Черкесы в Иордании
![]() Черкесские гвардейцы Иордании , которым поручено охранять иорданского короля. | |
Общая численность населения | |
100,000 [1] [2] –170,000 [3] [4] | |
Языки | |
черкесский , иорданский арабский [5] [6] | |
Религия | |
Суннитский ислам | |
Родственные этнические группы | |
Абхазы , абазины , чеченцы |
Часть серии о |
черкесы Адыгэхэр |
---|
![]() Список известных черкесов Черкесский геноцид |
Черкесская диаспора |
Черкесские племена |
Выживание Разрушен или едва существует |
Религия |
Религия в Черкесии |
Языки и диалекты |
|
История |
Показывать |
Культура |
в Иордании ( романизированный арабский Иорданию черкесов : Yiordaniyem yis Adıgəxer ; Черкесы : الشركس في الأردن ) — потомки черкесских в беженцев, прибывших в конце 19 века после ссылки во время геноцида в 1860-х годах, а затем во время русско-турецкой войны. (1877–1878) . Они поселились в Иордании, которая тогда была частью Османской Сирии и их окрестностях , в Аммане и Джераше . Черкесам приписывают основание современного Аммана, поскольку ранее город был заброшен. [7] [8]
История
[ редактировать ]Исход
[ редактировать ]Черкесы начали въезжать в Османскую империю массово во время расширения Царской Российской империи на их кавказскую родину в 1850-х годах. Соглашение 1860 года между османами и русскими предусматривало иммиграцию 40 000–50 000 черкесов на территорию Османской империи. [9] территории Империи Однако от 800 000 до 1 200 000 черкесов-мусульман прибыли и поселились в Османской империи, из которых около 175 000 были переселены правительством на преимущественно христианские балканские в 1864 году. [10] Балканский кризис 1876 года , который привел к русско-турецкой войне 1877–1878 годов, был частично приписан убийствам болгарских христиан черкесскими поселенцами. Во время последующей российской оккупации Болгарии и Восточной Румелии черкесы были изгнаны с Балкан, что было официально закреплено Берлинским договором 1878 года. [9] Одновременно с кризисом на Балканах новые волны черкесов и чеченцев с Кавказа и туркмен из Центральной Азии бежали от российского правления и становились беженцами в Восточной Анатолии . [11]
Поселение в Трансиордании
[ редактировать ]Поскольку османские территории уменьшались, а десятки тысяч беженцев переполняли города Анатолии, Фракии и Македонии , имперское правительство решило расселить беженцев по периферийным районам левантийских провинций . [11] Политика создания черкесских сельскохозяйственных общин в зернопроизводящих регионах Сирийского вилайета была частично мотивирована потерей Империей своего ключевого сельскохозяйственного региона - Балкан. [12] Это также было вызвано усилиями Османской империи по централизации контроля над Империей, которые включали попытки оседлать кочевых бедуинов сирийской степи и установить контроль над практически автономными общинами друзов , алавитов и маронитов прибрежных горных хребтов; поселения черкесов, наряду с другими общинами мигрантов, такими как курды , ассирийцы и армяне, были стратегически расположены и служили буфером между диссидентскими общинами. [13] В 1878 году 50 000 черкесов были перевезены морем на левантийское побережье из Константинополя , Салоник и Кавалы . [10] [11] Оттуда около 25 000 человек были отправлены в южные части Сирийского вилайета, в основном в Балку (часть современной Иордании), Голанские высоты и территорию вокруг Тверии . [14] Их транспортировка и расселение находились под контролем губернатора Дамаска . Четыре пиастра с каждого налогоплательщика взимались для финансирования иммиграционных комитетов, которым было поручено расселять черкесов и других людей. Первоначально черкесов размещали в школах и мечетях до их переселения. Многочисленные мигранты умерли в пути от болезней и плохих условий. [11]

Османские власти выделили черкесским поселенцам земли вблизи регулярных источников воды и зерновых полей. Между 1878 и 1884 годами на территории современной Иордании были основаны три черкесские деревни: Амман (1878 г.) и Вади Сир (1880 г.) в Балке и Джераш (1884 г.) в Джебель-Аджлуне, а туркменская деревня под названием Аль-Руман (1884 г.) также установлено. [15] [11] [16] Амман был заброшен в 14 веке, и поселение там черкесов положило начало современному городу. [7] [8] Первая группа черкесов относилась к шапсугской диалектной группе, а позже к ним присоединились черкесы, принадлежащие к кабардинской и абзахской группам. [17] Во время второй крупной волны миграции 1901–1906 годов, в которую также вошли многие чеченские беженцы с Кавказа, были основаны пять смешанных черкесских и чеченских поселений: Наур (1901 г.), Зарка (1902 г.), Руссейфа (1905 г.), Суайлих (1905 г.). и Сухна (1906 г.), все они расположены в окрестностях Аммана. Новые мигранты также поселились в деревнях, основанных во время первой миграционной волны. [15] [16] [18] В Аммане число поселенцев сократилось с 500 до 150 за первые три месяца после его основания из-за негостеприимных условий. Те, кто остался, первоначально жили в пещерах и среди руин римской эпохи и были сильно подвержены риску брюшного тифа, малярии и тифа. Амман был относительно изолирован от других черкесских общин, ближайшей из которых была Кунейтра, расположенная примерно в 100 километрах (62 мили) к северо-западу. [19] К 1893 году вновь прибывшие увеличили население примерно до 1000 человек. [20]
Земли, на которых были расселены черкесы, традиционно служили зимними стоянками для бедуинских недееспособных племен. Бедуины и горожане Салта рассматривали черкесов как бенефициаров и агентов правительства из-за полученных ими земельных грантов и освобождения от налогов на десятилетний период, а также службы, которую многие из них взяли на себя в османской жандармерии . Черкесы отказались платить хувву (плату за защиту), запрошенную бедуинами, что влекло за собой передачу племенам части урожая в обмен на «защиту» племен. Взаимная неприязнь между черкесами и их кочевым и оседлым арабским соседями привела к столкновениям. Несмотря на превосходство бедуинов в вооружении и мобильности, черкесы сохранили свои позиции, и их опасались бедуины и горожане Соле, которые обвиняли их в ряде убийств. [21]

Черкесы в Балке оказались неотъемлемым компонентом расширения государственного контроля в исторически автономном юго-восточном Леванте. Для правительства черкесские поселенцы выполняли двойную роль: периодического ополчения, используемого против местных восстаний, и ключевого фактора в интеграции местной экономики посредством сельскохозяйственного производства, перевозки зерна, строительства и защиты Хиджазской железной дороги и службы в местных административных органах. тела. [22] Черкесский город Амман быстро рос после строительства Хиджазской железной дороги , действующей в центральной Трансиордании с 1903 года, которая также привлекла инвестиции от купцов Салти, Дамаска и Набулси. [23] По мере того, как их численность увеличивалась, черкесы стали крупной местной силой, и с бедуинами был заключен ряд пактов, в том числе союз взаимной защиты с Бани Сахр в конце 1890-х годов, возглавляемый Талалом Аль-Файезом . Альянс сыграл важную роль во вмешательстве Бани Сахра в конфликт 1906–1910 годов между черкесами и племенной конфедерацией Балкавия. [24] Черкесские, чеченские и туркменские поселения укрепили новый оседлый порядок, сложившийся в Балке, в который также входили жители Салта и Карака , а также бедуинские племена, основавшие свои собственные сельскохозяйственные и сателлитные деревни. Две новые дороги, соединяющие Джераш и Амман, были построены через Аль-Руман и Суайлих соответственно для размещения поселенцев, запряженных волами, а второстепенные дороги были построены, соединяющие Амман с его сателлитными черкесскими и чеченскими деревнями. [24] Примерно во время Первой мировой войны в Трансиордании проживало 5 000–6 000 черкесов. [25]
Пост-иорданская независимость
[ редактировать ]Поскольку с момента обретения Иорданией независимости Амман пережил экспоненциальный рост и урбанизацию, черкесская доля населения города в настоящее время составляет около 5%. [26] Большинство черкесов в Иордании составляли часть городского среднего класса страны. Они в основном работают в правительственной бюрократии, армии и разведке и имеют значительное представительство в парламенте и исполнительной власти Иордании. [27]
Культура и идентичность
[ редактировать ]Черкесские поселенцы в основном говорили на адыгейских диалектах кабардинского , шапсугского , абзахского и бжедугского языков , но были также носители абхазского и дагестанского языков. [28] Исторически черкесы идентифицировали себя как «адыгейцы», в то время как термин «черкесы» исторически использовался посторонними, такими как турки, арабы, русские и европейцы. Сегодня общины диаспоры, в том числе иорданские черкесы, используют оба термина как синонимы. [29] Культурная идентичность группы в Иордании в основном определяется их представлением о себе как о перемещенных лицах, поселенцах и мусульманах. Начиная с 1950-х годов черкесские этнические объединения и молодежные клубы начали проводить выступления на тему изгнания и эмиграции с Кавказа и переселения в Иорданию, которые часто вызывали эмоциональный отклик у черкесской публики. В конечном итоге представления стали проводиться перед смешанными черкесскими и арабскими зрителями на крупных национальных культурных мероприятиях, включая ежегодный фестиваль искусств Джераш . Спектакли обычно опускают ранние конфликты с коренными арабами и сосредотачиваются на испытаниях исхода, первых урожаях и строительстве первых черкесских домов в Иордании. Продвигаемый образ представляет собой храброе сообщество выносливых мужчин и женщин, которые долго терпели страдания. [12]

В 1932 году была создана старейшая благотворительная организация Иордании — Черкесская благотворительная ассоциация — для помощи бедным и предоставления стипендий черкесам для обучения в университетах Кабардино-Балкарии и Республики Адыгея . Клуб Аль-Ахли, основанный в 1944 году, способствовал участию черкесов в спортивных, социальных и культурных мероприятиях в Иордании и других странах, а создание Фольклорного комитета в 1993 году способствовало популяризации черкесских традиционных песен и танцев. Сегодня около 17% черкесской общины в Иордании говорят на адыгейском языке. [26]
Политическое представительство:
Черкесы вместе с чеченцами имеют мандат на 3 места в иорданском парламенте . [30] Однако черкесы также производят непропорционально большое количество министров, что некоторые иорданцы считают неофициальной квотой.
Известные люди
[ редактировать ]- Саид Муфтий , девятый премьер-министр Иордании
- Исмаэль Бабук , первый мэр Аммана
- Эманн Беаша , певица
- Тужан аль-Фейсал , политик и правозащитник, первая женщина-депутат иорданского парламента.
- Хашем Ахага, первый чемпион ММА на Ближнем Востоке в рамках организации Desert Force .
- Ахмад Хусни Хатукей, нынешний генерал Главного разведывательного управления (Иордания) .
- Генерал-майор Ибрагим-паша Осман Кашока - первый командующий Королевскими ВВС Иордании (1956–1962).
- Герой инцидента на Саму, генерал-лейтенант Ихсан-паша Шурдом - девятый командующий Королевскими военно-воздушными силами Иордании (1983–1993), его реактивный истребитель Hawker Hunter все еще находится у входа в Памятник мученику в Аммане, Иордания.
- Генерал-майор Авни-паша Белал - 10-й командующий Королевскими ВВС Иордании (1993–1994).
- Генерал-майор Хейредин Хакуз Бгане, бывший командующий королевским спецназом
- Генерал-майор Хусейн-паша Ахмад Шодаш-Шапсуг - 16-й командующий Королевскими ВВС Иордании (2006–2010 гг.)
- Генерал-майор Мансур Паша Хакуз Бгане-Шапсух – командующий южным регионом – командующий центральным регионом, военный атташе в Москве – Россия – генеральный инспектор иорданской армии
- Генерал-майор Иззат-паша Кандур − девятый командующий Управлением общественной безопасности Иордании (1969–1970).
- Генерал-лейтенант Анвар-паша Мохаммед - 12-й командующий Управлением общественной безопасности Иордании (1971–1976).
- Генерал-майор Мамун-паша Халил Хаопш — 14-й командующий Управлением общественной безопасности Иордании (1979–1981).
- Генерал-лейтенант Мохаммад-паша Идрис Додох - 15-й командующий Управлением общественной безопасности Иордании (1981–1984).
- Генерал-лейтенант Тиаб-паша Юсеф - 16-й командующий Управлением общественной безопасности Иордании (1984–1985).
- Генерал Тахсин-паша Шордум — 22-й командующий Управлением общественной безопасности Иордании (2002–2004 гг.).
- Генерал Иордании Тарек-паша Ала'Эддин Берзег — седьмой командующий Главным разведывательным управлением .
- Мохидин Иззат Кандур – писатель, интеллектуал, кинопродюсер и режиссер, музыкант
- Амджад М. Джаймуха – Один из самых влиятельных черкесских писателей и публицистов. Среди его книг: «Черкесы: Справочник» (RoutledgeCurzon: Лондон и Нью-Йорк, 2001 г.), «Чеченцы: Справочник» (Routledge: Лондон и Нью-Йорк, 2005 г.), «Черкесская культура и фольклор» (Беннетт и Блум: Лондон, 2010 г.), Parlons tcherkesse: диалект кабарде (L'Harmattan: Париж, 2009).
- Хана Хусьен Нагави – первая женщина, получившая должность профессора гражданского строительства в Иордании .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Черкесы в Иордании» . ImmiSoft – Институт интеграционных исследований . Архивировано из оригинала 23 ноября 2021 г. Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ Макнил, Сэм. «Черкесская гвардия иорданской королевской семьи — символ процветающего меньшинства» . www.timesofisrael.com . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ "Израйльский сайт ИзРус" . Archived from the original on 30 October 2013 . Retrieved 8 April 2013 .
- ^ Жемухов, Суфьян (2008). «Ответы черкесского мира на новые вызовы» (PDF) . Политический меморандум ПОНАРС Евразия № 54 : 2 . Проверено 8 мая 2016 г.
- ^ Савай, Мохаммед (30 мая 2011 г.), «Иордания» , Энциклопедия арабского языка и лингвистики , Брилл, doi : 10.1163/1570-6699_eall_eall_com_vol2_0064 , получено 4 февраля 2022 г.
- ^ Аль-Вер, Энам (14 июля 2008 г.). Арабоязычный Ближний Восток . Де Грюйтер Мутон. дои : 10.1515/9783110184181.3.9.1917 . ISBN 978-3-11-019987-1 .
- ^ Jump up to: а б Хамед-Троянский 2017 , стр. 608–10.
- ^ Jump up to: а б Ханания 2018 , стр. 1–2.
- ^ Jump up to: а б Роган 1999 , стр. 72.
- ^ Jump up to: а б Shami 2009 , p. 145.
- ^ Jump up to: а б с д и Роган 1999 , стр. 73.
- ^ Jump up to: а б Shami 1994 , p. 194.
- ^ Shami 1994 , p. 195.
- ^ Shami 2009 , p. 146.
- ^ Jump up to: а б Хамед-Троянский 2018 , стр. 137–38.
- ^ Jump up to: а б Роган 1994 , стр. 46.
- ^ Ханания 2018 , с. 3.
- ^ Роган 1999 , стр. 73–74.
- ^ Роган 1999 , стр. 74.
- ^ Роган 1999 , стр. 74–75.
- ^ Роган 1999 , стр. 74–76.
- ^ Shami 1994 , p. 196.
- ^ Хамед-Троянский 2017 , стр. 610–13.
- ^ Jump up to: а б Роган 1999 , стр. 76.
- ^ Shami 2009 , p. 148.
- ^ Jump up to: а б Шавловский, Марк (19 сентября 2019 г.). «Черкесы в Иордании» . Деловой год . Проверено 3 июля 2020 г.
- ^ Shami 1994 , p. 189.
- ^ Shami 2009 , p. 147.
- ^ Шами 1994 , стр. 190, 193.
- ^ «Ближний Восток :: Иордания — Всемирная книга фактов — Центральное разведывательное управление» . www.cia.gov . Проверено 27 июня 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Хамед-Троянский, Владимир (2017). «Черкесские беженцы и создание Аммана, 1878–1914». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 49 (4): 605–623. дои : 10.1017/S0020743817000617 . S2CID 165801425 .
- Хамед-Троянский, Владимир (2018). Императорское убежище: переселение мусульман из России в Османскую империю, 1860–1914 гг. (Диссертация). Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет.
- Ханания, Марван Д. (2018). «От колонии к столице: пересмотр социально-экономической и политической истории Аммана, 1878–1928 гг.». Ближневосточные исследования . 55 : 1–21. дои : 10.1080/00263206.2018.1505612 . S2CID 150054384 .
- Роган, Юджин Л. (1994). «Возвращение государства: пределы османского правления в Иордании, 1840–1910». В Рогане, Юджин Л.; Скажи, Тарик (ред.). Деревня, степь и государство: социальные истоки современной Иордании . Лондон: Британская академическая пресса. ISBN 1-85043-829-3 .
- Роган, Юджин Л. (1999). Границы государства в Поздней Османской империи: Трансиордания, 1850–1921 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-66312-1 .
- Шами, Сетни (июль 1994 г.). «Перемещение, историческая память и идентичность: черкесы в Иордании» . Специальные выпуски Центра миграционных исследований . 11 (4): 189–201. дои : 10.1111/j.2050-411X.1994.tb00807.x .
- Шами, Сетни (2009). «Исторические процессы формирования идентичности: перемещение, расселение и саморепрезентация черкесов в Иордании» . Иран и Кавказ . 13 (1): 141–159. дои : 10.1163/160984909X12476379008160 . JSTOR 25597400 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Абуджабер, Рауф (1989). Пионеры над Иорданией: границы расселения в Трансиордании, 1850-1914 гг . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 1-85043-116-7 .
- Шами, Сетеней Халид (1982). Этническая принадлежность и лидерство: черкесы в Иордании (Диссертация). Беркли: Калифорнийский университет.
- Особая ниша черкесов в Иордании: «Казаки» кажутся неуместными в арабском дворце Los Angeles Times . 17 мая 1987 года.
- Черкесы в Иордании на circassianworld.com.
- Поддержание черкесского языка в Иордании. Архивировано 23 ноября 2021 г. в Wayback Machine.