Jump to content

Черкесы в Израиле

Черкесы в Израиле
Израилым ис Адыгэхэр
הצ'רקסים בישראלЧеркесы в Израиле
Израильские черкесы в традиционной парадной одежде с черкесским национальным флагом , 2010 г.
Общая численность населения
в. 4000 [1] [2] –5,000 [3]
Регионы со значительной численностью населения
Кфар-Кама , Израиль
Рехания , Израиль
Языки
Черкесские языки ( адыгейский , кабардинский ) – родные,
арабский ( левантийский арабский , палестинский арабский ),
Израильский иврит ( L2 ), английский ( L3 )
Религия
Суннитский ислам
Родственные этнические группы
другие черкесы , северокавказцы

Черкесы в Израиле ( адыгейцы : Израилым ис Адыгэхэр , иврит : הצ'רקסים בישראל ) — израильтяне, являющиеся этническими черкесами . Они представляют собой ветвь черкесской диаспоры , образовавшейся вследствие геноцида черкесов XIX века , осуществленного Российской империей во время русско-черкесской войны ; Черкесы — северо-западный европеец. [4] этническая группа и нация ; которые являются носителями черкесского языка и происходят из исторической страны-региона Черкесии на Северном Кавказе . Большинство черкесов в Израиле мусульмане .

Израильские черкесы в основном придерживаются суннитской ветви ислама ; их численность составляет около 4000–5000 человек, и они живут в основном в двух городах: Кфар-Кама ( Кфар-Кама ) и Рехания ( Рихьяные ). Они происходят от двух групп черкесской диаспоры, поселившихся в Галилее Османской империей в 1870-х годах.

Черкесы являются одной из трех групп меньшинств в Израиле (наряду с друзами и бедуинами Негева ), из которых набираются призывники для обязательной военной службы в Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ). [5] [6]

Османская эпоха

[ редактировать ]

Черкесия была христианской землей на протяжении 1000 лет, но с 16 по 19 века она была исламизирована под влиянием крымских татар и турок-османов. [5] Черкесы прибыли на Ближний Восток после того, как были изгнаны со своей родины на северо-западном Кавказе . Черкесы, сражавшиеся во время русско-черкесской войны в середине-конце XIX века против Российской империи , захватившей Северный Кавказ, были убиты и изгнаны царской Россией с Кавказа. [7] Османская империя , видевшая в черкесах опытных бойцов, поглотила их на своей территории и расселила в малонаселенных районах, включая Галилею . [8]

Черкесские изгнанники основали Реханию (девять миль к северу от Цфата ) в 1878 году и Кфар-Каму (13 миль к юго-западу от Тверии ) в 1876 году. [9] [5] После второй депортации, на этот раз с Балкан, Россией, османские власти поселили черкесов в районах Леванта в качестве оплота против бедуинов и друзов, которые временами сопротивлялись османскому правлению, а также любому намеку на арабский национализм. , избегая при этом расселения черкесов среди маронитов из-за возможных международных проблем. [10] [11]

Поначалу черкесские поселенцы столкнулись со многими проблемами. Бедуины считали их «сквоттерами» своих пастбищ и присваивателями их источников, а также проосманскими агентами, помещенными туда с целью подорвать их автономию, а возникший арабский национализм имел тенденцию относиться к черкесам с подозрением; Черкесская культура иногда вступала в противоречие с арабскими нравами: местные арабы с ужасом смотрели на публичные танцы черкесских мужчин и женщин, смешавшихся на фестивалях. [11] В то время османское правление в этом районе было слабым, не было реального правительства и правоохранительных органов, а в различных районах более широкого региона Леванта нередко вспыхивали вооруженные конфликты между черкесами и другими местными группами, особенно группами бедуинов и друзов в Сирия, иногда с небольшим вмешательством Османской империи или вообще без него; некоторые из этих распрей продолжались даже в середине 20 века. [12] Чеченская община Сирии, прибывшая одновременно с черкесами, к 1880 году была практически уничтожена болезнями, войной и разрушениями. [13] Однако в Северной Палестине черкесы преобладали, и европейские путешественники хвалили их «передовые методы земледелия» и навыки животноводства. [13]

Во времена Османской империи черкесы держались особняком и сохраняли свою самобытность, даже имея свои дворы, в которых они не терпели никакого внешнего влияния, и различные путешественники отмечали, что они никогда не забывали свою родину, по которой постоянно тосковали. [14]

Британский мандат

[ редактировать ]

Черкесы в Палестине поддерживали хорошие отношения с ишувом , а затем и с еврейской общиной в Израиле, отчасти благодаря языку, который был общим со многими иммигрантами Первой алии из России , поселившимися в Галилее. [5] Черкесы и евреи также сочувствовали историям изгнания друг друга. [5] Когда во время британского мандата начался конфликт между евреями и арабами, черкесы чаще всего занимали либо нейтральную, либо проеврейскую позицию. [5]

Перепись населения Палестины 1922 года насчитывает 656 носителей черкесского языка (3 в Южном округе, 9 в Иерусалиме-Яффо и 641 в Северном округе), в том числе 15 в муниципальных районах (3 в Иерусалиме , 3 в Яффо , 5 в Хайфе , 1 в Тверии и 3 в Беэр-Шеве ). [15]

Государство Израиль

[ редактировать ]

Черкесы предпочитали оставаться нейтральными в арабо-израильской войне 1948 года . По требованию лидеров общин с 1958 года все черкесы мужского пола должны пройти обязательную военную службу в Силах обороны Израиля по достижении совершеннолетия , а женщины этого не делают, главным образом из-за культурных различий. [16] В этом они равны израильским друзам и израильским бедуинам, проживающим в самом Государстве Израиль (исключая большую часть населения друзов, проживающего на Голанских высотах), при этом среди израильских евреев служат и мужчины, и женщины . Особенно высок процент призывников в армию среди черкесской общины Израиля. Многие черкесы также служат в Национальной полиции Израиля , Пограничной полиции Израиля и Службе тюрем Израиля .

Место черкесской деревни, основанной в 1860 году, заброшенной из-за малярии.

В 1976 году черкесская община добилась права поддерживать свою собственную систему образования отдельно от Департамента по арабским делам правительства Израиля. В результате сообщество управляет собственной отдельной системой образования, которая обеспечивает передачу его культуры молодому поколению. [17] В 2011 году Кнессет принял закон о выделении 680 миллионов шекелей на развитие образования, туризма и инфраструктуры в черкесских и друзских деревнях. [18] [5]

Черкесская молодежь в традиционной одежде в Израиле

Демография

[ редактировать ]

Израильские черкесы переняли практику создания небольших семей. [19] в среднем по два ребенка на семью, [19] по сравнению с общенациональным показателем 3,73 ребенка на семью. [19]

Они говорят как на адыгейском , так и на иврите , а многие также говорят на арабском и английском языках, сохраняя при этом свое уникальное наследие и культуру. [20]

Черкесская идентичность

[ редактировать ]
Дорожный знак на черкесском языке в Израиле
Традиционные черкесские блюда ( Халива и Матаз )

Хотя черкесы лояльны Израилю, служат в ЦАХАЛе и «процветают» в составе Израиля, сохраняя при этом свой язык и культуру, [5] [21] для многих израильских черкесов их основная лояльность остается по отношению к своей разбросанной нации, а для некоторых - желание «собрать всех черкесов в одном месте, будь то автономия, республика в составе России или собственное государство». [5] Под влиянием глобального движения черкесского национализма некоторые израильские черкесы вернулись в управляемую Россией Черкесию, несмотря на текущую политическую ситуацию на Северном Кавказе, которую поощряли израильские евреи, которые предпочли бы, чтобы они ушли. [22] Некоторые черкесы, эмигрировавшие в Черкесию, вернулись, разочаровавшись в низком уровне жизни на черкесской родине, хотя некоторые остались. [22]

Социально-экономическое положение

[ редактировать ]

В 2012 году сообщалось, что 80% молодого поколения черкесов в Израиле имеют высшее образование. [5] В целом в Израиле процент взрослых граждан с высшим образованием составляет 49%. [23]

В 2007 году черкесские и друзские власти в Израиле запустили совместную рыночную инициативу по инвестированию в растущую туристическую индустрию для ночлега и завтрака в черкесских и друзских деревнях, давая посторонним возможность познакомиться с их культурой. [5]

Черкесы считаются «политически и идеологически» более близкими к израильскому обществу, хотя в последнее время «на маргиналах» возобновился акцент на их исламской идентичности, что, как полагают, связано с исламофобией, исходящей от некоторых слоев израильского общества. общество. [5] По словам Элеоноры Мерзы : «Хотя с израильскими черкесами обращаются совсем иначе, чем с палестинцами, они все же… часто становятся жертвами дискриминации». [24] Шломо Хассон пишет, что, с одной стороны, существуют элементы равенства, а с другой — изоляция, неравенство и продолжительная дискриминация». [25] С одной стороны, черкесы в Израиле реализуют свои гражданские права . «Они имеют право голосовать и быть избранными в представительные органы государства». Однако, с другой стороны, говорит он, «существует неравенство между евреями и меньшинствами. Это неравенство выражается в дискриминации в распределении ресурсов на образование, на местное самоуправление, в безработице и получении рабочих мест, и особенно на государственной службе». ". [25] В 2009 году черкесские и друзские активисты призвали правительство отменить спорное присвоение земли и увеличить финансирование черкесской общины. [26] По словам этих активистов, «черкесы получают меньше, чем арабские или харедимские религиозные общины , несмотря на «шестьдесят лет лояльности». [26] В ответ на протесты премьер-министр Биньямин Нетаньяху попросил черкесскую и друзскую общины «терпения», сославшись на мировой финансовый кризис, который произошел в 2009 году. [26] В 2011 году в ответ на опасения, высказанные активистами черкесской и друзской общин, [5] Кнессет Израиля одобрил выделение 680 миллионов шекелей на помощь развитию образования, занятости, жилья и туризма, а также помощь для нужд уволенных друзов и черкесских солдат, [5] [18] Законопроект был принят при поддержке «Ликуда» , «ШАС » и «Исраэль Бейтейну» . [18]

Географическая дисперсия

[ редактировать ]

Черкесская община Израиля почти полностью сосредоточена в деревнях Кфар-Кама (население около 3000 человек) и Рехания (население около 1000 человек). В отличие от черкесских общин в других странах Ближнего Востока, которые утратили большую часть своих традиций, израильские черкесы бережно сохранили свою культуру. Более 90% черкесов возвращаются в свои села после прохождения военной службы и учебы. Несмотря на трудности с поиском брачных партнеров в общине с населением в 4000 человек, израильские черкесы в основном избегают смешанных браков. Хотя некоторые арабы переехали в Кфар-Каму, они быстро интегрировались в местное общество и не оставили неизгладимого культурного впечатления. Смешанные браки там считаются табу. Рехания приняла большее количество внутренне перемещенных арабских беженцев во время войны 1948 года, и в результате смешанные браки с нечеркесами, которых по большей части все еще избегали, стали там более приемлемыми. [27] [19]

Большинство черкесов в Кфар-Каме — шапсуги , а в Рехании — преимущественно абзахи . [27]

Черкесские семьи в Израиле

[ редактировать ]
  • Абраг ( адыгейский : Абрег )
  • Ашмуз или Ачмуж или Ачмиз (адыгейский: Ачумыж )
  • Бат (адыгейский: Бат )
  • Батваш (адыгейский: БэтИуашъ )
  • Гана (адыгейский: арабский )
  • Blanghaps (Adyghe: БлэнгъэпсI )
  • Чоша или Шоша (адыгейский: Чушэ )
  • Горкож (адыгейский: ГъоркИожъ )
  • Хадиш (адыгейский: Хедищ )
  • Хако или Хахо (адыгейский: Хьехъу )
  • Hazal (Adyghe: Хъэзэл )
  • Кобла (адыгейский: Коблы )
  • Лауз (адыгейский: ЛыЮж )
  • Либай или Лабай (адыгейский: Лиыпый )
  • Наго (адыгейский: Наго )
  • Напсо (адыгейский: Неспею )
  • Нэш (Местоимение: Нэш )
  • Натхо или Натчо (адыгейский: Натхъо )
  • Кал (адыгейский: Къалыкњ )
  • Катиж (адыгейский: Къетижъ )
  • Саги или Шагаш (адыгейский: английский )
  • Шамси (адыгейский: Чуэмшо )
  • Шоган (адыгейский: Шеугэн )
  • Шага (адыгейский: Шага )
  • Таучо (адыгейский: Хьеухо )
  • Зази (адыгейский: Заزي )

Известные люди

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Беслени, Зейнель Абидин (2014). Черкесская диаспора в Турции: политическая история . Рутледж . п. 96. ИСБН  978-1-317-91004-6 .
  2. ^ Торстрик, Ребекка Л. (2004). Культура и обычаи Израиля . Издательская группа Гринвуд . п. 46. ​​ИСБН  978-0-313-32091-0 .
  3. ^ Луэр, Лоуренс (2007). Быть арабом в Израиле . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . п. 20. ISBN  978-0-231-14068-3 .
  4. ^ Джеймс Минахан (2010). Одна Европа, много наций: Исторический словарь европейских национальных групп . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 12. ISBN  9780313309847 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Орен Кесслер (20 августа 2012 г.). «Черкесы — другие мусульмане Израиля» . Форвард . Проверено 3 марта 2018 г.
  6. ^ «Люди: меньшинства» . Министерство иностранных дел Израиля . 2013 . Проверено 6 мая 2020 г.
  7. ^ Ричмонд, Уолтер (2013). Геноцид черкесов . Издательство Университета Рутгерса . задняя крышка. ISBN  978-0-8135-6069-4 .
  8. ^ Черкесы в Израиле. Архивировано 16 апреля 2013 г. в Wayback Machine.
  9. ^ «Черкесы (в Рехании и Кфар-Каме)» . Архивировано из оригинала 11 октября 2016 года . Проверено 9 февраля 2010 г.
  10. ^ Кадир Нато (2009). Черкесская история . п. 517. ИСБН  9781465316998 .
  11. ^ Jump up to: а б Ричмонд, 2013 г. , стр. 113–114.
  12. ^ Ричмонд, 2013 , стр. 113–114, 117–118.
  13. ^ Jump up to: а б Ричмонд 2013 , с. 114
  14. ^ Ричмонд 2013 , с. 118.
  15. ^ Палестинская перепись (1922 г.) .
  16. ^ «www.circassianworld.com» . Архивировано из оригинала 17 апреля 2013 года . Проверено 9 февраля 2010 г.
  17. ^ Черкесы, потомки российских мусульман, борьба за идентичность в Израиле
  18. ^ Jump up to: а б с Агар-Эйнав (13 февраля 2011 г.). «Кабинет министров утвердил 680 миллионов шекелей для друзов и черкесских городов» . Инетньюс . Проверено 3 марта 2018 г.
  19. ^ Jump up to: а б с д Седан, Гил; Вестхаймер, Рут К. (2015). Неизвестное лицо ислама: черкесы в Израиле . Бруклин, Нью-Йорк: Lantern Books . ISBN  978-1-59056-502-5 .
  20. ^ Черкесы в Израиле
  21. ^ Кадир Нато (3 декабря 2009 г.). Черкесская история . стр. 517–518. ISBN  9781465316998 .
  22. ^ Jump up to: а б Ричмонд 2013 , с. 159
  23. ^ «Ключевые факты для Израиля» . Кипик . Проверено 29 мая 2016 г.
  24. ^ Элеонора Мерза , «Израильские черкесы: неарабские арабы» , перевод Джудит Грумбах, Бюллетень Французского исследовательского центра в Иерусалиме , 20 февраля 2013 г., по состоянию на 19 февраля 2023 г. Мерза, Элеонора (2012). Ни евреев, ни арабов в Израиле. Диалектика идентификации и переговоров об идентичности меньшинства в пространстве войны. Случай черкесов (адыгейцев) Кфар-Камы и Рейхании (кандидатская диссертация) (на французском языке). Школа перспективных исследований в области социальных наук (EHESS). п. 28. Все неевреи подвергаются дискриминации, и черкесы тоже, даже если они имеют израильское гражданство. [ проверить перевод ]
  25. ^ Jump up to: а б Шломо Хассон (2012). «Отношения между евреями и арабами в Израиле» (PDF) . Перевод Джеффри Грина. Институт израильских исследований Джозефа и Альмы Гилденхорнов при Университете Мэриленда . Проверено 19 февраля 2023 г.
  26. ^ Jump up to: а б с Мааяна Мискин (7 февраля 2009 г.). «Друзы и черкесы протестуют на Севере» . Аруц Шева . Проверено 4 марта 2018 г.
  27. ^ Jump up to: а б Гилад, Моше (5 июля 2012 г.). «Немного разреженная черкесская однодневная поездка» . Гаарец . Тель-Авив. Архивировано из оригинала 4 апреля 2016 года . Проверено 14 мая 2016 г. . Я предполагаю, что это, должно быть, сложный и тяжелый костюм, а не совсем последняя мода жаркого израильского лета. Но мгновение спустя, обводя в воздухе стройную фигуру песочных часов, он объясняет, что даже его стройная фигура не влезла бы в черкесский пояс без жесткой диеты. «Наш традиционный костюм сделан для мужчины с объемом бедер 50 сантиметров [около 20 дюймов]», — сказал он. «Я не смогла надеть это сегодня. Черкесские мужчины должны выглядеть иначе».
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d88b869b4d20376b9a19a887d696d639__1720349160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d8/39/d88b869b4d20376b9a19a887d696d639.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Circassians in Israel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)