Евреи-ашкенази в Израиле
Общая численность населения | |
---|---|
2,8 миллиона (полное или частичное еврейское происхождение ашкенази) [1] [2] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Иерусалим , Тель-Авив , Хайфа и многие другие места. | |
Языки | |
Иврит (Основной язык для всех поколений); Старшее поколение: идиш , русский , польский и другие языки стран, откуда прибыли евреи-ашкенази. | |
Религия | |
иудаизм |
Евреи-ашкенази в Израиле — иммигранты и потомки евреев-ашкенази , которые сейчас проживают на территории государства Израиль , в современном смысле также относящиеся к израильским евреям, приверженцам ашкеназской еврейской традиции. По состоянию на 2013 год их численность составляет 2,8 миллиона человек, и они составляют одну из крупнейших еврейских этнических групп в Израиле, наряду с евреями -мизрахи и сефардами . [1] [2] Ашкенази, исключая тех, кто мигрировал из бывшего СССР , по оценкам, составляли 31,8% населения Израиля в 2018 году. [3]
Евреи-ашкенази — это евреи, чьи предки поселились в Центральной и Восточной Европе , в отличие от тех, кто остался в регионе Ближнего Востока и Северной Африки или поселился в других местах.
История
[ редактировать ]Евреи смешанного происхождения становятся все более распространенными, отчасти из-за смешанных браков между ашкенази и сефардами / мизрахи , а отчасти потому, что многие не считают такие исторические маркеры важными для их жизненного опыта как евреев. [4]
Главный ашкеназский раввин Израиля — это почетная руководящая должность, предоставляемая уважаемому ашкеназскому раввину. Главный раввин может принимать решения по вопросам Галахи , затрагивающим общественность, и эта позиция также имеет политический подтекст. Некоторые религиозные евреи-ашкенази в Израиле могут с большей вероятностью поддерживать определенные религиозные интересы в Израиле, включая определенные политические партии. Эти политические партии возникают в результате того, что часть израильского электората голосует за еврейские религиозные партии; хотя электоральная карта меняется от одних выборов к другим, обычно существует несколько небольших партий, связанных с интересами религиозных евреев-ашкенази. Роль религиозных партий, в том числе небольших религиозных партий, которые играют важную роль в качестве членов коалиции, в свою очередь, обусловлена составом Израиля как сложного общества, в котором конкурирующие социальные, экономические и религиозные интересы выступают за избрание в Кнессет , однопалатный законодательный орган со 120 членами. сиденья. [5]
В 2018 году 31,8% израильских евреев идентифицировали себя как ашкенази, а также 12,4% были иммигрантами из бывшего СССР, большинство из которых идентифицировали себя как ашкенази. [6] Они сыграли заметную роль в экономике, средствах массовой информации и политике Израиля с момента его основания. В течение первых десятилетий существования Израиля как государства между сефардскими евреями и евреями-ашкеназами (в основном восточноевропейскими ашкеназами) возник сильный культурный конфликт. Корни этого конфликта, который все еще существует в современном израильском обществе, в гораздо меньшей степени, в основном объясняются концепцией « плавильного котла ». [7] Иными словами, всем еврейским иммигрантам, прибывшим в Израиль, настоятельно рекомендовалось «расплавить» свою собственную изгнанную идентичность в общем социальном «котле», чтобы стать израильтянами. [8]
Политические тенденции
[ редактировать ]Большинство ашкенази в Израиле сегодня склонны голосовать за левые и центристские партии, особенно отдавая предпочтение «Синим и белым» и «Еш Атид» , в то время как другие еврейские подразделения, такие как евреи-мизрахи в Израиле, склонны отдавать предпочтение более правым партиям, таким как «Ликуд» , с различие усиливается с 1980 года. [9] Выдающееся положение ашкенази среди левых исторически было связано с социалистическими идеалами, возникшими в Центральной Европе , а также с кибуцными и лейбористскими сионистскими движениями; в то время как Мизрахимы, поднимаясь в обществе и развивая свои политические идеалы, часто отвергали идеологии, которые они ассоциировали с «ашкеназской элитой». Вместо этого, с 1970-х годов Мизрахим начал вливаться в ряды «Ликуда» в ответ на то, что Менахем Бегин с энтузиазмом делал предложения сообществу, несмотря на то, что сам он не был Мизрахи. [10] Хотя эта напряженность изначально была основана на экономическом соперничестве, различие оставалось сильным, даже несмотря на то, что Мизрахим все больше продвигался вверх по социально-экономической лестнице примерно в 1990 году, войдя в средний класс , а неравенство между ашкенази и Мизрахимом уменьшилось (но не исчезло полностью). выражение все больше связывается с партиями «Ликуд» и «Шас» ; ШАС был основан как партия, представляющая Мизрахи, в то время как Ликуд, крупнейшая правая партия в Израиле, все больше находилась под влиянием политической артикуляции Мизрахи, а политическое взросление среднего класса Мизрахи, по мнению политологов, воплощалось в подъем политиков Мизрахи Ликуд, таких как Моше Кахлон [11] и Мири Регев . [12] Голосование ашкенази, помимо электорально ограниченного большинства ашкеназских ультрарелигиозных партий, таких как Хабайт Хайехуди и UTJ , уже давно ассоциируется с секуляризмом и социальным либерализмом , а израильтяне-ашкенази в целом менее набожны, более социально либеральны и имеют более благоприятное мнение в отношении улучшения ситуации. отношения с арабскими народами и большую оппозицию поселениям на Западном Берегу, чем израильтяне сефардского происхождения и мизрахи. [13] Сегодня самой влиятельной партией среди израильтян-ашкенази является партия « Синие и белые» . [9]
Известные люди
[ редактировать ]- Хаим Вейцман – первый президент Израиля (1949–52)
- Ицхак Бен-Цви – первый избранный/второй президент- президент Израиля (1952–63)
- Давид Бен-Гурион – первый премьер-министр Израиля (1948–54, 1955–63)
- Моше Шаретт - премьер-министр (1954–55)
- Леви Эшколь - премьер-министр (1963–69)
- Голда Меир - премьер-министр (1969–74)
- Ицхак Рабин – премьер-министр (1974–77, 1992–95); Нобелевская премия мира (1994 г.) (убит в ноябре 1995 г.)
- Менахем Бегин – премьер-министр (1977–83); Нобелевская премия мира (1978 г.)
- Ицхак Шамир - премьер-министр (1983–84, 1986–92)
- Шимон Перес – президент Израиля (2007–2014 гг.); премьер-министр (1984–86, 1995–96); Нобелевская премия мира (1994 г.)
- Биньямин Нетаньяху – премьер-министр (1996–99, 2009–21, 2022 – настоящее время); был министром финансов; председатель партии Ликуд
- Эхуд Барак - премьер-министр (1999–01)
- Ариэль Шарон - премьер-министр (2001–06)
- Эхуд Ольмерт – премьер-министр (2006–09); бывший мэр Иерусалима
- Рехавам Зееви - основатель партии Моледет (убит в октябре 2001 г.)
- Йоси Бейлин - лидер партии Мерец-Яхад и участник мирных переговоров
- Йосеф Лапид – бывший лидер Шинуй партии
- Тедди Коллек – бывший мэр Иерусалима
- Шуламит Алони - бывший министр
- Шелли Яхимович - бывший лидер оппозиции
- Мириам Фейрберг
- Яэль Герман
- Из Галаада
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Евреи-ашкенази» . Еврейский университет Иерусалима . Архивировано из оригинала 20 октября 2013 года . Проверено 29 октября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Статистический обзор Израиля, 2009 г., CBS . «Таблица 2.24 – Евреи по стране происхождения и возрасту» (PDF) . Проверено 22 марта 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Левин-Эпштейн, Ной. «Этническое происхождение и идентичность еврейского населения Израиля» (PDF) . Журнал этнических и миграционных исследований . Проверено 1 июля 2023 г.
- ^ Мейерс, Нехемия (12 июля 1997 г.). «Являются ли израильские законы о браке «архаичными и неактуальными»?» . Еженедельник еврейских новостей . Проверено 17 июля 2008 г.
- ^ «Перечень полей – Законодательная власть» . Всемирная книга фактов . ЦРУ. Архивировано из оригинала 13 июня 2007 года . Проверено 8 ноября 2013 г.
- ^ Левин-Эпштейн, Ной; Коэн, Инон (18 августа 2019 г.). «Этническое происхождение и идентичность еврейского населения Израиля» . Журнал этнических и миграционных исследований . 45 (11): 2118–2137. дои : 10.1080/1369183X.2018.1492370 . ISSN 1369-183Х .
- ^ Лифшиз, Кнаан (9 мая 2008 г.). «Подход «плавильного котла» в армии был ошибкой», - говорит глава отделения ЦАХАЛа . Гаарец . Проверено 8 ноября 2013 г.
- ^ Ицхаки, Шломо и Шехтман, Эдна «Плавильный котел»: история успеха? Журнал экономического неравенства, Vol; 7, № 2, июнь 2009 г., стр. 137–51. Более ранняя версия Шехтмана, Эдны и Ицхаки, Шломо. Архивировано 9 ноября 2013 г., в Wayback Machine , Рабочий документ № 32, Центральное статистическое бюро, Иерусалим, ноябрь 2007 г., i + 30 стр.
- ^ Перейти обратно: а б Арон Хеллер (4 апреля 2015 г.). «Как этническая напряженность способствовала победе Нетаньяху» . Времена Израиля.
- ^ Ян Бурума (22 октября 2003 г.). «Что стало с израильскими левыми?» . Хранитель.
- ^ Леон, Ниссим (январь 2015 г.). «Моше Кахлон и политика среднего класса мизрахи в Израиле» (PDF) . Университет Бар-Илан . Университет Бар-Илан и Институт израильских исследований Университета Мэриленда. Архивировано из оригинала (PDF) 15 июня 2018 года . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ Рут Маргалит (20 октября 2016 г.). «Культурная война Мири Регев» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ Лидия Авербух (апрель 2017). «Израиль на пути на Восток?: Культурный и политический подъем мизрахимов» (PDF) . Немецкий институт международных отношений и безопасности : 3–4 . Проверено 14 июня 2018 г.