Фармат
Пхармат ( чеченский : Пхьярмат , латинизированное: Pẋarmat , букв. «создатель нации/языка/земли») — легендарный герой вайнахского народа , который украл огонь для человечества , что позволило им ковать металл, готовить еду и зажигать свои домов и объединения людей в нацию. [ 1 ] За это Пхармат был наказан прикованием к горе Казбек . Пхармат — это вайнахский эквивалент греческого героя Прометея и грузинского героя Амирани и других.
Сказка
[ редактировать ]
Пхармат был полубогом , или Нартом , который любил и жалел свой народ, ибо у него не было огня. Единственный огонь в мире хранил жестокий бог Села, [ 2 ] бог звезд, грома и молний. Села вел свою огненную колесницу по небу и пускал на землю стрелы-молнии, чтобы продемонстрировать свою силу и подавить нартов.
Поскольку у них не было огня, нарты питались сырой пищей и холодным молоком и не занимались земледелием. Долгое время нарты вели несчастную жизнь. Села знала это и была рада видеть их такими несчастными — как и все остальные боги, кроме жены Сэлы Саты . Сата заботилась о нартах, но боялась мужа.
Однажды появился отважный богатырь Пхармат. Пхармат знал об огне в Аду ( чеченский : ЖуйжгИати, Джуейгати ) на вершине горы Башлам . Однажды он решил украсть его. Для своего путешествия он выковал без тепла одежду, меч и щит из бронзы . Он сел на своего коня Турпала и отправился в путь.
Сата приняла облик птицы и села на вершину горы. Она обратилась к Пхармату человеческим голосом: «О могучий нарт, ты не случайно достиг вершины Башлама . Ты пришел за огнем». Пхармат ответил: «Люди нуждаются в тепле, в свете. Я вернусь на Землю только в том случае, если мне удастся вернуть огонь!» Увидев, насколько сильны нарт и его конь, Сата пообещал помочь ему в поисках огня. Она посоветовала ему, как их получить, и предупредила о возможной опасности и жестокости Сэлы.
Пхармату также помог старший брат, который подарил ему карз , тростниковое растение с мягкой внутренней сердцевиной и куском угля внутри. Уголь очень сильно притягивался к огню; пока он горел, его искры впились в карз , проделав в итоге восемь дырок и превратив карз в тростниковую свирель , способную издавать музыку, ранее неизвестную нартам.
Пхармат перепрыгнул через Ад и схватил горящее полено. Села, разгневанный тем, что нарт поступил против его воли, сразу пустился в погоню, но благородный конь Пхармата, Турпал, был так быстр, что разгневанный бог не смог его догнать. Ничего не устрашив, Села развязал моток, в котором хранил ночную тьму, и выпустил его на свободу, так что Пхармат быстро заблудился во мраке. Однако добрая Сата, все еще в форме птицы, прилетела ему на помощь, ведя его сквозь тьму. Снова удержавшись от своей добычи, Села развязал два других своих мотка, в которых хранился шторм и страшный холод, однако доблестный Пхармат и его огненный конь преодолели и эти препятствия и с трудом прорвались сквозь воющую метель к великой пещере, где собрались все нарты. вместе для защиты от холода, бури и тьмы. Он дал им огонь и сказал им: «Вот огонь для вас! Размножайтесь и станьте великим племенем. Согревайтесь, освещайте свои дома, пещеры, башни; готовьте, готовьте пищу с этого момента. Радуйтесь!»
После этого Села послал своего слугу -циклопа Уджа наказать неверного Пхармата. Уджа приковал Пхармата к вершине горы Башлам бронзовыми цепями. Сокол Ида каждое утро приходит в Пхармат. По воле Селы он сидит на коленях Пхармата и клювом рвет ему печень. [ 3 ]
Турпал
[ редактировать ]Турпал был легендарным конем, способным обогнать молнию, который всегда свободно бродил, пасся среди семи гор и пил морскую воду. Пхармат выбрал Турпала своим конем, [ 2 ] зная, что даже молнии Селы не позволят ему поймать Пхармата на Турпале, что заставило Селу развязать его мотки. Турпал означает «герой» на нахском языке и используется как мужское имя.

Гора Башлам
[ редактировать ]Башлам известен большей части мира как гора Казбек . Ныне замерзшая гора Башлам – это место, на вершине которого разместился пылающий ад Селы. Башлам — спящий стратовулкан и одна из главных гор Кавказа , расположенная в Грузии . [ 4 ] Последнее извержение Башлама произошло около 750 г. до н. э., и некоторые мотивы, присутствующие в легенде, могут быть связаны с воспоминаниями об огненной лаве и облаках темного пепла во время извержения вулкана. Башлам – нахское название горы Казбек, в переводе – Литая гора. Башлам всегда был священным местом для нахов и домом тукхумов Акхи и Нарт-Орстхой .
Эквиваленты Пхармата в других традициях
[ редактировать ]Фигуры, подобные Пхармату, встречаются и в других традициях: греческой, армянской, черкесской, абхазской, грузинской, осетинской, римской и так далее. Однако между разными версиями фигуры так называемого «Прометея» есть заметные различия.
Природа бога противостоит герою
[ редактировать ]Во всех версиях фигура «Прометея» сражается с могущественным богом, лишившим человечество огня. Однако другие характеристики этого бога различаются:
- Греческая версия – Прометей и Зевс.
В греческой версии бог, которому противостоит Прометей, на самом деле является главным главой патриархального пантеона Зевсом, который почти всегда рассматривается в положительном свете, как любящий Всеотец, как мудрый правитель всего и т. д. Прометея — один из немногих случаев, когда к нему относятся негативно. Зевс охраняет огонь, чтобы сдерживать человечество, потому что он знает, что, как только у человечества появится огонь, оно сможет создавать оружие и прогрессировать, что в конечном итоге приведет к способности свергнуть его правление. В некоторых версиях он также утверждает, что человечеству лучше жить в невежестве и отсталости, без огня, который часто символизируется его разрушительной природой, контрастирующей с его использованием в промышленности.
- Греческая версия – Кронос и Уран.
В другой греческой сказке «Уран » дедушка Зевса изначально был правителем вселенной. Он правил железным кулаком и испытывал параноидальный страх быть свергнутым, что привело его к угнетению собственных детей, Титанов первого поколения (шестерых мужчин, включая Кроноса , самого младшего, и шести женщин). Эта история не включала в себя какую-либо кражу огня, а, скорее, свержение Урана Кроносом (Уран Сатурном в очень похожей латинской версии) принесло человечеству знания о сельском хозяйстве. Грекам и другим индоевропейцам для земледелия не требовался огонь, поэтому рассказы о том, как человечество его приобрело, расходятся отдельно.
- Вайнахская версия
По большей части вайнахская версия чрезвычайно похожа на греческую версию Прометея. Однако Села является не главой пантеона, как Зевс, а главным богом, но он не является главой пантеона (которым была бы Дела). Как и Зевс, Села владеет громом и молниями и использует молнии в качестве оружия. Однако он имеет некоторые общие характеристики с греческим Ураном : он бог звезд и неба. Личность Селы также напоминает личность Урана.
Характер героя
[ редактировать ]Персонаж Пхармата может быть богом, полубогом или смертным.
Подарки, даримые человеку, и их значение
[ редактировать ]- Вайнахская версия
Человечество обрело и огонь, и земледелие в результате конфликта между Пхарматом и Селой. Человечество также получает от этого дела свой первый инструмент - тростниковую трубку, а вместе с ним и музыку, которая в вайнахской культуре считалась очень важной и имела мистические свойства. [ 5 ] Помимо огня, сельского хозяйства, тростниковой трубки и музыки, происхождение угля (данного Пхармату, находясь внутри карза также объясняется ), и то, как человек его получает.
- Греческая версия
Человечеству дан только огонь, с помощью которого оно может создавать инструменты. Это иллюстрирует важность кузницы в индоевропейской культуре. Греческий эквивалент вайнахского карза — полый гигантский стебель фенхеля , в котором Прометей переносит огонь с неба на землю — как это описано в Гесиода » «Теогонии ( 565–566 ) и «Трудах и днях». ( 50 ) и Псевдо-Аполлодор (Библиотека, 1.7.1 ).
Актуальность к дискуссии о родине индоевропейской языковой семьи.
[ редактировать ]Коренные религиозные традиции с фигурой, эквивалентной Пхармату, принадлежат народам Кавказа и некоторым индоевропейским народам, как на Кавказе, так и в других местах. Кажется, это подтверждает гипотезу о том, что первоначальная родина индоевропейских народов находилась непосредственно на севере Кавказа, касаясь как Черного, так и Каспийского морей и, возможно, простираясь на север вдоль Волги, а также несколько на запад, в сторону Украины. Эта гипотеза (известная как Курганская гипотеза ) в настоящее время является наиболее широко принятой, в отличие от гипотез о том, что индоевропейские языки возникли на Анатолийских равнинах , на Армянском нагорье , в Индии, на Балканах или в исконных славянских языках. родины, или что они были sprachbund . Сравнение различных версий сказаний также подтверждает тот факт, что первоначальные индоевропейцы, вероятно, имели более интенсивный культурный обмен с Северным Кавказом, чем с Южным Кавказом: формы, наиболее близкие к индоевропейским версиям сказания, по сути, являются Черкесская версия и вайнахская версия. Черкесское и абхазское имя героя — Патараз . [ 6 ] в котором обнаруживается весьма заметное сходство с греческим именем Прометей, сходным с большинством других индоевропейских версий; сравнивая этих двоих, можно также отметить сходство Пхармата. Вполне возможно, что Патараз, Прометей, Пхармат и, возможно, другие — корни одного и того же первоначального имени.
В популярной культуре
[ редактировать ]- Русский поэт Сергей Стратановский драма «Пхармат в цепях (2001) основана на мифе. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Леча Ильясов. Разнообразие чеченской культуры: от исторических корней до современности. ISBN 978-5-904549-02-2
- ^ Jump up to: а б Древние верования ингушей и чеченцев Мариэль Цароева. ISBN 2-7068-1792-5
- ^ Амджад М. Джаймуха (1 марта 2005 г.). Чеченцы: справочник (1-е изд.). Рутледж. п. 111. ИСБН 978-0-415-32328-4 . Проверено 14 августа 2009 г.
- ^ Атлас Сакартвелос Географиули (Атлас Грузии) . стр. 56: Гия Карчхаджис Гамомцемлоба, Тбилиси. 2006. ISBN 99940-34-50-2 .
{{cite book}}
:CS1 maint:location ( ссылка ) (Все подробные карты, от советских топографических карт 1970-х годов до публикаций последних лет, четко показывают этот пик, падающий именно на границу.) - ^ «Чеченский народ: портрет этнических особенностей» . Шамсали.орг . Проверено 25 февраля 2019 г.
- ^ «Прометей среди черкесов Джона Коларуссо» . Архивировано из оригинала 24 мая 2011 г. Проверено 24 мая 2011 г.
- ^ Sergey Stratanovsky . "Пхармат прикованный" (in Russian) . Retrieved 2020-11-14 .