info Героический эпос о нартах [ Героический эпос о Нарте ] (на русском языке), архивировано с оригинала 30 сентября 2007 года , подробный сборник сказаний.
- Русские переводы с Липкина, С., ed. (1987), Дебет златоликий и его друзья [ Дебет златовласый и его друзья ] (на русском языке)
- Нарты РАЧИКАУ, СЫН ЧУЖЕЗЕМЦА (на русском языке), архивировано с оригинала 28 февраля 2006 года , (часть 1)
- Наш героический эпос о нартах - КАК ЁРЮЗМЕК УБИЛ КРАСНОЛИКОГО РЫЖЕБОРОДОГО ФУКА , archived from the original on 26 July 2011 , (part 2)
Чечено-ингушские нартские саги
[ редактировать ]- Абдулаева, Х.Р. (2002), «18. Зарождение чеченского художественного письма: этноисторические и эстетические предпосылки» (PDF) , Культура Чечни: история и современные проблемы , стр. 129–147, в архиве с оригинала (PDF) на 15 Октябрь 2009 г. , дата обращения 9 августа 2007 г.
- Изложения чеченских и ингушских верований Ч.Э.Ахриева
- ЧЕЧЕНСКИЕ СКАЗАНИЯ [ Chechen Tales ] (in Russian), archived from the original on 1 March 2012
Разнообразный
[ редактировать ]- «[Категория: Кавказ]» , Wanana sculun Frankon - Лингвистика, история, мифология и многое другое , статьи о кавказском фольклоре
- Dudziak, Arkadiusz; Payunena, Marina (June 2019). "Индоевропейские антропологические и культурные источники осетинского героического эпоса как пример номадизма идей и ценностей (к постановке проблемы)" [Indo-European anthropological and cultural sources of the Ossetian heroic epic as an example of nomadism of ideas and values (problem statement)]. Przegląd Wschodnioeuropejski (East European Review) (in Russian). 10 (1). UWM Publishing House : 289–304. doi : 10.31648/pw.4525 .
- Дувакин Евгений Николаевич. "Кельто-кавказские фольклорные параллели и возможные сценарии их происхождения" [FOLKLORE PARALLELS BETWEEN CELTIC AND CAUCASIAN TRADITIONS: THE EURASIAN CONTEXT AND POSSIBLE SCENARIOS OF THE ORIGIN]. Индоевропейское языкознание и классическая филология, no. 23–1, 2019, pp. 295–307. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kelto-kavkazskie-folklornye-paralleli-i-vozmozhnye-stsenarii-ih-proishozhdeniya (дата обращения: 29.09.2021). (In Russian)
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с нартскими сагами , на Викискладе?