Черкесы в Израиле
Израилым ис Адыгэхэр הצ'רקסים בישראלЧеркесы в Израиле | |
---|---|
Общая численность населения | |
в. 4000 [1] [2] –5,000 [3] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Кфар-Кама , Израиль Рехания , Израиль | |
Языки | |
Черкесские языки ( адыгейский , кабардинский ) – родные, арабский ( левантийский арабский , палестинский арабский ), Израильский иврит ( L2 ), английский ( L3 ) | |
Религия | |
Суннитский ислам | |
Родственные этнические группы | |
другие черкесы , северокавказцы |
Часть серии о |
черкесы Кстати |
---|
Список известных черкесов Черкесский геноцид |
Черкесская диаспора |
Черкесские племена |
Выживание Разрушен или едва существует |
Религия |
Религия в Черкесии |
Языки и диалекты |
|
История |
Показывать |
Культура |
Черкесы в Израиле ( адыгейцы : Израилым ис Адыгэхэр , иврит : הצ'רקסים בישראל ) — израильтяне, являющиеся этническими черкесами . Они представляют собой ветвь черкесской диаспоры , образовавшейся вследствие геноцида черкесов XIX века , осуществленного Российской империей во время русско-черкесской войны ; Черкесы — северо-западный европеец. [4] этническая группа и нация ; которые являются носителями черкесского языка и происходят из исторической страны-региона Черкесии на Северном Кавказе . Большинство черкесов в Израиле – мусульмане .
Израильские черкесы в основном придерживаются суннитской ветви ислама ; их численность составляет около 4000–5000 человек, и они живут в основном в двух городах: Кфар-Кама ( Кфар-Кама ) и Рехания ( Рихьяные ). Они происходят от двух групп черкесской диаспоры, поселившихся в Галилее Османской империей в 1870-х годах.
Черкесы являются одной из трех групп меньшинств в Израиле (наряду с друзами и бедуинами Негева ), из которых набираются призывники для обязательной военной службы в Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ). [5] [6]
История
[ редактировать ]Османская эпоха
[ редактировать ]Черкесия была христианской землей на протяжении 1000 лет, но с 16 по 19 века она была исламизирована под влиянием крымских татар и турок-османов. [5] Черкесы прибыли на Ближний Восток после того, как были изгнаны со своей родины на северо-западном Кавказе . Черкесы, сражавшиеся во время русско-черкесской войны в середине-конце XIX века против Российской империи , захватившей Северный Кавказ, были убиты и изгнаны царской Россией с Кавказа. [7] Османская империя , видевшая в черкесах опытных бойцов, поглотила их на своей территории и расселила в малонаселенных районах, включая Галилею . [8]
Черкесские изгнанники основали Реханию (девять миль к северу от Цфата ) в 1878 году и Кфар-Каму (13 миль к юго-западу от Тверии ) в 1876 году. [9] [5] После второй депортации, на этот раз с Балкан, Россией, османские власти поселили черкесов в районах Леванта в качестве оплота против бедуинов и друзов, которые временами сопротивлялись османскому правлению, а также любому намеку на арабский национализм. , избегая при этом расселения черкесов среди маронитов из-за возможных международных проблем. [10] [11]
Поначалу черкесские поселенцы столкнулись со многими проблемами. Бедуины считали их «сквоттерами» своих пастбищ и присваивателями их источников, а также проосманскими агентами, помещенными туда с целью подорвать их автономию, а возникший арабский национализм имел тенденцию относиться к черкесам с подозрением; Черкесская культура иногда вступала в противоречие с арабскими нравами: местные арабы с ужасом смотрели на публичные танцы черкесских мужчин и женщин, смешавшихся на фестивалях. [11] В то время османское правление в этом районе было слабым, не было реального правительства и правоохранительных органов, а в различных районах более широкого региона Леванта нередко вспыхивали вооруженные конфликты между черкесами и другими местными группами, особенно группами бедуинов и друзов в Сирия, иногда с небольшим вмешательством Османской империи или вообще без него; некоторые из этих распрей продолжались даже в середине 20 века. [12] Чеченская община Сирии, прибывшая одновременно с черкесами, к 1880 году была практически уничтожена болезнями, войной и разрушениями. [13] Однако в Северной Палестине черкесы преобладали, и европейские путешественники хвалили их «передовые методы земледелия» и навыки животноводства. [13]
Во времена Османской империи черкесы держались особняком и сохраняли свою самобытность, даже имея свои дворы, в которых они не терпели никакого внешнего влияния, и различные путешественники отмечали, что они никогда не забывали свою родину, по которой постоянно тосковали. [14]
Британский мандат
[ редактировать ]Черкесы в Палестине поддерживали хорошие отношения с ишувом , а затем и с еврейской общиной в Израиле, отчасти благодаря языку, который был общим со многими иммигрантами Первой алии из России , поселившимися в Галилее. [5] Черкесы и евреи также сочувствовали историям изгнания друг друга. [5] Когда во время британского мандата начался конфликт между евреями и арабами, черкесы чаще всего занимали либо нейтральную, либо проеврейскую позицию. [5]
Перепись населения Палестины 1922 года насчитывает 656 носителей черкесского языка (3 в Южном округе, 9 в Иерусалиме-Яффо и 641 в Северном округе), в том числе 15 в муниципальных районах (3 в Иерусалиме , 3 в Яффо , 5 в Хайфе , 1 в Тверии и 3 в Беэр-Шеве ). [15]
Государство Израиль
[ редактировать ]Черкесы предпочитали оставаться нейтральными в арабо-израильской войне 1948 года . По требованию лидеров общин с 1958 года все черкесы мужского пола должны пройти обязательную военную службу в Силах обороны Израиля по достижении совершеннолетия , а женщины этого не делают, главным образом из-за культурных различий. [16] В этом они равны израильским друзам и израильским бедуинам, проживающим в самом Государстве Израиль (исключая большую часть населения друзов, проживающего на Голанских высотах), при этом среди израильских евреев служат и мужчины, и женщины . Особенно высок процент призывников в армию среди черкесской общины Израиля. Многие черкесы также служат в Национальной полиции Израиля , Пограничной полиции Израиля и Службе тюрем Израиля .
В 1976 году черкесская община добилась права поддерживать свою собственную систему образования отдельно от Департамента по арабским делам правительства Израиля. В результате сообщество управляет собственной отдельной системой образования, которая обеспечивает передачу его культуры молодому поколению. [17] В 2011 году Кнессет принял закон о выделении 680 миллионов шекелей на развитие образования, туризма и инфраструктуры в черкесских и друзских деревнях. [18] [5]
Демография
[ редактировать ]Израильские черкесы переняли практику создания небольших семей. [19] в среднем по два ребенка на семью, [19] по сравнению с общенациональным показателем 3,73 ребенка на семью. [19]
Они говорят как на адыгейском , так и на иврите , а многие также говорят на арабском и английском языках, сохраняя при этом свое уникальное наследие и культуру. [20]
Черкесская идентичность
[ редактировать ]Хотя черкесы лояльны Израилю, служат в ЦАХАЛе и «процветают» в составе Израиля, сохраняя при этом свой язык и культуру, [5] [21] для многих израильских черкесов их основная лояльность остается по отношению к своей разбросанной нации, а для некоторых - желание «собрать всех черкесов в одном месте, будь то автономия, республика в составе России или собственное государство». [5] Под влиянием глобального движения черкесского национализма некоторые израильские черкесы вернулись в управляемую Россией Черкесию, несмотря на текущую политическую ситуацию на Северном Кавказе, которую поощряли израильские евреи, которые предпочли бы, чтобы они ушли. [22] Некоторые черкесы, эмигрировавшие в Черкесию, вернулись, разочаровавшись в низком уровне жизни на черкесской родине, хотя некоторые остались. [22]
Социально-экономическое положение
[ редактировать ]В 2012 году сообщалось, что 80% молодого поколения черкесов в Израиле имеют высшее образование. [5] В целом в Израиле процент взрослых граждан с высшим образованием составляет 49%. [23]
В 2007 году черкесские и друзские власти в Израиле запустили совместную рыночную инициативу по инвестированию в растущую туристическую индустрию для ночлега и завтрака в черкесских и друзских деревнях, давая посторонним возможность познакомиться с их культурой. [5]
Черкесы считаются «политически и идеологически» более близкими к израильскому обществу, хотя в последнее время «на маргиналах» возобновился акцент на их исламской идентичности, что, как полагают, связано с исламофобией, исходящей от некоторых слоев израильского общества. общество. [5] По словам Элеоноры Мерзы : «Хотя с израильскими черкесами обращаются совсем иначе, чем с палестинцами, они все же… часто становятся жертвами дискриминации». [24] Шломо Хассон пишет, что, с одной стороны, существуют элементы равенства, а с другой — изоляция, неравенство и продолжительная дискриминация». [25] С одной стороны, черкесы в Израиле реализуют свои гражданские права . «Они имеют право голосовать и быть избранными в представительные органы государства». Однако, с другой стороны, говорит он, «существует неравенство между евреями и меньшинствами. Это неравенство выражается в дискриминации в распределении ресурсов на образование, на местное самоуправление, в безработице и получении рабочих мест, и особенно на государственной службе». ". [25] В 2009 году черкесские и друзские активисты призвали правительство отменить спорное присвоение земли и увеличить финансирование черкесской общины. [26] По словам этих активистов, «черкесы получают меньше, чем арабские или харедимские религиозные общины , несмотря на «шестьдесят лет лояльности». [26] В ответ на протесты премьер-министр Биньямин Нетаньяху попросил черкесскую и друзскую общины «терпения», сославшись на мировой финансовый кризис, который произошел в 2009 году. [26] В 2011 году в ответ на опасения, высказанные активистами черкесской и друзской общин, [5] Кнессет Израиля одобрил выделение 680 миллионов шекелей на помощь развитию образования, занятости, жилья и туризма, а также помощь для нужд уволенных друзов и черкесских солдат, [5] [18] Законопроект был принят при поддержке «Ликуда» , «ШАС » и «Исраэль Бейтейну» . [18]
Географическая дисперсия
[ редактировать ]Черкесская община Израиля почти полностью сосредоточена в деревнях Кфар-Кама (население около 3000 человек) и Рехания (население около 1000 человек). В отличие от черкесских общин в других странах Ближнего Востока, которые утратили большую часть своих традиций, израильские черкесы бережно сохранили свою культуру. Более 90% черкесов возвращаются в свои села после прохождения военной службы и учебы. Несмотря на трудности с поиском брачных партнеров в общине с населением в 4000 человек, израильские черкесы в основном избегают смешанных браков. Хотя некоторые арабы переехали в Кфар-Каму, они быстро интегрировались в местное общество и не оставили неизгладимого культурного впечатления. Смешанные браки там считаются табу. Рехания приняла большее количество внутренне перемещенных арабских беженцев во время войны 1948 года, и в результате смешанные браки с нечеркесами, которых по большей части все еще избегали, стали там более приемлемыми. [27] [19]
Большинство черкесов в Кфар-Каме — шапсуги , а в Рехании — преимущественно абзахи . [27]
Черкесские семьи в Израиле
[ редактировать ]- Абраг ( адыгейский : Абрег )
- Ашмуз или Ачмуж или Ачмиз (адыгейский: Ачумыж )
- Бат (адыгейский: Бат )
- Батваш (адыгейский: БэтИуашъ )
- Гана (адыгейский: арабский )
- Blanghaps (Adyghe: БлэнгъэпсI )
- Чоша или Шоша (адыгейский: Чушэ )
- Горкож (адыгейский: ГъоркИожъ )
- Хадиш (адыгейский: Хедищ )
- Хако или Хахо (адыгейский: Хьехъу )
- Hazal (Adyghe: Хъэзэл )
- Кобла (адыгейский: Коблы )
- Лауз (адыгейский: ЛыЮж )
- Либай или Лабай (адыгейский: Лиыпый )
- Наго (адыгейский: Наго )
- Напсо (адыгейский: Неспею )
- Нэш (Местоимение: Нэш )
- Натхо или Натчо (адыгейский: Натхъо )
- Кал (адыгейский: Къалыкњ )
- Катиж (адыгейский: Къетижъ )
- Саги или Шагаш (адыгейский: английский )
- Шамси (адыгейский: Чуэмшо )
- Шоган (адыгейский: Шеугэн )
- Шага (адыгейский: Шага )
- Таучо (адыгейский: Хьеухо )
- Зази (адыгейский: Заزي )
Известные люди
[ редактировать ]- Бибрас Натчо (1988 г.р.), израильско-черкесский футболист , который играл на позиции полузащитника за сербский «Партизан» с 19 августа 2019 года и был капитаном сборной Израиля , пока не ушел из международного футбола 25 марта 2023 года.
- Ицхак Нэш (1989 г.р.), израильско-черкесский футболист, играющий в Премьер-лиге Израиля.
- Нили Натхо (1982–2004), израильско-черкесский баскетболист , игравший за «Маккаби Раанана» и «Элицур Рамла».
- Янал Ашмуз (1996 г.р.) — израильско-черкесский UFC боец . Четвертый израильский боец в истории организации.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Беслени, Зейнель Абидин (2014). Черкесская диаспора в Турции: политическая история . Рутледж . п. 96. ИСБН 978-1-317-91004-6 .
- ^ Торстрик, Ребекка Л. (2004). Культура и обычаи Израиля . Издательская группа Гринвуд . п. 46. ИСБН 978-0-313-32091-0 .
- ^ Луэр, Лоуренс (2007). Быть арабом в Израиле . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . п. 20. ISBN 978-0-231-14068-3 .
- ^ Джеймс Минахан (2010). Одна Европа, много наций: Исторический словарь европейских национальных групп . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 12. ISBN 9780313309847 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Орен Кесслер (20 августа 2012 г.). «Черкесы — другие мусульмане Израиля» . Форвард . Проверено 3 марта 2018 г.
- ^ «Люди: меньшинства» . Министерство иностранных дел Израиля . 2013 . Проверено 6 мая 2020 г.
- ^ Ричмонд, Уолтер (2013). Геноцид черкесов . Издательство Университета Рутгерса . задняя крышка. ISBN 978-0-8135-6069-4 .
- ^ Черкесы в Израиле. Архивировано 16 апреля 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ «Черкесы (в Рехании и Кфар-Каме)» . Архивировано из оригинала 11 октября 2016 года . Проверено 9 февраля 2010 г.
- ^ Кадир Нато (2009). Черкесская история . п. 517. ИСБН 9781465316998 .
- ^ Jump up to: а б Ричмонд, 2013 г. , стр. 113–114.
- ^ Ричмонд, 2013 , стр. 113–114, 117–118.
- ^ Jump up to: а б Ричмонд 2013 , с. 114
- ^ Ричмонд 2013 , с. 118.
- ^ Палестинская перепись (1922 г.) .
- ^ «www.circassianworld.com» . Архивировано из оригинала 17 апреля 2013 года . Проверено 9 февраля 2010 г.
- ^ Черкесы, потомки российских мусульман, борьба за идентичность в Израиле
- ^ Jump up to: а б с Агар-Эйнав (13 февраля 2011 г.). «Кабинет министров утвердил 680 миллионов шекелей для друзов и черкесских городов» . Инетньюс . Проверено 3 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Седан, Гил; Вестхаймер, Рут К. (2015). Неизвестное лицо ислама: черкесы в Израиле . Бруклин, Нью-Йорк: Lantern Books . ISBN 978-1-59056-502-5 .
- ^ Черкесы в Израиле
- ^ Кадир Нато (3 декабря 2009 г.). Черкесская история . стр. 517–518. ISBN 9781465316998 .
- ^ Jump up to: а б Ричмонд 2013 , с. 159
- ^ «Ключевые факты для Израиля» . Кипик . Проверено 29 мая 2016 г.
- ^ Элеонора Мерза , «Израильские черкесы: неарабские арабы» , перевод Джудит Грумбах, Бюллетень Французского исследовательского центра в Иерусалиме , 20 февраля 2013 г., по состоянию на 19 февраля 2023 г. Мерза, Элеонора (2012). Ни евреев, ни арабов в Израиле. Диалектика идентификации и переговоров об идентичности меньшинства в пространстве войны. Случай черкесов (адыгейцев) Кфар-Камы и Рейхании (кандидатская диссертация) (на французском языке). Школа перспективных исследований в области социальных наук (EHESS). п. 28.
Все неевреи подвергаются дискриминации, и черкесы тоже, даже если они имеют израильское гражданство.
[ проверить перевод ] - ^ Jump up to: а б Шломо Хассон (2012). «Отношения между евреями и арабами в Израиле» (PDF) . Перевод Джеффри Грина. Институт израильских исследований Джозефа и Альмы Гилденхорнов при Университете Мэриленда . Проверено 19 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Мааяна Мискин (7 февраля 2009 г.). «Друзы и черкесы протестуют на Севере» . Аруц Шева . Проверено 4 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Гилад, Моше (5 июля 2012 г.). «Немного разреженная черкесская однодневная поездка» . Гаарец . Тель-Авив. Архивировано из оригинала 4 апреля 2016 года . Проверено 14 мая 2016 г. .
Я предполагаю, что это, должно быть, сложный и тяжелый костюм, а не совсем последняя мода жаркого израильского лета. Но мгновение спустя, обводя в воздухе стройную фигуру песочных часов, он объясняет, что даже его стройная фигура не влезла бы в черкесский пояс без жесткой диеты. «Наш традиционный костюм сделан для мужчины с объемом бедер 50 сантиметров [около 20 дюймов]», — сказал он. «Я не смогла надеть это сегодня. Черкесские мужчины должны выглядеть иначе».