Тлепш
Тлепш ( адыгейский Лъэпш [ɬapʃ] ) — мифологический персонаж, появляющийся (как , в которых его кузнец, а также могущественный вождь) в некоторых циклах нартских саг Кавказа осетинский аналог — кузнец Курдалэгон . Имя Тлепша — заимствование из индоевропейских языков в черкесский , родственное древнегреческому χάλυψ (kháлупс), заимствованному в латынь как халыб — « железо » — Тлепш, таким образом, является воплощением металла, с которым он работает. [ 1 ]
Описание
[ редактировать ]Тлепш, как кузнец полубожественных нартов, — фигура, сравнимая (среди прочих) с Гефестом в греческой мифологии , Вулканом в римской мифологии и Вейландом и сыновьями Ивальди в германской мифологии . Во многих циклах он изображается близким к Сатаная . [ 2 ]
Коларуссо (2002) находит замечательное сходство между Тлепшем и скандинавским божеством Одином , которое раскрывается в сказке «Тлепш и Госпожа Дерево» (номер 17 в его антологии нартских саг), в которой рассказывается, как Тлепш, подстрекаемый Сатанайей, отправляется на поиски. знания и не только встречает разумную женскую ось мира , напоминающую мировое древо Иггдрасиль , но фактически рождает от нее ребенка — Млечный Путь .
мифологии очевидна в сказке 21 Коларуссо «Золотой погреб Тлепша», где в эпизоде, приписываемом историческому королю Гунтраму Бургундскому Еще одна параллель со сказкой из германской » Гримма (записанному в «Тевтонской мифологии ), [ 3 ] блуждающая душа заснувшего героя, проявленная в виде маленького ползущего существа, с помощью слуги героя обнаруживает сокровище, прежде чем снова вернуться в свое тело, чтобы оживить его, тем самым пробуждая его от сна. Герой считает, что совершил долгое путешествие, пересек железный мост, чтобы добраться до пещеры с сокровищами, хотя на самом деле его крошечное «существо-душа» преодолело лишь небольшое расстояние, пересекая и снова пересекая - в германской версии плоскость меча лежала над небольшим ручьем, а у черкесов короткий кусок железа лежал на бочке с водой или закалочной ванне, чтобы добраться до маленькой ямы или расщелины и вернуться из нее.
Этот народный сказочный мотив воплощенной души, принимающей форму маленького ползущего животного (мухи/личинки/червяка/змеи), подтверждает представление Коларуссо о сходстве Тлепша и Одина по сравнению с эпизодом из сказки о краже Одином мед поэзии , в котором бог принимает форму змеи, чтобы пробраться через узкое отверстие и добраться до комнаты в самом сердце горы Хнитбьёрг , где хранится драгоценный напиток. К этой серии параллелей можно также добавить мотив моста-меча (сравните мост Шинват и Ас-Сират водой ), ведущего в опоясанное царство Гойра (ошибка переписчика в слове «Voirre» — «стекло») у Кретьена де Труа « Ланселот, рыцарь телеги» , ранний роман о короле Артуре, уходящий корнями в кельтскую мифологию . [ 4 ] [ 5 ]
Два других рассказа о Тлепше, включенные в антологию Коларуссо, имеют более явную связь с мастерством нартского вождя в кузнечном ремесле, ибо в одном он вылепляет первый серп , а в другом - острый как бритва меч .
Примечательно, что в книге «Как Тлепш вылепил первый серп» Тлепш на самом деле не изобретает/проектирует рассматриваемый инструмент. Однако он знает, с каким сверхъестественным существом женского пола нужно посоветоваться другим нартам, чтобы узнать, как его спроектировать, а именно со старой женой бога урожая Т'халига (сравните Кайлиаха , пожинающего урожай). [ 6 ] и суверенитет [ 7 ] богиня гойделькоязычных кельтов). В еще одном отдалении жена Тхахалига не знает, как сама сконструировать серп, но знает, что это Леди Исп, мать нартского героя Патараза (осет. Батрадз / Батраз сможет сделать ), - что действительно оказывается так. Леди Исп, умный маленький водяной дух, похожий на лягушку (сравните «Царевну-лягушку» ), нечаянно говорит: «Как хвост петуха , ты должен согнуть его, как зуб змеи, ты должен заострить его...» и, используя По этому описанию Тлепш способен выковать новый чудесный инструмент, придав ему остроту, которая никогда не тускнеет, независимо от того, как часто он используется.
В сказке «Как Нарт Тлепш убил Бородатую Ямину мечом-мстителем» Тлепш стал слишком стар, чтобы владеть оружием, но вместо этого демонстрирует свои огромные магические навыки, создав то, что по сути является смертоносным чертиком из коробки , содержащим «меч». который мог бы двигаться своим ходом». «Бородатая Ямина» в названии — олицетворение болезни холеры , которая убила сына Тлепша. Когда в сумерках, по указанию посланника Тлепша, Ямина берет таинственный закрытый сундук, посланный ему в подарок, в отдельную комнату своего дома и открывает его, «меч, лежавший на дне, сам поднялся, прорезал Бородатого Ямину и таким образом убил его».
Несмотря на краткость этого черно-комического рассказа, ему, тем не менее, удается пролить дополнительный свет на шаманские заслуги Тлепша, а именно на его мастерство обращения с огнем и металлом (при ковке меча), его способность противостоять демонам болезней и его врожденную прото-театральность. (шаман для своего донаучного общества, техник, врач и артист в одном лице). [ 8 ]
Любопытный самодвижущийся (и, казалось бы, разумный) меч, выкованный Тлепшем, чтобы осуществить свою ужасную месть, кроме того, напоминает подобное оружие, представленное в кельтской мифологии и романах о короле Артуре, которые на нем основаны - например, самодвижущийся меч, присутствующий в мотиве Артурианской эпохи. «Опасная кровать», использованная, например, в раннем романе «Шевалье в шпаге». [ 9 ] (См. также Волшебный меч ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Боннефой, Ив (1992) [1981], Донигер, Венди (редактор), «Азиатские мифологии», Мифологии , University of Chicago Press 1991, стр. 340 , отредактированный перевод на основе Словаря мифологий и религий традиционных обществ и древнего мира.
- ^ Коларуссо 2002 , Сказки 16, 17, 20 и 21..
- ^ Гримм, Джейкоб (1880) [1835], Сталлибрасс, Джеймс Стивен (ред.), Deutsche Mythologie [ Тевтонская мифология ], В. Свон Зонненшайн и Аллен, переиздано Dover Publications (1966, 2004)
- ^ де Труа, Кретьен (1991), «Шевалье де ла Шарретт», в Киблер, Уильям В. (редактор), «Романы о короле Артуре» , книги «Пингвин», стр. 239–40 и 244–6
- ^ Лумис, Роджер Шерман (1948), Артуровские традиции и Кретьен Де Труа , издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк
- ^ Эллис Дэвидсон, Хильда (1998), «II. Хозяйка зерна» , Роли Северной богини , Рутледж
- ^ МакКиллоп, Джеймс (1998), Словарь кельтской мифологии , Oxford University Press, Суверенитет, Леди и Кайлич
- ^ Элиаде, Мирча (1989), «XIII «Параллельные мифы, символы и обряды », в Траске, Уиллард Р. (редактор), Шаманизм: архаические методы экстаза , Аркана, стр. 470–477.
- ^ Артур, Росс Г., изд. (1996), Три романа о короле Артуре: Стихи из средневековой Франции. Карадок, Рыцарь с мечом, Опасное кладбище , Лондон: Дент, стр. 94–6.
Источники
[ редактировать ]- Коларуссо, Джон (2002), Нартские саги с Кавказа , Princeton University Press, ISBN 0-691-02647-5