Jump to content

Фармат

Пхармат ( чеченский : Пхьярмат , латинизированное: Pẋarmat , букв. «создатель нации/языка/земли») — легендарный герой вайнахского народа , который украл огонь для человечества , что позволило им ковать металл, готовить еду и зажигать свои домов и объединения людей в нацию. [ 1 ] За это Пхармат был наказан прикованием к горе Казбек . Пхармат — это вайнахский эквивалент греческого героя Прометея и грузинского героя Амирани и других.

Прометей, несущий огонь, Ян Коссьерс

Пхармат был полубогом , или Нартом , который любил и жалел свой народ, ибо у него не было огня. Единственный огонь в мире хранил жестокий бог Села, [ 2 ] бог звезд, грома и молний. Села вел свою огненную колесницу по небу и пускал на землю стрелы-молнии, чтобы продемонстрировать свою силу и подавить нартов.

Поскольку у них не было огня, нарты питались сырой пищей и холодным молоком и не занимались земледелием. Долгое время нарты вели несчастную жизнь. Села знала это и была рада видеть их такими несчастными — как и все остальные боги, кроме жены Сэлы Саты . Сата заботилась о нартах, но боялась мужа.

Однажды появился отважный богатырь Пхармат. Пхармат знал об огне в Аду ( чеченский : ЖуйжгИати, Джуейгати ) на вершине горы Башлам . Однажды он решил украсть его. Для своего путешествия он выковал без тепла одежду, меч и щит из бронзы . Он сел на своего коня Турпала и отправился в путь.

Сата приняла облик птицы и села на вершину горы. Она обратилась к Пхармату человеческим голосом: «О могучий нарт, ты не случайно достиг вершины Башлама . Ты пришел за огнем». Пхармат ответил: «Люди нуждаются в тепле, в свете. Я вернусь на Землю только в том случае, если мне удастся вернуть огонь!» Увидев, насколько сильны нарт и его конь, Сата пообещал помочь ему в поисках огня. Она посоветовала ему, как их получить, и предупредила о возможной опасности и жестокости Сэлы.

Пхармату также помог старший брат, который подарил ему карз , тростниковое растение с мягкой внутренней сердцевиной и куском угля внутри. Уголь очень сильно притягивался к огню; пока он горел, его искры впились в карз , проделав в итоге восемь дырок и превратив карз в тростниковую свирель , способную издавать музыку, ранее неизвестную нартам.

Пхармат перепрыгнул через Ад и схватил горящее полено. Села, разгневанный тем, что нарт поступил против его воли, сразу пустился в погоню, но благородный конь Пхармата, Турпал, был так быстр, что разгневанный бог не смог его догнать. Ничего не устрашив, Села развязал моток, в котором хранил ночную тьму, и выпустил его на свободу, так что Пхармат быстро заблудился во мраке. Однако добрая Сата, все еще в форме птицы, прилетела ему на помощь, ведя его сквозь тьму. Снова удержавшись от своей добычи, Села развязал два других своих мотка, в которых хранился шторм и страшный холод, однако доблестный Пхармат и его огненный конь преодолели и эти препятствия и с трудом прорвались сквозь воющую метель к великой пещере, где собрались все нарты. вместе для защиты от холода, бури и тьмы. Он дал им огонь и сказал им: «Вот огонь для вас! Размножайтесь и станьте великим племенем. Согревайтесь, освещайте свои дома, пещеры, башни; готовьте, готовьте пищу с этого момента. Радуйтесь!»

После этого Села послал своего слугу -циклопа Уджа наказать неверного Пхармата. Уджа приковал Пхармата к вершине горы Башлам бронзовыми цепями. Сокол Ида каждое утро приходит в Пхармат. По воле Селы он сидит на коленях Пхармата и клювом рвет ему печень. [ 3 ]

Турпал был легендарным конем, способным обогнать молнию, который всегда свободно бродил, пасся среди семи гор и пил морскую воду. Пхармат выбрал Турпала своим конем, [ 2 ] зная, что даже молнии Селы не позволят ему поймать Пхармата на Турпале, что заставило Селу развязать его мотки. Турпал означает «герой» на нахском языке и используется как мужское имя.

Гора Башлам

Гора Башлам

[ редактировать ]

Башлам известен большей части мира как гора Казбек . Ныне замерзшая гора Башлам – это место, на вершине которого разместился пылающий ад Селы. Башлам — спящий стратовулкан и одна из главных гор Кавказа , расположенная в Грузии . [ 4 ] Последнее извержение Башлама произошло около 750 г. до н. э., и некоторые мотивы, присутствующие в легенде, могут быть связаны с воспоминаниями об огненной лаве и облаках темного пепла во время извержения вулкана. Башлам – нахское название горы Казбек, в переводе – Литая гора. Башлам всегда был священным местом для нахов и домом тукхумов Акхи и Нарт-Орстхой .

Эквиваленты Пхармата в других традициях

[ редактировать ]

Фигуры, подобные Пхармату, встречаются и в других традициях: греческой, армянской, черкесской, абхазской, грузинской, осетинской, римской и так далее. Однако между разными версиями фигуры так называемого «Прометея» есть заметные различия.

Природа бога противостоит герою

[ редактировать ]

Во всех версиях фигура «Прометея» сражается с могущественным богом, лишившим человечество огня. Однако другие характеристики этого бога различаются:

  • Греческая версия – Прометей и Зевс.

В греческой версии бог, которому противостоит Прометей, на самом деле является главным главой патриархального пантеона Зевсом, который почти всегда рассматривается в положительном свете, как любящий Всеотец, как мудрый правитель всего и т. д. Прометея — один из немногих случаев, когда к нему относятся негативно. Зевс охраняет огонь, чтобы сдерживать человечество, потому что он знает, что, как только у человечества появится огонь, оно сможет создавать оружие и прогрессировать, что в конечном итоге приведет к способности свергнуть его правление. В некоторых версиях он также утверждает, что человечеству лучше жить в невежестве и отсталости, без огня, который часто символизируется его разрушительной природой, контрастирующей с его использованием в промышленности.

  • Греческая версия – Кронос и Уран.

В другой греческой сказке «Уран » дедушка Зевса изначально был правителем вселенной. Он правил железным кулаком и испытывал параноидальный страх быть свергнутым, что привело его к угнетению собственных детей, Титанов первого поколения (шестерых мужчин, включая Кроноса , самого младшего, и шести женщин). Эта история не включала в себя какую-либо кражу огня, а, скорее, свержение Урана Кроносом (Уран Сатурном в очень похожей латинской версии) принесло человечеству знания о сельском хозяйстве. Грекам и другим индоевропейцам для земледелия не требовался огонь, поэтому рассказы о том, как человечество его приобрело, расходятся отдельно.

  • Вайнахская версия

По большей части вайнахская версия чрезвычайно похожа на греческую версию Прометея. Однако Села является не главой пантеона, как Зевс, а главным богом, но он не является главой пантеона (которым была бы Дела). Как и Зевс, Села владеет громом и молниями и использует молнии в качестве оружия. Однако он имеет некоторые общие характеристики с греческим Ураном : он бог звезд и неба. Личность Селы также напоминает личность Урана.

Характер героя

[ редактировать ]

Персонаж Пхармата может быть богом, полубогом или смертным.

Подарки, даримые человеку, и их значение

[ редактировать ]
  • Вайнахская версия

Человечество обрело и огонь, и земледелие в результате конфликта между Пхарматом и Селой. Человечество также получает от этого дела свой первый инструмент - тростниковую трубку, а вместе с ним и музыку, которая в вайнахской культуре считалась очень важной и имела мистические свойства. [ 5 ] Помимо огня, сельского хозяйства, тростниковой трубки и музыки, происхождение угля (данного Пхармату, находясь внутри карза также объясняется ), и то, как человек его получает.

  • Греческая версия

Человечеству дан только огонь, с помощью которого оно может создавать инструменты. Это иллюстрирует важность кузницы в индоевропейской культуре. Греческий эквивалент вайнахского карза — полый гигантский стебель фенхеля , в котором Прометей переносит огонь с неба на землю — как это описано в Гесиода » «Теогонии ( 565–566 ) и «Трудах и днях». ( 50 ) и Псевдо-Аполлодор (Библиотека, 1.7.1 ).

Актуальность к дискуссии о родине индоевропейской языковой семьи.

[ редактировать ]

Коренные религиозные традиции с фигурой, эквивалентной Пхармату, принадлежат народам Кавказа и некоторым индоевропейским народам, как на Кавказе, так и в других местах. Кажется, это подтверждает гипотезу о том, что первоначальная родина индоевропейских народов находилась непосредственно на севере Кавказа, касаясь как Черного, так и Каспийского морей и, возможно, простираясь на север вдоль Волги, а также несколько на запад, в сторону Украины. Эта гипотеза (известная как Курганская гипотеза ) в настоящее время является наиболее широко принятой, в отличие от гипотез о том, что индоевропейские языки возникли на Анатолийских равнинах , на Армянском нагорье , в Индии, на Балканах или в исконных славянских языках. родины, или что они были sprachbund . Сравнение различных версий сказаний также подтверждает тот факт, что первоначальные индоевропейцы, вероятно, имели более интенсивный культурный обмен с Северным Кавказом, чем с Южным Кавказом: формы, наиболее близкие к индоевропейским версиям сказания, по сути, являются Черкесская версия и вайнахская версия. Черкесское и абхазское имя героя — Патараз . [ 6 ] в котором обнаруживается весьма заметное сходство с греческим именем Прометей, сходным с большинством других индоевропейских версий; сравнивая этих двоих, можно также отметить сходство Пхармата. Вполне возможно, что Патараз, Прометей, Пхармат и, возможно, другие — корни одного и того же первоначального имени.

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Леча Ильясов. Разнообразие чеченской культуры: от исторических корней до современности. ISBN   978-5-904549-02-2
  2. ^ Jump up to: а б Древние верования ингушей и чеченцев Мариэль Цароева. ISBN   2-7068-1792-5
  3. ^ Амджад М. Джаймуха (1 марта 2005 г.). Чеченцы: справочник (1-е изд.). Рутледж. п. 111. ИСБН  978-0-415-32328-4 . Проверено 14 августа 2009 г.
  4. ^ Атлас Сакартвелос Географиули (Атлас Грузии) . стр. 56: Гия Карчхаджис Гамомцемлоба, Тбилиси. 2006. ISBN  99940-34-50-2 . {{cite book}}:CS1 maint:location ( ссылка ) (Все подробные карты, от советских топографических карт 1970-х годов до публикаций последних лет, четко показывают этот пик, падающий именно на границу.)
  5. ^ «Чеченский народ: портрет этнических особенностей» . Шамсали.орг . Проверено 25 февраля 2019 г.
  6. ^ «Прометей среди черкесов Джона Коларуссо» . Архивировано из оригинала 24 мая 2011 г. Проверено 24 мая 2011 г.
  7. ^ Sergey Stratanovsky . "Пхармат прикованный" (in Russian) . Retrieved 2020-11-14 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6d007f80cf7754861cd6150279b48092__1673163960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6d/92/6d007f80cf7754861cd6150279b48092.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pkharmat - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)