Jump to content

Черкесы в Иордании

Черкесы в Иордании
Иорданием ис Адыгэхэр  ( Adyghe )
Черкесы в Иордании   ( арабский )
Черкесские гвардейцы Иордании , которым поручено охранять иорданского короля.
Общая численность населения
100,000 [1] [2] –170,000 [3] [4]
Языки
черкесский , иорданский арабский [5] [6]
Религия
Суннитский ислам
Родственные этнические группы
Абхазы , абазины , чеченцы

в Иордании ( романизированный арабский Иорданию черкесов : Yiordaniyem yis Adıgəxer ; Черкесы : الشركس في الأردن ) — потомки черкесских в беженцев, прибывших в конце 19 века после ссылки во время геноцида в 1860-х годах, а затем во время русско-турецкой войны. (1877–1878) . Они поселились в Иордании, которая тогда была частью Османской Сирии и их окрестностях , в Аммане и Джераше . Черкесам приписывают основание современного Аммана, поскольку ранее город был заброшен. [7] [8]

Черкесы начали въезжать в Османскую империю массово во время расширения Царской Российской империи на их кавказскую родину в 1850-х годах. Соглашение 1860 года между османами и русскими предусматривало иммиграцию 40 000–50 000 черкесов на территорию Османской империи. [9] территории Империи Однако от 800 000 до 1 200 000 черкесов-мусульман прибыли и поселились в Османской империи, из которых около 175 000 были переселены правительством на преимущественно христианские балканские в 1864 году. [10] Балканский кризис 1876 года , который привел к русско-турецкой войне 1877–1878 годов, был частично приписан убийствам болгарских христиан черкесскими поселенцами. Во время последующей российской оккупации Болгарии и Восточной Румелии черкесы были изгнаны с Балкан, что было официально закреплено Берлинским договором 1878 года. [9] Одновременно с кризисом на Балканах новые волны черкесов и чеченцев с Кавказа и туркмен из Центральной Азии бежали от российского правления и становились беженцами в Восточной Анатолии . [11]

Поселение в Трансиордании

[ редактировать ]

Поскольку османские территории уменьшались, а десятки тысяч беженцев переполняли города Анатолии, Фракии и Македонии , имперское правительство решило расселить беженцев по периферийным районам левантийских провинций . [11] Политика создания черкесских сельскохозяйственных общин в зернопроизводящих регионах Сирийского вилайета была частично мотивирована потерей Империей своего ключевого сельскохозяйственного региона - Балкан. [12] Это также было вызвано усилиями Османской империи по централизации контроля над Империей, которые включали попытки оседлать кочевых бедуинов сирийской степи и установить контроль над практически автономными общинами друзов , алавитов и маронитов прибрежных горных хребтов; поселения черкесов, наряду с другими общинами мигрантов, такими как курды , ассирийцы и армяне, были стратегически расположены и служили буфером между диссидентскими общинами. [13] В 1878 году 50 000 черкесов были перевезены морем на левантийское побережье из Константинополя , Салоник и Кавалы . [10] [11] Оттуда около 25 000 человек были отправлены в южные части Сирийского вилайета, в основном в Балку (часть современной Иордании), Голанские высоты и территорию вокруг Тверии . [14] Их транспортировка и расселение находились под контролем губернатора Дамаска . Четыре пиастра с каждого налогоплательщика взимались для финансирования иммиграционных комитетов, которым было поручено расселять черкесов и других людей. Первоначально черкесов размещали в школах и мечетях до их переселения. Многочисленные мигранты умерли в пути от болезней и плохих условий. [11]

Черкесское , изображенное здесь в 1900 году , поселение Вади-Сир было основано в 1880 году.

Османские власти выделили черкесским поселенцам земли вблизи регулярных источников воды и зерновых полей. Между 1878 и 1884 годами на территории современной Иордании были основаны три черкесские деревни: Амман (1878 г.) и Вади Сир (1880 г.) в Балке и Джераш (1884 г.) в Джебель-Аджлуне, а туркменская деревня под названием Аль-Руман (1884 г.) также установлено. [15] [11] [16] Амман был заброшен в 14 веке, и поселение там черкесов положило начало современному городу. [7] [8] Первая группа черкесов относилась к шапсугской диалектной группе, а позже к ним присоединились черкесы, принадлежащие к кабардинской и абзахской группам. [17] Во время второй крупной волны миграции 1901–1906 годов, в которую также вошли многие чеченские беженцы с Кавказа, были основаны пять смешанных черкесских и чеченских поселений: Наур (1901 г.), Зарка (1902 г.), Руссейфа (1905 г.), Суайлих (1905 г.). и Сухна (1906 г.), все они расположены в окрестностях Аммана. Новые мигранты также поселились в деревнях, основанных во время первой миграционной волны. [15] [16] [18] В Аммане число поселенцев сократилось с 500 до 150 за первые три месяца после его основания из-за негостеприимных условий. Те, кто остался, первоначально жили в пещерах и среди руин римской эпохи и были сильно подвержены риску брюшного тифа, малярии и тифа. Амман был относительно изолирован от других черкесских общин, ближайшей из которых была Кунейтра, расположенная примерно в 100 километрах (62 мили) к северо-западу. [19] К 1893 году вновь прибывшие увеличили население примерно до 1000 человек. [20]

Земли, на которых были расселены черкесы, традиционно служили зимними стоянками для бедуинских недееспособных племен. Бедуины и горожане Салта рассматривали черкесов как бенефициаров и агентов правительства из-за полученных ими земельных грантов и освобождения от налогов на десятилетний период, а также службы, которую многие из них взяли на себя в османской жандармерии . Черкесы отказались платить хувву (плату за защиту), запрошенную бедуинами, что влекло за собой передачу племенам части урожая в обмен на «защиту» племен. Взаимная неприязнь между черкесами и их кочевым и оседлым арабским соседями привела к столкновениям. Несмотря на превосходство бедуинов в вооружении и мобильности, черкесы сохранили свои позиции, и их опасались бедуины и горожане Соле, которые обвиняли их в ряде убийств. [21]

Черкесская гвардия эмира Абдаллы , основателя Иорданского королевства , 1940 год.

Черкесы в Балке оказались неотъемлемым компонентом расширения государственного контроля в исторически автономном юго-восточном Леванте. Для правительства черкесские поселенцы выполняли двойную роль: периодического ополчения, используемого против местных восстаний, и ключевого фактора в интеграции местной экономики посредством сельскохозяйственного производства, перевозки зерна, строительства и защиты Хиджазской железной дороги и службы в местных административных органах. тела. [22] Черкесский город Амман быстро рос после строительства Хиджазской железной дороги , действующей в центральной Трансиордании с 1903 года, которая также привлекла инвестиции от купцов Салти, Дамаска и Набулси. [23] По мере того, как их численность увеличивалась, черкесы стали крупной местной силой, и с бедуинами был заключен ряд пактов, в том числе союз взаимной защиты с Бани Сахр в конце 1890-х годов, возглавляемый Талалом Аль-Файезом . Альянс сыграл важную роль во вмешательстве Бани Сахра в конфликт 1906–1910 годов между черкесами и племенной конфедерацией Балкавия. [24] Черкесские, чеченские и туркменские поселения укрепили новый оседлый порядок, сложившийся в Балке, в который также входили жители Салта и Карака , а также бедуинские племена, основавшие свои собственные сельскохозяйственные и сателлитные деревни. Две новые дороги, соединяющие Джераш и Амман, были построены через Аль-Руман и Суайлих соответственно для размещения поселенцев, запряженных волами, а второстепенные дороги были построены, соединяющие Амман с его сателлитными черкесскими и чеченскими деревнями. [24] Примерно во время Первой мировой войны в Трансиордании проживало 5 000–6 000 черкесов. [25]

Пост-иорданская независимость

[ редактировать ]

Поскольку с момента обретения Иорданией независимости Амман пережил экспоненциальный рост и урбанизацию, черкесская доля населения города в настоящее время составляет около 5%. [26] Большинство черкесов в Иордании составляли часть городского среднего класса страны. Они в основном работают в правительственной бюрократии, армии и разведке и имеют значительное представительство в парламенте и исполнительной власти Иордании. [27]

Культура и идентичность

[ редактировать ]

Черкесские поселенцы в основном говорили на адыгейских диалектах кабардинского , шапсугского , абзахского и бжедугского языков , но были также носители абхазского и дагестанского языков. [28] Исторически черкесы идентифицировали себя как «адыгейцы», в то время как термин «черкесы» исторически использовался посторонними, такими как турки, арабы, русские и европейцы. Сегодня общины диаспоры, в том числе иорданские черкесы, используют оба термина как синонимы. [29] Культурная идентичность группы в Иордании в основном определяется их представлением о себе как о перемещенных лицах, поселенцах и мусульманах. Начиная с 1950-х годов черкесские этнические объединения и молодежные клубы начали проводить выступления на тему изгнания и эмиграции с Кавказа и переселения в Иорданию, которые часто вызывали эмоциональный отклик у черкесской публики. В конечном итоге представления стали проводиться перед смешанными черкесскими и арабскими зрителями на крупных национальных культурных мероприятиях, включая ежегодный фестиваль искусств Джераш . Спектакли обычно опускают ранние конфликты с коренными арабами и сосредотачиваются на испытаниях исхода, первых урожаях и строительстве первых черкесских домов в Иордании. Продвигаемый образ представляет собой храброе сообщество выносливых мужчин и женщин, которые долго терпели страдания. [12]

Перед зданием Черкесской благотворительной ассоциации в Аммане, 1958 год.

В 1932 году была создана старейшая благотворительная организация Иордании — Черкесская благотворительная ассоциация — для помощи бедным и предоставления стипендий черкесам для обучения в университетах Кабардино-Балкарии и Республики Адыгея . Клуб Аль-Ахли, основанный в 1944 году, способствовал участию черкесов в спортивных, социальных и культурных мероприятиях в Иордании и других странах, а создание Фольклорного комитета в 1993 году способствовало популяризации черкесских традиционных песен и танцев. Сегодня около 17% черкесской общины в Иордании говорят на адыгейском языке. [26]

Политическое представительство:

Черкесы вместе с чеченцами имеют мандат на 3 места в иорданском парламенте . [30] Однако черкесы также производят непропорционально большое количество министров, что некоторые иорданцы считают неофициальной квотой.

Известные люди

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Черкесы в Иордании» . ImmiSoft – Институт интеграционных исследований . Архивировано из оригинала 23 ноября 2021 г. Проверено 27 июня 2020 г.
  2. ^ Макнил, Сэм. «Черкесская гвардия иорданской королевской семьи — символ процветающего меньшинства» . www.timesofisrael.com . Проверено 27 июня 2020 г.
  3. ^ "Израйльский сайт ИзРус" . Archived from the original on 30 October 2013 . Retrieved 8 April 2013 .
  4. ^ Жемухов, Суфьян (2008). «Ответы черкесского мира на новые вызовы» (PDF) . Политический меморандум ПОНАРС Евразия № 54 : 2 . Проверено 8 мая 2016 г.
  5. ^ Савай, Мохаммед (30 мая 2011 г.), «Иордания» , Энциклопедия арабского языка и лингвистики , Брилл, doi : 10.1163/1570-6699_eall_eall_com_vol2_0064 , получено 4 февраля 2022 г.
  6. ^ Аль-Вер, Энам (14 июля 2008 г.). Арабоязычный Ближний Восток . Де Грюйтер Мутон. дои : 10.1515/9783110184181.3.9.1917 . ISBN  978-3-11-019987-1 .
  7. ^ Jump up to: а б Хамед-Троянский 2017 , стр. 608–10.
  8. ^ Jump up to: а б Ханания 2018 , стр. 1–2.
  9. ^ Jump up to: а б Роган 1999 , стр. 72.
  10. ^ Jump up to: а б Shami 2009 , p. 145.
  11. ^ Jump up to: а б с д и Роган 1999 , стр. 73.
  12. ^ Jump up to: а б Shami 1994 , p. 194.
  13. ^ Shami 1994 , p. 195.
  14. ^ Shami 2009 , p. 146.
  15. ^ Jump up to: а б Хамед-Троянский 2018 , стр. 137–38.
  16. ^ Jump up to: а б Роган 1994 , стр. 46.
  17. ^ Ханания 2018 , с. 3.
  18. ^ Роган 1999 , стр. 73–74.
  19. ^ Роган 1999 , стр. 74.
  20. ^ Роган 1999 , стр. 74–75.
  21. ^ Роган 1999 , стр. 74–76.
  22. ^ Shami 1994 , p. 196.
  23. ^ Хамед-Троянский 2017 , стр. 610–13.
  24. ^ Jump up to: а б Роган 1999 , стр. 76.
  25. ^ Shami 2009 , p. 148.
  26. ^ Jump up to: а б Шавловский, Марк (19 сентября 2019 г.). «Черкесы в Иордании» . Деловой год . Проверено 3 июля 2020 г.
  27. ^ Shami 1994 , p. 189.
  28. ^ Shami 2009 , p. 147.
  29. ^ Шами 1994 , стр. 190, 193.
  30. ^ «Ближний Восток :: Иордания — Всемирная книга фактов — Центральное разведывательное управление» . www.cia.gov . Проверено 27 июня 2020 г.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6ec85d7d6911e99d887ae0b51e22ecc4__1720347960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6e/c4/6ec85d7d6911e99d887ae0b51e22ecc4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Circassians in Jordan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)